Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Тема № 15 Основные идеи Гегеля



1. диалектика Гегеля

2. истина в понимании Гегеля

3. философия природы

4. философия духа

5. Феноменология, психология, учение об объективном духе

Литература:

1. Введение в философию в 2-х тт. Учебник /под ред. Фролова И.Т.- М.,

1989.

2. Ильин В.В. История философии

-----------------

1. Георг Вильгельм Фридрих Гегель счита­ет, что движение индивидуального сознания повторяет процесс разви­тия сознания общества. Духовная культура человечества предстает как единый закономерный процесс. Всякий переход сознания от одной ступе­ни к другой основывается на противоречии между предметом и его по­нятием, между явлением предмета и его сущностью. На первой ступени знание имеет чувственный характер. Следующей ступенью развития сознания является самосознание. В самосознании – единство понятия и предмета, тождес­тво субъекта и объекта. Продолжается развитие сознания переходом от самосознания к разуму. Разум, наблюдая мир, старается найти в природе вещей свою сущность и выразить ее в форме законов, которые управляют отношением между внутренним и внешним миром. В конечном счете, выясняется, что в ос­нове развития сознания лежит некоторая внутренняя сущность самосоз­нания и предметной деятельности, субъективного и объективного – абсо­лютный дух.

Дух проявля­ется в природе как ее первоначало, в обществе, в произведениях искус­ства, в религии. Гегель назвал свою философию "абсолютным идеализмом", а исходное понятие своей философии – "абсолютной идеей". Идея есть деятельность; она есть устремление к цели и к совершенствова­нию. Целью идеи служит истина. Деятельность идеи возможна потому, что идея диалектична, ей присуще диалектическое противоречие. Идея познает себя, ставя себя перед собой в виде объекта. Идея творит мир и человека в целях самопознания. Система Гегеля включает в себя 3 части: логику, философию приро­ды и философию духа. Логика, по Гегелю, – наука о чистом мышлении, абстрактной идее, природа – внешняя реальность идеи, дух – возвра­щение идеи к самой себе.

Гегель начинает свою логику с понятия чистого бытия. Это – абст­ракция, совершенно лишенная определений и потому равная своей проти­воположности – ничто. Мысль о бытии вообще настолько бессодержательна, что совпадает с мыслью о небытии. Но бытие и ничто не только тождес­твенны, но и отличаются друг от друга, так как бытие указывает, что мышление есть, а ничто указывает, что мышление еще не развито. Та­ким образом, единство бытия и ничто вовсе не есть тождество, а зак­лючает в себе различие и требует объединения. Единство бытия и нич­то образует третье понятие – становление. Становление – кон­кретная, наполненная содержанием, категория. Все предметы находятся в процессе непрерывного изменения, перехода в другое состояние, т.е. становления.

Категория становления отрицает предыдущие категории. Здесь нужно отметить, что у Гегеля отрицание – это не просто уничтожение чего–то, а его развитие. Для характеристики отрицания Гегель употребляет также термин "сня­тие", который означает вместе упразднение и сохранение. В становле­нии бытие и ничто находятся в снятом виде.

Результат становления Гегель называет наличным бытием. Это уже бытие, присущее реальным предметам. Отличие одного предмета от дру­гого зафиксировано в понятии качества. Качество есть определенность, тождественная с бытием; если исчезнет данное качество, нечто стано­вится другим. Выходя за пределы нечто, мы получаем другое, но это другое также является конечным, за его пределами лежит новое другое и так без конца. Подобную бесконечность Гегель называет дурной бес­конечностью. Здесь конечное и бесконечное не связаны друг с другом.

Истинная бесконечность не исключает конечное, а включает в себя и имеет конечное не вне себя, а в себе. Истинная бесконечность со­держит в себе некую замкнутость, завершенность. Кругообразная линия, возвращающаяся к своему исходному пункту, служит выражением понятия истинного бесконечного; круг всегда считался символом бесконечности. В истинной бесконечности исчезло отношение к другому, осталось лишь отношение к себе. И Гегель вводит категорию для–себя–бытие – закон­ченное и в то же время бесконечное бытие. Эта категория далее исполь­зуется для перехода к новой категории – количеству.

