КАТЕГОРИИ
понятия, в которых выражается и систематизируется содержание познанного;
ЗАДАЧИ ИССЛЕДОВАНИЯ
действия, которые необходимо предпринять для достижения цели исследования.
ЦЕЛЬ ИССЛЕДОВАНИЯ
идеальная модель результата, на который преднамеренно направлен исследовательский процесс в рамках соответствующей дисциплины.
ИНСТРУМЕНТАРИЙ НАУЧНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
МЕТОДОЛОГИЯ
включает систему познавательных принципов, приемов и способов анализа явлений и процессов;
СТРУКТУРА
внутреннее устройство дисциплины, отражающее связи, порядок взаимодействия и соподчиненности составных частей.
ФОРМЫ ЗНАНИЯ
а) учения, б) доктрины, в) теории, д) описания, в которых формулируются суждения о предмете исследования;
СХЕМА 1. ИНСТРУМЕНТАРИЙ НАУЧНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ТЕЗАУРУС ФП – система терминов, объединяющих категории ФП
☻ЦЕЛЬЮ ФП является мировоззренческая рефлексия права для формирования целостной мировоззренческой концепции правовой реальности как объективно существующего относительно самостоятельного явления.
☻ ПРЕДМЕТОМ ФП являются предельные основания и сущность правовой реальности, формулируемые в философско-правовых понятиях и содержащиеся органическом единстве и взаимосвязи всех без исключения философско-правовых учений.
ФП - методологическое основание для всего правоведения. Как справедливо замечает профессор Керимов, под воздействием ФП вырабатываются общие принципы, пути и методы познания, а также использования и преобразования правовой реальности, которые применяются всеми без исключения юридическими отраслевыми и иными дисциплинами[1].
ЗАДАЧИ ФП:
онтологическая - исследование природы и сущности правовой реальности;
гносеологическая -исследование процесса познания правовой реальности для достижения истинного знания о ней);
аксиологическая - исследование ценностных ориентиров правовой деятельности;
методологическая - исследование методологических основ познания и преобразования правовой реальности;
антропологическая -исследование роли и значения права в решении проблем современного человека.
ФУНКЦИИ ФП
онтологическая функция связана с осознанием места правовой реальности в общей системе бытия, ее сущностных связей с другими явлениями и процессами;
гносеологическая функция предполагает исследование процессов познания в правовой области, поиска истинных знаний о правовой реальности;
аксиологическая функция служит формированию ценностной ориентации правовой деятельности;
методологическая функция направлена на исследование системы методов познания и преобразования правовой реальности;
антропологическаяфункция направленаисследование гуманистических основ права, роли и значения права в решении проблем современного человека.
☻ ФИЛОСОФИЯ ПРАВА -юридическая дисциплина мировоззренческого характера, которая по своей природе является онтологической, гносеологической, методологической, и аксиологической основой права.
☻ ОБЪЕКТОМ ФП является правовая реальность, включающая в себя все без исключения правовые явления, институты и учреждения, в том числе правовые нормы как основу любой юридической надстройки, правовую культуру и идеологию, правосознание, правовые отношения, правовую практику, правовую психологию и т. д., взятые в единстве как единое целостное бытие права.
СХЕМА 2. ИНСТРУМЕНТАРИЙ ФП
☻ НАУКА — система миропостигающих дисциплин (особый вид познавательной деятельности), призванных получать, уточнять и распространять объективные и обоснованные знания о природе, обществе и мышлении. Основу этой деятельности составляют сбор научных фактов, их постоянное обновление и систематизация, критический анализ и, на этой базе, синтез новых научных знаний или обобщений, которые не только описывают наблюдаемые природные или общественные явления, но и позволяют построить причинно-следственные связи (закономерности) и, как следствие, — рационализировать жизнь человека и общества.
Наука основана на том, что в мироздании существуют объективные закономерности, отысканием которых она непосредственно занимается.
ФИЛОСОФСКОЕ МЫШЛЕНИЕ- менее запрограммированои методологично, более поликонцептуально и гипотетично чем научное, способно использовать весь арсенал познавательных возможностей и достижений различных дисциплин. В результате философское знание менее конкретно, иногда в философских идеях больше предположений, даже сомнений, чем утверждений, но эта его абстрактность зачастую помогает найти верное направление интеллектуального поиска там и тогда, где и когда наука просто не в состоянии это сделать.
