Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

ВОПРОС 33. Ф-фия религии



Ф-фия религииопирается на принципы разума, логики, анализа. Отличается от религиозн.ф-фии (религ.ф-фия: изучение молитвы и веры, опирается на догмы религии). Бог - это в ф-фии религии - символ добра, смысла жизни. Религия восстановление или воспроизводство сакральной связи человека с абсолютом. Классификации религий выстраиваются в соответствии с различными представлениями об абсолютной реальности. РЕЛИГИЯ (лат. religio - благочестие, набожность, святыня) - мировоззрение, миропонимание, мироощущение, а также сопряженное с ними поведение людей и формы его концептуализации, определяемые верой в существование сверхъестественной сферы, артикулируемой в зрелых формах Р. в качестве Бога, божества. Р. предполагает доминирование в душе человека чувства зависимости и долженствования по отношению к дающей опору и достойной поклонения трансцендентной и тайной силе. Р. отражает стремление человека и общества к непосредственной связи с Абсолютом (Богом, богами, субстанцией - безусловным средоточием всего существующего, главной святыней). Религия - форма мировоззрения в которой освоение мира осуществляется через его удвоение, разделение на посюсторонний и потусторонний. РМ продолжает олицетворение сил природы (в виде богов). Внешней социально значимой формой проявления веры служит культ- система утвердившихся ритуалов и догматов. От мифологического оно отличается тем, что раздваивает действительность на 2 мира: сверхестественный и ест-ый