Количествен­ные изменения не устраняют бытия предметов, количество и качество индифферентны друг к другу. Так, лес остается лесом, будет ли он больше или меньше, красное остается красным, будет ли оно темнее или светлее. Но только до известного предела, за которым наступает качес­твенное изменение. Равнодушие количества к качеству есть обманчивый призрак. Изменение одного приводит к изменению другого. Несколько увеличенных расходов сначала не имеют значения, однако, если они на­капливаются и продолжаются, возникает расточительность, которая и в частной, и в общественной жизни приводит к экономическому разоре­нию. Единство количества и качества есть мера. Этой категорией обозна­чены количественные границы, в пределах которых предмет остается со­бой. Нарушение меры приводит к появлению нового качества, которое возникает путем перерыва непрерывности, скачкообразно. Подлинное развитие идет лишь через появление новых качеств, это – всеобщий принцип. Цепь скачкообразных качественных изменений образует "узловую ли­нию отношений меры". Бытие перехо­дит в сущность. На уровне бытия мир состоит из отдельных предметов. Сущность – это внутренний мир, глубинные связи, лежащие в основе бытия.

Сущность Гегель рассматривает в трех аспектах:

– как отраженную в самой себе;

– как проецированную на бытие, т.е. как явление;

– как единство предыдущих моментов, т.е. действительность.

Анализ первого аспекта сущности Гегель начинает с понятия тождес­тва. Сущность выступает прежде всего как тождество, равенство самому себе. Но этому абстрактному тождеству Гегель противопоставляет тож­дество конкретное, включающее в себя момент различия. Нет двух вещей до такой степени похожих, чтобы они не могли быть различены; нет двух вещей, до такой степени несходных, чтобы они не могли быть срав­ниваемы в различных отношениях, с разных сторон. Две вещи, как бы они ни были различны, сходны уже постольку, поскольку они вещи и каждая из них едина. Различие, доведенное до предела, есть противоположность. В этой противополож­ности самому себе состоит сущность противоречия. Противоречие, говорит Гегель, движет миром. При анализе сущности как основания Гегель прежде всего рассматри­вает категории формы и содержания. Он отмечает неразрывную связь со­держания и формы. Нет бесформенного содержания, как не существует и бессодержательной формы. Чтобы что–то произошло, необходимо соединение основания и условий. Следствие вытекает из основа­ния лишь если дана совокупность условий. Если налицо все условия данной вещи, она вступает в существование. Существование отличается от бытия своей опосредованностью. Существование – это бытие, кото­рое обрело основание.

Второй аспект сущности, как проецированной на бытие, – явление. Сущность в своем существовании есть явление. Это значит, что сущ­ность не может быть в "чистом виде", сама по себе; она существует только в явлениях. Последние тоже не существуют сами по себе, они – выражение определенной сущности. Между явлением и сущностью нет не­переходимой грани. Сущность является, а явление существенно.

Основание определяющее явление, есть закон. В раз­нообразии и смене явлений закон есть нечто постоянное. Закон остается, между тем как явления сменяются. Закон есть постоянный элемент в смене вещей, поэтому Гегель называет закон основою мира явлений.

Поскольку сущность и явление не существуют сами по себе, в "чис­том виде", их единство составляет третий уровень учения Гегеля о сущности – действительность. От существования действительность отли­чается двумя признаками, которые делают ее более содержательной ка­тегорией: эти признаки – возможность и необходимость.

Действительность – это не просто осуществленная возможность, но и реальные возможности дальнейшего развития, которые открываются перед тем, что существует сегодня. Реальную возможность следует от­личать от возможности абстрактной. Но для осуществления абстрактных возможностей необходимо изменение условий. Абстрактная возможность при изменившихся условиях может стать возможностью реальной, т.е. войти в действительность и осуществиться.

