Главная Случайная страница Контакты | Мы поможем в написании вашей работы! | ||
|
Африканские музеи также появились на свет в результате европейской колониальной экспансии. Первый из них был создан в 1825 г. зоологом Эндрю Смитом в Кейптауне — административном центре Капской колонии, которая в 1910 г. вошла в британский доминион
Южно-Африканский Союз. В остальных регионах колониальной Африки создание музеев началось значительно позже — в начале XX в. В 1901 г. появился музей в Булавайо, в 1902 г. — в Солсбери, в 1909 г. — в Найроби, в 1913 г. — в Лоуренсу-Маркиш (Мапуту). В 1936 г. в столице Сенегала Дакаре был основан Фундаментальный институт Черной Африки (ИФАН), который наряду с прочими учреждениями включил в свою структуру музеи и занялся научными исследованиями во всем регионе Французской Западной Африки.
Одни из этих музеев появились на свет как побочный результат экономического освоения европейцами захваченных земель и эксплуатации природных ресурсов, возникновение других стало следствием стремления европейских исследователей запечатлеть мир «примитивных» культур, прежде чем он окончательно исчезнет, третьи были созданы колониальными властями, желавшими приблизить качество жизни в колонии к «культурным стандартам» метрополии. Все эти учреждения не ставили перед собой целей просвещения африканцев и предназначались для европейского посетителя. Они размещались во дворцах, построенных в колониальном стиле, и резко контрастировали с окружающими постройками аборигенов, а местные жители называли их «домами вождей».
После крушения колониальных империй в конце 1950-х — начале 1970-х гг. музеи наряду с другими структурами и учреждениями перешли в ведение правительств новых независимых государств. Однако большинство населения бывших колоний до сих пор продолжает воспринимать их как чуждые и инородные образования.
Обстоятельства появления африканских музеев в-корне отличались от тех, что были характерны для Северной Америки и Австралии, где колонисты оседали на пустующих или слабозаселенных территориях, оттесняя на окраины или истребляя малочисленных аборигенов. На освоенных землях они в итоге составили большинство населения и впоследствии построили государства по европейскому образцу, перенеся на новую почву характерные для метрополии институты и культурные формы, которые естественным образом вошли в формировавшиеся национальные культуры.
В Африке с ее неблагоприятными для европейцев условиями проживания все обстояло по-иному. Отсутствие государственности или ее слабость позволили колонизаторам легко укрепиться на чужой земле, но преобладало по-прежнему аборигенное население, европейцы же составляли малочисленные вкрапления в него. Культура в автономных европейских анклавах воспроизводила в своих основных чертах ту, что была в далекой метрополии, но достоянием всего региона она не стала.
Разумеется, эксплуатируя природные и людские ресурсы, колониализм в определенной степени содействовал не только экономическому, но и культурному развитию африканского континента, ведь промышленные предприятия и инфраструктура нуждались в грамотных и образованных кадрах. Поэтому к европейским языкам и ценностям приобщались местные жители, некоторые проходили курс обучения в западных университетах. Однако европейская культурно-просветительная система затронула лишь меньшинство населения, главным образом его городские слои. Сельская, то есть основная часть Африки мало подверглась европейскому влиянию и продолжала жить в рамках вековых традиций.
Существовала и еще одна причина того, что европейский музей не нашел отклика в душе африканских аборигенов. Музейные материалы, в частности этнографического характера, собирались и экспонировались в соответствии с европейской шкалой ценностей, с европейским видением мира. Многие из предметов были похищены или отняты у исконных владельцев, и музей стал восприниматься многими африканцами как своего рода символ насилия над местной культурой.
Общественность и музейные специалисты пытаются разработать такие мероприятия, реализация которых придаст музеям Африки новый облик и наполнит новым содержанием, чтобы не только образованные слои, но и все остальные африканцы воспринимали их как неотъемлемую часть своей культуры. В процессе реорганизации музея предлагается исходить из местных традиций сохранения семейных и общинных реликвий. Определяющим фактором при решении вопроса о том, что включать в музейное собрание, должно стать мнение местного населения, а не критерии, использовавшиеся в свое время европейцами. Кроме того, следует подумать об изменении и внешнего облика музеев, чтобы они напоминали традиционные африканские жилища и тем самым стали ближе и роднее местным жителям. Огромное, если не приоритетное значение для африканских музеев должна приобрести просветительная функция, ведь большинство жителей развивающихся стран — люди, которые не получили никакого образования или с трудом умеют читать и писать. Поэтому одна из главных задач музейных специалистов региона — сделать экспозицию как можно более доступной и притягательной для малообразованного посетителя.
