Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Проблема человека в истории философии



1) История познания человека свидетельствует о сложности и противоречивости данной проблемы. Каждая философская концепция (несмотря на опре­деленные недостатки и историческую ограничен­ность) добавляла новые черты, открывала новые гра­ни в познании человека. В философии Древней Греции господствовал космологизм в понимании человека. Философы милет­ской школы утверждали: человек содержит в себе все основные элементы стихии, космоса. Демокрит под­черкивал: в какой мере Вселенная является макро­космосом, в такой же мере и человек является микро­космосом. Во второй половине V в. до н. э. в Греции появились софисты. Они сохранили унаследованный от древней философии целостный взгляд на человека и видение его как части природы, но уже начали рас­сматривать его в условиях социокультурного бытия. Устами Протагора они провозгласили тезис: «Чело­век — мера всех вещей». Вслед за софистами про­блему человека разрабатывал Сократ. Он поставил ее в центр своей философии. Девизом Сократа стал призыв, который был вычеканен на вратах храма Аполлона в Дельфах: «Человек, познай самого себя!» Ученик Сократа Платон различал в человеке бес­смертную душу (проявление мира вечного и идеально­го) и тело (проявление всего временного и суетного). Иначе понимал природу человека Аристотель, рассматривая его как «политическое жи­вотное», вершину мировой иерархии: с одной стороны, он внутренне связан с природой, а с дру­гой — противостоит ей, поскольку в нем есть душа — причина и начало человеческого тела. Европейская средневековая философия, опира­ясь на христианскую традицию, выдвигала на первый план религиозно-моральные проблемы человеческо­го существования, разрабатывала проблему соотно­шения между Богом и человеком. Что же главное в этом соотношении? Важнейшим для человека явля­ется спасение, которое христианство понимает как восхождение несовершенной личности к совершен­ной — Богу. Понятие личности было введено Августи­ном Блаженным. Он подчеркивал, что Бог есть сама личность, персона (от лат. — persona). А значит, и че­ловек, созданный по образу и подобию Творца, тоже является личностью. Правда, вследствие грехопаде­ния она утратила совершенство и целостность. Су­щественными составными, или ипостасями, лично­сти являются воля, интеллект и память. Через них пролегают пути совершенствования человеческой души и единения ее с Богом. Оригинальность эпохи Возрождения состоит в от­брасывании каких-либо принципов ограничения зем­ного развития человека. Бог сместился на перифе­рию человеческой жизни. Человек оторвался от него и теперь верит в себя. На место Бога он ста­вит «человекобога» (Федор Достоевский). Приобретая статус действительно богопо­добного существа, человек становится главным предметом духовных поисков. Он ищет опоры прежде всего в себе, в своей душе и своем теле. Превыше всего он ставит своеобразие и уникальность индиви­дуума. Философия Нового времени считала истинно че­ловеческим в человеке то, что делает его представи­телем всего человечества, поэтому сконцентрирова­ла внимание на его всеобщей природе, социальной сущности, универсальности и т. п. Так, новоевропей­ская философия XVII века особое внимание уделяла разуму как специфической особенности человека. Например, Рене Декарт связывал сущность человека с его мышлением: «Мыслю — следовательно, суще­ствую». Рационалистический подход к человеку объе­динялся у Декарта с натуралистическим: он рассмат­ривал человека как реальную связь бездушного и мертвого телесного механизма с разумной душой, которая обладает волей и мыслит. Много внимания проблеме человека уделяли и такие философы Ново­го времени, как Бенедикт Спиноза, Томас Гоббс, Де-ни Дидро, Клод Гельвеции, Жюльен Ламетри. Для немецкой классической философии опреде­ляющим являлось представление о человеке как субъекте духовной деятельности, который создает мир культуры и является носителем общего идеального начала, духа, разума. Иммануил Кант подчеркивал моральный характер при­роды человека, Иоганн Фихте роль деятельности в жизни человека, Георг Гегель — духовность, Людвиг Фейербах — любовь к ближнему. Людвиг Фейербах рассматривал человека как природное существо, высшую ступень природного саморазвития. Чувства и сознание человека являются также природными яв­лениями. Поэтому он говорил о человеке как о чем-то неизменном, абсолютном, а не как о конкретном ис­торическом человеке.Исходным пунктом марксистского понимания че­ловека является трактование его как производной от общества, как продукт и субъект общественно-прак­тической деятельности. Сущностью человека Карл Маркс считал именно совокупность всех обществен­ных отношений. Марксизм обосновал принципиаль­ную незавершенность человека, его открытость миру, «незапрограммированность» раз и навсегда его сущ­ности. Человек самосоздает и саморазвивает себя в процессе исторической и культурной жизни. Мар­ксизму принадлежит трудовая теория происхождения человека, которая анализирует механизм трансфор­мации биологического в социальное. Основные направления китайской философии: даосизм - все сущее путь, где все взаимосвязано и взаи­мозависимо (Лао Цзы - Старый Учитель); конфуцианство — философия поведения в обществе— сдержанность, послушание старшим, осторожность, вос­приятие мира каким он есть (Конфуций); легизм — человек управляет жизнью с помощью устанав­ливаемых им законов, которым необходимо подчиняться (Шан Ян). Основные направления древнеиндийской философии. ведизм — поклонение древнему знанию (ведам); буддизм — отрешение от внешнего мира, сосредоточение всех помыслов на духовной жизни, достижение абсолют­ной просвещенности и вечной жизни.