То, что реально возможно, говорит Гегель, – необходимо. Необходи­мость – компонент действительности. Саму же действительность следу­ет понимать как деятельную, разумную действительность. Действительно только то, что неотвратимо, вызвано существенны­ми, закономерными факторами.

Но необходимость всегда облачена в форму своей противоположности – случайности. Случайное есть нечто такое, что может быть, а мо­жет и не быть, может быть таким, а может и не быть таким, чье бытие имеет основание не в самом себе, а в другом. Задача науки – познать необходимость, скрытую под видимостью случайности.

Учение о сущности завершается категорией причинности. Причина – то, что предшествует данному явлению и генетически с ним связано. Причи­на порождает действие. Причинная связь – момент универсальной зависимости явле­ний. Если мы в действии видим активное начало, воздействующее, в свою очередь, на причину, то мы переходим к понятию взаимодействия. Взаимодействуя, причина и след­ствие как бы меняются местами: действие становится причиной и нао­борот.

За взаимодействием лежит понятие, как основа, определяющая тече­ние любого процесса. Если учение о бытии и о сущности Гегель назы­вает объективной логикой, то учение о понятии – субъективная логика.

Субъективная логика начинается с рассмотрения понятий, суждений и умозаключений. Гегель стремится установить познавательную ценность различных видов суждений, рассмотреть в фигурах силлогизма отноше­ния вещей и т.п. После того, как понятие прошло свои формы развития в виде сужде­ния и умозаключения, субъективное делается объективным. Объектив­ность есть всеединство вещей. Это универсальное единство есть не объект, а чистое, отличное от всех объектов понятие, противостоящее всем объектам. Это понятие – цель. Логика завершается анализом истины. Гегель выс­тупает против сомнений в возможности достигнуть истину.

2. Истина есть совпадение понятия и объективности. Абстрактной истины нет, истина всегда конкретна. Частные науки показывают дей­ствительность лишь с какой–то одной стороны, абстрактно, поэтому они не знают истины. Истина – предмет философии, где знание обре­тает свою многосторонность, конкретность. Но истина, по Гегелю, – не только соответствие понятия предмету, но и соответствие предмета своему понятию. Истина предметна, ее нужно не только узнать, но и осуществить. Истина предстает в двух моментах – теоретической и практической. Единство теории и практики образует " абсолют­ную идею ". Здесь достигается вершина логического саморазвития духа.

3. За логикой в системе Гегеля следует философия природы. Логическое развитие идеи предшествовало природе, при этом развитие идеи – не во времени. Категория времени появляется только в природе. Само же раз­витие во времени будет совершаться позже, на ступени "духа", т.е. в жизни человека и общества.

Превращаясь в природу, абсо­лютная идея опредмечивает себя, тем самым отчуждается от своей ис­тинной сущности и предстает в виде телесных единичностей, к которым относится и человеческая телесность. Идея создает природу, чтобы из природы возник человеческой дух, познание. В природе нет развития, хотя в ней видна система последовательных ступеней, высшая из которых – жизнь. Философия природы включает механику, физику и органическую физику.

4. Заключает систему Гегеля философия духа. Достигнув ступени духа, идея приступает к самопознанию. Самопозна­ние идеи происходит в человеческом познании. Дух – та же идея, но в ее выражении в виде различных форм интеллектуальной деятельности людей, начиная от низших чувственных форм и кончая абсолютным знанием. Философия духа включает в себя учение о субъективном, объективном и абсолютном духе, т.е. об индивидуальном сознании, истории общества и общественном сознании.

5. Феноменология изучает сознание, самосознание и разум. Сначала человек смотрит на себя как на нечто, противоречащее объекту. Затем он познает себя, изучает свою личность через личность другого. На ступени разума человек раскрывает свое тождество с духов­ной субстанцией мира, "распредмечивает" объективный мир.

