Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

О ЛИТУРГИИ 6 страница



Так прекрасны эти слова великого Святителя. Они помогут утешиться в горе скорбному сердцу. Они дадут истинное понимание "таинства" смерти. Около гроба разыгрывается трагедия, а как просто разъясняет эту трагедию еп. Феофан - мастер слова, просящегося в душу. Замечено наблюдательным оком: когда Господь готовит кому милость Свою, тому Он скорби частые и различные искушения посылает... И в самой безотрадной печали не забудем источник вечной радости. Стоит воззвать к Нему: Наставниче! И Он ответит нам. Прикоснемся краю одежды Его, и Он исцелит все раны изболевшего сердца...

Владыко Иисусе Христе, покрый нас и помоги нам немощным. Сокруши зло и введи в Царство правды Твоея - и мы успокоимся в отраде от силы Божественных словес Твоих, с великой надеждой на милосердие; и с улыбкой счастья на устах "да пием судеб Твоих пелынь на прогнание греховного вреда..."

О МИРОЛЮБЦАХ И СВЕТОЛЮБЦАХ

"Я - свет миру" (Ин. 8, 12), - возгласил Христос. И верующий в Него по собственному опыту знает, что своим внутренним просвещением он обязан этому Всемирному Свету, подобному солнцу в мире физическом. Христианство - религия любви и, в такой же мере, - света. Насколько душа ценнее тела, настолько свет внутренний, или духовный, важнее внешнего, физического. И настолько же внутренняя, духовная тьма опаснее, губительнее, ужаснее мрака ночи и слепоты.

Очень ценны признания св. Симеона Нового Богослова о свете: "Я часто видел свет, и иной раз являлся он внутрь меня, когда душа моя имела мир и тишину, и иной раз являлся он вне, вдали..." Это было для св. Симеона радостью и счастьем. Когда же свет скрывался, это причиняло ему неизмеримую скорбь. "Но когда я начинал плакать и проливать слезы и показывать всякую отчужденность от всего и всякое послушание и смирение, тогда Он являлся опять, как солнце, когда оно разгоняет густоту облака, и мало-помалу выказывается радостотворное, блестящее и кругловидное..." "Являет Он себя ясно, узнается весьма хорошо, видится чисто невидимый, говорит и слышит невидимо..."

Не могут световидцы насытиться возвещением Истины... "Я видел молнии, - говорит тот же св. Отец, - меня облистававшие, - и лучи от лица Твоего... Я видел, что Ты, взяв меня, восшел на Небеса, вознесши и меня с Собою... и вот Ты опять оставил меня одного на земле, на которой я стоял прежде... плачущим и дивящимся скорбному обнищанию своему..." Так сыны Света, веруя во Свет, переходят от тьмы в Свет и сами становятся светоносными о Господе (см. у ап. Павла к Ефес.).

И, несомненно, светолюбцы премудрее миролюбцев. Пред такою высокою мудростью ничто самая утонченная изворотливость миролюбцев. Последние увлечены призраком земным, опутаны им всецело. Они не могут развернуться, чтобы уверовать в слово Господа и действовать так, как действуют наследники вечных благ... Когда сыны Света встречаются с сынами века на одном и том же поприще, то всегда бывают в проигрыше. Почему? - По простоте своей не могут они угадать всех хитростей, которые употребляются сынами века сего, и всегда бывают обойденными во всем. Стремясь к высшей, небесной жизни и как бы ногами только касаясь земли, забывают они о приемах, необходимых при устройстве земного быта, теряют всю мудрость земную. Сыны же века, непрерывно занятые устройством всего нужного, по их духу, для удобств жизни, развивают в себе в этом направлении необыкновенную сноровку, находчивость и предусмотрительность, против которой где уж устоять простоте и доверчивости сынов Света! Сыны века в делах своих исходят от своего "я", от "самости". Они не могут быть покойны, пока не оградят себя отовсюду всеми способами самоохранения, в прочности которых они убеждены. Все течет и изменяется, поэтому они заняты придумыванием новых способов своего обеспечения и отстаивания пред теми, кто с ними одного же духа. От того - постоянные заботы: подводить мины и устраивать контрмины.

