Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Электронные ресурсы



1. Авторские схемы к курсу «Философия права»

2. Справочно-информационная система «Консультант Плюс».

3. Справочно-информационная система «Гарант».

4. Официальный сайт ВАКа – www.vak.ru/

5. Англоязычная база данных «Cambridge Journals Online».

6. Электронная библиотека англоязычных печатных изданий «Oxford Scholarship Online».

7. Electronic journal of comparative law - http//www.ejcl.org/

8. Систему федеральных образовательных порталов:

· URL: http://allpravo.ru/library/

· URL: http://ido.edu.ru/ffec/index.html

· URL: http://www.legislature.ru/

· URL: http://www.lawportal.ru/

· URL: http://www.ribk.net

· URL: http://www.humanities.edu.ru:80/db/msg/77922

· URL: http://www.elib.albertina.ru/

4.4. ГЛОССАРИЙ

Абстрактное право (лат. - отвлеченное) - гегелевское поня­тие, обозначающее первоначальную форму развития общест­венного и индивидуального правосознания.

Абстракция (от лат. abstractio — «отвлечение») — отвлечение в процессе познания от несущественных сторон, свойств, связей предмета или явления с целью выделения их существенных, закономерных признаков; абстрагирование; теоретическое обобщение как результат такого отвлечения.

Автаркия (греч. - самоудовлетворение) - создание замкнуто­го хозяйства в рамках отдельной страны.

Аксиома (др.-греч. ἀξίωμα — утверждение, положение) — утверждение, принимаемое истинным без доказательств, и которое в последующем служит «фундаментом» для построения доказательств в рамках какой-либо теории, дисциплины и т.д.

Аксиология (от греч. - ценность и учение) - учение о цен­ностях, являющееся одним из важных разделов философских теорий XIX - XX вв.; аксиологический - определяемый со­гласно своей ценности, с точки зрения теории ценностей.

Антиномия (от греч. - противоречие внутри самого закона) - противоречие между рядом положений, из которых каждое имеет законную силу.

Антиутопия - художественный образ неправового государства с развитым репрессивно-запретительным законодательством (романы О. Хаксли «Прекрасный новый мир», Е. Замятина «Мы» и др.).

Апология (от греч. - защита) - защитительная речь; речь Со­крата перед судом, также название сочинений Платона и Ксенофонта, посвященные этой речи.

Артефакт юридический (от лат. - искусственно сделанный) - понятие, используемое в современном знании для обозначе­ния искусственных, возникающих при участии человека со­циокультурных фактов и форм, входящих з состав правовой реальности.

Благо - философско-этическая универсалия, обозначающая все то, что отвечает интересам всего человеческого рода в целом и способно служить наиболее полному раскрытию родовой сущ­ности человека.

Большевизм - российское ответвление марксизма, связанное с именами В.И. Ленина, И.В.Сталина, Н.И. Бухарина и других. Б., отрицая буржуазное государство как политическое господ­ство эксплуататорских классов в интересах поддерживания эксплуатации, теоретически обосновывали, а затем реализовывали на практике идею политического господства пролетариа­та, его диктатуры, которая под руководством авангарда проле­тариата - партии большевиков-коммунистов - должна «повес­ти народ к социализму, направлять и организовывать новый строй». Свою конечную цель Б. видели в «уничтожении госу­дарства, т.е. всякого организованного и систематического на­силия, всякого насилия над людьми вообще» (В.И. Ленин «Го­сударство и революция», гл. IV).

Бог - высший предмет религиозной веры, рассматриваемый как личность, считается сущностью, наделенной сверхъестест­венными свойствами; в самом широком смысле - сущность, наделенная всеми совершенствами, символ абсолютного блага, одухотворяющий бытие людей, побуждающий к следованию требованиям нравственных и естественно-правовых норм.

Бюрократия - власть чиновников. Анализ Б. представлен в работах Сен-Симона, О. Конта, М. Вебера, показавших, что в государстве власть не всегда будет передаваться по наследству, а станет сосредотачиваться в руках людей, подготовленных специально к осуществлению управленческих функций. Со­временные теоретики различают 2 типа Б.:

1) представительная, власть которой опирается на высо­кую квалификацию, специальные знания и умения;

2) авторитарная, удерживающая власть с помощью при­нуждения и наказания и сообщающая субъекту самим фактом занятия должности все властные полномочия.

Двойственность Б. выражается в том, что она способна не только осуществлять нужные государству и обществу функ­ции, но и тормозить развитие многих общественных отноше­ний, в том числе духовных, нравственных; способна не только поддерживать правопорядок, но и мешать развитию правоот­ношений, блокировать развитие гражданского общества, пре­пятствовать отстаиванию индивидами своих естественных прав и свобод.

Вероятность (вероятностная мера) — численная мера возможности наступления некоторого события.

Власть - социальное отношение, при котором одни социаль­ные субъекты способны принуждать других субъектов совер­шать определенные действия как нормативного, так и анормативного характера. Многомерность В. позволяет выделить сле­дующие ее свойства. В. - способность требовать подчинения под угрозой санкций; степень свободы от контроля со стороны других лиц; показатель неравенства социальных статусов, при котором один ценится и стоит выше другого; способность вли­ять на жизненные шансы других людей; возможность навязы­вать свою версию порядка вопреки сопротивлению других лю­дей.

Война - организованная вооруженная борьба между государ­ствами (группами государств), классами или нациями (народа­ми). Генезис В. связан с доклассовой историей человечества, но только с формированием государства, появлением политики как специфического вида человеческой деятельности. В. обрела общественно-политическое содержание, вызвала к жизни соб­ственные постоянно действующие институты (армия) и приоб­рела развитые формы.

Воля - способность к выбору цели деятельности и внутренним усилиям, необходимым для ее осуществления. В. - специфиче­ский акт, не сводимый к сознанию и деятельности как таковой. Главное в волевом акте - осознание ценностной характеристи­ки цели действия, ее соответствия принципам и нормам лично­сти.

Воля правовая - твердая устремленность к наведению и обес­печению цивилизованного правопорядка, к властному принуж­дению субъектов к законопослушному поведению.

Выбор - духовно-практическая деятельность, в ходе которой личность осуществляет избирательное предпочтение опреде­ленных ценностей и норм, отвергая другие.

Гетерономия (от греч. - другой) - обусловленность морального и законопослушного поведения не внутренними побуждениями личности, не ее свободной волей, а внешними причинами.

Гипотеза (от др.-греч. ὑπόθεσις — «основание», «предположение») — недоказанное утверждение, предположение или догадка; умозаключение, вывод о высокой вероятности чего-либо, построенный на основаниях (в виде ряда имеющихся наблюдений и перечня известных закономерностей); форма развитий знаний, представляющая собою обоснованное предположение, выдвигаемое с целью выяснения свойств и причин исследуемых явлений.

Господство - распоряжение человеческими действиями. Вся­кое отношение господства является одновременно (хотя и не без исключения) отношением силы.

Государственный интерес - термин, введенный Макиавелли и Ришелье для выражения претензий государства на право не об­ращать внимания на законы, которые оно должно защищать, если этого требуют так называемые высшие государственные интересы. Идея государственного интереса несовместима с идеей правового государства.