В психологии Гегель рассматривает формы знания и деятельности человека, взятые без содержания. Это – восприятия, представления и мыш­ление, чувства и воля. Эти формы наполняются содержанием на следующих этапах – в сфере объектив­ного и абсолютного духа.

Учение об объективном духе имеет дело с правом и нравственностью. Развитие духа получает здесь свое дальнейшее выражение не в деятель­ности индивидуального "я", а в практике человеческого рода.

Исходным пунктом права является свободная воля. Потребности побуж­дают людей к обладанию вещами. Человек реализует свои потребности в частной собственности. Первая запо­ведь права – будь юридическим лицом и уважай других в качестве тако­вых. Воля личности должна проявиться не только в чем–то внешнем, но и в ее внутреннем мире. Внутренний мир личности есть мораль. Если мораль характеризует личную позицию индивида, то в нравственности проявляются формы общности людей: семья, гражданское общество, государство. В этих социальных институтах дух обнаруживает себя как нечто объективное.

Гражданское общество – это социальный строй, покоящийся на лич­ном экономическом интересе. Неравен­ство людей установлено природой и усугублено гражданским обществом – до уровня различия в имуществе и культуре. На страже собственности стоит суд. Правосудие устраняет из жизни общества чувства и мнения, их место занимает закон. Учение об объективном духе – учение об истории.

В эстетике Гегель считает, что истинно прекрасное – в духе. Прек­расное в природе – отражение красоты духа. Красота – чувственная форма истины.

Переходя к религии, Гегель говорит, что религиозное переживание – необходимое, но недостаточное условие веры. Любое чувство – случай­но, субъективно, индивидуально, а бог должен быть познан в его все­общности, разумом. Религиозный культ, регламентирующий жизнь народа, закладывает основы государственного порядка.

Финальная ступень гегелевской системы – философия. Гегель рассматривает историю философии. Она – путь к истине. Ни одна философская система не исче­зает бесследно. Каждая последующая ступень в развитии философии необходимо вытекает из пре­дыдущей и вбирает в себя все ценное, в ней содержащееся. Философия – эпоха, схваченная в мыслях. Финальной формой самопознания духа, считает Гегель, является его собственная система; она – абсолютная истина.

Тема № 16 Основные идеи философии марксизма.

1. Предпосылки возникновения марксизма

2. Основные положения марксизма

Литература:

1. Введение в философию в 2-х тт. Учебник /под ред. Фролова И.Т.- М.,

1989.

2. Ильин В.В. История философии

-----------------

1. Для ответа на вопрос о том, почему возникла марксистская философия, нужно учитывать, что общественное бытие определяет общественное сознание. Появление марксистской философии обусловлено развитием материальных условий жизни общества.

Научный анализ противоречий буржуазного общества, выявление и теоретическое осмысление тенденций и перспектив дальнейшего развития капитализма становится объективной исторической необходимостью. В первой половине XIX века обостряется антагонизм между пролетариатом и буржуазией. Марксизм как выражение коренных интересов и потребностей международного рабочего движения, явился итогом мирового исторического развития. Создавая новое мировоззрение, Маркс и Энгельс критически переработали всё то ценное, что содержалось в предшествующем развитии человеческой мысли. В. И. Ленин указал на три основных теоретических источника марксизма: английскую классическую буржуазную политическую экономию, французский утопический социализм и немецкую классическую философию. Большую роль в духовном развитии Маркса и Энгельса сыграла классическая немецкая философия, в особенности философия Гегеля и Фейербаха

Маркс и Энгельс создали теорию научного коммунизма. Они доказывали, что социализм – необходимый результат развития современного капиталистического общества, они вскрыли экономические основы социалистической революции, они также указали на класс, который должен совершить эту революцию – пролетариат. Появление марксистской философии отвечало объективному ходу развития естествознания, нуждающегося в диалектико–материалистическом обобщении своих результатов.

2. Исторической заслугой марксизма в области философии является создание материалистической диалектики и материалистического понимания истории общества.

