Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Преподобный Максим 1 страница



В крепости Схимарис, на Кавказе, в 7 столетии, на 78 году, закончил свою жизнь один из величайших святых - преподобномученик Максим Исповедник. Допускается мысль, что после Оригена, он был самым выдающимся философом. Превосходно образованный, он служил секретарем при императоре, а в то же время стоял на страже веры Православной. Но вот слепые фанатики Ираклий и Константин II, имея неограниченную власть, возжелали насадить на земле ересь монофелитскую при помощи огня, меча и насилия. Против них выступил смелый и мужественный Максим. Он с твердостью заявил: "Не дело правителей, но дело священников исследовать и определять спасительные догматы Православной Церкви". Один из властителей впал в такой гнев и бешенство, что приказал вырвать язык, отрубить правую руку у несчастного Максима и сослать его... Монофелитская ересь была смягчена видоизменением ереси монофизитов, которые стремились упразднить самую сущность Христианства как религии Богочеловеческой. О тварной природе Христа Максим говорил изумительные и потрясающие вещи, читая которые, человек может прямо переродиться, стать обновленным, крепким и бодрым. Если же кто под ударами судьбы впал в уныние, тотчас поднимается он и загорается огнем ревности...

Боговоплощение у Максима стоит в центре, в сердцевине бытия этого мира. Боговоплощение - смысл всего творения. Оно было задумано в изначальном "миротворческом плане", - Бог-Любовь есть Бог Откровения. Бог создал мир и человека, чтобы в него воплотиться. Смысл творения в том, чтобы создать существо, которому можно было бы открыться (1 Кор. 15, 28)...

Свобода, по Максиму, есть безраздельное, непоколебимое, целостное устремление и влечение души к Богу. Выбор совсем не есть обязательное условие свободы. Колеблется и выбирает только лишь немощная и грешная воля. Высшая мера свободы, высшая действительность свободы выражается в словах: "Да будет воля Твоя". В исполнении воли Божией состоит вожделенное устремление всей твари. Но блаженство и радость всеобщего обожения и спасения возможны только через свободное согласование воли человеческой и воли Божией... По учению Максима, цель диавольского искушения - подчинить людей своей власти, присвоить себе поклонение и естественное влечение их к Богу. Грех первого человека заключался не в обожении диавола, а в стремлении человека найти опору бытия помимо Бога в чувственном мире, в склонении человека к чувственной жизни, что последовательно повело к обоготворению видимой твари и плоти.

Максима мы чтим и как писателя, и как аскета. Его книги были любимым чтением и мирян, и монахов. В них он сжигает своим огненным словом наглоязычие еретиков. Его философия является одним из могучих средств Богопознания. Еще вернее к той же цели ведет изучение св. Писания, где под покровом букв и слов присутствует Сам Логос как последний Предмет и Цель Откровения. Праведной жизнью человек должен всю землю превратить в рай, иначе - всегда иметь в самом себе рай, независимо от различия мест. Объединив в себе всю тварную природу, человек предает себя и объединенную природу Богу, чтобы Бог дал ему Себя Самого и чтобы он сделался всем, что есть Бог, кроме тождества по существу. В этом обожении последняя цель человека. Бог вложил в него влечение к познанию Бога. Это - отражение Бога в человеке, чтобы человек, познавая Логос, а в Нем Отца, нашел для себя в этом блаженство. Вместе с таинственным вселением Господа в человека, вся жизнь Его таинственно повторяется в жизни каждого, идущего по пути спасения. Для достижения всех благ спасения Господь, восшедши на Небеса, даровал нам (в Духе Святом) Свою Божественную силу. Человек настолько обожается, настолько Господь уничижил Себя в воплощении и продолжает уничижать в непрерывном воплощении в душах верующих. Литургия есть отражение высших моментов обожения. Она и ее центр, Евхаристия, есть предначатие будущей блаженной жизни в прославлении, созерцании и вкушении Бога...

Среди Лиц Святой Троицы по деятельности в отношении к тварному миру в особенности выделяется Логос. Собственно Он Один является в Ней действующим началом: Отец благоволит, Сын действует, Дух усовершает (содействует). Логосу в отношении к миру принадлежит центральное значение. Он - Творец мира; Он и Промыслитель. В частности, Он же является действующим началом и в Богопознании: мы познаем прежде всего Логос и лишь в Нем существенно Сущих в Нем Отца и Духа...