Государство - основной институт политической системы клас­сового общества, осуществляющий управление обществом, ох­рану его экономической и социальной структуры. Г. обладает монополией на принуждение в рамках определенной террито­рии, правом на осуществление от имени всего общества внут­ренней и внешней политики, исключительным правом издания законов и правил, обязательных для всего населения, правом взимания налогов и сборов. Первобытнообщинный строй не знал Г. Оно возникло в результате общественного разделения труда, появления частной собственности, расслоения перво­бытной общины и появления классов. Основными признаками Г. являются: наличие особой системы органов и учреждений, осуществляющих функции государственной власти; наличие определенной территории, на которую распространяется юрис­дикция данного Г.

Гражданское общество — целостная совокупность неполити­ческих и неполитизированных духовных и экономических от­ношений в обществе. К гражданским отношениям относятся семейно-родовые, воспитательно-образовательные, религиоз­ные, нравственные, товарно-денежные и др. взаимосвязи, кото­рые связывают людей интересами материального и духовного характера, а в формально-структурном плане представляют со­бой совокупность добровольных объединений, союзов, органи­заций и т.д. Впервые на европейских языках термин Г.О. был употреблен в 16 в. в одном из французских комментариев к ра­боте Аристотеля «Политика».

Гуманизм (человеческий, человечный) - в широком смысле - исторически изменяющаяся система воззрений, признающая ценность человека как личности, его право на свободу, счастье, развитие и проявление своих способностей, считающая благо человека критерием оценки социальных институтов, а принци­пы равенства, справедливости, человечности желаемой нормой отношений между людьми; в узком смысле Г. - культурное движение эпохи Возрождения.

Даосизм - учение древнекитайского мыслителя Jlao-цзы о Дао, которое является вечно единым, неизменным путем, сущест­вующим всегда и на веки веков, являющимся причиной всех изменений.

Девиантное поведение - отклонение от общепринятых норм.

Деизм (от лат. - бог) - форма веры, возникшая в эпоху Про­свещения, в основе которой лежит признание, что хотя бог и существует в мире как его первопричина, однако после сотво­рения мира развитие совершается без его участия; ни чудеса, ни послание его сына на землю не имеют отношения к миру. Представители Д.: Толанд, Шефтсбери - в Англии; Вольтер, Руссо - во Франции; Лессинг - в Германии.

Делинквентная субкультура (от лат. - преступление) - сис­тема специфических ценностей криминальных слоев общества, имеющих в основном асоциальную, аморальную направлен­ность.

Демократия (греч. - народовластие) - форма государствен­но-политического устройства общества, основанная на призна­нии народа в качестве источника власти, на принципах равен­ства и свободы.

Деспотия - форма государства в странах Древнего Востока. Строго централизованная бюрократическая монархия с огром­ным аппаратом управления, характеризующаяся обожествле­нием монарха и строгим подчинением по вертикали.

Детерминация (лат. - определение) - причинная обусловлен­ность явлений и событий. Для позитивно-правового мышления характерна уверенность в том, что каждое правовое и противо­правное деяние имеет свои причины непосредственного харак­тера.

Диалектика (от греч. - искусство вести беседу, спор) - уче­ние о наиболее общих закономерных связях и становлении, развитии бытия и познания и основанный на этом учении ме­тод мышления. Овладение диалектическим мышлением озна­чает рассмотрение действительности во всей ее многогранно­сти, в постоянном движении, противоречивости, борьбе нового со старым.

Добро и зло - нормативно-оценочные категории морального сознания, в предельно обобщенной форме обозначающие, с од­ной стороны, должное и нравственно-положительное, благо, а с другой - нравственно-отрицательное и предосудительное в по­ступках и мотивах людей, в явлениях социальной действитель­ности.

Догма (греч. - мнение) - положение, тезис истинность кото­рого считается неоспоримой и которое вследствие этого кла­дется в основу той или иной теории.

Доктрина - (лат. Doctrina - «учение, наука, обучение, образованность»; философская, политическая, религиозная теория, концепция, учение, система воззрений, руководящий теоретический или политический принцип.

Долг - выступающее в качестве внутреннего переживания принуждение поступать в соответствии с требованиями, исхо­дящих из этических ценностей, и строить свое бытие в соответствии с этими требованиями.

Должное - одна из ведущих нормативно-ценностных катего­рий. В качестве ценности это всегда желаемое, то, что человеку представляется как предмет устремлений, к чему он хотел бы приблизиться. В нормативном смысле Д. предполагает определенный способ социального поведения, отвечающий этическим it правовым критериям.

Достоинство человека - этическая и естественно-правовая ка­тегория, выражающая личностную ценность человека. «Власть нравственной силы над влечениями составляет свободу духа, и в явлении она сказывается в том, что мы называем чувством достоинства» (Шиллер «О грации и достоинстве», 1793). На чувстве собственного достоинства строится самосознание лич­ности как гражданина, готового отстаивать свои права и свобо­ды перед неоправданно жестоким нажимом со стороны госу­дарства. Это же чувство не позволяет ему нарушать нравствен­но-правовые нормы.

Древнегреческая правовая цивилизация - возникла в VIII -VII вв. до н.э., когда шел активный процесс образования поли­сов, т.е. небольших городов-государств, в которых на агоре (городская площадь для народных собраний) публично обсуж­дались и решались вопросы общей значимости. По инициативе Солона (638 — 599 гг. до н.э.) афинское право было приведено в систему, в основу который лег принцип формального равенства всех свободных граждан. Древние греки считали такую право­вую систему соответствующей как морально-юридическим критериям справедливости, так и космологическим представ­лениям о мире и совершенстве.

Дух (лат. буквально - дуновение, тончайший воздух) – в широком смысле слова понятие, которое тождественно идеаль­ному, сознанию, в отличие от материального начала. Представители различных течений философии выделяют субъективный Д (субъект, личность, индивид) и объективный Д. (сознание, оторванное от человека и представленное в качестве самостоя­тельной силы).

Душа - 1) В религии под Д. понимается данная Богом бессмертная, бестелесная и независимая от тела сущность, кото­рая, находясь в теле, определяет индивидуальные способности н личность человека; 2) В истории философии термин Д. упот­ребляется в качестве синонима психики и выражает историче­ски изменявшиеся воззрения на психику и внутренний мир че­ловека.

Евразийство - геополитическое и социально-философское учение, сформировавшееся в 20-30-х гг. XX в. в среде россий­ской эмиграции и сохраняющее идейно-политическое значение па рубеже XX-XXI вв. Ведущими идеологами и основателями Г,, выступали Флоровский, Карсавин, Н.Н. Алексеев, Вернад­ский, Н.С. Трубецкой и др. Программа Е. - сборник «Исход к Востоку. Предчувствия и свершения. Утверждения евразий­цев» (1921 г.). По мнению представителей этого направления, Евразия (особый «срединный» материк, пролегающий от Хин- гана до Карпат и одинаково отличающийся как от Западной I Европы, так и от стран, лежащих к юго-востоку) является ме­стоположением особой евразийской культуры, ядром которой выступает культура восточно-славянских народов - русского, украинского, белорусского. Идеологи Е. уделяли особое вни­мание высокоэффективному культурному и генетическому синтезу «русского» и «туранского» начал евразийской культу­ры. Они считали, что попытки «модернизации» по западноев­ропейским сценариям, в конечном счете, оказываются разру­шительными для жизненного уклада евразийских народов.