1) Важнейшая особенность марксистской философии, определяющая её последовательно научный характер, состоит в том, что она представляет собой органическое единство материализма и диалектики. В противоположность Гегелю Маркс и Энгельс утверждали всеобщность диалектического процесса. Не только мышление, но и природа, и общество диалектичны, материи присуще внутренне саморазвитие. Диалектика понимается Марксом и Энгельсом как наука о связи явлений и наиболее общих законах движения и развития природы, общества и мышления.

Материалистический характер марксистской философии означает, что она требует рассматривать мир таким, каков он есть. Диалектический характер её означает требование учитывать объективно существующую взаимосвязь явлений действительности, их изменение и развитие, их внутреннюю сложность и противоречивость.

2) Философия марксизма выступает против удвоения мира на посюсторонний и потусторонний. Материальное единство мира обосновывается длительным процессом человеческого познания. Марксистская философия отрицает существование каких–то неизменных абсолютов, первовещества. Материя существует в виде качественно разнообразных, изменяющихся вещей, явлений. Основные формы существования материи – пространство и время. Движение – способ существования материи, оно абсолютно, несотворимо и неуничтожимо.

Маркс и Энгельс дали материалистическую интерпретацию законов и категорий диалектики, раскрыли их методологическую роль. Основными законами диалектики являются закон перехода количества в качество и обратно, закон взаимного проникновения противоположностей, закон отрицания отрицания. Противоречие является внутренним источником процесса развития, в котором постепенные, эволюционные изменения переходят в скачкообразные, революционные изменения, а отрицание представляет собою уничтожение старой формы при сохранении развивающегося содержания.

3) В марксистской философии предлагается новое понимание гносеологии. Из научного решения основного вопроса философии следует, что познание есть отражение материальной действительности в сознании человека. Поэтому марксистскую теорию познания Ленин называл также теорией отражения. Само сознание возникло в трудовой деятельности людей. Человек познаёт мир, воздействуя на него и преобразуя его в процессе материального производства. Общественная практика и, прежде всего, материальное производство, образует основу познания и является критерием его истинности.

4) Маркс и Энгельс разработали материалистическое понимание истории, или исторический материализм. Маркс и Энгельс исходили из простого факта: прежде чем заниматься наукой, искусством, философией, люди должны есть, пить, одеваться, иметь крышу над головой и т. д., а для этого необходимо трудиться. Труд, материальное производство является основой общественной жизни, политической и умственной истории общества. Потребности человека не ограничены. Удовлетворенные потребности порождают новые. Но жизнедеятельность людей не ограничивается материальным производством. Она включает производство других людей. Производство предполагает общение между людьми. Законы общества определяют границы спектра этих возможностей, они выражают общее направление исторического развития.

Общие закономерности исторического процесса:

- Определяющая роль материальной жизни и способа материального производства в развитии общества.

- Соответствие производительных отношений характеру и состоянию производительных сил общества.

- Обусловленность политической и идеологической надстройки экономическим базисом общества и обратное влияние надстройки на базис.

- Возрастание роли народных масс с расширением масштабов исторического действия.

Объективные закономерности определяют структуру и функционирование общества. Возникновение классов – закономерный результат экономического развития общества, появления частной собственности на средства производства. В ходе развития человеческого общества происходит отчуждение труда. Чтобы преодолеть отчуждение человека от человека, отчуждение от человека его человеческой сущности, нужно изменить мир. Маркс утверждал, что классовая борьба необходимо ведет к диктатуре пролетариата, а эта диктатура – переход к уничтожению всяких классов, к обществу без классов.

Конфликт между производительными силами и производственными отношениями в антагонистических обществах обуславливает объективную закономерность социальной революции. В революционной борьбе масс осуществляется закономерный переход от одной общественно–экономической формации к другой.

