Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

О ЛИТУРГИИ 2 страница



Сей ход должен совершиться с каждым христианином. Сперва очищение Истиною, а потом просвещение Духом. Истина отвергает врожденное вдохновение как смешанное, умерщвляет его, чтобы Дух, пришедши, воскресил его в обновленном состоянии.

Если же человек будет руководствоваться, прежде очищения его Истиною, своим вдохновением, то он будет издавать для себя и для других не чистый свет, но смешанный, обманчивый потому, что в сердце его лежит не простое добро, но добро, смешанное со злом более или менее. Всякий взгляни в себя и поверь сердечным опытом слова мои: увидишь, как они точны и справедливы, скопированы с самой натуры...

Желательно, чтобы человек, в котором видно самоотвержение, причалил к пристани Истины, где начало всех духовных благ. По сей причине советую всем друзьям моим по отношению к религии заниматься единственно чтением святых Отцов, стяжавших очищение и просвещение, как и апостолы; и потом уже написавших свои книги, из коих светит чистая истина и которые сообщают читателям вдохновение Святого Духа. Вне сего пути, сначала узкого и прискорбного для ума и сердца, всюду мрак, всюду стремнина и пропасти!"

Дополним словами старца Силуана:

"И на небе, и на земле Господь познается только Духом Святым, а не наукой..." "Когда благодать в нас, то горит дух и рвется ко Господу день и ночь, ибо благодать связывает душу любить Бога и она возлюбила Его, и не хочет оторваться от Него, ибо не может насытиться сладостию Духа Святого..." "Гордые (же) и самочинные не дают в себе жить благодати, и потому никогда не имеют мира душевного, а в душу послушливого легко входит благодать Святого Духа и дает радость и покой..." "Ныне возможно вернуть себе рай покаянием".

Неисчерпаемый источник - назидания старцев. Мы только одну каплю бережно сохранили и предлагаем читателю как дар нам старчества - дар рассуждения и благодати. Признательны будем к этим прозорливцам, пред духовными очами которых раскрыты все наши сердечные тайны и сокровенные помыслы. Хотя они жили среди нас, но жизнь их носила характер жизни вне времени и пространства. Станем с любовью учиться у них вечному спасению.

НАШИ ПРОРОКИ

Пророки имеют дар благодатной зоркости. Они очами духа видят грядущее. Были и у нас свои пророки, самого недавнего времени. Они в грозных словах рисовали нам картину грядущих разрушений и падений. Кратки были эти слова, но заключали в себе всю полноту ныне сбывающихся событий.

Вот дивный святитель Никанор (Бровкович). За ним маститый архиепископ Амвросий (Ключарев). Незабвенный учитель и святитель Феофан Затворник. Праведник наш, всероссийский молитвенник отец Иоанн Кронштадтский. К этим столпам Церкви можно присоединить светских людей пера - проникновенного Константина Леонтьева, принявшего перед своею кончиною по благословению оптинских старцев тайный постриг, и знаменитого писателя нашего Достоевского. Пусть чередой пройдут перед нашим умственным взором хотя бы некоторые свидетельства этих провидцев.

Имея перед глазами те или иные явления нашей жизни, когда руками человека разрушалась природа, провидел архиепископ Никанор времена грядущие, когда этот процесс разрушения, развиваясь, коснется самого человека, как внешнего, так и внутреннего. Он писал: "В могильное глухое безмолвие погружается теперь оголяемая тупою корыстью пустынная русская земля. Эта корысть скоро убьет самый вкус к прелестям природы, как убивает самую красоту природы. Опасно, как бы земля не стала скоро походить на всемирный паутинник, который опутывает весь земной шар, в котором плавает отощалый всеядный человек, как голодный паук, не имый кого и что поглотити, так как сам же он пожрал, побил, истерзал все живое на поверхности земли" (Еп. Ник. См. у Леонтьева, т. 7, стр. 478). И далее - логический вывод: "Готовится безъисповедный вселенский космополитизм, в котором, как перед потопом или вавилонским смешением, все люди смешаются в упадке всякой веры, всякого возвышенного идеала, всякого стремления к горнему, небесному, смешаются в работе самым низменным страстям, в захвате и раздоре из-за благ мира сего; а разделятся, как в допотопном человечестве, на два лагеря, на лагерь исполинов коварства и злобы, который захватит лагерь более незлобивых и нелукавых в самое беспощадное рабство. И от этого последнего зла избавит только Сам Бог" (там же).