Геополитические процессы в «Евразии» конца XX в. (рас­пад СССР, СФРЮ, идеологическая и военно-политическая экс­пансия Запада) резко повысили общественный интерес к идеа­лам Е. Основные черты идеологии современного Е.: 1) при­знание сильного государственного начала в социально- экономическом реформировании, осуществляемом в интересах большинства населения; 2) формирование структур исполни­тельной власти «сверху вниз»; 3) возложение ответственности за основные стратегические решения на всенародно избирае­мого главу государства; 4) ориентация на гармоничное сочета­ние государственной и частной собственности; 5) приоритет интересов сотрудничающих общественных групп в противовес неограниченным индивидуальным потребностям асоциальных индивидов; 6) стремление к сбалансированности между нрав­ственными ценностями и «чистой» экономической целесооб­разностью; 7) доминирование православия как религии, орга­нично сотрудничающего с евразийскими региональными веро­исповеданиями и т.д. Мечта Е. о едином «богочеловеке», о всеедином человечестве противостоит в начале 3 тысячелетия процессам «американизации» мира, несовместимой с русской идеей земного братства людей.

Естественное право - понятие политической и правовой мысли, обозначающее совокупность исходных ценностей, принци­пов, прав, правил, продиктованных естественной природой человека и как бы независимых от конкретных социальных усло­вий и государства. Е.п. выступало всегда как оценочная категория в отношении действующей в данном политическом об­ществе правовой системы, которая объявлялась соответствую­щей или несоответствующей Е.п. и естественной справедливо­сти. Е.п. не тождественно действующему законодательству. Оно предполагает религиозные, метафизические и нравствен­но-этические основания, расширяющие и углубляющие его юридическое содержание. Идея Е.п. развивалась уже в древности, например, использовалась греческими софистами; в сред­ние века она была составной частью религиозных учений; в XVII - XVIII вв. идеологи Просвещения широко использовали со для критики феодальных порядков; идеи Е.п. нашли отраже­ние в американской Декларации независимости (1776 г.), во французской Декларации прав человека и гражданина (1786 г.) и др. актах. В XIX в. понимание права как естественного отступило на второй план: позитивистские концепции признавали только «позитивное» право, установленное законами и в за­мшах осуществляющейся. Но в XX в. произошел процесс воз­рождения Е.п., в ходе которого толкование права стало вклю­чить внутренне присущее норме требование справедливости и соответствующего приспособления права к ценностям сущест­вующего общества.

Естественное состояние - традиционное для западной культу­ры понятие, обозначающее доисторическое, доправовое суще­ствование человеческого рода. Распространенные модели Е.с.:

1) в идиллической модели подчеркивается отсутствие в Е.с. неравенства, эксплуатации, преступлений, господство от­ношений солидарности, доброта, счастливая жизнь на лоне природы, дающей людям свои плоды. Истоки этой модели вос­ходят к мифу о Золотом веке и к библейскому Эдему; класси­ческое воплощение она нашла в философии Ж.-Ж. Руссо;

2) в трагической модели Е.с. имеет место иное представ­ление о человеке: по своей сути он зол, эгоистичен, агрессивен, жаден, поэтому в мире царит нескончаемая война. В работе Т. Гоббса «Левиафан» это состояние представлено как «война всех против всех»;

3) третья модель Е.с. соединяет идиллию с трагедией. Ее примером может служить «Сон смешного человека» Ф.М. Дос­тоевского, где описывается доцивилизационная безмятежность массового существования, обернувшаяся кровавой трагедией.

Закономерность — необходимая, существенная, постоянно повторяющаяся взаимосвязь явлений реального мира, определяющая этапы и формы процесса становления, развития явлений природы, общества и духовной культуры.

Закон — фактологически доказанное утверждение (в рамках теории, концепции, гипотезы), объясняющее объективные факты; либо некое явление, обладающее общностью и повторяемостью и зафиксированное и описанное.

Запад - западная часть Старого света, в переносном смысле - пространство, населенное народами, унаследовавшими культу­ру Запада. Эта культура сложилась на основе Греко-римской античности и христианства, объединяя народы Запада.

Игра - разновидность физической и интеллектуальной дея­тельности, лишенная прямой практической целесообразности и представляющая индивиду возможность самореализации. Как одно из ключевых понятий современной культуры И. представ­лена в классической работе нидерландского философа И. Хейзинги «Человек играющий». Он раскрыл роль игрового начала в правосудии, показав, что уже в ряде древних цивилизаций судо­производство подчинялось троякой классификации: 1) суд как состязание; 2) суд как азартная игра; 3) суд как словесный по­единок. Игровая деятельность может облекаться не только в ци­вилизованные формы, но и принимать вид криминальных дея­ний, превращаться в опасные состязания преступников с поли­цией, властями, государством: преступление часто выглядит как И. без правил, где все средства хороши. Если в И. результаты конструктивны, то в преступлении они деструктивны.

Идеократия (от греч. идеал; власть) - государство с автори­тарным режимом, где идеология имеет всеобъемлющее влия­ние, формируя духовно одномерных индивидов.

Идея (др.-греч. ἰδέα — вид, форма, прообраз) в широком смысле — мысленный прообраз какого-либо предмета, явления, принципа, выделяющий его основные, главные и существенные черты. В ряде философских концепций — умопостигаемый и вечный прообраз реальности.

Инволюция правосознания (от лат. свертывание) - регрес­сивный процесс, в ходе которого сложные нормативно-ценностные структуры разрушаются и в силу этого начинают доминировать более простые и примитивные структуры, легко поддающиеся власти различных идеологий, мифов.

Ислам (араб. - покорность) - мусульманство, одна из трех ми­ровых религий наряду с буддизмом и христианством. Возникла в Хиджазе (в начале VII в.) среди арабских племен Западной Аравии, в условиях разложения патриархально-родового строя и начала формирования классового общества. Современный И. распространен в основном в странах Азии и Африки, играя су­щественную роль в их политической и социокультурной жизни (но многих из них И. — государственная религия, а шариат - основа законодательства). Основатель И. - Мухаммед (570-632), выступавший не только как проповедник, но и как теократический правитель, диктующий приверженцам нормы поведения в различных областях жизни.

История философии права - многовековой процесс развития философского самосознания субъектов права, связанный с различными трактовками смысла и сути закона, правопорядка, справедливости, правосудия, законопослушания, беззакония, преступления, наказания и т.д.

Каноническое право (от греч. - правило) - совокупность ре­лигиозно-правовых предписаний, регулирующих отношения внутри церковной организации, а в феодальном государстве - также между церковью и светскими лицами, семейные отноше­ния. Источниками К.п. являлись: священное писание, постанов­ления церковных соборов, нормативные акты пап (конституции, буллы, энциклики). К.п. оказало влияние на светское право.

Каста (португ. - род, происхождение) - эндогамная группа людей, занимающая строго определенное место в социальной иерархии, связанная с традиционными занятиями и ограничен­ная социальной традицией в общении друг с другом. В совре­менном обществе могут существовать определенные социально-классовые группы, функционирующие по кастовым меха­низмам. Например, определенные кастовые различия в Индии (в сельской местности) существуют до настоящего времени, хотя по индийской конституции (1950 г.) касты равноправны и кастовая дискриминация запрещена законом.