Находясь в полной зависимости от государственного финансирования, музеи стали жертвами африканского экономического кризиса и с конца 1980-х гг., за немногими исключениями, перестали развиваться, оказавшись в тупике и застое. Явственно проявилось снижение к ним интереса публики, и на разных уровнях стал даже подниматься вопрос о целесообразности их сохранения. Поэтому европейскому музею на африканской почве еще только предстоит пережить желаемые перемены.
Развитие Европейских музеев в XIX веке.
Первые публичные музеи носили «родимые пятна» дворцовых галерей и частных кабинетов: их экспозиции были рассчитаны на знатоков и интеллектуалов. Широкая же публика, переступив порог прежде закрытого для нее мира, как правило, самостоятельно не могла оценить художественных достоинств экспонатов и «прочитать» скрытую в них информацию. Поэтому создание экспозиций, доступных для восприятия посетителей, стало одной из важнейших задач публичных музеев. Попытки справиться с этой проблемой предпринимались уже в последние десятилетия XVIII в., однако кардинально ее стали решать лишь в последующем столетии.
Конец XIX в. ознаменовался появлением принципиально нового типа музеев, концепция которого во многом определила направление развития музеологической мысли в последующем столетии. Новое учреждение получило название «музей под открытым небом», а его создателем стал шведский филолог и этнограф Артур Хаселиус (1833 — 1901). Путешествуя по сельским районам страны в 1870-е гг., он видел печальные, но объективные и интернациональные последствия индустриализации и урбанизации: приходили в упадок старые фермерские хозяйства, угасали ремесла и традиционное народное зодчество, выходила из употребления национальная одежда, предавалось забвению народное творчество — фольклор, музыка, танцы. Миграция в города сельского населения вела к утрате им многовековых традиций, а стремительная модернизация общества порождала растущее единообразие жизни в европейских городах.
В этих обстоятельствах именно с сельскими традициями стала отождествляться национальная и культурная самобытность, угроза исчезновения которой ощущалась в то время как вполне реальная. Интерес к угасающей традиционной культуре и озабоченность ее сохранением имели одним из своих следствий появление в Скандинавии частных коллекций деревянных построек, хозяйственного оборудования, народного искусства. В числе коллекционеров предметов традиционной культуры был Артур Хаселиус, организовавший в 1870-е гг. в разных районах Швеции выставки интерьеров народных жилищ и костюмов. Лучшая из них, «Скандинавская этнографическая коллекция», открывшаяся в 1873 г. в одном из частных домов Стокгольма, легла в основу Северного музея.
В 1886— 1891 гг. на территорию будущего Скансена, которая первоначально составляла 1,5 га, из разных провинций страны перевезли дома и фермерские хозяйства на крестьянском подворье занял привычное место домашний скот, а в «зоологическом саду» поселились дикие животные, издавна являвшиеся объектом промысловой охоты — медведи, лоси, рыси. Хаселиус планировал воссоздать вокруг привезенных жилищ естественную растительную среду, поскольку, согласно его концепции, постройки, рельеф местности и окружающая флора должны были составлять в музее единое целое. Но больше всего его увлекала идея показать условия жизни людей в патриархально-аграрном обществе, их повседневную работу, творчество, праздники и разнообразные традиции. Поэтому для «оживления» экспозиции в домах появились люди, занимавшиеся ремеслами, огородом, домашними животными. В специально оборудованных помещениях на глазах посетителей создавались художественные изделия из глины, стекла, металла. Это вызывало иллюзию соприкосновения с ушедшим бытом и формировало особую психологическую атмосферу, составлявшую специфику музея. Скансен стал местом популяризации народных танцев, музыки, устного творчества, проведения традиционных торжеств и народных праздников.