Сыны Света, возлагающие все свое упование на Бога, чужды таких хитростей. Они живут друг с другом в простоте, откровенности и полном доверии. Не мудрят и не хитрят между собою. Св. ап. Иаков простоту сынов Света называет истинною мудростию, хитрость же сынов века хоть и называет мудростью, но происхождение ее считает низким и темным. Их мудрость есть мудрость земная, душевная, бесовская. В ней таится злоба, охваченная очередной целью, она пользуется всем, на время забывает даже свое любящее сердце... Истинная мудрость мирна, кротка, смиренна, исполнена милости и плодов добрых, не сомневающаяся и нелицемерная, свыше сходящая, Божественная.

Люди, преданные духу мира, сынов Света считают неумными, устарелыми во взглядах, отсталыми, а на деле, по суду Божию, сами они только кажутся мудрыми, но не суть таковы...

Одна из самых лакомых приманок мира - богатство. При богатстве сам владелец не становится лучше, а только внешность его делается более показною. Считают богатство опорою крепкою, а оно - гнилая опора, разрушающая, текучая - опыт с Россией. Спаситель называет богатство неверным, потому что признает его не истинным, по его непрочности, обманчивости и лживости...

Бедные и нуждающиеся - то наши посредники в приобретении друзей на Небе. Угодить Богу, снискать Его милость и близость можно только чрез помощь страждущим, нищетным, впавшим в крайние лишения. Ведь все временные блага не наши, они только вверяются нам на время от Бога. Нашим же является предопределенное нам вечное блаженство в Богообщении. "Божественные силы для жизни благочестивой, в познании Призвавшего нас явлением славы Своей и благости, чтобы стали мы чрез них причастниками Божеского естества, избежав от сущего в мире растления всякой похоти" (2 Петр. 1, 3-4, перевод К.П. Победоносцева).

Над всем, что вверяется человеку в этой жизни, можно сделать надпись от имени Господа: "Это - тебе, Мне же дай сердце". Пусть сердце будет объято огнем Боголюбия - тогда отступит ядовитое себялюбие и из него вытекающее сребролюбие. Нельзя одним и тем же сердцем преследовать интересы и временные, и вечные. Кто примет в свое сердце всемогущую силу Боголюбия, тот и душу свою оживит, реально приблизясь к жизни вечной как прямой наследник ее. От сладости любви Божией душа готова забыть все земное.

ИВАН ВАСИЛЬЕВИЧ ПОПОВ

Можем ли мы забыть своих родных, выдающихся людей? Среди них в памяти стоит светильник знания, мученик за веру и Церковь, И.В. Попов.

О его учености хорошо сказал в Соловках ссыльным профессорам и духовенству архиепископ Иларион - сам немалая величина в науке: "Если бы, отцы и братия, все наши знания сложить вместе, то это будет ничто пред знаниями Ивана Васильевича". Иван Васильевич без монашества был истинным монахом, безбрачным и девственником, смиренным тружеником, воздержником в пище и напитках, благоговейным молитвенником к Богу. Имея дар благодати Божией - "слово премудрости" (1 Кор. 12, 8), он трудами удесятерил талант, послужил им Церкви с великой пользой и прославил ее своей мученической кончиной.

Незадолго до революции он со скорбью отмечал настроение интеллигенции того времени: "Глубокое и печальное разобщение существует у нас между Церковью и обществом, между духовной и светской школами. Общество не знает нас и не хочет знать. Оно не выписывает наших журналов, не читает наших диссертаций, бежит толпами вон из Церкви при первом появлении на кафедре проповедника. Причиной этого печального разобщения между Церковью и представителями нашей интеллигенции служит то, что эти общественные силы перестали понимать друг друга, перестали понимать друг друга даже тогда, когда говорят об одном и том же". А между тем заграницей лучше знали и ценили наших ученых, подобных Ивану Васильевичу, чем свои, русские! Любовно читали и переводили их диссертации на свой язык. Например, проф. Глубоковского оценила вся Европа, а о В.В. Болотове сам Гарнак, корифей-историк, счел возможным сказать: "У нас в Германии не было таких профессоров с необъятным знанием и мученическим трудолюбием, как В.В. Болотов".

