Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Философские интерпретации своеобразия общества



Философское понимание общества состоит в интерпретации общества на основе философских воззрений. Античная интерпретация общества на основе справедливости (идея Платона) как ценности не только дошла до наших дней, но и осталась весьма актуальной. Д. Роулз и Ю. Хабермас согласны с тем, что принцип справедливости остается в понимании общества центральным. Но встает вопрос о том, что такое справедливость, как ее достичь. Роулз рассуждает так: вопрос о справедливости решают выбранные представители общества, которые должны быть честными и руководствоваться двумя принципами справедливости: 1) все люди равноправны; 2) надо помогать бедным.

В позиции Роулза обнаруживаются идеи, непосредственные ис­токи которых находятся в философии Нового времени (рационализм, принцип «все равны»), а также в философии прагматизма, что явля­ется сугубо американским изобретением. Хабермас еще энергичнее, чем Роулз, настаивает на необходимости рациональной дискуссии и достижения согласия людей (за счет дискуссий разрешаются мно­гие конфликтные ситуации, значит, надо обеспечить в обществе простор для обмена мнениями). Итак, в античности, в философских ин­терпретациях общества используют концепцию идей и концепцию форм, а также представления о добродетелях человека. В Средние века философское понимание общества основывается на философии абсолютной личности Бога. На этой основе Августин уже в IV в. дает философскую интерпретацию обществу. Он различает «град небесный» и «град земной». Все «в граде земном», что противоречит «граду небесному», Августин критиковал, а смысл истории видел в дви­жении «града земного» к совершенству «града небесного». Разумеется, в ходе истории ее христианская интерпретация при­обретала все,большее многообразие. Современная православная, католическая, протестантская интерпретация общества во многих отношениях отличаются друг от друга. В православии настаивают на особо тесном единстве народа со Всевышним (соборность); в ка­толицизме расстояние между обществом и Богом увеличивают («мы и Он»), в протестантизме во главу угла ставят личное отношение к Богу («Я и Ты»). Однако во всех трех случаях «град земной» интерпретируется как вторичный по отношению к «граду небесному». Итак, многие однажды выработанные философские интерпретации не исчезают бесследно, а возобновляются, иногда почти буквально. В Новое время в философии формируются концепции равноправия членов общества и общественного договора. В христианстве постулировался договор народа с Богом (завет и означает договор). Теперь договор понимается как необходимость, осмысленная в свя­зи с задачей самосохранения человека (Т. Гоббс). «В общественном договоре заключен суверенитет народа, и его нельзя отчуждать в пользу кого бы то ни было», — считал Ж-Ж Руссо. Общественный договор — это признак гражданского общества. Общественный до­говор, гражданское общество —это все творение человека разумно­го. Разумный человек признает право на жизнь, свободу, собствен­ность (Дж. Лот). Другая концепция принадлежит К. Марксу. Люди в обществе «связаны» общественным трудом, развитие которого обеспечива­ет переход от капитализма к социализму. У истоков новейших философских интерпретаций общества стоит социолог Макс Вебер. Согласно Веберу в основе социологи­ческого знания лежит интерпретация социологического действия. Социальное действие обладает смыслом, которым не обладает дей­ствие в природе. Для понимания этого смысла необходима соот­ветствующая интерпретация. Здесь-то и необходима философия. Вебер четко выделяет свою главную мысль: всегда и везде, во все эпохи природу общества понимали как истолкование смысла со­циальных действий людей. В наши дни для этих целей используют новейшие философские направления—феноменологию, герменев­тику, постмодернизм, аналитическую философию. Что такое общество в соответствии с идеями этих направлений? Жизненный мир, более или менее удачно построенный в соответствии с феноменологией сознания (Э. Гуссерль), понимающее бытие в мире (М. Хайдеггер), свободный практический и творческий выбор (М. Фуко), жизнь людей согласно их речевым актам (Дж. Остин).

Итак, общество — это совокупность людей в рамках ими же производимой системы социальных действий и их смыслов.




Дата публикования: 2014-12-08; Прочитано: 662 | Нарушение авторского права страницы



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.006 с)...