5) Общественное сознание отражает общественное бытие. Основа моральных взглядов – реальные отношения людей. В классовом обществе мораль носит классовый характер. Мораль развивается новыми передовыми общественными силами. Возникновение эстетических эмоций связано с трудовой деятельностью человека. Маркс и Энгельс говорили о классовом характере искусства в классовом обществе.

Маркс и Энгельс считали, что освобождение масс от религиозных предрассудков составляет неотъемлемую часть освободительного движения пролетариата. Религиозное сознание в массах отомрёт в ходе экономического и культурного развития общества, при условии настойчивой идейной борьбы против религиозных предрассудков.

6) Создание диалектико–материалистической философии, дающей последовательно научное понимание природы, общества и познания, означало, в определенном смысле, конец старой философии. В связи с развитием общественной практики рос уровень и объём научных знаний. Идёт закономерный процесс выделения отдельных отраслей знания из единой, нерасчленённой философии. Но на смену приходит новая философия, которая иначе определяет свой предмет. Всякая наука, исследуя свою область явлений, должна найти законы, действующие в этой области явлений, установить причины, порождающие их. Следовательно, во всех явлениях действительности, какой бы наукой они ни изучались, имеется нечто общее, то, что обозначается этими понятиями (так называемые атрибуты). Все специальные науки исходят из существования атрибутов у изучаемых ими объектов, изучение атрибутов материи – это и есть подлинное дело философии. Философия – это наука об атрибутах материальной действительности и общих закономерностях познания. С одной стороны, философия опирается на специальные науки, черпает в них материал для своих обобщений. С другой стороны, специальные науки опираются на философию, заимствуют из неё исходные мировоззренческие и методологические принципы.

Тема № 17 Философия позитивизма 19 века.

1. Основные проблемы позитивизма.

2. Критический рационализм К. Поппера.

3. Махизм

4. Неопозитивизм

а) логический позитивизм

б) лингвистический позитивизм

в) постпозитивизм

Литература:

1. Введение в философию в 2-х тт. Учебник /под ред. Фролова И.Т.- М.,

1989.

2. Ильин В.В. История философии

----------------

1. Исходная идея позитивизма – призыв к преодолению противоположности материализма и идеализма. За образец для философии нужно взять эмпирическую науку, которая нейтральна по отношению к основному вопросу философии. Позитивисты утверждают, что основной массив знаний о мире, человеке и обществе, нужных в практической жизни, получается в специальных науках. Это знание ("позитивное знание") противопоставляется традиционной философии как "метафизике". Вся традиционная философия должна быть упразднена и заменена специальными науками. Позитивизм объявляет себя воззрением, освобождающим науку от догматических философских концепций, выставляет себя в выгодной роли защитника "положительного", т.е. освобожденного от каких–либо "домыслов" знания, претендует на роль борца за победу науки.

Поскольку частные науки нуждаются в определенной систематизации своих понятий, эту работу должна выполнить философия нового типа, т.е. позитивная философия. Этапы позитивизма: первый позитивизм, махизм и неопозитивизм. Различие между ними в изменении отношения к основному вопросу философии: сначала утверждение о невозможности его разрешить, затем мнение о том, что его можно преодолеть на основе "нейтрального" (не материалистического и не идеалистического) истолкования ощущений и заявление о том, что основной вопрос философии лишен научного смысла.

2. Первый этап позитивизма представлен именами: О. Конт, Д. С. Милль, Г. Спенсер.

Критический рационализм, в основу которого были положены в первую очередь идеи Карла Поппера, стремился ограничить науку - сферу рациональности, от влияния различных форм иррационализма - псевдонауки, метафизики, идеологии. С другой стороны, критический рационализм выступал против всеохватывающего некритического рационализма, долгое время господствовавшего в западной философии. Этот некритический рационализм основывался на принципе, что любое предположение, которое не может быть поддержано доказательством или опытом, должно быть отброшено. К. Поппер показал, что сам этот принцип не может быть подкреплен доказательством или опытом и, следовательно, сам должен быть отброшен. Таким образом, получается, что принятие рационализмом своих оснований - это акт иррационалистической веры. Дальнейшее развитие идеи К. Поппера П. Фейрабендом и Т. Куном еще больше выявили тесную взаимосвязь рационализма и иррационализма.