Поистине, христианская наука безгранична, как безгранична сама Божественная жизнь, к общению с которой призван дух человеческий. Иван Васильевич был проникновенным лектором по патрологии. Им талантливо написано редкое сочинение на тему: "Идея обожения в древневосточной Церкви", где он всесторонне раскрывает: "Тесное соединение Бога и человека в Лице Искупителя. Бог - само бытие, сама жизнь. Он истребил принцип тления и передал ему Свое собственное бессмертие. Тело Христа, облеченное в бесплотное Божие Слово, не боится уже ни смерти, ни тления, потому что имеет ризою жизнь... Божество как бы намастило это святое тело и неизреченно вложило в него Свою собственную светлость и нетление". (Афанасий Алекс.). Поэтому, если Христос умер, то лишь вследствие того, что "Божественному Логосу угодно было временно отдалиться от Своего Тела, но смерть не могла удержать в своей власти этот храм самой жизни, и человек, воспринятый Самим Богом, воскрес в третий день и победил принципиально последнего врага жизни - смерть. Повинуясь закону развития, человеческая природа Христа постепенно прониклась Божественными свойствами. Вот Он Младенец, и никто не подозревает в Нем Бога. Одиннадцати лет Он уже удивляет Своею мудростью книжников и старцев. Потом апостол Петр узнает в Нем Сына Божия, вслед за Петром видят это и прочие ученики. На Фаворе сквозь покровы плоти льются потоки Божественной славы, ибо Бог есть свет. Даже одежды Свои Христос показал белыми как свет, потому что из всего Тела Спасителя истекала слава Божества Его и во всех членах сиял свет Его" (Ефрем Сирин). "По воскресении не все и не во всяком состоянии могут видеть чувственными очами одухотворенное тело Спасителя, входящее через затворенные двери. При вознесении на небо человечество Христа становится предметом поклонения для ангелов, и уже само оно, а не в качестве лишь орудия, делается животворящим и получает способность творить чудеса. "Дадеся Ми всяка власть на небеси и на земли" (Мф. 28, 18), - говорит возносимое человечество. Оно садится теперь одесную славы Всевышнего и, сохраняя свои очертания, сияет Божественным блеском, как на Фаворе" (Григ. Богосл.). Далее этого церковного учения пошел Григорий Нисский, но об этом когда-нибудь; а здесь место не позволяет - необходимо быть кратким.

"Поэтому, если Христос испытывал голод, страдал, умер, то это было актом Его доброй воли и чудом, которое совершил Искупитель, чтобы разделить участь тех, для спасения которых Он пришел... Во Христе Божество соединилось не с Одним только Иисусом, но со всем родом человеческим, поэтому и искупленные Им достигнут подобной же славы".

"Христос излил на верующих Духа Святого, и Дух Своею сущностью срастворяется с их душой и телом... но человеческое я сохраняет свою самостоятельность и не сливается с Духом святым в одну личность и одно самосознание... Когда Дух Святой нисходит на человека и соединяется столь тесно, последний становится Богоносным или духоносным, и его природе передаются Божественные свойства. Силою Духа Святого он творит знамения, его ум, сверхъестественно обновленный, видит видения, получает откровения, в себе самом созерцает свет Божества. Сам Дух творит в нем заповеди Господни. Нравственное настроение человека становится чисто, как кристалл, и это достигается без усилий с его стороны. Радость, отблеск Божественного блаженства, наполняет его сердце. Но окончательного прославления искупленные достигнут только после всеобщего воскресения. Христос одождит Духа Святого на рассыпавшиеся в прах кости, и Дух сообщит этим останкам бессмертие собственной природы. По воскресении жизнь тела окончательно выступит из сферы физического и будет сохраняема непосредственно силою Духа Святого. В настоящее время для поддержания жизни тело нуждается в пище, жилище, одежде, тогда все эти нужды будут удовлетворяться действием Духа Святого, проникающего тело и сообщающего ему нетление, бессмертие и прославленный, светоносный вид".

Вот в какие глубинные темы и близкие к ним, как то: "Религиозный идеал св. Афанасия Александрийского", "Мистическое оправдание аскетизма в творениях преподобного Макария Египетского", "О блаженном Августине", "Естественный нравственный закон", Иван Васильевич любовно и часто углублялся до самозабвения. Его идеал обожения человека исходит из сердечного убеждения в том, что спасение человека - это восприятие им Бога. "Соприкосновение с Богом есть обожение души, как бы восприятие ею в себя Бога. Это творческий характер человеческого познания. Идеи воспринимаются интеллектом так же, как свет воспринимается глазом. Поэтому в патристической литературе познание всегда сравнивается с питанием души".

