Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

О ЛИТУРГИИ 1 страница



Уиенщ тбъвптпч улбъпл

ПРОСТЕЦКОЕ БОГОСЛОВИЕ

Протоиерей Николай Депутатов

Содержание


Предисловие ко второму изданию

Вместо предисловия

Бесценность Православия

Старцы и наставления их

Наши пророки

Счастье веры и безумие неверия

На смерть архиепископа Виталия

О чуде

Отец Георгий Косов

Вечное

Нечто от завещаний

О великом затворнике

Утешительные строки

Из переписки

Наши мученики

Около Леонтьева

Не смущайтесь!

Золото

Об одном прозрении

Из писем

Из письма апостола Павла к Филиппийцам

О гностицизме

В чем наше спасение?

Сила святоотеческого слова

О миролюбцах и светолюбцах

Иван Васильевич Попов

Единство

Мученики

Евангелие

О Богопознании

Оптинский старец Макарий в письмах

Святой мученик Лукан

Любовь

О нечестивцах

Вернемся к отцам

Радость и красота

О митрополите Филорете (Дроздове)

О литургии

Всезнайство и обожение

Преподобный Максим

Новая жизнь

Взыщите Бога

Дар благодати

О восприятии познаваемого

О свете

То, чего нельзя забыть

Нестяжание

Величие и сила митрополита Филарета

Из области слова и духа

Епископ Игнатий (Брянчанинов)

О маленькой книге епископа Феофана

Церковь и "организация"

Епископ Порфирий (Успенский)

Одухотворенная душа

Злотоуст о писании

Душевность и духовность

Вера как знание

Тайна спасения

Путь Христов

О спасении

Архиепископ Василий (Богдашевский)

Евангельский идеал

Предмет молитвы

Вера учеников

О воплощении

Путь нашей жизни

Самоуничижение Сына Божия

Из прошлого отрадного

Христианство - жизнь

Церковь как опора духовного развития

Преподобный Нил в творениях его

Прозрение епископа Порфирия

О воскресении

Идите!

Послесловие


ПРЕДИСЛОВИЕ КО ВТОРОМУ ИЗДАНИЮ

(первому изданию в России)

Двадцать пять лет тому назад, одновременно с изданием первой книги протоиерея о. Николая Депутатова, издатель Братства преподобного Германа Аляскинского о. Серафим (Роуз) переводил частями на английский язык и составлял предисловие, что предназначалось ко второму, пополненному изданию "Богосознания". Для этого накопилось много статей из ранее печатавшихся в разных журналах. Дело шло медленно, но вскоре оба, как автор (О. Николай родился в 1896 (декабря, 18) и умер в 1982 (25-го мая).), так и издатель, отошли в иной мир, и дело заглохло. Теперь Россия восстает из пепла и руин, как и предсказывал и во что верил о. Николай. В России ныне издается масса редчайшей духовной литературы. Верим, что приспело время для обнародования на Родине книг и о. Николая как клич ко всенародному Всероссийскому Богосознанию.

Вот и пригодилось предисловие о. Серафима. Дай Бог, чтобы новые поколения задались святым делом воспитания в себе Богосознания, дабы образ доброго, вдумчивого Христова пастыря засиял на Руси в своем святоотеческом значении, побуждая соотечественников на молитву, Богосознание и преображение.

Отец Герман (Подмошенский)

Христос, наш Спаситель, сказал нам, что в последнее время "по причине умножения беззакония, во многих охладеет любовь" (Мф. 24, 12) и добавил: "Претерпевший же до конца спасется" (Мф. 24, 13). В наше время мы видим с полной ясностью, что человечество, потеряв любовь, потеряло также и сознание об Источнике этой любви, Который есть Бог. И действительно, сегодня почти нет сознания, что Бог существует и что Он проявляет себя во всем, и человечество носится взад и вперед, как будто действительно это факт, что нет Бога, создавшего человека и всю вселенную. Цель всей современной "модной" жизни, одержимой гнилым тщеславием, состоит в том, чтобы всосать даже избранных в водоворот страстей, суеты и "событий," которые затмевают сознание, что Божие Провидение действует во всем. Поэтому самое главное в наше время, чтобы быть претерпевшим до конца и спасенным - это выработать в себе подлинное и творческое Богосознание, которое смогло бы послужить якорем в бушующем море современной жизни.