Коммуникативная функция права - аспекты права, позво­ляющие ему выступать средством и формой цивилизованного общения между социальными субъектами. Право проводит че­рез всю систему общественных коммуникаций границу между должным и запретным; правовая коммуникация носит фор­мальный и строго функциональный характер: при помощи пра­вовых норм социальный порядок не только поддерживается, но и передается от поколения к поколению.

Консенсус морально-правовой (от лат. — согласованность) -особый тип социального противоречия, предполагающий готов­ность сторон к взаимосогласованию позиций, к компромиссам и конвенциям. Субъектами К. могут выступать отдельные инди­виды, различные социальные группы, народы, государства.

Концепция, или концепт, (от лат. conceptio — понимание, система) — генеральный замысел, руководящая идея. Концепция определяет стратегию действий. Также концепция — система взглядов на явления в мире, в природе, в обществе; определённый способ понимания (трактовки, восприятия) какого-либо предмета, явления или процесса; основная точка зрения на предмет, руководящая идея для его систематического освещения; комплекс взглядов, связанных между собою и вытекающих один из другого, система путей решения выбранной задачи.

Кратическая функция права (от греч. - сила, власть) -свойства, которые позволяют праву принуждать социальных субъектов к нормативному, законопослушному поведению и тем самым поддерживать в обществе стабильный, цивилизо­ванный порядок.

Культурологический подход - к праву основан на предполо­жении, что правовые явления несут в себе, кроме сугубо юри­дических значений, еще и смыслы неюридического характера, являются средоточиями богатого культурно-исторического смысла.

Либерализм (от лат. - свободный) - свободное убеждение, стремящееся освободиться от традиций, догм и стать самостоя­тельным. Как политическое направление Л. противостоит кон­серватизму и реакции; как экономическая доктрина он высту­пает за свободное соревнование, за неограничиваемый госу­дарством товарообмен; в области мировоззрения - за космопо­литизм, гуманность; в религиозной сфере борется против орто­доксии. Л. близок индивидуализму, подчеркивая ценность лич­ности в противовес ценности коллектива.

Личность - понятие, обозначающее: 1) устойчивую систему социально-значимых черт, характеризующих индивида как чле­на того или иного общества или общности; 2) индивидуального носителя этих черт как свободного и ответственного субъекта сознательной волевой деятельности. Понятие Л., употребляемое в этом значении, отличается от понятия индивидуальности, ко­торое показывает своеобразие, особенности данного лица.

Логика (др.-греч. λογική — раздел философии, «наука о правильном мышлении», «искусство рассуждения» от λόγος — «речь», «рассуждение», «мысль») — наука о формах, методах и законахинтеллектуальной познавательной деятельности, формализуемых с помощью логического языка.

Логос (греч. - слово, понятие, мысль) - понятие, которое в философии досократиков (например, Гераклита) приобретает статус философской категории с четко выраженной норматив­ностью: через Л. до людей доходит смысл требований Космоса; Л. говорит о том, как следует жить, чтобы высший порядок не нарушался и мера организованности в мире не убывала. Л. зада­ет нормативные образцы, в соответствии с которыми должны строиться системы морали, права, государственности. В христи­анстве Л. становится обретшим плоть словом бога, «сыном» бо­га, который пришел на землю как исторический Христос.

Мировоззрение — совокупность взглядов, оценок, принципов и образных представлений, определяющих самое общее видение, понимание мира, места в нем человека, а также — жизненные позиции, программы поведения, действий людей. Мировоззрение придаёт человеческой деятельности организованный, осмысленный и целенаправленный характер.

Мифология (от греч. - повествование, сказание) - фантасти­ческое отражение действительности в первобытном сознании, воплощенное в характерном для древности устном народном творчестве. Будучи своеобразной формой проявления мировоз­зрения древнего общества, М. содержала нормативные предпи­сания, которые носили преимущественно бессознательно-авторитарный характер и не предполагали сомнений в их пра­вомочности, не допускали критики и не подлежали опровержениям. В идеологии нового и новейшего времени понятие мифа используется для обозначения различного рода иллюзорных представлений, оказывающих воздействие на массовое сознание.

Мораль (лат. - нравственный) - форма общественного соз­нания и вид общественных отношений, направленных на гума­низацию; совокупность принятых в том или ином социальном организме норм поведения, общения и взаимоотношений.

Народный дух - сверхиндивидуальное, обнаруживающееся в проявлениях объективного духа (см.) у представителей одного и того же народа. Идея народного духа впервые нашла свое четкое выражение у немецкого просветителя Гердера, стала со­ставной частью структуры философии истории Гегеля, была использована Савиньи в качестве принципа объяснения в его учении о праве.

Насилие - неправовое принуждение с использованием физиче­ского или психического воздействия на жертву, в качестве кото­рой могут выступать индивиды, малые и большие группы, целые народы.

Нигилизм правовой - превратная форма автономии индиви­дуальной и общественной воли, выступающая против регуля­тивного действия норм права. Теоретические формы Н.п. раз­нообразны: нигилизм древнегреческих философов-киников; жесткий легизм в Древнем Китае; политический нигилизм Ма­киавелли; эстетический нигилизм Ф. Ницше; антиэтатизм ев­ропейской и русской анархической философии XIX в.; морали­зирующий правовой нигилизм толстовства и т.д. Эти теории имеют не только отрицательное, но и положительное значение, т.к. в полемике с ними испытывается жизнеспособность право­вых устоев цивилизации.

Норма - предписание, правило, мерило заключения о чем-либо и оценки. Н. выражает то, что существует или должно сущест­вовать во всех без исключения случаях, в противоположность закону (см.), который говорит лишь о существующем и проис­ходящем, и правилу, которое может быть выполнено, а может быть и не выполнено. Все социокультурные Н. религиозного, этического и правового характера, подразделяясь на нормы-запреты и нормы-требования, отличаются такими свойствами, как целесообразность, императивность, общеобязательность, унифицированность.

Нормы права - социальные регуляторы, заставляющие инди­видов корректировать свое социальное поведение относитель­но требований государства и всей цивилизованной системы в целом. Каждая Н.п. органически соединяет в себе элементы не­обходимости и свободы, долга и автономии, знания как воз­можности действовать и действия как реализованного знания.

Ноумен (греч.) - термин, обозначающий в противоположность феномену постигаемую только умом (умопостигаемую) сущ­ность. Согласно кантовской критике разума, Н. относится только к сфере мысли, но не к объективной действительности.

Нравственность (см. Мораль) - суть нравственного, т.е. того, что считается «добром». Нравственное чувство является, по Канту, «некоторой ощущаемой зависимостью частной воли от общей». Сущность нравственности является предметом этики.

Общество - совокупность исторически сложившихся форм со­вместной деятельности людей. В узком смысле слова О. может рассматриваться как конкретное О. в единстве его общих, осо­бенных и единичных признаков (например, первобытное, фео­дальное, капиталистическое, социалистическое) и как отдель­ный регион, страна (например, китайское, американское и т.п.).