Гармонически сливаются с этими прорицаниями слова другого светоча, архиепископа Амвросия (Ключарева): "Мир древний, классический не решил высших вопросов философского знания; не решил их и мир современный, потому что современные гениальные умы, без помощи Откровения, страдают тою же слабостию и неспособностию к решению вопросов о первопричине бытия, назначении человека и прекращении зла нравственного и физического и тому под.... Наши "талантливые" писатели, поседевшие в гордыне и заблуждениях, решаются поучать православных: религия - это служение человечеству; Бог - это сам человек". Раз так, то "мы с X века нашей истории (в XX по Р. Хр.) пойдем неизбежно к умственному и нравственному растлению, а затем и к государственному расстройству и падению" (Слова, ст. 335). "А с упразднением Церкви прекратится и существование мира; так как не существовать же ему для скотоподобных людей и бессловесных животных; ведь мир стоит, доколе стоит Церковь, устроенная Искупителем; нет верующих, нет спасаемых - закроется и Церковь" (там же), и всему конец.

Еп. Феофан Затворник как бы острой иглой прочертил по душе нашей своим анализом жуткий узор будущего: "Погасите самосознание и свободу - Вы погасите дух, и человек стал не человек" ("Что есть дух. жизнь", ст. 46). "Когда же ослабеют или изменятся начала: Православие, Самодержавие и Народность, русский народ перестанет быть русским. Он потеряет тогда свое священное трехцветное знамя!.. Православие портится, когда не хотят принимать истину Божию, а свою на место ее изобресть покушаются; Самодержавие портится, когда замышляют свою - новую - изобретать власть, а не Богодарованную принимать; Народность портится, когда народ не Божии - Небесные, а свои - земные начинает исключительно преследовать цели, чуждому при том подчиняясь влиянию. Плодом сего будет разномыслие: всякий о всем судит по своему, самовластие: всякий сам себе царь, и естественно после того, как у всякого стал свой ум царь в голове, разъединение и врозь - устремление сил: всякий о себе, и никто о других. Когда войдет все сие в жизнь и начнет быть преобладающим явлением, тогда начнется разложение, расстройство и уничтожение государственного тела" (Слова, ст. 260, изд. 1883 г.). "Мы на пути к революции" (п. 7 в., 142 с.)... "Если у нас все пойдет таким путем, то что дивного, если и между нами повторится конец осьмнадцатого века со всеми его ужасами? Ибо от подобных причин подобные бывают и следствия!" (там же, 167 с.) "Рай на земле устроить хотят. Осьмая уже тысяча, как миролюбцы истощаются в средствах устроить рай на земле, и не только нет успеха, напротив: все идет к худшему," (38 ст.)... "гоняясь за призрачными благами мира, как дети за убегающею радугою". "Сам не порться и вокруг себя не позволяй расширяться порче - ни неверию, ни самовластию, ни чувственности" (там же, 261 с.).

С воплем сердечным обращается к России праведник Земли Русской отец Иоанн Сергиев: "Погибнет Россия от беззакония, от безволия!" (Живое сл. Мудр. Дух., 84 с., изд. 1911 г.) "Россия забыла Бога Спасающего; утратила веру в Него; оставила закон Божий, поработила себя всяким страстям, обоготворила слепой разум человеческий; вместо воли Божией премудрой, святой, праведной - поставила призрак свободы греховной, широко распахнула двери всякому произволу, и от того неизмеримо бедствует, терпит посрамление всего света - достойное возмездие за свою гордость, за свою спячку, бездействие, продажность, холодность к Церкви Божией. Бог карает нас за грехи; Владычица не посылает нам руку помощи" (там же, 80 с.). "Настоящему беззаконному миру... надлежало бы быть истребленным водою и огнем или землетрясением, или войною кровопролитною, или междоусобием" (там же, 96 ст.)... "Истинно, близок день пришествия Страшного Судии для Суда над всеми людьми, потому что уже настало предсказанное отступление от Бога и открылся уже предтеча антихриста, сын погибели" (Грозн. Сл., 3 с., изд. 1911 г.)... "Готовьтесь неотложно к вечности покаянием и добрыми делами. Времени скоро не будет, и время к исправлению и подвигам веры и добродетели отнимется. Господь будет судить вселенную скоро. Приближение окончательного всемирного Страшного Суда Божия ускоряется страшным разлитием зла на земле" (там же, 12 с.).