Тайна соединения во Христе человеческой немощи и Божественного величия совершенно недомыслима. Постижима лишь цель ее, именно - наше спасение. Спасение есть соединение с Богом, обожение: спасается все, что соединяется с Богом. С этой точки зрения нужно смотреть и на Лицо Искупителя. Наше обожение и спасение может быть совершено только Богом, Его снисшествием к нам, воплощением и соединением с нами. "Для того Бог стал человеком и Сын Божий - Сыном Человеческим, чтобы нас сделать богами и сынами Божиими..." Господь в жизни Своей показал нам образ добродетели и совершенства. Силой Своего воздержания и терпения Он победил все искушения, вызываемые удовольствием (в пустыне) и страданием (на кресте), а силой любви низложил все разнообразные искушения к гневу (от фарисеев). Так Он совлек с Себя (Кол. 2, 19) и уничтожил в Своей плоти все козни нечестивых сил и отразил все их искушения.

Вся система преподобного отца Максима основана на решительном предпочтении духа материи, души телу, внутренней стороны внешней. Благоуханием таинственного всецело обвеяно все мировоззрение преподобного Максима.

Не напрасно Церковь, воспевая чудного Максима, так молится: "Всю богодухновенную благодать Духа, божественный Максим, излей мне с медоточивого и сладкого твоего языка" (Кан., п. 1). "Открой мои уста, Боже Спаситель мой, и дай мне восприять Божественную благодать, чтобы достойно воспеть, Христе, того, кто преимущественно пред всеми проповедал Твои две природы" (Икос). "Огнем палящим против ересей явился ты, блаженный, - ибо как солому ты истребил их ревностью духа" (тр. кан.). "Глубины судов Твоих исследованы Духом, а глубины Духа, Спаситель, в духе и силе исследовал Максим как истый философ, возвещая два Твоих хотения и действия: посему светло ныне чтится он" (втор. экзапост.). "Богословствуя, отец, ты проповедал одну природу Троицы и одну волю и действие одно; а в Воплотившемся Боге исповедуя две природы, две воли и два действия, ты, Максим, всемудрый богоявитель, низвергаешь ересь богоборцев, от коих подвергшись отрезанию руки и языка, ты явился мучеником" (3 экзапост.).

Как выдающийся писатель и руководитель духовной жизни, на протяжении веков был Максим авторитетом для многих Отцов, которые и прославили его так дивно.

НОВАЯ ЖИЗНЬ

Без веры, без Христа нам не подойти даже и к порогу новой жизни.

Вера зарождается в сердце, не от слов человеческой мудрости, а от Слова Божия (Рим. 10, 17). Вначале воля Божия открылась чрез патриархов и пророков, а потом - через Сына Божия.

Ныне мы должны искать источник истинной веры в словах Господа Иисуса Христа. Сам Христос открыл волю Божию устами Своими. Силою Духа Святого (Ин. 14, 26) Он вложил ее в мысль и написал в сердцах учеников Своих, которых и послал с проповедью Евангелия (Мк. 16, 15). Слушающий их слушает Самого Господа (Лк. 10, 16). Но главной целью пришествия Спасителя на землю было не учительство, а искупление. Одним учением человечество не могло быть спасено. Само по себе учение не дает силы для избавления от греха и коренного изменения жизни. Изменение же было необходимо для людей, в самую природу которых глубоко вкоренился грех. Христос и есть Спаситель людей. Он Своим воплощением внес в природу человеческую начало новой Божественной жизни. Христианство не учение, а новая жизнь. Можно изучить Св. Писание, но не быть христианином. Эта Божественная жизнь, согласно обетованию Спасителя, содержится в Церкви Его, которая и оживотворяется Духом Святым. Церковь Христова стала существовать ранее Писания. Писание не имеет самодовлеющего значения, а является лишь струей в полноводной реке благодатной жизни церковной. "Нам не следовало бы иметь и нужды в помощи Писаний, а надлежало бы вести жизнь столь чистую, чтобы вместо книг служила благодать Духа" (Златоуст).