Общественный договор - теория, согласно которой, живущие первоначально в условиях неограниченной свободы (анархии) люди заключили договор, по которому они обязались гаранти­ровать при помощи всеобщей воли неотъемлемое право на личную жизнь и собственность - таким образом возникло го­сударство.

Обычай - исторически устойчивая, типовая модель социо­культурного поведения, выступающая необходимым элемен­том жизни определенной общности. На основе обычаев скла­дывается общая нормативно-ценностная система обычного права.

Олигархия (греч.) - господство небольшого круга лиц, родов, семей, групп, захвативших власть. Согласно Аристотелю, О. является результатом искажения аристократической формы правления.

Онтология права (от греч. - сущее) - философское учение о сущем, о бытии в целом и о месте правовой реальности в соци­альном порядке.

Остин Джон (1790-1859) - английский правовед. В своих «Лекциях о юриспруденции, или Философии позитивного пра­ва» О. рассматривал право как совокупность нормативных предписаний, исходящих от лиц или учреждений, которые об­ладали властью, и направляемых лицам, которые находились в положении подчинения и руководствовались привычкой к по­виновению. Источником такого позитивного права, по О., вы­ступала суверенная светская власть. О. считал, что к позитив­ному праву нельзя относить предписания общественного мне­ния, нормы международных отношений, правила этикета и мо­ды, нравственные нормы и т.д., что он определил понятием «по­зитивной морали». Позитивное право должно быть совершенно свободно от воздействия позитивной морали, а также религиоз­ных норм. В XIX в. концепция О. получила признание среди европейских правоведов позитивистской ориентации.

Охлократия (от греч. - толпа, чернь) - господство массы, плебса. Согласно Аристотелю, О. является формой вырожде­ния демократии.

Парадигма (от греч. παράδειγμα, «пример, модель, образец») — совокупность фундаментальных научных установок, представлений и терминов, принимаемая и разделяемая научным сообществом и объединяющая большинство его членов. Обеспечивает преемственность развития науки и научного творчества. совокупность явных и неявных (и часто не осознаваемых) предпосылок, определяющих научные исследования и признанных на данном этапе развития науки

Пассионарность (франц. - страсть) - понятие, введенное JI.H. Гумилевым для характеристики массовых отклонений со­циального поведения от традиционных типовых стереотипов и норм. Будучи амбивалентной по своей природе, П. может по­рождать подвиги, давать положительные плоды в науке, искус­стве, политике, военном деле, но она же может толкать людей к преступлениям. Согласно Гумилеву, П. исходит не от сознания, а из подсознательной сферы.

Парето Вильфредо (1848-1923) - итальянский социолог. В «Трактате всеобщей социологии» развивал идеи в области антропологии права, считая, что с помощью всех форм рациональности человек пытается скрыть свой животный эгоизм. Все социогуманитарные теории для П. являются «деривациями» или отклонениями от истины, в которых сознательная ложь довлеет над неосознанными заблуждениями, и, которые позво­ляют правящим элитам добиваться от масс нормативного, за­конопослушного поведения.

Позитивизм - этот термин со времен О. Конта стал обозначать такое направление в философии и науке, в том числе юридиче­ской, которое исходит из «позитивного», т.е. из данного, фак­тического, устойчивого, несомненного и ограничивает им свое исследование и изложение, а метафизические объяснения счи­тает теоретически несущественными и практически бесполез­ными. Вопрос, ответ на который не может быть проконтроли­рован, верифицирован в опыте, позитивизм называет «псевдо­вопросом». Основное понятие позитивизма - «факт»; П. тесно связан с методами, свойственными естественным наукам. От­части П. заключается в антифилософской реакции против ра­ционализма и обращается в то же время к механицизму, сен­суализму.

Позитивизм юридический - господствующее направление буржуазной юриспруденции в Европе во второй половине XIX-XX вв., получившее наиболее широкое обоснование в книгах немецкого юриста К. Бергбома «Юриспруденция и фи­лософия права» (1892 г.). Опираясь на философский позити­визм О. Конта, он выступает против «метаюридических» прин­ципов и идей, вносимых в юриспруденцию теорией естествен­ного права, учением о «народном духе» исторической школы права, всеми теми доктринами, которые пытаются исследовать не реальное (действующее), а предполагаемое или же жела­тельное право.

Позитивизм - этот термин со времен О. Конта стал обозначать такое направление в философии и науке, в том числе юридиче­ской, которое исходит из «позитивного», т.е. из данного, фак­тического, устойчивого, несомненного и ограничивает им свое исследование и изложение, а метафизические объяснения счи­тает теоретически несущественными и практически бесполез­ными. Вопрос, ответ на который не может быть проконтроли­рован, верифицирован в опыте, позитивизм называет «псевдо­вопросом». Основное понятие позитивизма - «факт»; П. тесно связан с методами, свойственными естественным наукам. От­части П. заключается в антифилософской реакции против ра­ционализма и обращается в то же время к механицизму, сен­суализму.

Позитивизм юридический - господствующее направление буржуазной юриспруденции в Европе во второй половине XIX-XX вв., получившее наиболее широкое обоснование в книгах немецкого юриста К. Бергбома «Юриспруденция и фи­лософия права» (1892 г.). Опираясь на философский позити­визм О. Конта, он выступает против «метаюридических» прин­ципов и идей, вносимых в юриспруденцию теорией естествен­ного права, учением о «народном духе» исторической школы права, всеми теми доктринами, которые пытаются исследовать не реальное (действующее), а предполагаемое или же жела­тельное право.

«Политическое животное» - одно из центральных понятий по­литико-правовой концепции Аристотеля, обозначающее проти­воречивую сущность человека, способного к государственной, политической, цивилизованной жизни и вместе с тем продол­жающего оставаться «животным», природным организмом. Аристотель считал, что смысл жизни человека - в добродетель­ном и законопослушном существовании, в следовании предпи­саниям полисных нормативов, а не зову разрушительных при­родных страстей. Государство должно помогать ему в этом.

Права человека - гарантированные человеку законом воз­можности полноценного социального существования с исполь­зованием всех имеющихся преимуществ цивилизованного об­щества. Историческими документами развития П.ч. являются': «Великая хартия вольностей» (1215), «Петиция о праве» (1628), «Habeas Corpus Act» (1679), «Билль о правах» (1689), «Деклара­ция независимости Соединенных Штатов Америки» (1776), французская «Декларация прав человека и гражданина» (1789), «Всеобщая декларация прав человека» (1948), «Международ­ный пакт об экономических, социальных и культурных правах» (1966) и др. Эти документы базируются на идее прирожденно- сти и неотъемлемости естественных прав человека на жизнь, свободу, личную безопасность, защиту достоинства и чести, распоряжение своей собственностью и т.д. Эти права объектив­ны и существуют независимо от того, признает их позитивное право или нет. В современных условиях важным гарантом права и свобод личности выступает Гражданское общество, стоящее на страже правового принципа «дозволено все, что не запреще­но законом».

Правосознание - совокупность взглядов, идей, выражающих отношение людей, социальных групп, классов к праву, закон­ности, правосудию, их представление о том, что является пра­вомерным или неправомерным.