Наука, по Конту, должна в принципе ограничиться описанием внешней структуры явлений, отвечая на вопрос как протекают явления, а не на вопрос, что они такое в своей сущности. Описание явлений позволяет вывести законы, функциональные отношения между элементами данной структуры. Знание законов дает возможность предсказывать будущее течение событий. Конт под законами понимал функциональные отношения, противопоставляя их причинности, не входящей в компетенцию науки.

Джон Стюарт Милль считает, что мир мы познаем через ощущения. В центре внимания Милля – логические исследования. Формальную логику он рассматривает как главное содержание философского знания. При этом он стремится изгнать из логики всякую философскую проблематику. Он разрабатывает индуктивную логику, считая индукцию методом науки. Сформулировал методы отыскания причинных связей:

- метод сходства: если в нескольких случаях при исследовании некоторого явления имеется общее обстоятельство, то оно связано с явлением причинной связью;

- метод различия: если в случаях, когда наступает данное явление и когда оно не наступает, все обстоятельства одинаковы, кроме одного, – оно и является причиной данного явления;

- метод остатков: из явления удаляются те части, причины которых известны из предыдущих индукций; оставшийся факт является следствием оставшейся причины;

- метод сопутствующих изменений: явление, изменяющееся при изменении другого явления, связано с ним причинной зависимостью.

Индуктивные методы, согласно Миллю, основываются на важнейшем принципе человеческого познания – вере в единообразие природы. Милль высказывает сомнения в достоверности человеческого познания. Знание, полученное через ощущения, несовершенно; знание, добытое методами индукции, не достоверно, а лишь вероятно. Наши умозаключения в математике, которая считается точной наукой, необходимы только в том смысле, что они следуют из аксиом (исходных допущений), а сами аксиомы основаны на наблюдениях и обобщениях и не более достоверны, чем они.

Основная идеологическая установка Герберта Спенсера – стремление примирить веру и знание, науку и религию на почве агностицизма. Он утверждает, что все учения о происхождении и природе Вселенной (как религиозные так и научные) – непостижимы. Человек имеет дело только с явлениями. Спенсер признает, что есть мир сознания и мир, лежащий вне сознания. Спенсер утверждал, что само развитие науки сталкивает ученых с неразрешимыми тайнами и тем самым подводит к религии. Наука (и в этом Спенсер идет вслед за Контом) не проникает в сущность вещей, занимаясь познанием сосуществования и последовательности явлений. Но если наука – отчасти объединенное знание, то философия – знание вполнеобъединенное. Задача философии – систематизировать научное знание. Полное объединение осуществляется на основе тех данных, которые накоплены наукой. В этике Спенсер открыто утверждает эгоизм; правила морали определяются борьбой за существование. Отсюда тезис: "Живи сам и давай жить и другим".

3. Следующий этап в эволюции позитивизма - махизм (или эмпириокритицизм) основан Эрнстом Махом и Рихардом Авенариусом.

Мах писал, что он поставил своей задачей не ввести новую философию в естествознание, а удалить из него старую. На деле происходит замещение одного типа философии другим, тяготеющим к субъективному идеализму. Следуя линии Беркли, махисты исходят из того, что все существующее понимается как совокупность ощущений. Мах против понимания материи как объективной реальности. Махисты утверждают, что между физическими и психическими "элементами" существует неразрывная связь, это означает, что материя независимо от сознания существовать не может.

Махисты ввели понятие экономии мышления как цели научного познания и критерия истинности. В махизме завершилась тенденция отрицания основного вопроса философии и противоположности материализма и идеализма.