Необходимость для нас обращаться к руководству Священного Писания свидетельствует о нашем несовершенстве. "Когда сила Духа низойдет в действующую в человеке душевную силу, тогда вместо закона Писаний укореняются в сердце заповеди Духа - и тогда тайно учится (достигший совершенства) у Духа и не имеет нужды в пособии вещества чувственного" (св. Исаак Сирин).

Изречения Златоуста и св. Исаака могут показаться странными только тем, кто не усвоил правильного понятия о том, что сила Церкви - не в учении, а в новой благодатной жизни.

Протестантство, отвергнув авторитет Церкви, сделало из Библии своего рода фетиш. Но вне Церкви есть книги, но нет истинного Слова Божия. Все еретики (да и сам сатана - Мф. 4, 6) всегда находили для себя основания в Св. Писании, так как отдельные изречения его могут подвергаться многим, даже противоположным, перетолкованиям. Истинный смысл его известен только Церкви, руководимой Духом святым, Который является Источником и Священного Писания, и церковной жизни.

Еретики при толковании Писания хотят заменить руководство Церкви "здравым разумом", но разум остается беспристрастным только в вопросах математических.

Самый состав Священного Писания определяется Церковью. Канон священных книг немыслим вне Церкви. Вся рационалистическая критика Библии о происхождении священных книг неотвратимо приходит к самым противоположным выводам.

Преувеличенное почитание священных книг, внецерковное, приводит к произвольному выбору одного в ущерб или даже в отвержение всего остального... Так из Священного Писания возникают заблуждение и произвол. Такие истолкователи готовы считать себя умными только потому, что многому не верят и во многом сомневаются. Они готовы считать себя избранниками только потому, что не участвуют в жизни простых церковных людей и смотрят на их жизни критически. Самолюбие, зависть, тщеславие, дурное сердце - вот где торная дорога ко всякой ереси...

Мы - остаток, призванный хранить и являть Святое Православие, вносить в жизнь чистые заветы Евангелия - Царства Божия. Эти сокровища - в нашей Церкви. Горе тому, гнев Божий грозит тому, кто изменяет родному благочестию и бежит к пустосвятам ради корысти. Он в безумии своем пренебрегает наследием сокровища небесного. Он готовит себе печальную и скорбную участь. Забыл он завет св. Иринея: "Не должно у других искать истины, которую легко заимствовать у Святой Церкви" Православной. "Христос пришел обновить растлевшее грехом естество человеческое. Дух Святый, вошедший в мир и действующий в Церкви чрез священнослужителей, Богослужение, проповедь, таинства совершает это обновление непрестанно. Только в Церкви заключается эта обновительная сила; вне Церкви ее нет и быть не может" (св. прав. Иоанн Кронштадтский, Христианская философия, стр. 105). Преп. Нил Сорский свидетельствует о том же, говоря, что "успехи в возрастании внутреннего человека (сиречь обновления) есть плод благодати Святого Духа, живущего в Церкви".

Счастлив тот, кто впитал в себя дух церковный, дух святыни и богомыслия. Сладко ему. Он стремится всем сердцем к Церкви, к этому источнику живой воды, текущей в жизнь вечную. У него тогда возникает радость великая - радость новой жизни - жизни во Христе. Она реальна, как предчувствие вечного блаженства, только в Церкви. И этой радости у него никто не отнимет, поскольку он в Церкви.

"ВЗЫЩИТЕ БОГА"

Наша жизнь, наша культура, которой мы гордимся, в греховном плену чувственности. Она давит и порабощает все великие порывы нашего духа. "Взыщите Бога, и жива будетъ душа ваша" (Пс. 68, 33). Вот единственное средство от обнищания и смерти. Ищите Бога, как ищут сокровище, закопанное в землю. Или как женщина ищет потерянную драхму (Лк. 15, 8). Не для холодного познания о Нем, а для живого благодатного союза с Ним, чтобы почувствовать и любовь к Нему. Место встречи с Господом там, где Богоприимец встретил Спасителя-Младенца, порог которого можете преступить и вы с сокрушенным вздохом мытаря: "Боже! Милостив буди мне грешному!" (Лк. 18, 13) В священный час Литургии, в этот благодатно-таинственный час, трепетным духом своим вы почувствуете Бога и воскликните, как Фома некогда: "Господь мой и Богъ мой" (Ин. 20, 28). Действием благодати преобразится и обновится ваш внутренний человек, окрепнет дух и будет ясен весь путь Христианской жизни. Наши предки в храме черпали великую силу, которая создает цельную, не разделенную сомнениями душу...