Преступление - вид наиболее опасных форм деструктивного поведения индивидов и групп в обществе. П. разрушают эко­номические, правовые, моральные устои социального порядка. В литературе отмечается ряд социальных функций П. внутри цивилизационной системы: 1) П. позволяют определенным ка­тегориям индивидов реализовать свои девиантные наклонно­сти; 2) П. испытывают прочность и надежность нормативно-ценностных систем цивилизации, заставляя ее постоянно укре­плять их; 3) П. показывают недолжные линии вероятного раз­вития цивилизации. Личность преступника является образцом ложного и трагического способа разрешения социальных про­тиворечий.

Просвещение - движение в целом ряде стран Европы XVII- XVIII вв. в области культурной и духовой жизни, ставящее се­бе целью заменить воззрения, основывающееся на религиозном или политическом авторитете, такими, которые вытекают из требований человеческого разума. Термин «П.» впервые упот­реблен Дж. Мильтоном в «Потерянном рае» (1667).

Протестантизм - одно из ведущих направлений христианства, возникшее в результате движения Реформации XVI в. В отли­чие от католиков, считавших, что высшая истина заключена в догмах церкви, П. полагали, что поиск христианской истины следует продолжать, а для этого необходимы свобода мысли, слова, совести. Гарантия этих свобод связана с определенной социально-правовой базой, определяющим положением, кото­рой стала идея сословного представительства.

Психоаналитический метод (психоанализ) - система позна­вательных средств и приемов, разработанная 3. Фрейдом и его последователями, позволяющая обнаруживать в нормативном, а также анормативном поведении личности, кроме рациональ­ных, осознаваемых побудительных мотивов, глубинные, бес­сознательные установки, оказывающие существенное воздей­ствие на нормативно-ценностные ориентации индивидов.

Развитие - необратимое, направленное, закономерное измене­ние материальных и идеальных объектов.

Разорванное сознание – понятие, введенное Г.В. Гегелем в его «Феноменологии духа» и обозначающее крайнюю противоре­чивость, имморализм, правовой нигилизм индивидуального миросозерцания. Феномен Р.с. проявляется, как правило, в переходные исторические эпохи, когда одна ценностно-нормативная система сменяется другой.

Разум - способность, деятельность человеческого духа, на­правленная не только на причинное, дискурсивное познание (как рассудок), но и на познание ценностей, на универсальную связь вещей и всех явлений и на целесообразную деятельность внутри этой связи.

Раса - в антропологии группа людей, в которой характерный внешний облик обусловлен общими наследственными консти­туционными признаками (цвет кожи, форма головы, лица, носа, волос, размеры тела и т.д.). Основные человеческие расы - ин­доевропейская, негроидная, монголоидная.

Рассудок - психическая деятельность, дающая материал для разума путем образования понятий, суждений, путем умозак­лючений.

Рациональный (от лат.) - разумный, отправляющийся от ра­зума, осуществляющийся благодаря разуму, противополож­ность - иррациональный.

Реальность правовая - совокупность всех феноменов права, охватывающих всю область цивилизованного существования людей. Р.п. выступает в двух основных формах: 1) объективная, т.е. правовые отношения и обслуживающие их социальные ин­ституты; 2) субъективная, т.е. нормативно-ценностные, мотивационно-ориентационные структуры правосознания. Р.п. включена в общую нормативную структуру социума (обычаи, традиции, религиозные и этические системы).

Революция (от лат. - поворот, переворот) - глубокое, каче­ственное изменение в развитии каких-либо явлений природы, общества или познания (например, геологическая Р., промыш­ленная Р., научно-техническая Р., Р. в физике и т.д.). наиболее широко понятие Р. применяется для характеристики общест­венного развития (Р. социальная).

Регресс (от лат.) - движение назад.

Религия (от лат. - благочестие, набожность) - мировоззре­ние и мироощущение, а также соответствующее поведение и специфические действия (культ), которые основываются на ве­ре в существование (одного или нескольких) богов, «священ­ного», сакрального, т.е. такого начала, которое находится за чертой «естественного», профанного, недоступно пониманию человека. Мировые, наднациональные религии - буддизм (VI- V вв. до н.э.), христианство (I в.), ислам (VII в.). Национально- государственные религии, в которых вероисповедная связь ме­жду людьми совпадает с этическими и политическими связями, конфуцианство, синтоизм, индуизм, иудаизм. Религиозные нормы различных религий являются важными регуляторами духовной жизни и социального поведения людей. В литературе выделяют такие признаки Р.н.: они исходят от высшего, абсо­лютного авторитета, т.е. бога; безапелляционны в своих требо­ваниях и запретах; предписывают определенное внутреннее со­стояние - веру; предполагают у верующих «страх божий»; рас­пространяются как обязательный образец должного поведения только на исповедующих данную веру.

Рефлексия - осмысление чего-либо при помощи изучения и сравнения.

Свобода - способность человека к активной деятельности в со­ответствии со своими намерениями, желаниями и интересами, в ходе которой он добивается поставленных перед собой целей. Смысл и существо правовой формы бытия и выражения свобо­ды определяются независимостью субъектов друг от друга в рамках правовой формы их взаимоотношений и одновременно их одинаковой, равной подчиненностью общей норме.

Свобода вероисповедания - право граждан на исповедование любой религии, на уважительное отношение со стороны госу­дарства к их религиозным чувствам, к их религиозным органи­зациям, действующим согласно установленным законам.

Система права - совокупность нормативных и ценностных элементов, взаимосвязанных в единую, иерархически органи­зованную целостность, цель которой - регуляция социальных отношений. Системный подход к праву важен для практиче­ской юриспруденции как способ его восприятия не в качестве механического множества законоположений, но в виде разумно сконструированного инструмента социальной практики.

Сорокин Питирим Александрович (1889-1968) - крупней­ший русский социолог XX в., эмигрировавший на Запад и став­ший президентом Американской социологической ассоциации. В работах «Преступление и кара, подвиг и награда», «Власть и нравственность», «Социокультурная динамика» и др. разрабо­тал культурно-историческую концепцию развития морально-правовой реальности. С. считал, что каждая культура имеет не­кий ряд деления человеческих поступков и других событий в таких, например, терминах, как «правый и неправый», «мораль­ный и неморальный», «законный и незаконный», которые обна­руживались как в примитивных обществах, так и в наше время. В связи с этим всякий действующий кодекс «официального» права является самым авторитетным и точным отражением эти­ческой дифференциации поступков. В споре юридических пози­тивистов с философами права С. стоял на стороне последних. Политическая мысль С. концентрировалась на проблемах леги­тимности власти, перспектив демократической представитель­ной власти в России, возможностей демократических реформ российского общества.

Социализация правовая - процесс освоения личностью стан­дартов нормативного, законопослушного поведения. Цель С.п. - интеграция личности в социальную систему, ее подготовка к существованию и функционированию в структурах граждан­ского общества и государства.

Социологический подход к праву - требует исходить из того, что общественные отношения, социальные институты способ­ны влиять на содержательно-смысловую направленность пра­воотношений и правосознания.

Справедливость - высшая ценность, одно из проявлений сущ­ности права, защищать и культивировать которую призвана вся его система. Выделяют разновидности С.: 1) уравнивающая С., предполагающая эгалитарный характер отношений между со­циальными субъектами; 2) распределяющая С., предполагаю­щая разделение между субъектами некой суммы благ; 3) воз­дающая С., распространяющаяся на область наказаний за пра­вонарушения.