"Общая цель христианских писателей идеалистического направления - возвыситься над границами человеческой природы, стать богами чрез теснейшее соединение с Богом. Их путь - концентрация всей внутренней жизни - воли, мысли и чувства - на единой, всеобъемлющей идее Божества, упрощение своей личности во всех этих отношениях".

Если бы можно было собрать в одну точку весь энтузиазм святоотеческого творчества и теплоту чувства, породившего их творения, то, кажется, получился бы очаг, способный воспламенить весь мир. Ибо человек, отобразивший в себе Бога, становится как бы Его живою иконой, носителем Его Божественных сил (Иоанн Дамаскин). Хорошо хранить в сердце память о Иване Васильевиче, но разве не обязаны мы закреплять любовь к нему и в письменной форме? Воспоминание о нем дает утешение, а труды его, исполненные высоких дарований и духовных взлетов, являются поистине хлебом небесным.

Мы сейчас измалодушествовались - утрачиваем последнее достояние, живую связь с нашими гигантами-предками. Надо воскрешать эти светлые образы, недавно еще жившие с нами... В этом наше счастье, радость наша и успокоение. В этом же и путь спасения...

Да умилостивится Господь над нами, обуреваемыми, заступничеством новомученика раба Божия Иоанна.

ЕДИНСТВО

"Да все едино будут" (Ин. 17, 21). Таково желание Господа; такова цель христианской жизни. Твердо блюсти, неизменно сохранять и укреплять единение, данное нам во Христе чрез Духа Святого. Это единство Господь приобрел бесценною Кровию Своею - душу Свою положил за нас. Это единство более единства телесного. Основы единения - внутренние, духовные, неизменные, нерушимые, незыблемые. Златоуст говорит: "Бог призвал всех нас к одному и тому же; никому ничего не предоставил больше против другого: всем даровал бессмертие, всем жизнь вечную, всем неувядаемую славу, всем братство, всем наследие, для всех соделался общею Главою, всех совоскресил и спосадил на Небесах" (Беседа, 179 стр.).

Единство душ утверждается не внешним образом, принудительно, а на основе живой, внутренней силы - силы всеобъединяющей, связующей и примиряющей. Какая это сила, каждому из нас понятно. В нашем сердце неизгладимо должны быть написаны слова Апостола: "Более всего облекитесь в любовь, которая есть совокупность совершенства." (Кол. 3, 14). "Все для любви, которая собирает" (преп. Сергий). Любовь соединяет нас и между собою, и с Богом. Эти узы дают большую свободу и делают узников веселее свободных. Сильный находится в союзе со слабым, укрепляет его и не допускает до погибели. Ослабляет и разрушает христианский союз вражда и злоба, сребролюбие, властолюбие, честолюбие и многое другое.

"Холодность душевная не способствует к соединению, но теплота душевная, большею частью, каждого привлекает к себе" (Златоуст). Истинное единство, в какой бы то ни было области нашего духа и в какой бы то ни было форме, без христианского единения не мыслимо. Оно - душа, корень, оживотворяющая сила всякого единения. Никто не может отрицать, что вечное должно преобразовывать временное; внутреннее - внешнее. Если Царство Божие и правда его приидут к нам, вселятся в наше сердце, очистят нас от всякия скверны - все вокруг нас будет светло и отрадно.

К прискорбию, мало сознаем мы всю важность и значение христианского единения. Меньше всего помышляем об укреплении в нас христианского духа. Все, что есть в нашей жизни наиболее светлого, радостного, все, что даст отраду и успокоение сердцу, что окрыляет наш дух святыми упованиями на будущее - все это имеет основы в христианском единении. К прискорбию нашему, мы жаждем обновления, не обновляясь духом ума нашего (Еф. 4, 23); ищем возрождения, оставаясь сами духовно мертвыми. Мы везде и во всем склонны винить других, а вину нужно искать прежде всего в самих себе. Мы постоянно жалуемся на других, но если бы нас поставили на их место, трудились ли бы мы по совести, от души (Еф. 6, 6), честно, самоотверженно, бескорыстно? Опыт показывает, что те, которые жалуются, являются в жизни такими же, как и те, на кого жалуются. В возвышении христианского духа и в укреплении единения - наша сила, наша мощь. Исконный враг сеет вражду, разделение и несогласие. Пока камни плотно сложены и нет между ними никакой пустоты, они с трудом разламываются, а когда они разъединены, то распадаются и разрушаются. Тяжкий грех творит тот, кто пытается разрушить основы христианского единения. На вере утверждается наше христианское единение, а любовь его созидает. Без любви мы - медь звенящая, или кимвал звучащий (1 Кор. 13, 1). К любви все сводится в наших взаимоотношениях, и без нее ничто не имеет значения. Где любовь, там умолкает ненасытная жажда честолюбия, властолюбия, корыстолюбия. Где любовь, там мы, зная немощи других, не возлагаем на них бремен тяжких и неудобоносимых (Мф. 23, 4). Где любовь, там ближние не тесно вмещаются в нашем сердце (2 Кор. 6, 12).