2) Антропогенез - процесс историко-эволюционного формирования физического типа человека, первоначального развития его трудовой деятельности, речи, а также сложения общества. ПСИХОАНАЛИЗ - понятие, введенное З. Фрейдом для обозначения нового метода изучения и лечения психических расстройств. Экзистенцианализм -философское учение, в центре внимания которого стоит человек. Полагается предметом чел-кая жизнь, чел-кое существование. Философская антропология: основные идеи: 1) Кризис общества-результат кризиса личности. Естественные науки затемняют проблему человека. 2) Человека нельзя определить. Все опр-ия что есть человек-неудачны. 3) Ядро личности составляют ценности. 4) Человек – существо эксцентричное. Выход за границы причинно-следственных отношений – это чудо. 5) Человек (по Ницше) – биологически неспециализированное сущ-во.Культура- форма компенсации человека. 6) Человек-животное создающее символ. Символ связывает нас с тайной. Вся культура символична. В символах отражаются наши страхи и неврозы.

Социальные нормы - общепринятые в обществе правила, регулирующие поведение людей. Социальные нормы имеют жизненно важное значение для общества:

• поддерживают порядок, равновесие в обществе;

• подавляют скрытые в человеке биологические инстинк ты, "окультуривают" человека;

• помогают человеку приобщиться к жизни общества, социа­лизироваться.

Видами социальных норм являются:

• нормы морали;

• нормы группы, коллектива;

• специальные (профессиональные) нормы;

• нормы права.

Нормы морали регулируют наиболее общие варианты по­ведения людей. Они охватывают большой круг обществен­ных отношений, признаны всеми (или большинством); ме­ханизмом обеспечения выполнения требований моральных норм является сам человек (его совесть) и общество, которое может подвергнуть осуждению нарушителя норм морали.

Групповые нормы — особые нормы, регулирующие пове­дение членов узких коллективов (ими могут быть нормы дружеской компании, коллектива, нормы преступной груп­пировки, нормы секты и т. д.).

Специальные (профессиональные) нормы регламентируют поведение представителей тех или иных профессий (например, нормы поведения грузчиков, сезонных рабочих отличаются от норм поведения дипломатов, особые нормы поведения распро­странены среди медработников, артистов, военных и т. д.).

Нормы права отличаются от всех иных социальных норм тем, что они:

• устанавливаются особыми уполномоченными государст­венными органами;

• имеют общеобязательный характер;

• формально-определенны (четко сформулированы в пись­менной форме); *регулируют четко определенный круг общественных отношений (а не общественные отношения вообще); *подкреплены принудительной силой государства (возможностью применения насилия, санкций со стороны специ­альных государственных органов в установленном законом порядке по отношению к лицам, их преступившим).





Дата публикования: 2014-12-08; Прочитано: 479 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.008 с)...