"Если Россия не очистится от множества плевел, то она опустеет, как древние царства и города, стертые правосудием Божиим с лица земли за свое безбожие и свои беззакония.

Держись же Россия твердо веры своей и Церкви, и Царя Православного, если хочешь быть непоколебленною людьми неверия и безначалия и не хочешь лишиться Царства и Царя Православного. А если отпадешь, то не будешь уже Россией или Русью Святою, а сбродом всяких иноверцев, стремящихся истребить друг друга" (Облич. проп. 7 с., изд. 1914 г.). "И чем бы мы стали, россияне, без Царя? Враги наши скоро постарались бы уничтожить и самое имя России, так как Носитель и Хранитель России, после Бога, есть Государь России, Царь Самодержавный, и без него Россия - не Россия" (там же, 11 с.)... "Господи, доколе это поругание? Доколе это беснование? Господи, сниди сокрушить эту гордыню нечестия. Буди!" (Живой Колос).

Смелый и решительный К. Леонтьев кричит полным голосом: "Россия погибнет скоро (исторически - скоро), слившись так или иначе со всеми другими народами Запада в виде жалкой части какой-нибудь рабочей, серой, безбожной и бездушной федеральной мерзости! И не стоит тогда и любить ее!" (6 т., 104 ст., изд. М., 1912 г.).

Умный Ф.М. Достоевский предчувствовал: "Дай всем этим современным высшим учителям полную возможность разрушить старое общество и построить заново, то выйдет такой мрак, такой хаос, нечто до того грубое, слепое и бесчеловечное, что все здание рухнет под проклятием человечества, прежде чем будет завершено" (Соч., 9 т., 340 с.)... "Устроить так человека можно только страшным насилием и поставив над ним страшное шпионство и беспрерывный контроль самой деспотической власти" (11 т., 68 ст.). "Мир спасется уже после посещения его злым духом. А злой дух близко - наши дети, может быть, узрят его" (9 т., 381 ст.).

Что можно прибавить к этим, благим ведением так явно насыщенным, словам предвестников бушующей вокруг нас, да и в нас самих, нравственной бури, приведшей к гибели исторический строй России, а ныне свой тлетворный дух обращающей против еще свободного мира? К кому обратим мы взоры? Не к тому ли Единому, Кто всесилен разрушить созидаемую антихристову башню?

Покаяние - вот единственно, чего ждет от нас Вседержитель, чтобы в один миг испепелить покрывшую наш несчастный народ, казалось бы, уже непреодолимую кору греховности... А иначе сметет Он всех с лица земли как недостойных помилования, ибо достигших самоубийственного растления - неисправимого.

Пощади, Господи!

Спаси нас - погибаем!

СЧАСТЬЕ ВЕРЫ И БЕЗУМИЕ НЕВЕРИЯ

Архиеп. Иларион (Троицкий) еще до революции писал, что "греховное человечество люте страждет и зле беснуется, ввергаясь многажды в огонь и в воду... Для русской души нет счастья и радости во грехе; она страдает от греха, потому что стремится к преображению, а грех мешает - не прогрессу, но преображению. Веселые песни земли, восторженные гимны прогрессу не могут заменить для русской души прекрасных звуков небес; знает и понимает она, что небесная песня не слагается из грохота машин и треска орудий и что ноты этой песни не в чертежах и схемах инженеров..." (Бог. Вестн., 1914 г., № 10).

Прошло с тех пор около пятидесяти лет, а остается все то же: "прогресс" все более отчаянно враждует с "преображением". Ад вооружился против Истины и тех, кто еще твердо стоит в Истине. Мы свидетели безумному кощунству, насмешкам и издевательству над явной и светоносной Истиной. Открыто и нагло осмеивается благочестие, вера, честность и как сказки отвергаются слова о гневе Божием и муках. Ненавистники закона не только упорно грешат, но величаются грешностью, показывая бесовское презрение ко всякой добродетели. Так нечестивый утвердился в порочном нраве; окончательно предался планам и целям, и нравам греховным, с враждебным к правде расположением. А между тем, нам, верным, словом Божиим воспрещается даже общение с нечестивыми и грешными, если есть хотение блаженства (1 пс.).