В наше время много горя, много льется слез, много страданий, и согревающая сила любви так необходима, так привлекательна. Под действием лучей солнца исчезают туманы и гнилостные испарения; воздух делается чистым и прозрачным. Так и в мире нравственном, под действием любви все оживает, становится светлым, приходит в порядок и стройность.

Не будем угашать духа христианского, духа православного в нашей русской душе. Пусть же всегда возрастают и укрепляются в нас вера и любовь - основы единства.

МУЧЕНИКИ

Христос Спаситель - вечно живой Бог. Он в Своей деснице содержит судьбы мира и человечества. Силен Господь избавить верных последователей Своих от врагов, теснящих их. От Него дар иметь вечную жизнь взамен временной. Он - Богочеловек, Который Своею смертию и воскресением положил начало новой жизни для верующих в Него и показал им пример победы над смертью...

Бросим взгляд на особенность жизни древней Церкви. Там гонение со стороны врагов Христианства обнимает всю совокупность внешних условий существования. Тяжелый гнет преследований еще более увеличивается тем, что нищета, бедность составляла отличительную черту первенствующих христиан. "Посмотрите, - писал апостол Павел Коринфянам, -кто вы - призванные: не много из вас мудрых по плоти, не много сильных, не много благородных; незнатного мира и уничеженное и ничего не значущее избрал Бог, чтобы упразднить значущее" (1 Кор. 1, 26-28). Впоследствии присоединялись к Церкви богатые и знатные семейства и лица. Кроме внешних испытаний, бедные материально, но богатые духом, христиане должны были терпеть не менее тяжелые испытания внутренние - злословие, хулу, насмешки, брань, клевету и подобное. Врагами, которые стараются очернить добрую славу христиан, являются иудеи. Спаситель сказал о них, что они только называют себя иудеями, а на самом деле - не иудеи, но синагога сатаны (Ап. 2, 9). После того, как они отвергли в лице Иисуса Христа своего Мессию, свободно отказались от обетований Божиих и исторической жизни, они сделались из друзей Божиих убийцами Христа, гонителями апостолов (1 Сол. 2, 15). Большая часть чудовищных нелепостей, в которых язычники обвиняли христиан, была пущена в обращение иудеями. В рассказе о мученичестве Поликарпа читаем: "Вся толпа язычников и иудеев с неукротимою яростью и громогласно закричала: он (Поликарп) учитель Азии, отец христиан".

Иудеи же подучили доложить проконсулу, чтобы он не выдавал христианам останков священномученика, "дабы они, христиане, не начали поклоняться ему, оставив Распятого". Сотник, "видя враждебную настойчивость иудеев," должен был сжечь тело Поликарпа.

Виновником всех бедствий, которые Церковь имеет претерпеть в будущем, Иисус Христос называет диавола, который, по учению Св. Писания, непрестанно ведет борьбу с людьми, сохраняющими заповеди Божии и имеющими свидетельство Иисуса Христа (Ап. 12, 17). Поэтому языческие власти, чернь и синагога только орудия в руках исконного врага Божия, обольщающего вселенную (Еф. 6, 11-16). Цель диавола, воздвигающего гонение против Церкви, та же, что и всегда - искусить верующих, поставить их в затруднительное положение, соединенное с опасностью отречься от Христа и отступить от Бога (1 Сол. 3, 5)...