Концепции религии: 1) Ветхозаветная: бог создает мир, животных, чел-ка, землю. Бог вдувает в чел-ка душу, жизнь. Субстратом души явл-ся процесс дыхания. Душа тлеет покуда есть дыхание. В эту душу Бог вкладывает веру в бога, любовь к Богу, к-рое носит безусловный хар-тер=> вера в бога это врожденная установка, т.е. априорная и трансцендентальная уст. Религия получается определяется абсолютным божествен.началом. Религия означ.связь чел-ка с Богом=>Бог открывается ч-ку. 2) Особое место в ф-фии Людвига Фейербаха занимает проблема Бога. 1) Главная идея - Р. порожд-ся чувством зависимости от прир.сил (политеизм). 2) Религия форма антропологии. Проблема Бога есть форма проблемы человека, личности. Р.- форма самопознания чел-ка. 3) Не бог создает чел-ка, а чел-к создал бога - по образу своему и подобию. Это то чем хотел бы себя видеть чел-к. Бог - фантастич.образ чел-ка. Ограниченные черты человека (ум, нравственность, сила) в Боге – абсолютизируются, становятся безграничными, абсолютными. 3) Мифологическая школа: герои, древние Боги- символы персонификации (т.е.через конкретные образы): -прир.циклов (зима-весна; день-ночь); -символы человеческих мотивов, поведение чел-ка. Любая форма деят-ти это служение какому-то Богу (чел-к возделывает почву, воспитывает детей и т.д.). Боги символы мотивов чел-ских: -боги символизирующие эротическое стремление это боги любви (Афродита, Венера, Амур, Эйрос); -процесс образования это боги учебы (Тоn, Афина - богиня мудрости, Меркурий - бог торговли, Гермес – тайного знания). Для них бог это сила В ситуации бессилия чел-к склоняется к богам.4) Эмиль Дюркгейм: соц.сущность религии: 1) тотемизм - первич.форма религии. Почитание живот., растений в качестве богов, родонач-ков. Тотем- символ рода, общности. Тотем характер фамилий- воробьев, Муравьев; 2)религ.нормы тождественны соц.нормам и происходят от них: не убей, не укради. Соц.нормы религии сущ-ет столько же, сколько сущ-ет общ-во. Митинги (шествия) носят религ.хар-р; 3)религия форм-ет соц.чувство, форм-ет нравственность, ограничив.агрессию, социальные нормы поведения; 5) Марксизм: а) религия есть чувство зав-ти, фантастич.отражение земных сил, к-рые господ-ют над чел-ком (болезнь, земные силы). Земные силы принимают образ неземных. б) религия - результат отчуждения; наруш-е отн-й, соц. связей. Как только чел-к обретает себя, устраняется зависимость, эксплуатация - религ-ть устраняется в) страх проецирует отчуждение, чувство опасения. Страх создает богов; г) религия - духовная основа сис-мы эксплуатации. Классов. гнет дополняется духовным.6)Эрих Фромм: Религия- есть сист-ма взглядов и действий, к-рые определяют систему ориентаций и предмет поклонения или почетания. Выделяется две формы религии: авторитарная и гуманистическая. Авторитарная религ-ть: отражает стремление к подчин-ю высшей силе, власти. Бог поним-ся как власть. Любая полит. власть - сокрализир-ся (т.е. обожествл-ся). Обожествляется любая сила. Фараоны - живые боги. Бог- символ огранич. возм-тей чел-ка. Повинуясь богу, чел-к избегает чувства одиночества, чувство незащищенности. Д/этого нужно чем-то жертвовать: жертвует собств-ой личностью, индивид-тью, свободой. Грех - неповиновение, добродетелью полагается повиновение власти. Гуманистическая религ-ть: религия свободы. Великий Инквезитор- символ православ.церкви. Историч.церковь «распинает» Иисуса Христа. Люди бунтовщики, они не могут вынести тяжесть евангелии. Духовная свобода неприятна чел-ку. Церковь отнимает свободу, заменяет ее авторитетом. Способ-ет самоакт-ции личности. Бог- символ челов.сил. Проецир-ся в чувстве всеединства, в любви. Проявл-ся в тоистич.(к-рая связана с идеей бога) и не тоистич. (это так буддизм- самая не авторит.религ-ть). 7) Карл Густав Юнг: религия опр-ся архетипами - частная форма коллект., бессознательного. Личность состоит из подличностей (архетипы). Архетипы- проекция родового опыта, стр-ры опытов наших предков. Каждый архетип проявл-ся в совокупность религ.и нерилиг.образов. Анима - жен. в муж. Психике (пассивность, несамост-ть, лень). Образы - русалки, нимфы, дочери лесного царя; Анимус - М в Ж психики (командов) меркурий, апполон; - тень это сфера вытесненного; то, что стыдно. Образы тени: сатана, дъявол. Общение с теневыми образами; если мы их боимся- они усиливаются. 8) Зигмунд Фрейд: 1) Р-это рационализация собственных действий, основанных на бессознательном. Возникают суеверия. 2) Р.- универс-ый, всеобщий д/всех невроз навязчивых состояний. Состояний – а) ч-ва бессилия, зависимости (для объектов эксплуатации) и б) ч-ва вины (для субъектов эксплуатации). Невроз чел-ка - индивид. религ-ть. Р. - психопатология, невротич.состояние. Чувство вины превращается в комплекс греховности. 3) Р. - следствие инфантильности, неразвитости. Инфантильность чел-ка (детское отн-е). Инфантил - ищет опору у Бога, отличается несамостоятельностью. Р.- временна, по мере развития личности, устранения инфан-ти, зависимости, устроняется и религия. З.Фрейд один из крупнейших богословов 20 века: 4) Р.-сис-ма психологич. защит, вытеснение, репрессирование. Базовые влечения- греховны, они подавляются, но в бессозн-ом остаются. д)Р.-иллюзия приходящая. Исповедь: осознание греха в структуре личности. Исповедь - скрытый диалог, стоящий за монологом. Диалог с идеальным Я, с совестью, с высш. нормами. Атрибут Бога: совесть. Исповедь - осознание греховного в рамках личности. Связана с печалью в осознании грехов. Исповедь есть психотерапия. Покаяние: греховное вытес-ие божеств-ым. Перестает быть Эл-том личности. Грех- покояние страдания. Ч/з чувство страха, стыда. Молитва: - 1) проявл-е, основа самоактулизации личности; 2) М. – тайна, как сам Бог, неизреченна. Фарисеи молятся театрально, демонстративно. Вербальная молитва - начал.форма молитвы. 3) Высшая - молитва как сост-е души; 4) М. - трансцендир-е - выход за границы данного. В этом тождественна медитации. Высшее проявление; 5) Языческий уровень молитвы – в виде мольбы, просьбы. Язычество - проявление первичных, витальных потреб-тей в еде, одежде. 6) Проявление принципа «Пусть будет так». Не воля чел-ка, но Бога, да будет воля твоя, пусть будет то, что есть.; 7) М. - психотерапия, снимает напряжение. 1) проговариваем свои проблемы – становится легче. 2) М. ориентирует на высшие ценности. Проблемы, связанные с ценностями и проблемами б. низшего порядка - устраняются




Дата публикования: 2014-12-08; Прочитано: 401 | Нарушение авторского права страницы



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.007 с)...