Большинство сегодняшних "православных богословов," честно говоря, не имеет, не передает другим это Богосознание. Современные православные "академии," находясь под сильным влиянием у западных академических нестроений, изучают, в лучшем случае, лишь внешнюю, формальную сторону православного вероучения, которая, даже если она и технически правильна, духовно же бессильна и не только не ведет к большему Богосознанию (что по сути богословие должно делать), но даже способствует повышению интереса, как реакция на свою безжизненность, к обратному - к харизматическому "движению," чья лихорадочная "жизнь" далеко отстоит от Православия.

Подлинные православные богословы нашего времени, как правило, не находятся ни в православных академиях, ни на пышных "теологических конференциях". Их нужно искать в скромных местах, и обычно они не будут носить название "богословов". Сами они не осмеливаются называть свое учение ничем иным, как верной передачей святоотеческого учения, и именно эта верность и это смирение отличает их как носителей подлинного Православного Предания - свойств, которых не хватает большинству знаменитых "православных богословов" на сегодняшний день.

Русская Церковь знала многих таких подлинных богословов за последние столетия, даже если в наше время духовного обнищания, казалось бы, они и вымирают. Один из таких носителей мудрости Церковной Традиции, кто бы удивился, если его величали бы богословом, был протоиерей Николай Депутатов из Брисбэна, Австралия.

Отцу Николаю 80 лет; после служения в Русской Императорской армии эмигрировал после революции на Дальний Восток и закончил свое богословское образование в 1930-х годах в Харбине, Манчжурии, далеко от центров богословской мудрости Европы и Америки. Его главный учитель на богословском поприще был архиепископ Димитрий, отец будущего митрополита Филарета Нью-Йоркского. Но его любовь к духовной мудрости была с детства, когда он уже был ревностным читателем православных книг и периодики, а его любовь к истинной философии, находящейся в Церкви Христовой, была вызвана, когда он встретился с явлением смерти, о которой сам пишет в предисловии.

Святые Отцы и духовные писатели, которые чаще всего упоминаются в сочинениях о. Николая, были излюбленными авторами русского народа, а именно: авторы "Добротолюбия," препп. Исаак Сирин, Симеон Новый Богослов, оптинские старцы, о. Иоанн Кронштадтский, епископ Игнатий (Брянчанинов) и, его самый любимый, святитель Феофан Затворник, которого он считал наравне с древними Отцами Церкви и который был для него большим помощником и заступником в его жизни. О житии и сочинениях святителя Феофана о. Николай написал свое кандидатское сочинение, когда учился на богословском факультете, в 1938 году (изданное отдельной книгой много лет позже).

С годами, под влиянием вдумчивого чтения таких духовных источников, с 1941 года, собственным пастырским опытом мышление о. Николая углубилось и прояснилось, а в сердце воцарился мир, и так с годами его начали приглашать принимать участие печатанием статей в духовных журналах, в результате чего появились серии статей, настоящих "жемчужин," в которых сверкает мудрость исконного Православия, исходящая из глубины искреннего сердца.

В статьях о. Николая нет никаких "богословских проблем" (в смысле современной богословской самоуверенности); все, о чем он пишет, есть жизненный опыт и желание помочь верующим вести смиренную плодотворную христианскую жизнь во спасение и наследие вечного Царства Небесного. Он обобщает свою собственную философию жизни в нескольких словах: "Мы живем более внутренней жизнью. И дано каждому свыше разливать вокруг себя благоухание Христово. Оно исходит от богомыслия и молитвы. Оно в себе содержит радость, веселие, блаженство. Думающая душа о Божественных предметах живет, как в раю, окруженная Божественным светом и горит огнем любви. Память о Спасителе очищает ум, освящает "внутреннее человека" Божественною благодатию, силою Святаго Духа. Испытано: где нет Бога, нет любви, там все дела, все наши услуги и труды ничто, там царствует безжизненная мертвенность как результат атеистического мировоззрения, пепел, дым..."