Так было в древней Церкви. Так остается и в наши дни: истинных христиан "злословят как злодеев" (1 Петр. 2, 12). "Обнаруживая скрытые козни и ковы диавола, - замечает проф. Жданов, - и указывая в нем тайную причину гонений, Господь предупреждает возможное со стороны христиан раздражение против гонителей: язычников и иудеев, и предрасполагает относиться к ним с человеколюбием и состраданием, видеть в них несчастных и ослепленных людей, обольщенных диаволом..."

Оле снисхождения Божия! - жалость и милость христиан к врагам христиан... Христиане не должны терять энергию духа и впадать в состояние безнадежности. Господь убеждает христиан к непреклонной твердости. Пребудь верен! А истинная и непоколебимая верность должна простираться даже до смерти - быть готовым каждый момент и жизнь положить за Христа... Есть две смерти - физическая и духовная. Первая имеет место до всеобщего воскресения мертвых и Страшного Суда, вторая - после них. Одна - временная, другая - вечная. Бедным и беззащитным, хулимым, гонимым и убиваемым за имя Христово или ожидающим гонения и смерти, Господь является как Избавитель, как Искупитель, как Начальник жизни. Вечный источник всякой жизни, Он обещает взамен жизни временной - вечную. В награду за смерть временную, телесную предлагает мученикам избавление от смерти духовной и вечной.

Миллионы мучеников дала наша страна в смутные дни царства красного диавола... В мучениках мы найдем верную защиту и надежных ходатаев за нас и здесь, и в будущем веке. Будем же молиться и о них теперь, пока мы еще в теле, пока в состоянии выразить к ним свое удивление, любовь и восхищение. Разница есть между древними и новыми мучениками. Она нас смущает. Кровь древних мучеников, орошая церкви, воспитывала несметное число подвижников благочестия. Кровь новых мучеников лишь озлобляет грубые души, которые спешат предать ее позорному забвению... Блажен, кто удостоился страдания за Христа... Скоро, скоро придет Помощник наш, придет и не умедлит...

Молитвами святых Твоих мучеников, пощади нас, Господи, и спаси.

ЕВАНГЕЛИЕ

Познания о Боге доступны только опыту. Нам нет нужды доказывать, что солнце светит и звезды мерцают в ночи. Так и о Боге - всеми чувствуется. Разве только слепой не видит звезд, не замечает света солнечного. Великая радость, неизреченная радость! - "Отецъ посла Сына Спаситgл# мїрu" (1 Ин. 4, 14).

Евангелие - это пришествие Бога-Слова, Иисуса Христа, для спасения всех. Проповедь свою апостол Павел "назвал Евангелием, потому что она обещает дарование многих благ, благовествует примирение с Богом, низложение диавола, отпущение грехов, прекращение смерти, воскресение из мертвых, вечную жизнь, Царство Небесное" (блаж. Феодорит).

