ПАРАДИГМА ПРАВА - модель истолкования правовой реальности, которая воспринимается в правовой науке в качестве образца решения научных задач и становится основой правовой традиции (правовой школы, течения, направления).
НАУЧНАЯ МЕТАПАРАДИГМА ПРАВА - модель восприятия и истолкования правовых явлений и процессов, в которой эталонной является научная интерпретация правовой реальности. Научную метапарадигму права составляют ряд научных парадигм (школ), интерпретирующих правовую реальность с позиций своих предметных исследований. Можно выделить географическую, политическую, экономическую, социологическую, психологическую и юридическую парадигмы.
ФИЛОСОФСКАЯ ПАРАДИГМА ПРАВА - модель восприятия и истолкования правовых явлений и процессов в философских формах общественного сознания, основанных на поиске предельных основ правовых явлений в абстрактных метафизических сущностях.
САКРАЛЬНАЯ ПАРАДИГМА ПРАВА - модель восприятие и истолкование правовых явлений и процессов в сакральных формах общественного сознания, основанных на вере в потусторонний мир, сверхъестественные силы и их влияние на жизнь человека и общества.
1. В рамках ФП можно выделить несколько конкурирующих парадигм права, в рамках которых формировались различные теории и концепции права, по-разному характеризующие правовую реальность и ориентированные на выражение различных правовых идеалов.
2. Фундаментальные отличия друг от друга парадигм права связаны со стремлением объяснить природу права сквозь призму либо а) сверхъестественного, либо б) природного, либо в) социально-психических начал.
3. В рамках ФП парадигмы не существуют изолированно друг от друга, а являются взаимосвязанными между собой, каждая из них использует аргументы другой. В связи с этим их выделение носит в известной степени условный, но при этом научно обоснованный характер.
4. Признание возможности одновременного существования парадигм права (различных концептуальных объяснений правовой реальности в конкретный исторический период) требует их ранжирования, выделения среди них преобладающей интерпретации. Это позволяет выявить логику развития представлений о праве, представить историю философии права как процесс уточнения, обновления и замещения парадигм права (парадигмальных типов правопонимания).
СХЕМА 21. ПАРАДИГМЫ ПРАВА
ОБЩИЕ ПРИЗНАКИ САКРАЛЬНОЙ ПАРАДИГМЫ
- господствующим является представление о сверхъестественном (небесном, божественном) происхождении земных порядков и установлений;
- сакральное начало присутствует в мироздании, благодаря чему его система более упорядочена, чем общественная;
- божественная воля санкционирует соответствующие земные порядки и установления, являясь основой их происхождения, сохранения и развития. Следовательно, сверхъестественное начало выступает и первоисточником, и ведущим принципом, и основной моделью земного политического и правового устройства;
А) Политеизм –многобожии, обожествлении природы и космоса.
Б) Синкретизм — это мировоззренчески целостное, единое восприятие мира, не расчлененное по различным формам общественного сознания (мораль, искусство, наука и пр.). Данное качество выступало важнейшим качеством мифологии, проявлявшимся в отношении всей жизни общества, в том числе и в зарождавшемся правом сознании.
МИФОЛОГИЧЕСКИЙ ТИП ПРАВОПОНИМАНИЯсвязан с пониманием и объяснением истоков права, основ правовых явлений и процессов в метафорическом сопоставлении природных и культурных объектов, очеловечивании окружающей природной среды.
РЕЛИГИОЗНЫЙ ТИП ПРАВОПОНИМАНИЯсвязан с пониманием и объяснением истоков права, основ правовых явлений и процессов в высшей, надприродной и надобщественной божественной воле.
САКРАЛЬНАЯ ПАРАДИГМА ПРАВА - модель восприятие и истолкование правовых явлений и процессов в сакральных формах общественного сознания, основанных на вере в потусторонний мир, сверхъестественные силы и их влияние на жизнь человека и общества.
А) На арену духовного миропонимания выходит не сонм божеств, а один (или единый в трех лицах) Бог (монотеизм).
Б) Монотеистический Бог уже не олицетворяет собой отдельные силы природы, или стороны человеческой жизни, он выступает как всемирная надприродная высшая сущность бытия, пронизывающая и определяющая все существующее (теоцентризм).
В) Бог является всемогущим творцом всех форм бытия, включая человека и общества, силой, породившей этот мир, и продолжающей его порождать (креационизм).
Г) Бог придает цель и смысл всему существующему, направляет все потоки жизни к высшей божественной цели, все предвосхищает и всему придает значимость (провиденциализм).
СХЕМА 22.САКРАЛЬНАЯ ПАРАДИГМА
Итак, мировоззренческо-правовой анализ творчества авторов, принадлежащих обеим школам геополитики позволяет сделать следующие выводы:
- стимулы к развитию цивилизаций и ее политико-культурных институтов возрастают пропорционально враждебности окружающей среды, их способности реагировать на ее вызовы (А. Тойнби);
- в геополитике отчетливо различается два стихийных начала: суша и море;
- этим двум началам соответствуют два общественного политических уклада: теллурократия и талласократия, находящиеся в вечном конфликте – Спарта vs Афины, Римская Империя vs Карфаген, Российская империяvs Британия, СССР vs США;
- эти общественно-политические уклады основаны на принципиально разных общественных ценностях. Для теллурократии характерны: аскетизм, этика, воинский дух, общественный холизм, автократия; для талласократии: стремление к роскоши, утилитаризм, торговый дух, свобода, плутократия;
- именно эта принципиально различная ценностная ориентация приводит к принципиально разному видению смысла и назначения государства и права.
ГЕОПОЛИТИКА - теория и практика современных внутригосударственных и международных отношений и перспектив их развития с учетом с учетом широкомасштабного системного влияния географических, политических, экономических, военных, демографических, экологических, научно-технических и других факторов.
СХЕМА 23. ВЫВОДЫ по геополитической парадигме права
studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования(0.005 с)...