Согласно с этой зрелой христианской философией, писания о. Николая касаются по преимуществу внутренней духовной жизни и путем к ней, как: смирение, самоосуждение, покаяние, очищение, перенесение болезней и испытаний, необходимость духовного чтения, Иисусова молитва и как жить сердцем, а не умом. Одна центральная нить проходит через все его сочинения, что дало название нашему сборнику его статей - это Богосознание. Эта тема, как и все, о чем он пишет, ничего не имеет в себе абстрактного - это просто и определенно живое сознание и знание о Боге, что почти полностью не ведомо для современного "богословия" и что характеризует подлинных православных верующих. И, несмотря на полную простоту и незаинтересованность о. Николая в богословских "проблемах," что он хочет сказать об этом живом знании о Боге, является как раз ответом для тех, кто запутался в богословских "знаниях," в абстрактных, полных самомнения и не дающих выхода к свободе, что именно и обещал Спаситель: "И познаете истину, и истина сделает вас свободными" (Ин. 8, 32). Ибо о. Николай только передает как живой ученик живых Отцов святоотеческое учение, предназначенное для всех народов и всех времен. Поэтому его контраст между рационализмом и мистическим знанием есть святоотеческое различие, столь необходимое для нашего времени, когда рационализм разнится не в качестве, а в степени от рационализма древних, с которыми Отцы сражались. Однако нужно внимательно читать слова о. Николая в патристическом, а не в современно-модерновом понимании, ибо он, как и святые Отцы, пишет от сердца, а не от узкого логического ума, и где он кажется поверхностно "непоследовательным," то это потому, что пред истиной, которую сердце видит, из-за слов не будешь мешкать. Поэтому, когда он пишет в одной нижеприводимой статье о необходимости "отречься от мышления," чтобы знать Бога, то тут, конечно, надо понимать это не в модном "антиинтеллектуальном" смысле, но в традиционно православном, не рациональном понимании знания Бога через церковные таинства, дисциплину, гимнографию и т.д., которые совсем не противоречат мышлению как таковому, но только мнимому мышлению рационализма, который старается "поймать" Бога в свои логические сети.

Большинство статей о. Николая в последние годы печатались в разных периодических изданиях. Эти статьи установили репутацию о. Николая как ведущего церковного писателя, даже намечая его в редакторы одного из лучших монашеских журналов. Это тем более замечательно, что он, будучи женатым священником, имея детей и внуков, является убедительным доказательством, что источники Православия, хотя они и монашеского происхождения и вдохновения, однако имеют общее сокровище всей Церкви, а не только лишь какой-то части ее.

Писания о. Николая не только для русских. Они предназначены для всех сознательных православных христиан, и особенно в последние времена, в которые мы живем, когда те, кто перестают быть сознательными христианами, тогда также перестают быть и православными. Предназначены они и для православных христиан современной России, ныне пробуждающейся после долгой спячки коммунистического ига.

Многие выдающиеся духовные писатели, да и вообще думающие люди, очень высоко ценят нашего автора. Духовная писательница Елена Юрьевна Концевич выразилась так: "Для меня Ваши статьи, как бальзам для души, я бросаюсь читать, если вижу Вашу подпись... Я духом чувствую Вас таким родным". А некто г-н Суро написал так: "Я должен Вам сказать, что статья "Предмет молитвы" написана замечательно и я открыто Вам скажу, что я горькими слезами обливался, читая эту статью... А то, что написано - есть истина, которая теперь мне ясна".

А о себе, о своей любви к книгам о. Николай писал нам так: "Моя любовь к аскетической литературе удивляла монахов Свято-Пантелеимонова монастыря на Афоне. Они писали мне: "Как Вы, будучи светским и семейным, увлекаетесь монашескими книгами?" Что я мог сказать? Мой дедушка по матери, Павел, любил книги. Не в него ли я уродился? Да и отец мой, Михаил, имел огромные фолианты старопечатных книг. Очевидно, моя любовь к книгам от предков моих. Мой любимый епископ Феофан поддерживал всю мою жизнь своими творениями (сейчас мне восемьдесят лет). Этот Святитель подобен древним писателям... Я еще небольшим мальчиком уже выписывал пять духовных журналов, всем на удивление. Вся эта литература адресовалась мальчишке: Николаю Михайловичу Депутатову. В Китае выписывал больше всего с Афона и других мест, где издавались и продавались книги".

