Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Разумная вера в истории теологии и психологии



«Понимать, чтобы верить». И П.Абеляр полагал, что вера в божественный авторитет должна основываться на интеллектуальных началах. Вера имеет разумные основания. Для Д. Локка разум и вера не противоречат друг другу. Вера – как твердое согласие ума - может опираться только на разумное основание.

Фома Аквинский: доказательства бытия Божия. По мысли Фомы Аквинского бытие Божие, не являясь самоочевидным, должно быть обосновано через следствия в рамках природного, «естественного откровения», определяемые «натуртеологией». Выявляя в мире атрибут Бога, мы можем говорить о Его бытии. Он указывает на пять классических доказательств бытия Бога, связанных с определением пяти Его атрибутов. В рамках первого доказательства «от движения» Бог есть Перводвигатель. В онтологическом доказательстве Бог предстает как Реальность, Бытие, определяющее все проявления тварного существования. Космологическое доказательство: Бог есть Причина, Первосущность, Необходимость, Совершенство. Телеологическое доказательство: Бог - цель целей, Гармония, Порядок, Целесообразность. Антропологическое: Бог есть Дух и Нравственность, проявляемые в человеке. Вера: превращение вероятного в абсолютное. Как существова­ние мира, так и бытие Бога, для рассудка есть лишь условные, вероятные суждения, отмечает в «Чтениях о Богочеловечестве» Вера дополняет знания, доказательства бытия Бога. Т.Гоббс: вера – гипотеза. Для Т. Гоббса суждение веры по своим интеллектуальным основаниям есть предположение, гипотеза и в этом качестве сосуществует с сомнением. Вера – интуиция и источник аксиом. Вера пророчествует, пред­сказывает, в этом она сродни рациональной интуиции. Подобная вера является источником научных аксиом. Рациональная вера – «атестическая» и «религиозная». Концепция веры-гипотезы соответствует просветительскийпарадигме рационализма. Из единой методологической посылки следуют два внешне противоположных вывода. Согласно просветительско-атеистической схеме, по мере увеличения информированности, приобщения к зна­ниям, должно происходить вытеснение, «выдавливание» религиозной веры, или же превращение веры в убеждение. И в соответствии с парадигмой про­светительско-религиозной,расширение непознанного за счет увеличения сферы знания ведет к обратному - углублению и расширению основания веры.

6) Вера как абсурд Согласно шестой концепции (ап. Павел, Тертуллиан, Б. Паскаль, С. Кьеркегор, М. Унамуно, Н. Бердяев, о. П. Флоренский, К. Барт) сила и глубина веры определяется ее несоизмеримостью с разумом, величиной ее парадоксальности и абсурда.Что внешне соответствует некорректной формуле, приписываемой Тертуллиану: «credo, quia absurdum». Его классическая максима: «Сын Бо­жий распят, нам не стыдно, ибо полагалось бы стыдиться. И умер Сын Божий; это вполне достоверно, ибо ни с чем не сообразно. И после погребения Он воскрес; это несомненно, ибо невозможно (это вероятно, ибо нелепо)». В английском языке данный тип веры обозначается термином «faith». «Faith», в частности, Г. Олпортом рассматривается в качестве выс­шей ступени развития веры. Faith вызывает более глубокие чув­ства, определяет мотивацию и всю жизнь человека. Faith - феномен значимый и интегральный для структуры лич­ности и ее развития; предполагается, что это прежде всего религиозная вера [1950].




Дата публикования: 2014-12-08; Прочитано: 301 | Нарушение авторского права страницы



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.007 с)...