СИНЕРГЕТИЧЕСКИЙ МЕТОД -всеобщий метод, направленный на исследование процессов самоорганизации и возникновения, поддержания, устойчивости и распада структур самой различной природы.
ДИАЛЕКТИЧЕСКИЙ МЕТОД - всеобщий метод, исходящий из того, что явления и процессы любого уровня и содержания находятся в непрерывном диалектическом развитии, источник которого – возникновение и разрешение внутренних противоречий, ведущих к отрицанию предыдущих состояний и образованию принципиально новых явлений и процессов.
СИНЕРГЕТИКА - теория самоорганизации систем и основанный на ней метод, направленный на исследование процессов самоорганизации и возникновения, поддержания, устойчивости и распада структур самой различной природы.
ДИАЛЕКТИКА (греч. Διαλεκτική - искусство спорить, вести рассуждение) — философская теория развития всего сущего, источник которого – возникновение и разрешение внутренних противоречий, ведущих к отрицанию предыдущих состояний и образованию принципиально новых явлений и процессов и основанный на данной теории философский метод.
РАЗЛИЧИЯ ДИАЛЕКТИКИ И СИНЕРГЕТИКИ
синергетика полагает их в неравновесности системы, ее нестабильности;
диалектика видит источники развития в единстве и борьбе противоположностей
синергетика - как накопление флуктуаций, бифуркаций;
диалектика трактует форму развития как "скачок ",
диалектика берет во внимание, прежде всего, необходимое в развитии,
синергетика на первый план выводит случайность и др.
3 БАЗОВЫХ ЗАКОНА ДИАЛЕКТИКИ
1. Закон единства и борьбы противоположностейзаключается в том, что все сущее состоит из противоположных начал, которые, будучи едиными по своей природе, находятся в борьбе и противоречат друг другу.
2. Закон перехода количественных изменений в качественные заключается в том, что при определенных количественных изменениях обязательно меняется качество.
3. Закон отрицания отрицаниязаключается в том, что новое всегда отрицает старое и занимает его место, но постепенно уже само превращается из нового в старое и отрицается все более новым.
4 УСЛОВИЯ ДЕЙСТВИЯ СИНЕРГЕТИЧЕСКИХ СИСТЕМ
1) Система была открытой, т. е. могла взаимодействовать с окружающей средой,
2) Число подсистем или компонентов, результатом взаимодействия которых является их коллективное, упорядоченное движение, должно превышать определенный минимум [138,192].
3) Неустойчивость рассматривается как необходимое условие развития системы, развитие происходит через неустойчивость и благодаря неустойчивости. В то же время, неустойчивость может приводить к распаду системы под воздействием внешних или внутренних возмущений - флуктуаций.
4)☻Когерентность системы означает, что все элементы системы развиваются согласованно, в едином темпе, в одном направлении. Когерентность означает, что изменения в одной части системы неизбежно приводят к изменению во всей системе.
СХЕМА 10. ДИАЛЕКТИКА И СИНЕРГЕТИКА
К 17 веку сложились две фундаментальных научных традиции рационализм (Декарт, Спиноза) и эмпиризм (Ньютон, Локк, Беркли, Юм).
Эмпири́зм, (от др.-греч. έμπειρία — опыт) — направление в теории познания, признающее опыт единственным источником достоверного знания. Противостоит рационализму и мистицизму. Для эмпиризма характерна абсолютизация опыта, чувственного познания, принижение роли рационального познания (понятий, теории). Как целостная гносеологическая концепция эмпиризм сформировался в XVII—XVIII вв. (Фрэнсис Бэкон, Томас Гоббс, Джон Локк, Джордж Беркли, Дэвид Юм); элементы эмпиризма присущи позитивизму, неопозитивизму (логический эмпиризм).
Рационали́зм (от лат. rationalis — разумный) — философское направление, признающее разум основой познания и поведения людей, источником и критерием истинности всех жизненных устремлений человека. Исторически рационалистическая традиция восходит к древнегреческой философии.
Рене Декарт (1596-1650) деист, он утверждал дуалистический подход, рассматривая материальную и духовную субстанции в качестве самостоятельных. Методом научного познания, позволяющим идти к истине, при этом становится дедукция. Критерием истинности человеческих идей выступают врожденные идеи. К врожденным идеям относится и идея Бога.
Ф. Бэкон (1561-1626), как носитель монистических убеждений, строил картину природы в реалистическом духе, подвергая критике схоластический подход к ее изучению. Обосновывал индуктивный метод познания в сочетании с научным экспериментом.
Истина представлялось знанием, адекватно отображающим объективный мир и освобожденным от заблуждений (идолов), свойственных человеку. В таком виде знание могло быть успешно использовано для улучшения условий человеческой жизни. "Знание и могущество человека совпадают, ибо незнание причины затрудняет действие. Природа побеждается только подчинением ей, и то, что в созерцании представляется причиной, в действии представляется правилом" [25, т.2, с. 12].
Кстати, и определение научного метода дал Рене Декарт.
☻Метод – это точные и простые правила, строгое соблюдение которых а) препятствует принятию ложного за истинное и, б) позволяет без излишней траты умственных сил, постепенно и непрерывно увеличивая знание, достигать истинное познание того, что ранее было не известно. Метод превращает процесс познания в организованную деятельность освобождая процесс познания от таких случайных факторов, как: а) острый ум, б) наблюдательность, в) счастливое стечение обстоятельств и т.п.
Для всякого обладающего методом лишаются ценности, отдельные открытия, как бы они не были остроумны и глубоки, а метод позволяет науке идти сплошным фронтом, не оставляя каких-либо лакун.
Метод превращает процесс познания в поточную линию, в которой главное непрерывность.
Декарт формулирует правила этого метода:
1). Начинать с простого и очевидного
2). Из простого и очевидного, путем дедукции выводить более сложные высказывания
3). Действовать при этом нужно так, чтобы при этом не было упущено ни единого звена.
Для выполнения последовательности этих действий нужны две способности:
А) Интуиция. Разум с помощью интуиции усматривает простые и очевидные аксиомы
Б) Дедукция. Определение. То или иное явление является познанным, если оно определено. Такое значение определений в классической науки связано со значением геометрии.
☻Научное знание - это создание некой всеобщей понятийной сетки, которая как бы набрасывается на мир, с помощью которой не составит особого труда заполнить отделенные ячейки.
СХЕМА 11. МЕТОДОЛОГИЧЕСКАЯ ОСНОВА ЕСТЕСТВЕННО-ПРАВОВОЙ РЕФЛЕКСИИ
4). Постпозитивизм – 60-70-е года 20 века.
Карл Попер, Томас Кунн, Имре Локатош, Пол Файерабенд, Майкл Полани, Стивен Тулмин.
3). Неопозитивизм или логический позитивизм – 20-30-е годы 20 века.
Венский кружок, Львовско-Варшавская школа, Голоб Фреге, Бертран Рассел, Людвиг Виттгенштейн и др.
studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования(0.005 с)...