Вот когда обращаться мы должны к богодухновенным писаниям, где имеем мы во всей широте открытую нам волю Божию, познание которой ныне особенно необходимо всякому ищущему истинного блаженства.

"На страницах книг этих (по выражению еп. Феофана Затворника) почивает благочестивый своим сочувствием и услаждением, как на сокровищнице благ несравненных.

Праведный ищет себе утех не в пустой суете мира, но в Слове Божием едином, которое и само по себе благо, и верно ведет к нескончаемым благам в вечности. Оно для него сокровище несравнимое, как страстно любимая невеста, которую одну любят, о ней одной заботятся, хранят, украшают, лелеют".

Если мы любим Бога, ничего для нас не должно быть важнее Слова Его. В этом неописуемое, несравненное счастье наше.

Вот как выразил неземное счастье любви к Богу св. Каллист Катфигиот в своих главах "О Божественном единении": "О Владыко! Весь Ты чудо, мир, упование, любовь, сладость, душевное веселие, упование во всем, воистину свобода от забот и радость, единственная слава, царство, мудрость и сила. Поэтому Ты, несказанный Боже, естественно становишься невыразимо отрешением от всего видимого, упокоением от всего умозримого, и в Тебе обретается дивный покой для созерцающих Тебя, с причастием Святого Духа... Божественное вызывает наиболее сильное влечение, становясь же желаемым, оно очищает; очищая же оно делает боговидными; очищенные обращаются с божественным и с Богом как со своим, в духе и истине... Видишь ли ты чудо единения?.. Душа с любовию привязывается к Богу, и, истаявая, среди блаженства, какое невыносимое томление испытывает она в созерцании божественного Лица и несравненной красоты Его!" (Аскетические творения, 94 стр. Казань, 1898 г.).

Счастье же и радость нечестивых призрачны, исчезновенны. Приходит час - беда нападает - непредвиденно, неумолимо, всеразрушительно и сдувает их, как прах, с земли живых. К чему иному может вести опьянение ядом зла, ослепление безбожием, безумие от страстей и кровожадность, не уступающая лютому зверю? При таких условиях, вообще невозможно существование человечества, почему и говорит Господь: "И если бы не сократились те дни, то не спаслась бы никакая плоть; но ради избранных сократятся те дни." (Мф. 24, 22).

Но и в те дни гонимые проповедники Христа найдут возможность со славою проявить свое христианское достоинство и обнаружить силу и спасительность Христова учения. Они смело и открыто обнаружат свою преданность учению Господа Иисуса Христа и с глубокою силою вдохновения будут доказывать истинность и спасительность Его учения.

Глубоко действенными, дышущими силою и величием, речи исповедников будут потому, что Сам Господь чрез Духа Святого даст им премудрость и силу разума; получат они этот дар, чтобы успешно бороться с усиливающимся злом. Так было и в первое время существования Церкви Христовой, когда сила гонителей грозила разрушить дело Божие. История мучеников полна описания чудесных проявлений помощи Божией, укреплявшей страдальцев, дававшей необычайную выносливость и безболезненность их плоти и возбуждавшей даже в мучителях сознание истинности и высоты христианской религии...

Верующие последних времен должны быть людьми высокого духовного подъема. Собственные духовные силы и дары Божии дадут возможность им удерживаться в вере и благочестии среди развращения и безверия большинства людей. Но сила зла не ослабеет от того, что верующие противостанут ей при помощи Божией. Противодействие еще более может распалять злобу и ненависть погибших для добра людей.

Но если бы и так - чем враги могут повредить верующим, если и будут совершать над последними внешние насилия и даже убьют их? Если сохранена душа, то смерть тела ничего не значит. "И не убойтесь убивающих тело, души же не могущих убить," - сказал Господь (Мф. 10, 28). Отсюда - утешительное: если душа не погибла, то о временном разрушении тела нечего печалиться: оно по всеобщем воскресении снова восстанет в полной неприкосновенности.

