Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

ВОПРОС 37.Формы общественного сознания .моральное и эстетическое сознание



МОРАЛЬНОЕ СОЗНАНИЕ представляет собой оценочное отраже­ние межличностных отношений и отношения людей к различным формам общественной жизни в виде совокупности принципов, правил, норм, которыми люди руководствуются в своем поведении. Эти нормы не институциализированы, они имеют внутренний, самоуправляющий характер. Нравственная оценка осуществляется путем сравнения с идеальным представлением о добре и долге человека перед другими людьми и обществом.

Ядром М.С выступает система нравственных ценностей, представленных в виде понятий. Главная и наиболее универсальная нравственная ценность - добро. Благо - категория морали, употребляемая для обозначения положи­тельной ценности предметов и явлений, удовлетворяющих положительные человеческие потребности.

Добро и зло - предельно общие императивно-оценочные понятия мо­рального сознания и категорий этики. С помощью этих понятий выделяет­ся нравственный аспект деятельности, взаимоотношений людей. Добро чаще всего понимается как синоним нравственно-положительного, а зло -как синоним безнравственного. Добро - это то, что желательно, ценно са­мо по себе, то, что необходимо сохранить, воплотить в своем поведении, а то, что оценивается как зло - устранить, преодолеть, не допустить. Объек­тивным основанием добра является потребность людей друг в друге, во взаимном общении и согласовании своей деятельности.

Долг - категория морали, выражающая превращение требований нравственности, в равной мере относящихся ко всем людям, в личную за­дачу конкретной личности. Д. - осознание личностью моральных обязан­ностей перед обществом. Достоинство - категория морали, выражающая требовательность че­ловека к самому себе как личности и требование уважения к личности со стороны других людей на основе осознания своей ценности.

Категории морали - наиболее общие понятия, которые являются те­ми формами (схемами) поведения и человеческих взаимоотношений, кото­рые организуют, упорядочивают живой нравственный опыт и образуют предметное единство этики и морали. К.М. задают нормативный смысл социальной действительности (справедливость, общественный идеал, смысл жизни и др.); задают особый уровень развития личности и отражают способность человека к самооценке (долг, ответственность, честь, досто­инство, совесть, стыд, гордость, вина, скромность, благородство); а также употребляются для обозначения положительной ценности предметов и че­ловеческой жизни (добро, благо, счастье). Моральная теория - совокупность определяемых обществом прин­ципов, норм, категорий, идеалов, идей о должном, сущем, личном и обще­ственном. В этих элементах четко выражена мировоззренческая направ­ленность: в них закрепляются исторически сложившиеся общественные Представления о добре и зле, долге и чести и т.д. Высшая форма морального теоретизирования - наука этика, в которой определяется сущность морали, ее происхождение, историчность нравственных представлений структура морали и морального сознания и т.п. Моральная психология включает в себя моральные чувства (совесть стыд, честь, достоинство, гордость, самолюбие, любовь, ненависть и др у морально-волевые качества (выдержка, малодушие, смелость, трусость и т.д.), атакже представления людей о моральном и аморальном, следование нравам и обычаям общества и коллектива. Моральная свобода - возможность и способность человека быть са­мостоятельной, самодеятельной и творческой личностью, выражать в мо­ральной деятельности свою собственную, подлинно человеческую сущ­ность. М.С. - это не произвол, не абсолютная свобода, не свобода от мора­ли, это индивидуальная ответственность человека за свое поведение, в том числе свобода от окружения, которое может навязывать ему зло. Моральный выбор - выбор между добром и злом, осуществляемый человеком на основе его субъективных представлений о добре и зле и об­щественных требований. М.В. возможен лишь тогда, когда есть моральная свобода. Нравы - реально практикуемые формы поведения, которые закреп­ляются в психологии людей, втрадициях и обычаях, в общественном мне­нии. Совесть — категория морали, выражающая способность человека к самооценке, основанной на чувстве внутренней моральной ответственно­сти. С. заставляет каждого человека смотреть на свои поступки глазами всех и судить себя от своего собственного имени. Справедливость — категория морали, выражающая социальную сущ­ность межличностных отношений: требование моральной оценки всех че­ловеческих действий в соответствии с общественным идеалом добра и бла­га. Счастье — категория морали, означающая такое состояние человека, которое соответствует наибольшей внутренней удовлетворенности усло­виями своего бытия, полноте и осмысленности жизни, осуществлению сво­его человеческого назначения.

