Главная Случайная страница Контакты | Мы поможем в написании вашей работы! | ||
|
Японию европейцы открыли для себя в 40-х гг. XVI в., но уже в конце столетия ее
правители, обеспокоенные успехами христианских миссионеров и усилением позиций католической церкви, решили оградить страну от западного влияния и запретили въезд в нее иностранцам. Конец этой добровольной самоизоляции положили в 1854 г. США и европейские державы; отправив к берегам Японии военную эскадру, они Силой вынудили ее открыть порты для иностранных кораблей.
Надо сказать, что самоизоляция Японии не носила абсолютного характера и не сопровождалась высокомерным отрицанием всего иноземного. В период формального закрытия страны от западного мира сохранялись ее деловые связи с господствовавшими в юго-восточном регионе голландскими купцами. Благодаря этим контактам японцы имели возможность знакомиться с европейской культурой, техникой и наукой. Специальное объединение переводчиков, читая европейские книги, составляло обзоры по различным отраслям знаний. Таким образом, японцы никогда не считали для себя унизительным и постыдным заимствовать у других народов все то полезное, что можно использовать во благо собственной стране, и эта склонность к перениманию чужого позитивного опыта воспитывалась в них веками.
Особенно мощный поток заимствований хлынул в Японию в последней трети XIX в., когда в результате революционного переворота 1868 г. она вступила в эпоху радикальных преобразований, способствовавших ее переходу на капиталистический путь развития. Первой среди азиатских стран она стала в широких масштабах усваивать достижения европейской цивилизации, сознательно ориентируясь на западные модели при строительстве нового государства. Перенимался индустриально-технический опыт, перестраивалась правовая система, заимствовались европейские формы организации государства и общества, включая принципы конституционной монархии, демократической процедуры, гражданского общества. Сознательная ориентация на западные стандарты проводилась и в сфере науки, образования, просвещения. В 1870-е гг. в ряде городов появились университеты европейского образца, для чтения лекций в которых приглашались европейские специалисты; немало японской молодежи отправилось на. учебу за границу. Государство стало активно проводить политику стимулирования научной деятельности.
Огромный массив культурного достояния, не подвергшегося распылению, как это случилось с некоторыми дальневосточными странами, например, Китаем, дал Японии возможность создать немало художественных музеев с богатыми коллекциями традиционного и современного национального искусства. И в этом отношении просматривается определенное сходство с Европой.
Но японскую музейную сеть отличает еще одна особенность. В отличие от коллекционеров других азиатских стран, японцы живо интересовались европейским искусством и смогли составить внушительные коллекции живописи и скульптуры XIX —XX вв. Одним из крупнейших в стране хранилищ произведений европейских мастеров является Национальный музей западного искусства в Токио (1959).
Японский музейный мир развивался под сильным европейским влиянием, но в нем явственно ощущается присутствие и американских традиций. Первые публичные музеи в стране были созданы государством в просветительных целях, а также во имя сохранения и прославления национального культурного наследия. В этом отношении японская практика соответствует европейским представлениям, согласно которым учреждение музеев — одна из социальных функций государства. В то же время в истории японского музея прослеживается и американский опыт создания огромных коллекций частным капиталом и их последующее превращение в общедоступные учреждения. Благодаря успешному экономическому развитию страны после второй мировой войны японские магнаты смогли пополнить ряды крупнейших коллекционеров мира и составить богатые и утонченные собрания, многие из которых стали впоследствии публичными музеями.
Дата публикования: 2014-11-29; Прочитано: 1206 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!