"Каждый раз, как только находит, как туман, уныние и печаль, открываю одну из бесчисленных записных книжек и нахожу там то, что озаряет, как молния, и успокаивает, как тепло. Живущие сердцем знают, как нуждается оно в целительной и руководственной силе могучего слова. Любая рана заживает от прикосновения к ней простых, легких и чудодейственных слов. Мы жаждем слов, идущих от сердца и потрясающих сердца. Огнем пылают слова наших великих Отцов - к ним поспешим..."

Предлагаемая книга опытов Богосознания полна истинной любви к мудрости духовной, что ныне так не хватает и что помогает осознать смысл жизни человека в кажущемся бессмысленным мире.

Богосознание! - к нему поспешим.

Отец Серафим (Роуз), 1970 г.

ВМЕСТО ПРЕДИСЛОВИЯ

Кратким и тихим словом можно пропеть тихую колыбельную песню. Задушевный мотив ее лечит боли сердца, облегчает страдания, прекращает взрывы отчаяния...

Когда Господь говорил, Он желал слушателям, чтобы они успокоились, радовались и утешались. В этом основа учения; цель - пропитать мысль, сердце, волю духом Христовым. Каждый должен идти в жизни не своей дорогой, а тем путем, который проложил Спаситель от яслей до Голгофы. Быв распят и вкусив смерть, Господь победил убийц своих и мир, и теперь уделяет от победной силы Своей и тем, которые страждут за Него, и чрез них побеждает снова тех же убийц и мир...

К солнцу тянется цветок, а душа к своему Спасителю.

Господь - покой и радость. В Нем счастье наше...

В возрасте четырехлетнем, ночью, в постели, стал думать о смерти. Умерла женщина, не старая, на вид цветущая. Сегодня ее хоронили. Мысль бессильно бьется над этим явлением, сердце полно жалости, слезы неудержимо льются из глаз. Чтобы заглушить рыдания и не обнаружить их, когда все спят, я укрываюсь одеялом с головой. Земля представляется пустыней, жизнь прекратилась на ней и жалость ко всем не дает покоя. Явился сон, и все исчезло. Такое первое детское переживание глубоко запало в памяти и сохранилось до глубокой старости. Таково было начало моего философствования в раннюю, детскую пору. Потом, с годами, Господь помог, распутал мои мысли и дал сердцу покой. Слава Богу!

Мы живем более внутренней жизнью. И дано каждому свыше разливать вокруг себя благоухание Христово. Оно исходит от богомыслия и молитвы. Оно в себе содержит радость, веселие, блаженство. Думающая душа о Божественных предметах живет, как в раю, окруженная Божественным светом и горит огнем любви. Память о Спасителе очищает ум, освящает "внутреннее человека" Божественною благодатию, силою Святаго Духа. Испытано: где нет Бога, нет любви, там все дела, все наши услуги и труды ничто, там царствует безжизненная мертвенность как результат атеистического мировоззрения, пепел, дым...