У императора Гонория была любимая птица, которую он назвал "Рим". Однажды императора разбудили известием: "Рим погиб". Ему говорили о падении столицы его империи. "Как? Рим погиб? Но я вечером видел его здоровым". - "Рим-город". Император успокоился. Гибель великого города с сотнями тысяч жителей была ему не так больна и чувствительна, как гибель любимой птицы. Не то же ли наблюдаем мы и теперь. Гибнет душа - мы спокойны. Теряет вечное спасение - спокойны. Тускнеет мысль Христова в душе - спокойны. Изменяется облик христианский - мы не тревожимся. Но если мы теряем нечто материальное - мы несчастны и в ужасной тревоге...

К счастью нашему, были и есть избранники Божии, для которых наше внешнее обаяние и польза - ничто. Господин А., занимавший важный пост при Синоде, на прощанье обращается к отцу протоиерею со словами: "Вы, батюшка, так мне понравились, что я желал бы чем-нибудь показать мое расположение и уважение к Вам. Я имею вес в Синоде и могу кое-что сделать для Вас. Скажите, что бы Вы через меня хотели получить?" - "Я имею слишком много, - ответил отец протоиерей, - чтобы Вы могли к этому прибавить что-либо существенное". - "Что же Вы имеете?" - спросил удивленный синодал, полагая, что речь идет о наградах. "Что я имею? - с улыбкой переспросил отец протоиерей, - потрудитесь снять Вашу шляпу". Господин А, недоумевая, снимает шляпу. Отец протоиерей истово благословляет его и говорит: "Вот что имею, и больше этого можете ли Вы дать мне?" Господин А. в восторге обнял и расцеловал отца протоиерея...

Картина высшей, сознательной жизни пленительна. Там Дух Божий Савла делает Павлом, египетскую блудницу преподобной женой. В Божественной красоте Дух Божий проявляет животворящую силу. А где "мудрование плотское", то оно несет только смерть и вражду на Бога (Рим. 8, 6-8). "Плоть и кровь Царства Божия наследовать не могут" (1 Кор. 15, 50)...

"И я кричу: идите, научитесь, что не только в будущей жизни, но и теперь, в настоящей, лежит пред очами нашими и пред руками, и пред ногами неизреченное сокровище, которое выше есть всякого начала и власти; идите, уверьтесь и убедитесь, что это сокровище, о коем говорю вам, есть свет мира... Свет всегда был, всегда сиял в тех, которые очистились; и во тьме он светится, и тьма не объемлет его, то есть не затемняет!.. Находящиеся во тьме, не понимают света... Невидимый Сын и Бог-Слово явлен был посредством тела всем тем, которые видели Его телесными очами, верным и неверным; но свет Божества Его дал себя познать и открылся только тем, кои и делами были верны, и говорили к Нему: "Се мы оставихомъ вся и вследъ Тебе идохом" (Мф. 19, 27), - этим одним словом " вся", объемля и имущество, и деньги, и свои склонности, и презрение сей временной жизни, и даже отвращение к ней потому что вкусили сладости ипостасной и вечной жизни. То же, что слаще, конечно и предпочтительнее, и это есть Сам Бог" (св. Симеон Новый Богослов, т. 2-й, стр. 481)...

Ценность и нравственное величие жизни Господь измеряет степенью участия человека в исполнении Божиих планов. О тех же, кто, подобно предателю Иуде, вносит в жизнь разрушение, разоряет и губит основы ее, а высшие ценности жизни продает за сребреники, Спаситель говорит: "Лучше было бы этому человеку не родиться" (Мф. 26, 24). Все высшие задачи жизни, к счастью нашему, начертаны на знамени православного вероисповедания: "Взыщите Бога, и жива будет душа ваша"...

Наш христианский долг - идти в жизни не своей дорогой, а тем путем, который проложил Христос Спаситель от Вифлеемских яслей до Голгофы, указав на Себя как на Путь, Истину и Жизнь (Ин. 14, 6)...