4. Неопозитивизм – одно из влиятельных направлений в философии ХХ века. В рамки неопозитивизма включают несколько десятков разнообразных концепций. Среди них – логический позитивизм, логический эмпиризм, аналитическая философия, лингвистическая философия, философия науки. Но при множестве вариантов есть нечто общее, позволяющее объединить их в одно направление. Неопозитивизм видит задачу философии не в систематизации специально–научного знания, а в деятельности по анализу языковых форм сознания. Предметов философии должен быть язык, прежде всего, – язык науки, как способ выражения знания. На первый план выдвигается проблема значения и смысла. Неопозитивизм развивался как течение, направленное на анализ методологических проблем: роли знаково–символических средств научного познания, отношение эмпирического и теоретического уровней научного исследования.

а) Первым вариантом неопозитивизма является логический позитивизм. (Мур, Рассел и Витгенштейн). Для философской позиции логического позитивизма характерно отрицание научной осмысленности понятия объективной реальности и вопроса об отношении сознания к ней. Вопрос о внешнем источнике чувственных данных лишён смысла. Логика и математика понимаются как совокупности дедуктивных построений, опирающихся на конвенции (соглашении). Эта позиция лежит в основе различных концепций в общем русле логического позитивизма.

В ходе эволюции логического позитивизма на первый план выдвигались концепции верификации, физикализма и конвенционализма.

Верификация – это проверка предложений науки на осмысленность, значимость. В результате верификации устанавливается осмысленность, истинность или ложность предложений. Верификация – это процесс установления истинности научных утверждений.

Язык физики – это универсальный язык науки. В соответствии с этой установкой, в качестве протокольных предложений должны быть приняты предложения о наблюдаемых физических объектах. Выраженные исключительно в терминах физики, эти предложения независимы от личностных особенностей восприятия. В логическом позитивизме сильно представлены мотивы конвенционализма.

б) Вторая форма неопозитивизма: лингвистический позитивизм. Если логические позитивисты занимались анализом языка науки, особое внимания обращая на формализованные языки, то лингвистические философы обратились к обыденному языку, делая упор на прагматический аспект (предложена Муром и Витгенштейном).

Центральное понятие философской концепции Витгенштейна – языковая игра, её правила, принятые данным обществом. Слова естественного языка рассматриваются как инструменты для целей общения. Каждое словоупотребление имеет свои правила. Подобно этому, естественный языки допускает возможность бесконечно большого множества языковых игр. Эти языковые игры (употребление языка) возникают естественно, их правила устанавливаются и изменяются в соответствии с требованиями жизни людей. Чем больше разнообразна жизнь, тем более разнообразны средства общения и, следовательно, разнообразны употребления языка.

в) В постпозитивизме нет общепринятой методологической концепции, однако, в нём есть некоторые общие мотивы:

- постпозитивисты начинают с критики методологии неопозитивизма. Заметен отход от ориентации на логику науки к истории науки. Если в логическом позитивизме основное внимание было ориентировано на анализ структуры наличного научного знания, то в постпозитивизме главной проблемой становится развитие научного знания.

- в постпозитивизме отказываются проводить жёсткие границы между эмпирическим и теоретическим знанием, фактом и теорией, контекстом открытия и контекстом обоснования, между наукой и философией. Признаётся осмысленность философских предложений и неустранимость их из научного знания.

Вместо образа науки, как единой системы науки Томас Сэмуэл Кун предлагает образ науки как некоторого социального института, как деятельность научных сообществ. У каждого такого сообщества есть свой способ деятельности, свой стиль мышления, свои критерии научности и рациональности; для обозначения этого Кун предлагает понятие "парадигма", которую принимает коллектив, занимающийся исследованиями. В период революционных преобразований происходит отказ от значительной части ранее признанного и обоснованного знания (фактов, методов, теорий). Смена парадигм – скорее интуитивно, чем рационально обоснованный процесс.

В философии науки возобладала идея релятивизма норм научно–познавательной деятельности. Постпозитивизм включается в общую тенденцию постмодернизма.





Дата публикования: 2014-11-29; Прочитано: 1803 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.019 с)...