НАУЧНОЕ МЫШЛЕНИЕ - более узкопредметно и формализовано: развивается в рамках предмета соответствующей науки, пользуется определенным набором методов, в конце концов, более нормативно.
философия как мировоззренческая дисциплина отвечает за смысл человеческой жизни и, соответственно, отвечает на вопросы типа «зачем».
☻ЦЕЛЬ НАУКИ - сделать жизнь человека проще, комфортнее. Можно сказать что, она является действенным средством приспособления человека я к условиям обитания, а также средством преобразования среды для удовлетворения человеческих потребностей. Однако это не значит, что наука лишена эвристической функции, это лишь значит, что она не является определяющей в науке.
☻ОСНОВНОЙ ЗАДАЧЕЙ НАУКИ являются поиск истинного знания[1] об объекте для достижения конкретного результата: использования объекта в интересах человека. Для решения этой задачи человечеству необходимо изучить все явления и процессы исследуемого объекта, систематизировать их и найти закономерности, которые являются общими, присущими всей группе этих явлений и процессов, без познания которых невозможно его рациональное использование.
☻ОСНОВНОЙ ЗАДАЧЕЙ ФИЛОСОФИИ являются формирование развитого мировоззрения, определяющего отношение человека к себе и к окружающему миру, его ценностные ориентиры, убеждения, наконец, интересы, а поиск закономерностей необходим лишь для того, чтобы обеспечить цельность и непротиворечивость мировоззрения человека.
наука как система миропостигающих дисциплин отвечает за оптимизацию человеческой жизни, за ее защищенность и комфорт и, соответственно, отвечает на вопрос типа «почему» и «как».
☻ ФИЛОСОФИЯ – это дисциплина, изучающая предельные основания (сущностные принципы) лежащие в основе бытия и познания, определяющие бытие человека, отношение человека и мира. Философия является мировоззренческой дисциплиной, поскольку занимается поиском ответов на наиболее общие вопросы, исследуя мир в целом.
Это не значит, что философия не стремится к истинному знанию, просто философское знание в большей мере имеет ценностноемкий характер. Философия видит в мире не столько объекты, сколько смыслы. Оно напрямую связана с целеполаганием, формированием ценностных ориентиров общества, в то время как наука, как правило, претворяет в жизнь общественные интересы, в рамках определенных ценностных установок общества.
Таким образом, философия и наука, несмотря их сходство, являются существенно разными интеллектуальными системами (феноменами культуры), перед которыми стоят принципиально разные исследовательские задачи, и которые, соответственно, выполняют принципиально различные гносеологические функции. Поэтому в области решения научных задач философское исследование просто не может заменить научное. Знание философских принципов - еще не гарантия получения важных научных результатов. Но при этом успешное решение и фундаментальных и прикладных научных задач невозможно без мировоззренческого их осмысления.
ВЫВОД
ОБЩЕЕ
Общим у философии и науки является то, что обе они теоретичны, оперируют законами логики, опираются в своих доводах на аргументы и доказательную базу: и философское, и научное знание складывается из логических элементов (выводов, понятий, принципов, и т. д.), образующих единую систему, выражающуюся в определенной картине реальности.
☻ЦЕЛЬ ФИЛОСОФИИ - сделать жизнь человека более осмысленной, цельной: представить человека цельным в целостном мире.
ОСОБЕННОЕ
СХЕМА 3. ФИЛОСОФИЯ И НАУКА: ОБЩЕЕ И ОСОБЕННОЕ
СХЕМА 4. ФП В СТРУКТУРЕ ЮРИДИЧЕСКОГО ЗНАНИЯ
ТЕЗАУРУС (от греч. θησαυρός — сокровище) — особая разновидность словарей общей или специальной лексики, в которых указаны семантические отношения (синонимы, антонимы, паронимы, гипонимы, гиперонимы и т. п.) между терминами. Таким образом, тезаурус является эффективным средством описания отдельных предметных областей. В отличие от толкового словаря, тезаурус позволяет выявить смысл не только а) с помощью определения, но и б) посредством соотнесения термина с другими понятиями и их группами, благодаря чему может использоваться для систематизации знаний в определенной профессиональной сфере.
☻ТЕРМИН (от лат. terminus — предел, граница) — слово или словосочетание, точно и однозначно именующее а)понятие и б) его соотношение с другими понятиями в пределах специальной сферы. Термины служат специализирующими, ограничительными обозначениями характерными для этой сферы предметов, явлений, их свойств и отношений. В отличие от слов общей лексики, которые зачастую многозначны и несут эмоциональную окраску, термины в пределах сферы применения однозначны и лишены экспрессии.