Любовью запечатлена вся история домостроительства нашего спасения. Как милосердный самарянин склонился над впадшим в разбойники, так и Бог склонился над грешной землей. Факт воплощения Сына Божия, снисшедшего с неба на землю, есть беспримерный факт любви Бога, чтобы спасти изъязвленное грехом человечество. Так силой любви распятого Голгофского Страдальца был спасен человеческий мир, "дабы всякий верующий не погиб, но имел жизнь вечную" (Ин. 3, 16)...

Божественная Любовь воплотилась в человеческом образе. - "Бог явился во плоти," и Небо преклонилось к грешной земле. Небо воссияло в Святой Церкви, где предлагается каждому сокровище священных прав и благодатных дарований. В Ней - Искупитель наш, предстательство Богородицы, молитвы святых и ходатайство самой Церкви, в которую и вложил Господь все Свое богатство и самое драгоценнейшее наследство... "Взыщите Бога".

ДАР БЛАГОДАТИ

Только под действием благодати внутренний человек укрепляется и обновляется по вся дни, а внешний человек, то есть плотское, чувственное, напротив, тлеет и отпадает (2 Кор. 4, 16). В чем выражается укрепление силою Духа внутреннего человека? - Вселением Христа в сердце, утверждением Его во внутреннем человеке - приготовлением его в жилище Христу. Христиане приняли Духа и приняли Христа в сердца свои (Евр. 1, 13). Не мысль, требуемая от нас Христом, проникает нас, а Сам Христос как Живое Лицо вселяется в нас. "О том, каким образом Христос обитает в сердцах, послушай, что говорит Он Сам: "Кто любит меня, слово мое соблюдает; и отец мой возлюбит его, и к нему приидем и обитель у него сотворим " (Ин. 14, 23)" (Златоуст). Вселение Христа происходит, при благодати Духа Святого, чрез веру. И чем более возрастает и укрепляется наша вера, тем теснее, глубже, жизненнее наша связь с Господом. Христиане силою Духа Святого укрепляются во внутреннем человеке. Это укрепление есть приготовление жилища в нас Христу. При неизменном обитании Христа в сердцах наших, мы будем в любви крепки и сильны в основе, как растение, глубоко вросшее своими корнями в землю, и строение, имеющее твердое основание. Оба эти образа указывают на одно и то же: стойкость, непоколебимость, утвержденность христианской любви. Познание же христианское опирается на жизнь христианскую. Укрепление внутреннего человека, вселение Христа в наши сердца и пребывание в любви - вот необходимое условие для него. Это не познание абстрактное, дискурсивное, а познание, основанное на внутреннем христианском опыте. Получив силу, станем вполне способными познать христианскую истину. Познание же истины есть овладение истиною, приобретение ее. Христианскую истину необходимо уразуметь в согласии со всеми святыми. Христианское разумение приобретается не "особо, отдельно от других, но оно зреет и совершенным является под условием общения со всеми христианами" (еп. Феофан). Неизмеримым предметом христианского познания служит любовь Христова, явленная на кресте, а, следовательно, и любовь Бога, пославшего Сына Своего для спасения мира (Ин. 3, 16; Рим. 5, 6-8).

Любовь Христова превосходит обыкновенный ум, обыкновенное рассудочное, или дискурсивное познание. Но, что скрыто для естественного человеческого познания, то открывается христианину, хотя и не вполне, силою Духа Святого, чрез вселение Христа и чрез истинную жизнь в любви Христовой. Познается внутренно, чрез жизнь в духе, непознаваемое обычным способом. "Хотя любовь Христова и выше всякого человеческого познания, однако вы ее познаете, если будете иметь обитающего в вас Христа" (Златоуст).