БЕСЦЕННОСТЬ ПРАВОСЛАВИЯ

Помимо исторических, догматических и нравственных ценностей, данных нам на протяжении двух тысяч лет существования Православия, есть и самые ближайшие к нам свидетельства о неувядающей жизненности и бесценности нашей святой веры. Православие не доказывается, а показывается. Оглянитесь на ближайшее к нам столетие. Где Вы наблюдали такую силу духовную, какая исходила от Оптиной, из Сарова, Валаама, Глинской пустыни, из Киева, Москвы, Казани, Новгорода, Нового Афона и прочих мест? Где Вы найдете подобных отцу Иоанну Кронштадтскому, отцу Георгию Косову, отцу Алексию Гневушеву, воскресившему мальчика, отцу Александру Боданину из Вологды и другим? Где есть епископы-аскеты, равные Затворнику Феофану, Игнатию (Брянчанинову), Амвросию (Ключареву), Михаилу (Грибановскому) и многим другим, имена которых не привожу здесь? А благодатные старцы, наследники великого Паисия (Величковского): Леонид, Макарий, Антоний, Амвросий, Иосиф, Анатолий, Нектарий и ряд других? Имели мы и ученых-подвижников, и богословов, являвших глубины Святого Православия своим необъятным знанием и мученическим трудолюбием. Облик свидетельств неопровержимых святой Истины Православия. Позднее, Святейший Патриарх Тихон с его мужественным: "Благословляю верных рабов Господа Иисуса Христа на муки и смерть за Него". И верных рабов, стойких и твердых, как камень, увели на расстрел! А сотни тысяч новомучеников? Кровь их - семя Святого Православия. Мужественные и стойкие, они, как и наши благочестивые предки, отдали жизнь за веру Православную. Променяли всю славу земную и свое благополучие и даже государственное существование на "добрый бисер" Святого Православия. "Если нет веры Православной или если грозит опасность ее чистоте, тогда не нужно и земных благ, тогда пусть и сама Русь погибнет, лишь бы не перестала она быть Православной, лишь бы не потускнел и не погас в ней свет истины, которым дано ей светить. Царство Божие и вечное спасение души дороже всего для человека, ради него он готов пожертвовать именем своим, родной семьей и Отечеством. Все это он отдает, чтобы приобрести первое... Поэтому, если мы знаем, что Христово учение в его неподдельной чистоте хранится в Церкви Православной, если, следовательно, в ней источник истинной жизни и вечного спасения, то мы должны со своей стороны сделать все, чтобы только к этой Церкви принадлежать, и в случае надобности должны всем своим пожертвовать, чтобы только этой принадлежности чем-нибудь не потерять. Наше личное земное счастье, заботы о родных, польза общественная или государственная - все это занимает место после веры и не оправдывает небрежения ею. Все это мы должны продать, чтобы купить поле с сокрытым в нем сокровищем" (Прот. П. Миртов, "Слова и речи", 1914 г.).

А Блаженнейший митр. Антоний, прямая ветвь от Матери-Церкви Российской, плененной безбожием, и по достоинству оцененный еще папой Пием XI, заявившем в беседе с одним из бискупов в Варшаве: "Самый большой человек в Восточном исповедании - архим. Антоний (Храповицкий)". Как на граните начертал он такие слова: "Ради Православия, в потребном случае, должно пожертвовать и своей народностью, и своим домом, и детьми, и родителями, и женою, бросить все, как ничтожную ветошь, как вытертый грош, лишь бы обрести жемчужину спасения, которая сокрыта в Православии" ("Деян. Соб.", 1938 г.). "Вера Православная есть подлинная душа Русского народа, источник его жизненной силы и крепости; если он потеряет это драгоценное сокровище, то потеряет все..." (Из посл. Церк. Соб. 1938 г.) "Россия жила и возвеличилась Православием, им же возродится и спасется... Отступники же от Православия становятся не русскими; они изменники вере, народу и Родине" (Из посл. II соб. к эм.). "Наказывая, Господь одновременно и указывает Русскому народу путь ко спасению, сделав его проповедником Православия по всей Вселенной. Русское рассеяние ознакомило с Православием все концы мира, ибо русская беженская масса, в значительной части, бессознательно является проповедницей Православия" ("Соб. Деян. 1938 г.). Больше того: "Господь даровал нам благодать сохранять чистоту Его истинной веры, и мы несем это сокровище всюду ради спасения мира" (Митр. Антоний. "Прав. Русь", 1959 г., № 21).

Наш дивный праведник отец Иоанн Сергиев поет бесконечные гимны Православию. Он влюблен в его чудесность, животворность и Божественность: "Это неоценимое, Богом данное нам сокровище..." Он умоляет дорожить Православием и жить достойно, чтобы возвеличить Бога. Он свидетельствует о превосходстве его перед другими исповеданиями. Сам он с любовью всех принимал, благодетельствовал и римо-католикам, и протестантам, и иудеям, и мусульманам, и язычникам, и над всеми совершал по их просьбам чудеса исцелений, но при этом постоянно учил, что спасающая Истина - только в Православии. "Где есть такие молитвы, славословия, благодарения и прошения, такое чудное Богослужение, как в Православной Церкви? - Нигде!"