Да даст же нам Бог силу быть мужественными и не боязливыми. Все в Его власти. Он сказал: "но и волос с головы вашей не погибнет". И: "терпением вашим содержите души ваши" (Лк. 21, 18-19). Дай, Боже, быть нам всем Богоносцами и Христоносцами, храмоносцами и святоносцами (Еф. 5, 1-2), дивно и неизреченно преображаясь в нового, небесного человека.

НА СМЕРТЬ АРХИЕПИСКОПА ВИТАЛИЯ

Отошел от нас в лучший мир архиепископ Виталий (Максименко). Владыка Виталий не имел личной жизни, он все отдавал Церкви; весь ушел в интересы церковной жизни. Церковь была его первой любовью, заботы распростирались до самозабвения. Огромный след оставил в этом мире владыка Виталий. Ушел от нас праведник - мир еще более потемнел и приблизился плотнее к своей катастрофе...

"Тебя ли учить, - говорил митрополит Антоний при хиротонии во епископа архимандрита Виталия, - как защищать себя от грехов, свойственных воспринятому тобою званию, то есть от гордости, тщеславия и роскоши? Ты им чужд, так как твоя душа проникнута всепрощением и кротостью. Ты это доказал, когда был осыпан насмешками и изгнанием от фанатиков и даже побоями от нечестивых еретиков. Воспринял гонение от тех, кто недостоин твоей левой руки".

И сам владыка Виталий писал о своих тяжких переживаниях: "Этот состав телесный, выработанный организмом из окопных пайков, из скупого хлеба в польском каземате, из продуктов румынского сборного лагеря, - этот состав, вышедший было из подчинения душе, готов был распасться в гниль, но теперь вновь дух взял в нем власть и поведет его к жизни и подвигу" ("Мотивы моей жизни"). "Так и русский народ - пришел после тяжкой, смертельной болезни в сознание и ощутил, что он единый, могучий, исполинский организм: какими хлебами он до сих пор ни питался, но и в нем душа и кровь одна - русская. Русскими глазами и умом посмотрел он на действительность и всеми фибрами души своей почувствовал, что в большевизме его смертельная отрава, и решительно, единодушно отвратился от него. О, какое отвращение, ненависть родились в русской душе к этому обольстившему ее яду".

Теперь нам необходимо оглянуться назад. 1908 год. Почаев. Вспоминается высокий, смуглый, аскетической наружности монах в архимандритской мантии - это отец Виталий. Его характерное лицо, с редкой маленькой бородкой, задумчиво и сосредоточено; тонкий, строгий профиль и смиренно склоненная голова напоминает одухотворенные фигуры святых.

Его труды колоссальны. Он основал типографию братства, был миссионером, проповедником, нес и другие монастырские обязанности.

Говорил он просто, хладнокровно, но понятно, убедительно и логично, говорил медленно, немного растягивая слова, с легким выговором на "о". Его красноречие не блистало ораторскими эффектами, не возбуждало нервов, не обольщало воображения, но глубоко проникало в сердце и покоряло ум здравым смыслом, ясными, продуманными доводами и искренностью убеждения. Таковы все его речи, проповеди и сочинения...

Да, духовная сила русских - в патриотизме и крепкой преданности Православной вере. Часто одно только старинное сказание, родная песня, разрушенная церковь, могила славного предка являются достаточным основанием для пробуждения души народа, сотню лет жившего в плену. На Волыни много таких полуразрушенных памятников прежней казацкой силы и свободы. 260 лет оставалось заброшенным и позабытым место геройской смерти казаков за Родину и веру; то место - под Берестечком, и там погибло тридцать тысяч казаков, которые сражались против трехсот тысяч польских и других войск. Это была последняя казацкая жертва за Отечество, - доведенные до отчаяния малороссы присоединились к России. Все эти 260 лет побелевшие казацкие кости валялись на том месте непогребенными, их пахали плугами и сеяли на них пшеницу и просо. Проходя с крестным ходом в 1908 году, их случайно заметил архимандрит Виталий. Местные крестьяне, указывая на эти кости, говорили: "Злодеи и те имеют могилы, а эти деды наши, сложившие свою жизнь за нашу веру и счастье, до сих пор не похоронены". Когда отцу Виталию рассказали об этом, он с обычной своей энергией взялся за это дело, разбивая нашу русскую косность; выкупил землю у еврея, выстроил там скит и нижнюю пещерную церковь, где за стеклом были сложены груды казацких костей. Сюда стали стекаться тысячи богомольцев, и весь день и ночь служили панихиды. Перенесли сюда же старинную деревянную церковь, в которой причащались пред битвой погибшие здесь казаки, и поставили ее на тех костях, "да в детях к Родине любовь зажгут отцов могилы".