Табу - полинезийское слово, обозначающее характерный для первобытных народов запрет на какое-либо действие или сло­во, на пользование определенными предметами. В Т. часто, помимо магического, сакрального смысла, присутствовало вполне рациональное, целесообразное нормативное содержа­ние, служащее самосохранению рода.

Теодицея (от грен, «справедливое отношение к Богу») - по­нятие, обозначающее религиозно-философские учения евро­пейских мыслителей XVII-XVIII вв. и русских философов Се­ребряного века, которые видели задачу в том, чтобы найти вы­ход из противоречия между идеей всемогущего, всеблагого Бо­га и наличием зла в сотворенном им и подчиненном ему мире. Т. является одним из главных метафизических оснований раз­вития естественно-правовой философии. Т. нацелена на то, чтобы вернуть Бога как в центр картины мира, так и в опусто­шенную душу человека, т.к., по мысли ее апологетов, секуля­ризованная цивилизация не способна обеспечить необходимую нравственно-правовую стабильность общества.

Теория - совокупность обобщённых положений, являющаяся основанием какой-либо науки или её раздела (Теория относительности); систематизация знания; схема, обладающая предсказательной силой в отношении какого-либо явления (Теория должна опираться на практику).

Терроризм (от лат. страх, ужас) - крайние формы насилия против граждан ради достижения определенных целей, в том' числе политических.

Толстовство - религиозно-утопическое направление в общест­венной мысли и общественном движении России конца 19 на­чала 20 вв., основанное на учении JI.H. Толстого (1828-1910), который в произведениях «Исповедь», «Крейцерова соната» и др. подверг осуждению и критике государственные учрежде­ния, суд, церковь, официальную культуру. Отстаивая идею предрасположенности людей к добру, любви, Толстой считал, что способность творить зло приобретается ими под влиянием государства, неправедного правосудия, а также позиции право­славной церкви, предавшей забвению заповеди Нагорной про­поведи и тем самым негласно санкционировавшей применение насилия во внутригосударственных и международных отно­шениях. Толстой полагал, что насилие в отношениях между людьми может быть преодолено только «непротивлением», нравственным самосовершенствованием каждого отдельного человека. Рассматривая всякую власть как зло, он пришел к безусловному отрицанию государства, т.е. к учению анархизма. Упразднение государства, согласно Толстому, должно про­изойти путем мирного и пассивного уклонения, отказа каждого члена общества от всех государственных обязанностей, от лю­бого участия в политической деятельности. Взгляды Толстого подвергались критике как со стороны официальных властей, так и со стороны марксистов. Последователи J1.H. Толстого, проповедуя «всеобщую любовь», непротивление злу насилием, организовывали производственные земледельческие общины, призывали к отказу от платежей податей и несения военной службы. Церковь и власти преследовали толстовцев, их коло­нии в Тверской, Симбирской, Харьковской губерниях и Закав­казье, возникшие в 1880-х гг. Последователи Л.Н. Толстого в Западной Европе, Индии (Ганди), Японии пытались создавать толстовские колонии в Великобритании, Южной Африке в 1880-1900 гг.

Тоталитаризм (ог лат. - цельность, полнота) - одна из форм авторитарных государств, характеризующаяся полным (тоталь­ным) контролем государства над всей жизнью общества. Для него характерны: огосударствление всех легальных организа­ций, дискреционные (законом не ограниченные) полномочия властей, запрещение демократических организаций, фактиче­ская ликвидация конституционных прав и свобод, милитариза­ция общественной жизни, репрессии в отношении оппозиции и инакомыслящих вообще; для Т. неприемлема идея гражданско­го общества, рассматривающая индивида не в качестве под­данного государства, а как эмансипированное, частное лицо, имеющее свои особенные жизненные цели.

Утилитаризм (от греч. - полезный) - точка зрения пользы; этическое направление, считающее, что целью человеческих поступков должны быть польза, благополучие, независимо от того, идет ли речь об индивиде или обществе. Основатель У. как псевдоэтической системы, основанной на отождествлении добра и пользы, был Иеремия Бентам (см.).

Утопия (от греч. - место, которого нет) - мысленная конст­рукция, изображающая идеальное состояние совместной жизни людей, преимущественно с гуманитарно-коммунистической ок­раской. Прообразом У. является «Государство» Платона. Слово и понятие «У.» введены Томасом Мором.

Учение - система воззрений какого-либо ученого или мыслителя; совокупность теоретических положений о какой-либо области явлений действительности.

Факт (лат. Factum — свершившееся) — термин, в широком смысле может выступать как синоним истины; событие или результат; реальное, а не вымышленное; конкретное и единичное в противоположность общему и абстрактному.

Философия (φιλία — любовь, стремление, жажда + σοφία — мудрость → др. -греч. φιλοσοφία (дословно: стремление к мудрости)) — одна из форм мировоззрения, а также одна из форм человеческой деятельности и особый способ познания, теория или вообще наука. Философия, как дисциплина, изучает наиболее общие существенные характеристики и фундаментальные принципы реальности (бытия) и познания, бытия человека, отношения человека и мира.

«Философия права» - классический труд Г.В. Гегеля, в кото­ром наиболее полно изложена его философско-правовая кон­цепция. Право, согласно Гегелю, - важнейшая социокультурная форма, которая проходит стадии абстрактного права, морально­сти и нравственности.

Фихте И.Г. (1762-1814) - немецкий философ-идеалист, разви­вавший оригинальные взгляды на историю человечества. В ра­ботах «Основные черты современной эпохи», «Назначение че­ловека», «Замкнутое торговое государство», «Ясное, как солнце, сообщение широкой публике о подлинной сущности новейшей философии. Попытка принудить читателей к пониманию» он характеризовал эпохи как последовательные ступени в развитии сознания и осуществления свободы. Большое внимание Ф. уде­лял разработке общей теории права и государства, его взаимо­отношения с церковью. Он отрицал необходимость разделения власти на законодательную, исполнительную и судебную; счи­тал, что народ имеет право контроля за деятельностью властей (институт «эфоров»); утверждал, что государство есть организа­ция собственников, отношения которых должны регулироваться соответствующим правовым документом-договором. Ф. скло­нялся к формированию в Германии относительно замкнутого, изолированного от других стран национального немецкого госу­дарства. Он считал, что с достижением полного господства нравственного закона право и государство станут излишними, но это произойдет в отдаленном будущем (может быть, через «ми­риад лет или мириад мириад лет»),

Фихте И.Г. (1762-1814) - немецкий философ-идеалист, разви­вавший оригинальные взгляды на историю человечества. В ра­ботах «Основные черты современной эпохи», «Назначение че­ловека», «Замкнутое торговое государство», «Ясное, как солнце, сообщение широкой публике о подлинной сущности новейшей философии. Попытка принудить читателей к пониманию» он характеризовал эпохи как последовательные ступени в развитии сознания и осуществления свободы. Большое внимание Ф. уде­лял разработке общей теории права и государства, его взаимо­отношения с церковью. Он отрицал необходимость разделения власти на законодательную, исполнительную и судебную; счи­тал, что народ имеет право контроля за деятельностью властей (институт «эфоров»); утверждал, что государство есть организа­ция собственников, отношения которых должны регулироваться соответствующим правовым документом-договором. Ф. скло­нялся к формированию в Германии относительно замкнутого, изолированного от других стран национального немецкого госу­дарства. Он считал, что с достижением полного господства нравственного закона право и государство станут излишними, но это произойдет в отдаленном будущем (может быть, через «ми­риад лет или мириад мириад лет»),

