Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Тема № 9 Теоцентризм в Средневековой философии



1. причины распространения христианства

2. патристика

3. Августин

4. схоластика

5. христианская мистика

6. Фома Аквинский

Литература:

1. Введение в философию в 2-х тт. Учебник /под ред. Фролова И.Т.- М.,

1989.

2. Ильин В.В. История философии

---------------------

1. Христианство выступило на историческую арену во второй половине I в. н.э. Одна из причин распространения – христианство предложило монотеизм – веру в единого и всемогущего Бога. Христианство предложило учение о неизбежном наступлении дня Страшного суда и воздаяния за добро и зло. Христианство привлекало своеобразной демократичностью, наднациональностью.

2. По мере формирования христианского вероучения складывается христианская философия. Основоположники христианской философской мысли были, как правило, "отцами" и "учителями" христианской церкви, поэтому первый период христианской философии (до VI в.) называют эпохой "патристики" (от лат. patres – отцы). Формируется основная проблематика: Бог и его существо, Христос как Логос и посредник между Богом и миром, человек и его отношение к Богу, мир и его устроение, история и ее цель.

Христианская философия начиналась с идеи о том, что для достижения истины нужно уяснить смысл библейских сказаний. Задача философа – расшифровать, раскрыть и разъяснить священные письмена. Содержание Библии с языка образов следует перевести на язык философских понятий. Для этого был использован метод аллегорического толкования.

Ранний этап патристики – апологетика. Апологии – сочинения, ставящие целью, с одной стороны, защиту и оправдание деятельности первых христиан, и с другой, – выработку цельной христианской позиции по основным мировоззренческим принципам. Немаловажным было защитить христианство от языческой критики.

3. Аврелий Августин стоит на позиции креационизма (творение мира "из ничего"). Мир сотворен Богом по его свободной воле. Августин исходит из догмата о творении человека по образу и подобию Бога. Он говорит о том, что душа человека создается Богом и после этого существует вечно. Человек состоит из души и тела. Главное в человеке – душа, которая управляет телом. Способности души – разум и волевая деятельность. Разум устремлен к познанию истины. Познать истину – это значит познать в себе образ Бога.

Августин обсуждает проблему свободы воли и зла. Он выделяет три вида зла: онтологическое, моральное и физическое. В онтологическом плане утверждается, что существуют различные ступени бытия, его совершенства. Зло – низшая ступень, отсутствие блага. Оно необходимо для гармонии целого; без контраста добра и зла добро не имело бы своей цены. Августин проповедует пассивность, смирение, веру во всемогущего Бога, любовь к Богу, надежду на небесное спасение.

Важнейшие концепции патристики переходят в последующую христианскую философию. Основные из них:

- Теоцентризм. Источником всякого бытия, блага и красоты является Бог.

- Креационизм. Мир (бытие) сотворен Богом "из ничего".

- Провиденциализм. Бог правит созданным им миром, человеческой историей, людьми. Мир развивается не сам по себе, а согласно промыслу Божию.

- Персонализм. Человек создан по образу и подобию Бога.

- Сотериологизм (лат. soter – "спаситель"). Ориентация всей жизнедеятельности человека на "спасение души". Достижение "Царства Божия" – конечная цель и смысл человеческого существования.

- Ревеляционизм (лат. revelatio – "откровение"). Бог передает через апостолов и пророков свои "тайны", которые нужны для спасения. Познание истины состоит в постижении смысла Священного Писания, а также через мистическую интуицию.

4. Характерной чертой средневекового способа философствования было учительство, назидательность. Эта философия была, так сказать, школьной философией, диалогом учителя и ученика. Философ–схоластик, как правило, убежден в существовании мира материальных вещей, и это обычно сочеталось с верой в сотворенность этого мира Богом. Мир, сотворенный божественным разумом, рационален и постижим для человека. Но глаза христианина не должны были видеть в окружающем мире ничего, кроме свидетельств всемогущества Божия и подтверждения истинности вероучения, а тело его не должно было знать никаких радостей и умерщвляться во имя очищения духа. Пост, воздержание, милостыня утверждались основными добродетелями.

Одной из важных проблем схоластики стала проблема универсалий, соотношения общего и отдельного. В ранней схоластике сформировалось два направления – реализм и номинализм. Реализм утверждал, продолжая платонизм, что общее, универсалии как духовные сущности существуют реально. Номинализм утверждал, что реально существуют только отдельные предметы. При этом в крайней форме номинализма утверждалось, что общее лишь кажется существующим и не имеет никакого значения за пределами языка, пользующегося общими терминами.

5. Мистика, в целом, – это своеобразное мировосприятие, когда человек постоянно чувствует, что за видимым и осязаемым миром скрыт иной мир, который он считает истинным, действительно существующим, а первый – иллюзорный, мнимый.

Мистики говорили о том, что до грехопадения человек был духовным существом. Грехопадение привело к тому, что он был низвергнут в мир чувственного бытия; чтобы "спастись", человек должен отказаться от телесного мира и возвратить себе свой прежний духовный облик. Для этого нужно пройти три стадии:

- очищение души от чувственных страстей и привязанностей;

- просветление души мудростью, светом божественных истин;

- озарение, "мистический опыт", слияние человека с Богом.

"Мистический опыт" – это экстаз, галлюцинации, наитие, озарение. При этих состояниях психики человек в большинстве случаев находится во власти образов, представлений, противоречащих здравому смыслу. Такие эмоциональные состояния чаще всего возникают в условиях психических срывов, являющихся следствием конфликта между желаемым, ожидаемым и действительностью.

6. Первая проблема, которую обсуждает Фома, – взаимоотношение веры и разума. Фома решает задачу: не проповедуя полного пренебрежения к разуму, сохранить примат веры над разумом. Фома утверждает, что философия и частные науки выполняют по отношению к теологии пропедевтические, служебные функции. Фома утверждает, что положения науки не могут противоречить догматам церкви. Человеческий разум может ошибаться, а вера опирается на абсолютную правдивость бога.

Фома предлагает пять доказательств Бога:

1. Так называемое "кинетическое" доказательство, основывающееся на понятии движения. Вещи находятся в движении. Такой причиной должен быть бог, Вечный Двигатель. Благодаря нему – переход от возможности к действительности.

2. Доказательство, основывающееся на понятии производящей причины.

Если в цепи производящих причин не признавать абсолютно первую причину, то тогда не появятся средние и последние причины; если же в поисках причин мы уйдем в бесконечность, то не обнаружим первой производящей причины.

3. Доказательство, основывающееся на понятиях необходимости и случайности. Единичные вещи, которые возникают и уничтожаются, могут существовать либо не существовать, т.е. имеют случайный характер. Но случайные явления требуют наличия необходимой причины.

4. Доказательство от степеней совершенства. Это доказательство исходит из предпосылки, что в вещах проявляются различные степени совершенства в форме бытия и благородства, добра и красоты. Следовательно, должно существовать нечто самое истинное и самое благородное, самое лучшее и самое высокое, обладающее наивысшей степенью бытия.

5. Доказательство от божественного руководства миром. В вещах и явлениях, говорит Фома, наблюдается целесообразность деятельности и поведения. Эта целесообразность особенно заметна в живых существах: все стремятся достичь чего–то наилучшего, хотя одни это делают сознательно, другие – инстинктивно. Фома считает, что это не случайно, и кто–то должен целенаправленно руководить миром.

В этике Фома считает, что зло не существует само по себе, самостоятельно, в отличие от добра, а представляет собой какую–то ущербность добра.





Дата публикования: 2014-11-29; Прочитано: 478 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.007 с)...