Создание первого музея под открытым небом, несомненно, было одним из проявлений все возраставшего на протяжении второй половины XIX в. интереса к народной культуре и стремления сохранить культурную самобытность. Но в то же время его возникновение свидетельствовало о появлении новых тенденций и в самой музейной сфере. В ней закрепилось и стало развиваться представление о том, что сохранять и показывать следует не только отдельные памятники, по и их функциональные связи с другими объектами, что необходимо воссоздавать всю ту целостную историческую среду, которая формируется различными по степени ценности объектами.
Такой подход в теории и практике музейной работы выкристаллизовывался постепенно. Если в первой половине XIX в. этнографические материалы в музеях экспонировались сами по себе, в отрыве от характерной для них среды, то уже в последней трети столетия практика «оживления» экспозиции одетыми в национальные костюмы манекенами становится достаточно распространенным явлением. Свою лепту в развитие экспозиционных идей вносили национальные и международные выставки. Комплексный метод показа образцов народного зодчества, искусства, предметов быта, орудий труда и одежды был применен уже в 1867 г. на имевшей широкий международный резонанс Московской этнографической выставке. Каждая народность представлялась на ней с помощью манекенов в окружении характерных для национального быта предметов. На Всемирной выставке в Париже в 1878 г. демонстрировались макеты некоторых деревянных построек, воссоздавались интерьеры комнат, в которых манекены в народных костюмах представляли выразительные картины из жизни людей. На некоторых международных выставках можно было увидеть в качестве «живых экспонатов» людей, занятых различными видами трудовой деятельности.
Таким образом, в экспозиционной практике 1870— 1880-х гг. стали постепенно складываться принципы, сыгравшие немаловажную роль в формировании будущей концепции музея под открытым небом — перенесение построек и воссоздание в них подлинных интерьеров. Но первым, кому удалось в конкретной и целостной форме воплотить в жизнь идеи, рождавшиеся в ту пору в музейной и выставочной сфере, стал А Хаселиус. Созданная им концепция нового музея быстро получила признание в Норвегии, Финляндии, Дании, Северной Германии и Нидерландах. До 1914 г. в странах преимущественно Северной Европы было создано 104 музея под открытым небом.
Идея о переносе образцов народной архитектуры и быта ради их сохранения в музеи под открытым небом стимулировала и охрану памятников на месте их возникновения. Наряду со скансенами, создаваемыми из перемещенных объектов, стали появляться музеи «in situ», то есть размещаемые в сохраняемых на месте сооружениях. Возникли и музеи смешанного типа, совмещающие признаки обеих категорий: в них объекты, расположенные на месте своего создания, компоновались с перенесенными постройками.
Национальное самосознание европейцев, разбуженное наполеоновскими войнами и окрепшее в годы освободительной борьбы народов за право на самостоятельное развитие, имело одним из своих следствий рост национальных музеев, то есть музеев, располагающих особо ценными коллекциями памятников общенационального значения. Они являлись свидетельством уважения народа к своему культурному достоянию и традициям, стремления к их сохранению и развитию.
Часто отнесение к разряду национальных музеев фиксировалось в самом названии музея, но нередко, в силу сложившейся традиции, такое определение опускалось. Эрмитаж, Румянцевский музей, Третьяковская галерея, Британский музей, Старая пинакотека, Новый музей могут служить ярким тому подтверждением. В ряде музеев история и культура нации представлялись в контексте истории мировой цивилизации, но со второй половины XIX в. стали все чаще создаваться музеи, делающие упор на этническом своеобразии нации или же полностью посвященные национальной культуре, истории и искусству.
Вопросы для самоконтроля
1. Музейное строительство на Американском континенте
2. Развитие Европейских музеев в XIX веке.
3. Африканские музеи
Список рекомендуемой литературы:
1. Лысикова О.В. Музеи мира: Учебное пособие к интегрированному курс М.: Флинта: Наука 2004г
2. Тельчаров А.Д. Основы музейного дела. Введение в специальность: М.: Омега – Л, 2005г
3. Юренева Т. Ю. Музееведение: Учебник для высшей школы. 2-е изд. – М.: Академический Проект, 2004, 548 с.
4. Шляхтина Л.М. Основы музейного дела – М.: Высшая школа, - 2005.
5. Старикова Ю.А. Музееведение. Конспект лекций – М., 2006.
6. Экономика современного туризма / Под ред. Г.А.Карповой. - М.: СП "Издательский Торговый дом "Герд", 2009г
Дата публикования: 2014-11-29; Прочитано: 3269 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!