Совершенно бесконечно, но последним его пределом, или последнею целью, к осуществлению которой должны стремиться христиане, является полнота дарований Божиих, или благодатных сил Божиих, данных нам во Христе. Высочайшей целью христианской жизни служит обладание всеми благодатными дарами. Во главе добродетелей стоит смиренномудрие - скромное мнение о себе, сознание своей слабости, немощности, нищенство духом, смирение в мыслях и чувствах. Христианское смирение покоится на живейшем сознании того, что все у христианина есть дар благодати. Смиренномудрый сознает свое великое духовное христианское богатство, но в то же время знает, что оно не им приобретено, а даровано ему по благодати Божией, сам же по себе он немощен и слаб. По Златоусту: "Смиренномудрие состоит в том, что кто-нибудь, будучи великим, смиряет себя; сознавая за собою великое, нисколько собою не тщеславится". Кротость естественно связана с смиренномудрием, ибо кто сознает свою немощность и слабость, тот и к другим будет относиться без гнева, раздражительности и оскорбительности. После смиренномудрия и кротости идет долготерпение. С одной стороны, твердость, стойкость, а с другой - великодушие, терпеливое перенесение обид, отсутствие мстительности. Христианское долготерпение не холодное и бездушное, а полное любви. Если ты не имеешь терпения к ближнему, то как будет терпеть тебя Бог?.. Где есть любовь, там можно все снести. Для того дан Дух, чтобы объединить людей, различающихся между собою по происхождению, по образу жизни и по разным другим признакам. Подобно тому, как в наших телах есть дух наш, действующий во всех членах и все объединяющий, так и нам, чадам Церкви, дан Дух Святой, связующий и делающий нас одним телом, хотя мы всячески различаемся. Это единство выражается во единой общей надежде, вытекающей из самого призвания христиан. Все одушевляется единым упованием вечного пребывания в Царстве Христовом.

Получившие единого Духа и пьющие от одного источника не должны разделяться. Бог вселяется в нас, обитает в нас во Святом Духе, а действует, примиряет и спасает в Сыне. Прославляемый и превозносимый Христос Спаситель дает верующим благодатные дары Духа Святого, по Своей мере, чтобы они не оставались младенцами в вере - юными, неопытными, колеблющимися, а потому способными уклоняться по всяким антихристианским направлениям, где сатанинская ложь пользуется для прельщения неопытных разнообразною хитростью и искусным коварством... Все верующие должны быть проникнуты Христом, Его Духом. К Нему они должны быть постоянно возводимы, Им всегда одушевляемы. Христос - неизменная цель роста и созревания в нас всего доброго. Все к Нему направляется, как и от Него исходит и Им совершенствуется...

Сладко со Христом и горько без Христа. Он наша радость и утешение.

О ВОСПРИЯТИИ ПОЗНАВАЕМОГО

Во время ученой поездки по обозрению древнейших руин Палестины епископ Порфирий (Успенский) в одном селении наткнулся на развалины не то дворца, не то языческого храма. При разглядывании этих развалин, жители этого места сказали ему, что на днях здешний шейх нашел в развалинах какие-то бумаги и сжег их. "Вандал! - воскликнул Епископ, - Варвар! Сей грех не простится ему ни в сей век, ни в будущий. Это грех против науки, против знания. А знание есть отблеск всеведения Божия; следовательно, это грех и против Самого Бога и Его Духа Святого" ("Книга бытия моего," 2 ч., 47 стр.).

Всякое знание закрепляется и проявляется в словах. Слова - крылья мысли. На них она опускается в глубь моря, в недра земли, возносится до звезд, обтекает все необозримое пространство. Жизнь человека со всеми успехами в различных областях знания, культура материальная и духовная, есть только видимая запись его дум, желаний, стремлений. Запись эта - результат работы его бессмертного, богоподобного духа. Это книга деяний человека. В Египте есть пирамида Хеопса. Это - грандиозное сооружение. Это - как бы некая каменная гора, сложенная руками человеческими. Сто тысяч человек, в течение целых двадцати лет, работали над этим сооружением. Когда пристально всматриваешься в нее, то это мертвая, холодная куча камней начинает оживать пред тобой, и за этой грудой камней начинаешь живо видеть живых людей с их думами и чувствами - тех людей, мысль и воля которых смогла заставить сотни тысяч тружеников соорудить эту искусственную гору, которой прежде человечество никогда не знало...

Вырваны из книги деяний человеческих тысячи страниц, их никакой ученый не в состоянии прочитать. Но и то, что сохранилось, свидетельствует о могуществе слова, мысли, идеи. Цепенеет ум, когда представишь гигантскую, титаническую работу в области знания... У святых слово святое приходит без раздумывания, просто; само рождается в душе. Верою и живым общением познается непознаваемое... "Все, что написано было прежде, написано нам в наставление" (Рим. 15, 4). Первые христиане ночью, после дневных тяжелых трудов, собирались где-нибудь в катакомбах или на кораблях и там, при свете факелов, слушали слово о жизни и учении Господа своего. С затаенным дыханием читали письма-послания апостолов, очевидцев и слуг Христовых. Бесстрашные перед лицом иудеев и кесаря, рвались они ко Христу и к знанию закона Его, получая от этого высшее наслаждение и радость...

