Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

ВОПРОС 27.Проблема истины



ИСТИНА (истинное знание) - результат, к которому постепенно стремится всякое познание. Способ достижения И. зависит от того, как по­нимается мир и сама И. В обыденном сознании И. - это правильное знание о предмете, верное суждение. В философии понятие И. является ареной борьбы различных философских течений. Можно выделить три основных подхода, понимания И.:

1. И. трактуется как объективное явление, присущее объективной дей­ствительности и независимое от сознания человека. Задача последнего -открыть, обнаружить эту истину, существующую в мире. В объективном идеализме И. есть вечное, вневременное свойство идеальных объектов, мирового разума. Теология утверждает, что Бог есть истина, которая мо­жет быть постигнута человеком только в результате божественного откро­вения.

2. И. понимается как субъективное явление. Этот подход представлен множеством точек зрения:

а) априоризм (И. Кант) - И. есть согласие мышления с самим собой, т.е. с его априорными формами;

б) махизм, неопозитивизм (Б. Рассел) - И. есть соответствие мышле­ния ощущениям человека;

в) конвенционализм (А. Пуанкаре, Р. Карнап) - И. есть результат со­глашения или договора между людьми (например, аксиомы эвклидовой или неэвклидовой геометрии принимаются за истинные);

г) теория общезначимости А.А. Богданова — И. есть результат опыта коллективного сознания (если большинство верит в Бога, значит Бог есть;,

д) прагматизм - И. есть то, что полезно, что приносит пользу (Дьюи) И. - это то, во что лучше верить (Д. Джемс);

е) экзистенциализм различает И. общепринятые, т.е. объективные, и И. личностные. Личностная И. - знание сущности бытия, достигаемое в процессе переживания человеком пограничных ситуаций (на грани жизни и смерти).

3. При диалектическом подходе И. понимается как субъективно-объективное явление. И. не принадлежит только миру объектов и не есть чистый продукт сознания, а есть результат взаимодействия субъекта с объектом. Такое понимание И. идет от Аристотеля, который считал, что И. соответствие наших знаний объекту.

Диалектический материализм определяет И. как адекватное отражение объекта субъектом в форме знания (образа), воспроизводящего предмет таким, как он существует вне и независимо от сознания; И. - есть объ-ктивное содержание человеческого сознания, проверяемое практикой.

Характеристика истинности относится только к знаниям, образам, мыслям человека об изучаемом предмете, но не к самому предмету.

Свойствами И, являются: объективность, процессуальность, конкрет­ность и противоречивость (абсолютная и относительная И.). И. объектив­на так как наши знания о мире не зависят от воли и желания людей в том смысле, что не создаются по их произволу, а определяются познаваемым предметом, его свойствами и отношениями. Положение о том, что Земля вращается вокруг своей оси является И., потому что отражает объективный процесс. Признание объективности И. ориентирует человека на проверку знаний посредством сопоставления их с действительностью с помощью логического доказательства или практически. И. является не застывшим на века результатом, но процессом перехода от одной относительной истины к другой, более полной, в тенденции стремящейся к абсолютной истине. И. всегда конкретна, так как верна только для определенных условий, вне которых превращается в ложь. Конкретность И. — свойство, указывающее ее границы. Суждение «вода кипит при 1000С» истинно лишь при обычных условиях, высоко в горах температура кипения меняется. При нарушении принципа конкретности И. превращается в ложь. Истина абсолютная - это адекватное и полное знание об объекте, ко­торое не может быть опровергнуто в дальнейшем. Вечная или И.А. - это цель, к которой стремится познание. Вечные И. типа: «дважды два будет четыре», «Пушкин убит на дуэли в 1837 г.», «Земля вращается вокруг Солнца» - малочисленны. И.А. составляют фундамент процесса познания. Истина относительная - это адекватное, но неполное знание об объ­екте. В тенденции процесс познания есть движение от одной И.О. к дру­гой, более полной и в конечном итоге к И.А. Основной объем знаний со­ставляют И.О., потому что мир, в котором мы живем, безграничен и бес­конечен и даже маленький атом неисчерпаем. Весь мир, каждый отдель­ный предмет находятся в состоянии постоянного изменения и развития.





Дата публикования: 2014-12-08; Прочитано: 385 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.006 с)...