Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Тема № 8 Философия эллинистического и римского периода



1. Общая характеристика периода

2. Киники

3. Эпикуреизм

4. Стоики

5. Скептики

Литература:

1. Введение в философию в 2-х тт. Учебник /под ред. Фролова И.Т.- М.,

1989.

2. Ильин В.В. История философии

-------------------

1. В период эллинизма (338 г. до. н.э. – 30 г. до н.э) идет экономический и политический упадок Греции. Падает интерес к философии; самих философов все больше начинает интересовать не то, что собою представляет мир, а как надо жить в этом мире, чтобы избежать угрожающих со всех сторон бедствий и опасностей. На первый план выходит этическая проблематика. Наиболее оригинальными школами позднего периода античности были кинизм, скептицизм, эпикуреизм и стоицизм.

2. Киники

Основатель кинизма – Антисфен (ок.445–360), его ближайший преемник – ДиогенСинопский (ок. 412 – 323). Эта школа существовала до VI в. н.э.

В центре внимания Антисфена, как и всей школы в целом, – этические вопросы. Счастье человека он видел в независимости от окружающего мира; добродетель – автаркия, т.е. автономия личности. Было бы неправильным считать удовольствие за благо, так как при нем человек зависит от другого. Чувственные влечения, в принципе, нужно удовлетворять (голод, жажду, сексуальные потребности). Но если их превращать в цель, в удовольствие, в наслаждение, – то человек лишается своей независимости. Киники негативно относились к существующим законам, морали, искусству, семье.

Наиболее известным киником был Диоген из Синопа. Его высказывания, образ жизни пропагандировали пренебрежение к культуре, возврат к "естественному" состоянию. Одна из историй из жизни Диогена. "Однажды среди бела дня он зажег фонарь и стал бродить повсюду. Его спрашивали, зачем. Он ответил: "Человека ищу!". – Ищу человека, который живет в соответствии со своим предназначением. Свою задачу Диоген видел в том, чтобы показать, что человек всегда имеет в своем распоряжении все, чтобы быть счастливым, если понимает требования своей натуры.

Диоген утверждал бесполезность математики, физики, астрономии, музыки, абсурдность метафизических построений. Пропагандирует отказ от комфорта. Свободен лишь тот, кто свободен от наибольшего числа потребностей.

3. Эпикуреизм

Философию в целом Эпикур понимает, как деятельность, дающую людям посредством размышления и исследований счастливую жизнь, свободную от страданий.

Философия Эпикура включает в себя три части: логику, физику и этику. Эпикур исходит из того, что реальность вполне доступна для человеческого разума. Логика изучает каноны, согласно которым познаем истину. Эпикур стоит на точке зрения сенсуализма. Чувства нас не обманывают; чувства – посланники истины. На основе чувств идет процесс мышления. Верны те суждения, которые получают подтверждение в сфере опыта, в сфере очевидности. Заблуждения проистекают из поспешности суждений о вещах, когда мы относим наши представления не к той действительности, с которой они связаны на самом деле, а какой–то другой.

Главные препятствия на пути к счастью – страх перед вмешательством богов в человеческую жизнь, страх перед смертью и страх перед загробным миром. Но, говорит Эпикур, боги живут где–то в промежутках между мирами и не способны вмешиваться в нашу жизнь. Человеческая душа – тончайшая материя, рассеянная по всему организму. Душа есть лишь временное соединение атомов, поэтому нет загробного существования. Смерти не следует бояться, скорее нужно было бы бояться бессмертия. Освобождение души от гнетущих страхов открывает путь к счастью.

4. Стоицизм

Стоицизм – одно из учений позднего периода античности. Начато оно Зеноном из Китиона, представители – Сенека, Эпиктет, Марк Аврелий.

Идеалом стоика становится покой (атараксия) или, по крайней мере, безучастное терпение (анатея). Свободы можно добиться не исполнением желаний, а отречением от них. Счастье мудрого "состоит в том, что он не желает никакого счастья". Этика стоиков ориентирует человека на развитие способности переносить несчастья, несправедливость и т.д., предвидя их неизбежность. Их этика – этика индивидуалиста.

5. Скептицизм

Для скептицизма в целом характерно воздержание от категорических суждений. Пиррон учил, что тот, кто желает достичь счастья, должен ответить на следующие вопросы: 1) из чего состоят вещи, 2) как должны мы к ним относится, 3) какую выгоду получим мы от этого отношения к вещам. Но на первый вопрос мы не можем дать никакого определенного ответа, так как любому утверждению о вещах можно сопоставить противоречащее. Отсюда следует, что единственно достойное отношение к вещам – воздержание от суждений о них. Выгода же, проистекающая от воздержания от всяких суждений, – невозмутимость и безмятежность, в которых скептицизм видит высшую степень блаженства.





Дата публикования: 2014-11-29; Прочитано: 1312 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.006 с)...