Златоуст получил блестящее образование. Василий Великий изумлял своими познаниями. О нем говорили: "Это корабль, нагруженный настолько знаниями, насколько может вместить человеческая природа. Каждую науку он знал так хорошо, как бы совершенно не изучал никакой другой". Григорий Богослов, Григорий Нисский, Афанасий Великий всесторонне были образованы и науку вполне примиряли в своей душе с Христианством. Как трудно нашим современникам смирить свой гордый ум, пленить его в послушание веры! От того и нет у них раскрытия "богоподобного" ума красоты, и не озаряется он тихим светом святой Славы Господа нашего Иисуса Христа... Истины веры отвергаются ими заранее не по грубости ума, а по лукавству воли. Жалких идолов посадили себе на шею люди без Бога в разуме своем (Рим. 1, 28). Метко сказано о них у святителя Тихона Задонского: "Когда ум от книги только будешь острить, а волю не будешь исправлять; то от чтения книги злейший будешь, нежели прежде был. Понеже злейшии бывают ученые и разумные дураки, нежели простые невежи" (XV т., 427 стр., изд. Глазунова, 1825 г.)...

"Евангелие лежало у меня на коленях, и с минуту я не могла дотронуться до него, раскрыть его, - пишет Кохановская в повести "Давняя встреча". - Когда я откинулся тяжелый переплет и передо мною явились строки - я не знаю, что со мною сталось. Вся охваченная каким-то порывистым движением восторга, я едва ли понимала, что я только что чувствовала блаженство читать!.. Вдруг я очнулась и слышу: "Каждый, кто слышит эти Мои слова и поступает по ним, я уподоблю человеку разумному, который построил дом на камне. И пошел дождь, и выступили из берегов реки, и подули с силою ветры и устремились к дому твоему - и он не разрушился: потому что был основан на камне. И каждый, слушающий эти слова мои и не поступающий по ним сравниваеться с человеком безумным, который построил свой дом на песке. И пошел дождь и выступили из берегов реки и подули с силою ветры, и приблизились к тому дому - и он пал, и было разрушение его велико" (Мф. 24-27)... Где я? что это за слова? что за сила в них? Так и уносит душу! Я бросилась вверх страницы - не полно; я перекинула лист - еще и еще - и очутилась у подножия Нагорной проповеди Спасителя. Мне было жарко и потом стало холодно до дрожи... Я чувствовала, что у меня сердце будто таяло; я таяла вся. Меня проникала такая какая-то сладостная неведомая теплота, которая вместе действовала на душу и тело, что у меня легкий пот выступил на лбу, и слезы тихо и незаметно прилили к глазам... Я изо всей силы прижала ее к себе и бросилась бежать... Есть на свете две великие книги: природа и Евангелие..."

Христос Спаситель, вечная премудрость Божия, открыл школу человечеству в доме Своем, где должность ректора берет на Себя Сам Дух Святой... Пророки и апостолы, одаренные истинною премудростью, предлагают путь истины и спасения... Слова Павла жгут, как раскаленное железо. Глубина их необозрима: они вечно новы, потому что носят печать Духа. "Подобни мнh бывайтg, "кожg азъ Христu" (1 Кор. 4, 16). С такою же легкостью сложил с себя тело, с какою иной снял бы с себя одежду, и гениальный Богомыслитель - Игнатий Богоносец.

Счастлив тот, кто будет служить до смерти идеалу Христову, как служили ему и апостол Павел, и Игнатий Богоносец.

Истина Христова не умирает - она бессмертна. Источник света не может быть погашен. Он полон могущества. Он чист и свеж, как хрустальный ключ живой и сладкой воды.

В душе есть запросы, которые требуют бoльших высот, чем высота нашей мысли. Вершина ее уходит в широкое облако небесной жизни и благодати. Там только наполнится ум истинным познанием и озарится светом премирным.





Дата публикования: 2014-11-29; Прочитано: 164 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.027 с)...