Много было религиозных и философских учений, но ни одно из них не могло быть названо "Евангелием", потому что не возрождало человека, не давало исцеления сокрушенным сердцем, не созидало истинной свободы - свободы от греха. В широком смысле наименование Евангелие может быть присвоено всем новозаветным книгам. Климент Римский называет "Евангелием" первое послание апостола Павла к Коринфянам. "Возьмите, - пишет он, - Коринфянам послание достоблаженного апостола Павла. О чем он прежде всего написал вам в начале евангелия? Истинно, он по вдохновению написал вам как о себе самом, так и о Кифе и Аполлосе, потому что и тогда произошло у нас разделение на различные партии". Ориген же прямо разъясняет, почему все книги Нового Завета могут быть названы евангелиями. Апостол Павел пишет: по евангелию моему. "Между посланиями Павла нет ни одного, которое бы обыкновенно называлось евангелием; но что Апостол проповедывал, или чему учил, то и записал. Следовательно, что он записал, то и есть евангелие. Если писания Павла суть евангелие, то то же нужно сказать и о писаниях Петра. И скажу одним словом: евангелие есть то, что утверждает и укрепляет веру в явление Христа и Его второе пришествие и вводит Христа в наши души, желающие принять божественное Слово, Которое стоит пред дверьми, толцет и желает войти" (Толк. на Иоанна). В широком смысле Евангелие есть все новозаветное учение. Оно евангелие Христа (Рим. 1, 16), евангелие Божие (2 Кор. 11, 7; 1 Сол. 2, 2. 8, 9); евангелие Царства Божия (Мк. 1, 14), евангелие спасения (Еф. 6, 15) или примирения с Богом, евангелие благодати Божией (Деян. 20, 24). Кто отвергает подлинность евангелий, тот явно противится очевиднейшей истине, не придает значения церковному историческому преданию, безусловно заверяющему их апостольское происхождение. В отношении к благовестникам Евангелия верующие не являются рабами: "Мы не обладаем верою вашею" (2 Кор. 1, 24). "Вера - дело свободы; хотите - веруйте, хотите - нет" (еп. Феофан). Благовестники Евангелия являются только споспешниками радости верующих (1, 24). Их дело блюсти верность в вере и тем содействовать умножению радости, доставляемой верою (сравн.: 1 Ин. 1, 4). Христово учение для всех просто и ясно. Скрыто же оно только для тех, которые стали духовно мертвыми, ослеплены своим разумом (2 Кор. 3, 4). Подобно благоуханию оно распространяется везде, но одних оживляет, других умерщвляет, - является для них запахом на смерть, так как обнаруживает их внутреннюю погибель, их всецелое религиозное и нравственное извращение (2 Кор. 2, 15-16). "Двери таин Божиих и не отверзаются для неверующих, и свет их не осиявает их. Держит их во тьме бог века сего и не дает воссиять в них свету Божию" (еп. Феофан). "Гнездом неверия и лжи, тьмы и убийства служит Иудея и Иерусалим - этот очаг безверия и индифферентизма первосвященников-саддукеев и лицемерия, ханжества и изуверства книжников-фарисеев. Вера и жизнь, свет и истина, напротив, сосредоточиваются в Галилее (отчасти и в Самарии) среди простых поселян и рыбарей" - замечает проф. М. Муретов.

Евангелие - это только часть широкого апостольского устного предания. Заблуждаются те, которые единственным источником христианской веры и жизни считают Писание и отвергают Предание. Церковь во благодати Духа Святого преемственно и неизменно хранит учение апостольское и не запечатленное в Писании. Цель Евангелия вовсе не та, чтобы изобразить жизнь и дела Господа с возможною полнотою, в строгой хронологической последовательности, какую цель преследуют исторические произведения. "Сие же написано, да веруете, что Иисус есть Христос, Сын Божий, и, веруя, жизнь имеете во имя Его" (Ин. 20, 31). Цель Евангелий не столько историческая, сколько спасительная - показать, что Христос есть Сын Божий, Спаситель и Искупитель мира. Сообразно этой цели Евангелисты, просвещенные Духом Божиим, передают из жизни Господа только то, что наиболее открывает в Нем Спасителя, Примирителя нас с Богом. Христианство возродило нашу природу, изменило коренным образом наши отношения к Богу, дало нам новую благодатную жизнь, ввело нас в Церковь - в этот рай и небо на земле. Закон не обновлял, не возрождал человека, хотя сам по себе был свят и праведен (Рим. 7, 12), а возрождает его благодать. Ничего не может быть утешительнее слов: "ты ужу не раб, но сын; а если сын, то и наследник Божий чрез Иисуса Христа" (Гал. 4, 7). Богосыновство - высочайшее благо, дарованное Христианством. Мы введены Христом в новую благодатную жизнь, стали во Христе новою возрожденною тварью (2 Кор. 5, 17).

Евангельское слово всех привлекает своею Божественною силою и простотою. Истинное понимание Евангелия - понимание вселенское, общецерковное, и уклонение от него неизбежно сопровождается несообразностями. В Евангелии найдем ответы на все запросы нашего духа. Оно - начало, преобразующее нашу жизнь, преобразующее внутренне, постепенно, без всякого крушения и ломки. Оно дает истинную свободу - свободу духа. Оно доставляет истинное богатство - богатство духовное. Оно возводит нашу мысль и чувство к вечному, небесному, Божественному и научает, что делать, чтобы на землю сошло к нам Царство Божие. Жизнь по Евангелию есть жизнь во Христе, полная радости от Духа Святого. Эта радость - радость, зовущая нас на дело, труд и подвиг. Это - непрестанное служение Богу и ближнему в Церкви. В награду же за все это Евангелие обещает нам неотлучное, бесконечное пребывание со Христом Богом - Спасителем нашим в Его вечном Царстве.





Дата публикования: 2014-11-29; Прочитано: 150 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.01 с)...