Недаром такие восторженные отзывы дают о Православии ученые: англичанин Ниль, американец Аберкромби, проф. Овербек и доктор Стэнли. Первый пишет: "Восточная, то есть Православная Церковь остается и теперь такою же, какою была с самого начала своего - многоразличною в своих учреждениях и простою в своей вере, непонятною для чуждых и удобопонятною для сынов своих, широко раскинувшею ветви свои, жестоко теснимую врагами, но спокойною, и всегда, как она обычно называет себя, единю, единственною, святою, соборною и апостольскою. Такова она в действительности!" "Чем более мы изучаем историю Православной Церкви, - говорит Аберкромби, - чем ближе мы знакомимся с ее учением и учреждениями, тем громче звучит пред нами голос ее авторитета, и тем живее пробуждается у нас желание вступить в общение с нею... Православная Церковь верна первоначальному учению Церкви Христовой и чужда искусственно построенным догматам реформации; а римская церковь сама была лишь колониею греческих христиан..." "Любезные протестантские братья! - взывает Овербек к своим единоверцам, - посмотрите вы на Церковь, которую Дух Святый основал и которою Он будет управлять до скончания века... Обратите свой взор на Восток - в Востока свет!.. Эта Церковь всегда, как она была, неизменно в Православной вере". Доктор Стэнли: "Православие цельнее, полнее, чем какая-либо другая христианская Церковь, переносит нас в первые века Христианства; а именно от нее и нужно ожидать верных услуг, которыми она, по воле Всемогущего, прославит Господа и осчастливит человечество".

А сколько новейших утверждений и отзывов в иностранной литературе о красоте и бесценности Православия? Оставляем это... Нужна сжатость и краткость. Вывод же сам по себе напрашивается. Все основатели новых учений, все учители, отделившиеся от Православия, хотя бы по личному своему облику и являли себя смиренными, но служение их основано на самоутверждении и гордости. Они сами о себе свидетельствуют, свое дело делают и свое слово проповедают. Православие же не по делам своих иерархов и членов, а по преемству Истины, хранимой от своего начала в чистоте и цельности своей - свято, непорочно и Божественно.

СТАРЦЫ И НАСТАВЛЕНИЯ ИХ

В нашем русском старчестве, особенно оптинском, дух глубокого благочестия, дух Христов.

Старец ведет Вас, старец держит Вашу душу, чтобы она не упала в греховную бездну и там не погибла. Он подходит к Вам с лаской, с утешением, ободрением, вразумлением, научением и благословением на подвиг. Старец рисует картины будущего и указывает на сладость в настоящем от пребывания в общении с Богом, Пречистой и всеми святыми. Старец говорит о болезнях как о готовом спасении; о страданиях, которыми выковывается смирение, спасающее и без других добрых дел. Старец живет Вашей радостью и Вашим горем, сливаясь душою с Вами. Старец учит: молитва - дыхание духа. Есть молитва - жива душа; нет молитвы - душа мертва. Во многом старец компетентен, авторитетен и опытен. Голос его слышится твердый, ясный, проникающий в бедное, стыдящееся самого себя сердце грешника.

Возьмем наставления хотя бы некоторых только старцев. Приложим ухо к простым словам их, удивительно спокойным, но твердым и в душу проникающим: "Вы как-то раз говорили мне, что на Вас враг пускает стрелы свои. Не бойтесь! Ни одна Вас не коснется; никакой дряни не опасайтесь, дрянь дрянью и останется. Только возьмите мой совет за правило и послушайтесь: читайте утром и вечером перед Вашей молитвой оба эти псалма: 26 и 90, а перед ними великое архангельское обрадование: "Богородице Дево, радуйся..." Будете так делать, ни огонь Вас не возьмет, ни вода не потопит... Бомбой не разорвет" (Старец о. Иоанн Оптинский. Тр. Сл. № 305).

"Когда сильно нападут люди и одолеет уныние, поклонцев сто положите с молитвою ко Господу, и тогда не только дроби, но и пушки не устрашат Вас" (Письма иг. Антония Оптинского).

"Быть смиренным в духе! Это такое счастье, которого на свете выше нет. Человек смиренный живет на земле как в Царстве Небесном, всегда весел и спокоен, и всем доволен" (Иг. Антоний Оптинский). "Мужественная душа никого и ничего не боится, кроме Единого Бога" (Иг. Антоний). "Советую Вам, вместо всякой мечты, душу свою напитать молитвою ко Господу и упованием на Него... без воли Коего и птицы не умирают, кольми паче человек. Успокойтесь в духе" (Иг. Антоний).