Еще одна характерная черта почившего архиепископа Виталия. В Почаеве, когда намеревались вручить какую-либо денежную помощь в его руки, он всегда отказывался и всех отсылал к братскому казначею со словами: "У меня деньги в руках не держатся, я умею тратить, а не собирать". Монахи в Почаеве поведали нам, какой он подвижник и молитвенник... А благодаря частым поездкам, он не имел даже постоянной собственной кельи. Помещался возле канцелярии, в маленькой комнатке, где вся обстановка состояла из короткой деревянной скамьи, стула, столика и полки с книгами.

На всю жизнь для него оставались памятными слова проф. Олесницкого из Киевской Духовной академии, в чем Владыка с теплым чувством и признавался: "Идите впереди паствы, руководите ею, а не будьте наемниками, не знающими стада и едва за ним поспевающими. Будьте истинными евангельскими пастырями, а не гадаринскими свинопасами".

Не знаю почему, но душа моя влеклась к нему. Не видя его, - полюбил владыку Виталия через пространства и постоянно имел его в своей молитвенной памяти. И вот, узнав, что он скончался, прошу Господа, дабы Он, Милостивый, молитвами святого Владыки нашего, представшего ныне пред Ним, помиловал нас. Аминь.

О ЧУДЕ

В статье моей "Бесценность Православия" ("Пр. Русь", № 10) я упомянул о. Алексия Гневушева, воскресившего мальчика. Мало кто знает о нем и о сотворенном по его молитве чуде. Об этом чудесном событии говорит бывший товарищ обер-прокурора Св. Синода кн. Жевахов в своих "Воспоминаниях". Сам он узнал об этом из Оптиной, где оно и было записано со слов оптинского иеромонаха о. Памвы. В свое время повременная печать на отозвалась на это событие; да и не такого оно порядка, чтобы ему делали рекламу. Поволжье знало; знали, как очевиднейший факт, все жители села Бартсурман; знали об этом и окрестные селения. А что касается о. Алексия Гневушева, то его слава получила уже характер всероссийский.

О. Алексий Гневушев был священником села Бартсурман Симбирской губернии Карамышского уезда. Умер он в 1848 году. Над могилой его совершалось столько чудес, что прихожане этого села возбуждали перед Св. Синодом ходатайство о его прославлении и о причислении к лику святых, что и было бы сделано, если бы не революция, опрокинувшая нашу нормальную жизнь. Очевидно, это ходатайство пред Св. Синодом о прославлении о. А. Гневушева и вызвало кн. Жевахова на обстоятельное исследование об о. Алексии и натолкнуло на самый факт воскрешения мальчика. Еще при жизни саровский чудотворец Серафим говорил об о. Алексии: "Вот труженик, который, не имея обетов монашеских, стоит выше многих подвижников. Он, как звезда, горит на христианском небосклоне..." А великий святитель Феофан учит: "Где все Божественное и все - Бог, тут-то и есть наше место, наш чин, наш рай... Бог Сам снисходит к нам... а где Бог, там блаженство," там жизнь, там победа над смертью.

"Умер в приходе о. Алексия мальчик 12-летний. Был этот мальчик при жизни особенный, и благодать Божия почивала на нем. Он точно родился ангелом, так все его и считали за ангела. Куда бы он ни приходил, везде приносил с собою мир. Прибежал он в какую избу, где идет сильная драка или ссора, и стоит молча на пороге, и слова никому не скажет... Только из лучистых глаз его точно свет небесный так и искрится во все стороны. И как увидят его, так мигом все и стихнут. А как стихнет все, он и улыбнется, вспорхнет и побежит к другим куда-нибудь. И заметили люди, что не спроста он бегает и не наугад, а является туда, где шли споры да драки; заметили и то, что стоило мальчику показаться, как водворялся мир. Вот и прозвали его ангелом. Он и точно был похож на ангела. Золотые кудри свисали ему на плечи, глаза были большие, синие, как улыбнется, так и засияет. Родители его, простые крестьяне, души в нем не чаяли, да и все в селе страшно любили его, даже больше своих детей: все заботились о нем, и каждый считал его как бы своим сыном.