Фрейд Зигмунд (1856-1939) - создатель психоанализа, кото­рый он развивал сначала как психотерапию для лечения раз­личных форм истерии, а потом преобразовал в учение о собст­венной закономерности и действии бессознательного, особенно в сфере влечений, инстинктов. Функционирование государства, социальных норм, культуры Ф. рассматривал сквозь призму бессознательного, полагая, что система социального контроля - это не только необходимое условие развития цивилизации, но и репрессивный фактор, действующий угнетающе на бессозна­тельно-инстинктивные начала человеческой природы и порож­дающий неврозы, нарастающее отчуждение. Острота этих про-' блем, согласно Ф., в определенной степени снимается субли­мацией, т.е. отыскиваемой индивидами формы преобразования инстинктивно-сексуальной энергии в социально-деятельностную (познавательную, художественную, политическую и т.д.), а также специально разработанной методикой психоанализа как системы психотерапевтических средств.

Фромм Эрих (1900-1980) - немецкий психолог, философ, ко­торый в работах «Бегство от свободы», «Душа человека», «Анатомия человеческой деструктивности» и др. исследовал антропологические, психические и социально-психологические истоки деструктивных форм социального поведения людей.

Фуко Мишель (1926-1984) - французский социолог и фило­соф, который в работах «История безумия в классический век», «Надзирать и карать: история тюрьмы», «Воля к знанию» ис­следовал проблему власти социальных институтов над индиви­дом, ее дисциплинарно-нормирующих воздействий на дух и тело. Анализ Ф. вскрыл реально существующую тенденцию в развитии государства новейшего времени к усилению системы контроля, в обретении ею неправового характера и предраспо­ложенности к перерастанию в тоталитарную систему.

Харизматическая личность - понятие, использовавшееся в христианской (католической) теологии для обозначения особой избранности человека. В социальной теории понятие харизмы стали использовать в XIX в. Э. Трельч и М. Вебер, согласно ко­торым, X. л. являются наиболее выдающиеся государственные, религиозные деятели, полководцы, пророки, художники и т.д. Отношения подчиненных к харизматическому правителю опи­раются не на признание за ним формального права на господ­ство, а на эмоционально окрашенную веру в его избранность, его харизму и преданность этой харизме.

Халиф (араб, наместник, заместитель) - духовный и свет­ский глава мусульманской общины, государства, считающийся заместителем посланника Аллаха-Мухаммеда, а начиная с Омейядов - заместителем самого Аллаха на земле.

Хейзинга Йохан (1872-1945) - нидерландский культуролог. В работе «Homo ludens» («Человек играющий») в ряду других проблем исследовал роль игрового начала в правосудии. Еще древние греки считали судебный спор разновидностью агона, где истец и ответчик состязались в искусстве аргументации. Агонально-игровое мировосприятие до сих пор продолжает присутствовать в современных концепциях права, в т.ч. меж­дународного. Принципы дипломатического взаимодействия, обязательства сторон соблюдать договоренности, официально объявлять о прекращении ранее заключенных соглашений на­поминают правила игры. Но именно правила такого рода и объединяют государства в международное сообщество и соз­дают упорядоченный мир современной цивилизации.

Христианское естественное право - сформулированные в но­вом завете религиозно-этические предпосылки, послужившие основанием для философско-правовых концепций Запада и славянского мира: правовые нормы и законы являются конкре­тизацией исходящих от Бога абсолютных императивов; основ­ная цель Х.е.п. - неустанно проводить в жизнь строгую иерар­хию норм и ценностей бытия, на высшей ступени которой на­ходится служение благу и справедливости, наиболее полно во­площающих волю Бога и заповедей Христа; преступления оце­ниваются как грехи, выражающие замыслы Дьявола; христиан­ское правосудие предполагает не только осязаемые наказания за преступления, но также отлучение от церкви, угрозу Страш­ного суда; христианское правосознание теократично, оно кате­горично, чуждо самокритики.

Ценность - термин, используемый в философии, социологии и др. науках для указания на человеческое, социальное и куль­турное значение определенных объектов и явлений, отсылаю­щий к миру должного, целевого, смысловому основанию, Аб­солюту. Правосознание ориентируется на: 1) ценности суще­ствования, т.е. ценности-цели (например, жизнь, свобода, соб­ственность, достоинство личности); 2) ценности долженство­вания или ценности-средства, которые оберегают ценности- цели, - все, чем располагает система права и обслуживающие ее государственные институты.

Цинизм (от греч. - учение киников) - позиция негативизма по отношению к общепринятым общественным нормам и цен­ностям, которую демонстрировали древнегреческие философы Антисфен, Диоген и их последователи. Правовой Ц. в индиви­дуальной форме проявляется в деструктивной ориентации соз­нания, криминальных наклонностях и действиях, в которых обнаруживается «особый цинизм» - стремление унизить жерт­ву, растоптать ее человеческое достоинство. П.ц. в государст­венной форме является свойством неправовых систем легистского характера, функционирующих в тоталитарных государ­ствах.

Чувственное право — понятие, введенное выдающимся социо­логом П.А. Сорокиным (см.) в его работе «Социокультурная ди­намика» для обозначения оберегаемой законом системы ценно­стей, на вершине которой находятся чувственные удовольствия и земные радости. Нормы Ч.п. изменчивы, условны. Они не со­держат в себе ничего высшего, святого и являются полезными одним и вредными - другим, защищая права аристократов и ущемляя права и свободы неимущих. К чувственному типу, со­гласно Сорокину, принадлежат системы права европейских го­сударств Нового времени.

Шариат (араб, «шар» - закон) - система религиозно-этических и правовых норм ислама, созданная в Аравии в VII- XII вв. Основой Ш. является священная книга мусульман Ко­ран, представляющая собой свод изречений основоположника мусульманской религии Мухаммеда. Источниками Ш. является также Сунна. Ш. содержит нормы государственного, граждан­ского, уголовного и процессуального права, регулирует брачно-семейные отношения.

Штаммлер Рудольф (1856-1938) - немецкий правовед. В ра­ботах «Учение о правильном праве», «Теория юриспруден­ции», «Хозяйство и право с точки зрения материалистического понимания истории» рассматривал право как мыслительную структуру, независимую от социально-исторической реально­сти, логически предшествующую государственным и экономи­ческим формам и сообщающую их функционированию необ­ходимую степень упорядоченности. Ш. подразделял право на справедливое и несправедливое, подчеркивая, что нет право­вых положений раз навсегда справедливых или несправедли­вых в любых ситуациях, и «человечеству суждено всегда вы­нашивать все лучшее и лучшее понимание того, что является справедливым по определенным вопросам». Тем самым Ш. вводит в систему своих правовых воззрений принцип развития, который воплощается в категории «естественного права с ме­няющимся содержанием». Эти идеи способствовали возрожде­нию концепций естественного права в XX в.





Дата публикования: 2014-12-11; Прочитано: 200 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.035 с)...