Честь - категория морали, отражающая репутацию и самоуважение человека. Раскрывает отношение человека к самому себе и отношение к нему со стороны общества. Этика (см.: моральная теория). Этикет - строго установленные правила и порядок действий в опре­деленных ситуациях, имеющие символическое и достаточно условное зна­чение (например, этикет обхождения при дворе монархов, этикет в отно­шениях между дипломатами, этикет поведения за столом и т.д.). ЭСТЕТИЧЕСКОЕ СОЗНАНИЕ - художественно-образное и оце­ночное отражение человеком естественной гармонии мира (выражающейся в симметрии, пропорциональности, соразмерности, ритмичности, созву­чии, согласованности всех частей какого-либо целого), а также гармониза­ция («очеловечивание») среды обитания человека в искусстве. Гармония является конечным результатом как творческого процесса, так и процесса восприятия художественного произведения. Э.С. определяется с помощью художественного образа, художественной идеи, эстетического идеала и системы эстетических категорий. На теоретическом уровне Э.С. представ­лено в виде эстетических учений (см. эстетика), а на обыденном - в раз­личных формах эстетического восприятия и воображения. Безобразное - категория эстетики, противоположная прекрасному, выражающая объективное несовершенство явлений, нарушающее пред­ставления о красоте. Б. является все то, что предстает как неупорядочен­ное, аморфное, лишенное целостности, дисгармоничное, уродливое, а так­же аморальное, бесчеловечное и антихудожественное. Возвышенное - категория эстетики, отражающая природные, соци­альные и художественные явления, исключительные по своим характери­стикам. В. вызывает у человека особое эстетическое чувство, связанное с уважением, восхищением, радостью, удивлением, восторгом, огромной внутренней напряженностью. Вместе с тем к нему может примешиваться чувство тревоги, скорби и даже страха, поскольку В. безмерно превосхо­дит воспринимающего его индивида. Героическое - категория эстетики, отражающая ценностный смысл выдающихся по своему значению поступков и деятельности отдельной личности или народа, имеющих большое значение для жизни нации, госу­дарства и всего человечества. Искусство - вид духовного производства, в котором удовлетворяют­ся потребности человека в красоте, художественном творчестве, гармони­зации мира, эстетическом наслаждении. Эти духовные потребности удовлетворяются в процессе создания и восприятия произведений И., творцами которых являются художественно одаренные люди.

Комическое - категория эстетики, использующаяся для определения и оценки тех социальных явлений, нравов, обычаев и поведения людей которые полностью или частично не соответствуют общепризнанным идеалам, а потому вызывают осуждение в форме осмеяния (например,несоответствие возможностей и замысла, несерьезное подражание серьезному, противоречие истинного и мнимого, внутренней ничтожности и притязаний на значительность и т.д.). Смех - необходимая и специфическая эмо­циональная реакция на К. К. имеет различные оттенки: юмор (смех без злобы), ирония (мягкое осмеяние), сатира (злая ирония, выпуклое изобра­жение пороков), сарказм (откровенная насмешка). Красота - качество как явлений жизни, так и произведений искусст­ва которое способно доставлять эстетическое наслаждение чувствам чело­века. К. есть проявление высшей гармонии в эстетическом восприятии че­ловеком мира, поэтому является главной эстетической ценностью и идеа­лом. Сущность красоты можно определить с помощью понятий: гармония, совершенство, единство внутреннего и внешнего, выразительное, изящное, грациозное, возвышенное, жизнеутверждающее, позитивное, оптимистич­ное. Низменное - категория эстетики, противоположная возвышенному и отражающая негативные для восприятия человека качества действительно­сти, противоречащие представлениям о красоте, высоким моральным тре­бованиям, возвышенным идеалам.

Прекрасное — категория эстетики, отражающая и оценивающая явле­ния действительности и произведения искусства с точки зрения их совер­шенства, т.е. полного и гармоничного воплощения в чувственно-предметной форме их внутренней сущности, соответствующей человече­ским идеалам и ценностям. В русском языке П. - «наиболее красивое», «самое красивое». Трагическое - категория эстетики, отражающая глубокие, принципи­альные противоречия (нового и старого, человека и общества, добра и зла, любви и ненависти и т.п.), которые на данном этапе неразрешимы и часто катастрофичны по своим последствиям (например, кончаются гибелью по­ложительных героев). Однако эта гибель ведет к торжеству той общечело­веческой идеи, за которую герой боролся, и открывает историческую пра­вомерность и жизненную будущность положительных начал. Через Т., как правило, утверждается идеал прекрасного. Художественная идея - главная мысль художественного произведе­ния, его жизненный, нравственный и философский смысл. Х.И. не всегда может быть выражена рационально, она воплощается в художественном образе, который соединяет в себе чувственное и рациональное. Художественный образ лежит в основе эстетического отношения человека к миру, является «клеточкой» искусства. Х.О. - способ и форма освоения и воплощения действительности в искусстве, характеризующиеся нераздельным единством субъективных и объективных начал художественного творчества (выражения и отражения), его чувственных и смысловых аспектов. Х.О. является специфической для искусства формой познания оценки мира, выражения духовности. Эстетика - учение о прекрас­ном, об искусстве и о художественном творчестве. Э. исследует сущность и проявление прекрасного, генезис искусства и законы художественного творчества. Э. раскрывает смысл художественного образа, эстетического идеала и эстетических категорий. Это теоретический уровень эстетическо­го сознания. Э. может наполняться идеологическим содержанием, когда искусство рассматривается как одна из форм идеологии и определяется его социальная, классовая и политическая роль. Например, марксистско-ленинская Э. обосновала художественный метод социалистического реа­лизма, т.е. требование к художнику правдиво изображать действитель­ность в ее революционном развитии с целью коммунистического воспита­ния трудящихся. Эстетический идеал - выраженный в художественной форме выс­ший образец духовной и физической красоты, истины и добра, воплощен­ный в человеке. Каждая эпоха выдвигает свой Э.И. Например, в античном искусстве были созданы классические идеальные образы телесной, пла­стической и духовной красоты человека, воплощающие совершенство и мерную гармонию космоса (принцип космологизма). А в XIX в. утвержда­ется Э.И. сам по себе как самостоятельная форма общественного сознания. На этой основе происходит эстетизация мироощущения (например, в ро­мантизме).





Дата публикования: 2014-12-08; Прочитано: 1225 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.006 с)...