Но вот случилось в селе какое-то большое торжество. По сему случаю перепились мужики, и пошел разгул по всему селу, и продолжался он чуть ли не целую неделю, и кончился он, как это часто бывает, всеобщим побоищем.

А мальчик в это время тяжело заболел и через несколько дней умер. Когда эта весть разнеслась по селу, тут только протрезвились мужики, и поднялся такой вопль, что хмеля как бы не было. Все винили себя в смерти мальчика и считали ее наказанием за свое окаянное непотребство. Бабы выли и причитали, и все село, окружив избу родителей мальчика, каялись перед Богом за свое прегрешение...

А мальчик, точно живой, лежал в гробу, и на устах его светилась улыбка, и была как бы немым укором мужикам. Как посмотрят на него, так и выходят из избы, кто с рыданием, а кто с тяжким вздохом, повесив голову.

И целую неделю не хоронили его, пока не показались уже признаки разложения на руках и не появились зеленые пятна...

Тогда принесли гробик в церковь и началось отпевание, которое совершал о. Алексий Гневушев. От слез и рыданий едва мог священник служить, а певчие петь. Только к пяти часам можно было подходить к последнему целованию.

Что творилось в церкви, передать невозможно. Каждый обвинял себя в смерти мальчика, а на тех, кто пьянствовал да дрался жалко было смотреть. Всем известно, что когда русский человек совершит какой-либо грех, да одумается, то и кается он так же глубоко и искренне, как тяжко было прегрешение.

О. Алексий стоял в алтаре пред престолом Божиим с высоко поднятыми руками к небу и с величайшим дерзновением взывал к Богу громко на весь храм: "Боже мой, Боже мой, Ты видишь, что нет у меня сил дать отроку сему последнего целования. Не попусти же меня старца, раба Твоего, иерея уйти из храма сего посрамленным, да не посмеется надо мною, служителем Твоим, враг рода человеческого, что я, по немощи своей, прервал требу сию... Но не по силам она мне... Внемли стенанию и плачу раскаявшегося народа Твоего, внемли страданиям родительского сердца, внемли моему старческому иерейскому прошению... Не отнимай от нас Своего, Тобою нам данного во исправление, для вразумления, для прославления имени Твоего Святого. Не Ты ли, Господи, сказал, что дашь нам все, о чем мы с верою будем просить Тебя. Не Ты ли, Милосердный, сказал нам: "Просите, и дастся вам..." О, Боже Праведный, в храме сем нет никого, кто бы смог подойти к отроку сему с целованием последним. Нет этих сил и у меня, старца... Боже наш, помилуй нас, услыши нас, Господь наш и Бог наш..." И вдруг в алтаре все стихло...

Несколько мгновений спустя священник упал на колени пред престолом с громким воплем: "Так, Господи, так, но воскреси же отрока сего, ибо Ты все можешь, Ты наш Господь и Вседержитель... по смирению своему, а не по гордости дерзаю..."

И, как в страшную грозу, за слепительной молнией раздается удар грома, так в ответ на вопль поверженного пред престолом Божиим старца раздался пронзительный крик из церкви... Оглянувшись, священник увидел, что мальчик сидел в гробу, оглядываясь по сторонам... Как увидел священник, что мальчик сидит в гробу, так он опять упал на колени пред престолом и, тихо плача, стал благодарить Бога за чудо, а потом, опираясь на руку диакона, молча подошел ко гробу; а возле что творилось, и передать невозможно - целое столпотворение...

Насилу протолкался священник ко гробу, взял мальчика на руки, отнес в алтарь и, опустившись на колени, посадил его на стул, да так, стоя на коленях, и причастил его Св. Таин, ибо от потрясения не мог уже стоять на ногах; а затем передал воскресшего отрока родителям, которые и увезли его домой.





Дата публикования: 2014-11-29; Прочитано: 172 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.012 с)...