Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

ВОПРОС 34.Философия веры



Существуют градации, типы веры. В ее понимании выделяется несколько парадигм.

1)ВЕРА – УТВЕРЖДЕНИЕ БОГА В рамках первой парадигмы и этапа развития феномена, под верой понимается и мнение, и убеждение - любая установка, связанная с символикой Бога и утверждением Его существования. Вне веры в сверхъестествен­ное рели­гия невозможна. Верующий человек – это тот, кто участвует в обрядах, годичной, недельной и суточной литургии, следует традиционным религиозным нормам, регулярно посещает церковь. Только священники имеют право говорить о вере, душе и морали. Вне воцерковленности ни духовность, ни нравственности невозможны. Атеизм является нравственным - в максиме юридическим и государственным – преступлением. Спасение определяется членством в конфессиональной общине. При этом вера и спасение не предполагает трансформацию личности, воплощение таких черт как милосердие, эмпатия.

2)ВЕРА КАК ЭМОЦИЯ Родоначальником данного подхода является Аристо­тель. Вера для него - психологическая, эмоциональная сторона убеждений, показатель субъективности мнения. Убеждения основываются на доказательности и аргументированности, им сопутствует logos. Чувства же объективных оснований лишены. Восприятие нимф, демонов мимолетно, зависит от преходящих эмоциональных состояний. Человек убежден, что дьявола нет, но порой у него возникает чувство, что он существует. Согласно Давиду Юму, вера зависит от эмоций, от приподнятости духа, сосредоточенности внимания, поэтому и самому ментальному акту будет присуща «большая или меньшая сила и живость». Эти эмоции могут быть не только возбуждающие, приятные, но и часто - причиняющие страдания и в силу этого, по Юму, легко становящиеся объектами веры. Для влиятельного теолога Фридриха Шлейермахера религия носит индивидуальный, личностный характер. Вера превращается в частное дело, в индивидуальный феномен, отражающий темперамент, эмоциональный склад каждой личности. К эмоциональной вере неприменимы понятия истинного и ложного. Она не связана с наукой и не только противостоит культуре, но оказывается вне её.

3)ВЕРА В КАЧЕСТВЕ УСТАНОВКИ На следующем этапе своего развития вера являет собой установ­ку последующих восприятия, отношения и действия. Еще Томас Гоббс веру в Бога отождествлял с привычкой, внушенной с детства. Вера определяется воспитанием и образованием, традициями той общности, с которой идентифицирует себя субъект. Таковая вере распространяется на основе принципа подражания. Основной закон подражания (по Г.Тарду) – низшее подражает высшему. Вера - основа идеи причинности. Согласно Д.Юму, вера (belief) складывается на основе по­вторения реакций, впечатлений и придает структурированность и устойчивость из­менчивому опыту. Вера-привычка, по Юму, является субъективной основой идеи причинности. Если мы замечаем, что при множестве повторений образ огня соединяется, ассоциируется с образом теп­ла, а снега - с холодом, то на основе повторения опыта образуется привычка ожидать в соответствующих случаях тепло или холод. Прошлый опыт определяет основание, установку веры. Вера – готовность к действию. Ощущение веры, согласно Чарльзу Пирсу, есть показатель образования привычки, определяющей действия человека. Избавляясь от неприятного чувства, мы стремимся к противоположному – покою и удовлетворению, достижимым лишь в состоянии веры. Пирс разрабатывает систему методов для образова­ния веры-привычки, во многом, как видим, сходной с установкой. В достижении веры из множества способов Пирс выделяет четыре. Это «метод упорства», в соответствии с ним необходимо придерживаться сложившегося мнения, отво­рачиваясь от разрушающих его фактов. Суть «метода авторитета» в том, что в деле выбора индивидуальной веры воля индивида должна быть за­менена волей государства, его институтов, надличных авторитетов. Согласно «априорному методу» принятие идеи вытекает из соответствия разуму человека, его врожденным, архетипическим структурам восприятия. Четвертый «метод науки» Пирса определяет зависимость мнения, привычки, веры от «внешнего постоянства» - объективных фактов и опыта. Границы толерантности. Различие конфессий определяется различием традиций и интересов групп людей их придерживающихся. Традиции, проистекающие из единых с данной верой корней, определяют разделённость этнических общностей. То, что не соответствует воспринятой «привычной» традиции, отрицается и осуждается в качестве богохульного и греховного. Иная религиозная традиция фрустрирует, разрушая чувство удовлетворения от собственной веры. Толерантное отношение к ней исключается.





Дата публикования: 2014-12-08; Прочитано: 381 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.007 с)...