Термины существуют в рамках определённой терминологии, то есть входят в конкретную лексическую систему языка, но лишь через посредство конкретной терминологической системы. Поскольку в отличие от слов общего языка, термины не связаны с контекстом, постольку в пределах данной системы понятий термин в идеале должен быть а) однозначным, б) систематичным, в) стилистически нейтральным (например, «фонема», «синус», «прибавочная стоимость»).
Термины и нетермины (слова общенародного языка) могут переходить друг в друга. Термины подчиняются словообразовательным, грамматическим и фонетическим правилам данного языка. Они создаются путём а) терминологизации слов общенародного языка, б) заимствования или калькирования иноязычных термино-элементов. В современной науке существует стремление к семантической унификации систем терминов одной и той же науки в разных языках (однозначное соответствие между терминами разных языков) и к использованию интернационализмов в терминологии.
СХЕМА 5.ТЕЗАУРУС ОБЛАСТИ ЗНАНИЙ
НАПРАВЛЕНИЕ представляет собой совокупность течений (а следовательно, и учений), которые при всех своих расхождениях друг с другом разделяют некоторые общие, имеющие принципиальное значение положения, основные идеи.
Либерализм – исторически первой и доминирующей на сегодня идеологией является либерализм (от лат. liberalis — «свободный»).
Консерватизм- критика целей и идеалов либерализма за то, что они внесли в умы людей путаницу, а в общество — смуту, нарушившие естественное, органическое развитие стран и народов, была сформулирована консерватизмом (от лат. conservare — «охранять»).
Социализм- требования экономического и социального равенства обоснованы в доктрине социализма (от лат. socialis — «общественный»).
Социализм -
-
а) сакральный (даосский, конфуцианский, индуистский, иудейский, христианский, исламский и др.
б) философский (релятивизм, скептицизм, агностицизм, рационализм и др.),
д) научный (психология, биология, география, социология и др.);
3) программная установка учения представляет собойвывод, который делает сам автор учения, или который логично вытекает из его учения. В нем, как правило, указываются пути практического решения, поставленных в содержательном ядре учения правовых проблем т.е. дается пояснение того, какими методами возможно, по мнению автора учения, решить ту или иную правовую проблему.
Таким образом, анализ программной установки философско-правового учения в определенной степени позволяет нам уяснить его идеологическую составляющую (либерализм, реформизм, социализм, радикализм, экстремизм и т.д.)
2) в содержательном ядре учения на базе одной из ми мировоззренческих форм (сакральной, философской, научной) проводится анализ правового бытия, ее субстанционального начала, формируется тип правопонимания, что приводит к постановке конкретной правовой проблемы (обоснование концепции естественных прав, толкование права как надстроечного элемента над экономическим базисом, характеристика права как результата свободного усмотрения судей и др.), которая находит свое решение в программной установке –третьем элементе философско-правового учения. Таким образом, следует различать такие типы содержательного ядра конкретного учения как:
Материалистический тип предполагает рассмотрение продуктов духовной культуры и их движение в зависимости от объективных факторов человеческого бытия, от обстоятельств, находящихся вне сферы сознания человека. Соответственно, право в этом случае является продуктом жизнедеятельности общества, а его развитие в конечном итоге обусловлено потребностями общественного развития.
Идеалистический тип ориентирован на поиск источника права вне материальных условий жизни людей. При этом субъективный идеализм видит этот источник в сознании или подсознании человека, а объективный идеализм считает его данным извне и часто обращен к Богу, Абсолюту.
1) предельные основанияучения закладывают основу понимания истоков и сущности права, его встроенности в бытие в широком смысле. Следует выделить следующие ее типы:
Совокупность различных модификаций одного и того же учения, развиваемого разными школами, образует ТЕЧЕНИЕ.
Учение выдающегося автора, будучи первичным феноменом историко-философского процесса получает развитие или модификацию в работах учеников и иных исследователей, что означает формирование ШКОЛЫ.
ФИЛОСОФСКО-ПРАВОВОЕ УЧЕНИЕ - это концептуально оформленная система философских идей, истолковывающих предельные основания, сущность и закономерности развития права. С определенной долей условности, характерной для любой отрасли знаний, можно утверждать то, чтофилософско-правовое учение, как правило, составляют три элемента: мировоззренческая основа, содержательное ядро, программная установка.
studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования(0.008 с)...