"Один старец богомудрый говорил: "Пришла ко мне болезнь, слава Тебе, Господи! Болезнь моя увеличилась, слава Тебе, Господи! Болезнь моя сделалась неисцельною, слава Тебе, Господи! Ибо мне лучше быть на небе с Тобою, нежели с людьми на земле..." "И если бы случилось человеку в тот день умереть, в который он приобщился Святых Таин, то душу его приемлют святые Ангелы на руки свои, чести ради приобщения" (Иг. Антоний).

"Будем себя мысленно за все укорять и осуждать, а не других; ибо чем смиреннее, тем прибыльнее: смиренных бо любит Бог, и благодать Свою на них изливает!" Поэтому "какое бы ни постигло тебя огорчение, какая бы ни случилась тебе неприятность, ты скажи: стерплю это я для Иисуса Христа! Только скажи это, и тебе будет легче. Ибо имя Иисуса Христа сильно; при Нем все неприятности утихают, бесы исчезают; утихнет и твоя досада, успокоится и твое малодушие, когда ты будешь повторять сладчайшее имя Его!" (Иг. Антоний).

Старец Гефсиманского скита о. Варнава говорил: "Неразумно вынуть частичку за каждое имя на проскомидии. Одна капля Божественной Крови Иисуса Христа смывает грехи миллионов душ человеческих". "А я рад, - говорит Старец пришедшему к нему, - что ты болен: смиреннее будешь," и ласково треплет его по плечу. Боль как рукой сняло. "Да избавит тебя Христос от болезни духа - уныния, печали, гордости, зависти, человеконенавидения. Эти болезни бывают по наваждению бесовскому, ужаснее и опаснее болезней тела..." "Говори сердцу: что ты рвешься, ведь гневом других не исправишь, а только себе повредишь. Не рвись, сердце, потерпи; завтра сделаем что нужно, завтра поговорим, с кем нужно. Спокойно сказанным словом скорее убедишь, усовестишь, чем гневливостью. Так убеждай свое сердце. Так поступай, и при помощи Божией победишь демона гневливости" (Троиц. Сл. № 366).

Оптинский старец схиигумен Анатолий наставляет одну особу: "Вот тебе Господь и посылает искушения, чтобы живущая и живучая твоя страсть умерла... Господь зрит во все дела твои, в самую душу твою, как мы зрим в лице любимого человека, то есть ясно и внимательно. Зрит и испытует: каковою ты окажешься в скорбях? Если потерпишь, то будешь Его возлюбленною. А если и не стерпишь, и поропщешь, но покаешься - все-таки будешь Его возлюбленною... Один Господь назначает кому в начале, кому в середине, кому в конце жития скорби..." Делай по силе; и не цени сам своих заслуг, и не считай добродетелей; а зри и считай свои немощи и грехи, и Господь тебя не оставит никогда... Молитва Иисусова веселит сердце. Что живешь плохо, не унывай, а смиряйся, и Господь призрит на смирение твое паче подвигов великих, но не смиренных... Делай по силе, делай со смирением и самоукорением и обыкнешь, и полюбишь молитву так, что и насильно не оторвут от нее. Потому что она сладка и радостотворна... Будь готов встретить скорби. Ибо всех, кому слюбится Иисусова молитва, враг никогда не оставит без отмщения, но непременно научит или старших, или младших, а уж пакостей непременно натворят" (Письма. "Душеп. Чт.", 1904 г.).

Интересный взгляд дан старцами о писателях. Предполагается участие в этом и старца Макария Оптинского. Повод был дан "Перепиской" Н.В. Гоголя.

"Человеку нужно оживление, вдохновение... Так, чтобы светил фонарь, недостаточно одного чистого вымывания стекол, нужно, чтобы внутри его зажжена была свеча. Сие сделал Господь с учениками Своими. Очистив их истиною, Он оживил их Духом Святым, и они сделались светом для человеков, хотя уже и были чисты.





Дата публикования: 2014-11-29; Прочитано: 210 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.012 с)...