Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

ВОПРОС 39.Общественный прогресс и его критерии



ОБЩЕСТВЕННЫЙ ПРОГРЕСС - направление развития общества, характеризующееся необратимостью глубоких социальных изменений суть которых состоит в конечном счете в возрастании степени свободы че­ловека, понимаемой как процесс его гражданской и профессиональной са­мореализации, не причиняющей злонамеренного ущерба другим людям и сопряженной тем самым с индивидуальной ответственностью за указан­ный процесс. Экономическое, политическое, духовно-культурное совер­шенствование общества рассматривается при этом под углом зрения фор­мирования общественных условий отмеченной самореализации и в един­стве с явлениями застоя и регресивно-попятного движения.

В своих взглядах на историю философы разделились на две группы: *тех, кто рассматривает историю как хаотичный, случайный процесс, лишенный логики, закономерностей, направленности (например. иррационалисты); *тех, кто видит определенную логику в истории, считая историю целенаправленным, закономерным процессом, — к данной катего­рии относится большинство философов.

Среди подходов к истории как к внутренне логическому и зако­номерному процессу особо выделяются (наиболее распространены, обоснованы, популярны) формационный, цивилизационный и культу­рологический подходы. Имеются также и иные подходы. Формационный подход был предложен основоположниками мар­ксизма — К. Марксом и Ф. Энгельсом, развит В. И. Лениным. Клю­чевое понятие, используемое при формационном подходе — обще­ственно-экономическая формация. Общественно-экономическая формация представляет собой сово­купность производственных отношений, уровня развития производи­тельных сил, общественных связей, политического строя на опреде­ленном этапе исторического развития. Вся история рассматривается как закономерный процесс смены об­щественно-экономических формаций. Каждая новая формация вызре­вает в недрах предыдущей, отрицает ее и затем уже сама отрицается еще более новой формацией. Каждая формация является более вы­соким типом организации общества. Классиками марксизма объясняется и механизм перехода от од­ной формации к другой. В общественно-экономической формации есть два главных компонента — базис и надстройка. Базис — экономика общества, составляющими которой являются производительные силы и произ­водственные отношения. Надстройка — государство, политические, общественные институты. К переходу от одной общественно-эконо­мической формации к другой приводят изменения в экономическом базисе. Производительные силы постоянно развиваются, совершенствуют­ся, а производственные отношения остаются прежними. Возникает конфликт, противоречие между новым уровнем производительных сил и устаревшими производственными отношениями. Рано или поздно, насильственным либо мирным путем происходят изменения в эконо­мическом базисе — производственные отношения либо постепенно, либо путем коренной ломки и замены их новыми приходят в соответ­ствие с новым уровнем производительных сил. Изменившийся экономический базис ведет к изменению полити­ческой надстройки (либо она приспосабливается к новому базису, ли­бо сметается движущими силами истории) — возникает новая, нахо­дящаяся на более высоком качественном уровне общественно-экономическая формация. В каждом конкретном обществе производственные отношения не только образуют более или менее целостную систему, но и в свою оче­редь являются фундаментом всех остальных отношений и социально­го организма в целом. Производственные отношения в истории человечества существо­вали в нескольких основных типахпервобытно-общинный, рабо­владельческий, феодальный, капиталистический, причем последующий развивался из предыдущего. Поэтому все конкретные общества, не­смотря на очевидные различия между собой (например, афинское арабское, вавилонское, египетское), относятся к одной и той же сту­пени исторического развития (рабовладельческой), если в качестве своей экономической основы имеют один и тот же тип производст­венных отношений. В результате все наблюдавшееся в истории множество социаль­ных систем было-сведено к нескольким типам, получившим название общественно-экономической формации. В фундаменте каждой формации лежат определенные производи­тельные силы — орудия труда и люди с их умениями и навыками, их характер и уровень. Базисом общественно-экономической формации являются произ­водственные отношения (отношения между людьми, складывающие­ся в процессе производства, распределения, обмена и потребления материальных благ) под воздействием характера и уровня развития производительных сил. На этом базисе вырастает все здание общест­венно-экономической формации. Далее, производственные отношения определяют собой возвышающуюся под ними надстройку, т. е. совокупность политических, пра­вовых, моральных, художественных, философских, религиозных взглядов общества и соответствующих этим взглядам отношений и уч­реждений. Именно по отношению к надстройке, равно как и к дру­гим внеэкономическим элементам формации, производственные от­ношения выступают как экономический базис общества. В состав формации включаются этнические формы общности лю­дей (род, племя, народность, нация) обусловленные в своем возник­новении, эволюции и исчезновении обеими сторонами способа про­изводства: как характером производственных отношений, так и сту­пенью развития произзодительных сил. Также в состав формации входит тип и форма семьи, которые на каждом историческом этапе предопределены обеими сторонами спо­соба производства. Общественно-экономическая формация есть общество на определенной ступени исторического развития, характеризующаяся специ­фическим экономическим базисом и соответствующими ему политической и духовной надстройками, историческими формами общности людей, типом и формой семьи. В чистом вида ни в одной стране общественно-экономическая фор­мация не обнаруживается: всегда присутствуют такие общественные Квязи и учреждения, которые принадлежат другим формациям. В целом К. Марксом было выделено пять общественно-экономимеских формаций: • первобытно-общинная; • рабовладельческая;

• феодальная; • капиталистическая;• коммунистическая (социалистическая).

Цивилизационный подход был предложен Арнольдом Тойнби( 1889 —1975). Центральное понятие, используемое его сторонника­ми, — цивилизация. Цивилизация, по Тойнби, — устойчивая общность людей, объеди­ненных духовными традициями, сходным образом жизни, географи­ческими, историческими рамками. История — нелинейный процесс. Это процесс зарождения, жиз-ти, гибели не связанных друге другом цивилизаций в различных угол­ках Земли. Согласно Тойнби, цивилизации могут быть основными и локальными. Основные цивилизации оставляют яркий след в истории чело­вечества, косвенно влияют (особенно религиозно) на другие цивилизации, Локальные цивилизации, как правило, замыкаются в националь­ных рамках. К основным цивилизациям относятся (относились): • шумерская;• вавилонская;• минойская;• эллинская (греческая); • китайская;• индусская;• исламская;• христианская;• некоторые другие цивилизации. Локальных (национальных) цивилизаций, заслуживающих внима­ния, по Тойнби, в истории человечества насчитывалось около 30 (аме­риканская, германская, русская и т. д.). Движущими силами истории, согласно Тойнби, являются: • вызов, брошенный цивилизации извне (невыгодное географиче­ское положение, отставание от других цивилизаций, военная аг­рессия); • ответ цивилизации в целом на вызов;• деятельность талантливых, богоизбранных личностей (великих лю­дей). Развитие всей истории строится по схеме «вызов — ответ». По своей внутренней структуре цивилизация состоит из: •творческого меньшинства;• инертного большинства. Творческое меньшинство ведет за собой инертное большинство, чтобы дать ответ на вызовы, брошенные цивилизации.Творческое меньшинство не всегда может определять жизнь боль­шинства. Большинство склонно «тушить» энергию меньшинства, по­глощать его. В этом случае развитие прекращается, начинается застой. Цивилизации конечны в своем существовании. Подобно людям, они рождаются, растут, живут и умирают. Каждая цивилизация в своей судьбе проходит четыре стадии: • зарождение;• рост;• надлом;• дезинтеграция, завершающаяся смертью и полным исчезновени­ем цивилизации.





Дата публикования: 2014-12-08; Прочитано: 609 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.007 с)...