Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Тема № 7 Идеалистическая линия в философии Греции



1. Школа Пифагора

2. Элеаты

3. Софисты

4. Сократ

5. Платон

6. Аристотель

Литература:

1. Введение в философию в 2-х тт. Учебник /под ред. Фролова И.Т.- М.,

1989.

2. Ильин В.В. История философии

________

1. Путь к идеализму в античной философии был намечен Пифагором.. Школа Пифагора была неким братством, подчиненного строгим правилам общежития и поведения. Пифагорейцев удивляло, что разнообразные физические явления имеют тождественные математические свойства (напр., Луна и мяч имеют общие свойства, присущие всем шарам). Число для Пифагорейцев – первый принцип в описании природы, оно – материя и форма мира. Начало всего – единица. Из единицы состоят числа. Из чисел происходят точки, из точек – линии, из линий – плоские фигуры, затем – объемные фигуры. Затем утверждалось существование четырех материальных элементов: земля, огонь, воздух и вода. Пифагор связывал материальные элементы с различными правильными многогранниками: земля состоит из частиц кубической формы, огонь – из частиц, имеющих форму тетраэдров, воздух – октаэдров, вода – икосаэдров.

Пифагорейцы говорили о сложном строении души. «Душа человека разделяется на три части: ум, рассудок и страсть. Ум и страсть есть и в других живых существах, но рассудок – только в человеке. Власть души распространяется от сердца и до мозга: та часть ее, которая в сердце – это страсть, а которая в мозге – рассудок и ум; струи же от них – наши чувства. Разумное бессмертно, а остальное смертно». Пифагор признает переселение душ (метемпсихоз) – душа по причине греха воплощается в различные телесные существа (в том числе, животных). Пифагор считал, что знание истины не может быть получено из непосредственного чувственного познания внешнего мира. Эмпирики – рабы материи. Мышление выше чувств: то, что постигнуто разумом, во много раз выше того, что постигнуто при помощи органов чувств.

Элеаты

Главная проблема у Парменида – дилемма бытие – небытие («есть” – «не есть»). Важнейший тезис Парменида: бытие есть и не может не быть, небытия нет и не может быть нигде и никак быть. Аргументация Парменида: все, о чем говорится и думается, есть. Мыслить можно только бытие, т.е. то, что есть. To, чего нет, не может быть мыслимо. Знание всегда предметно. В конце концов, бытие, пo Пармениду, – мир тел, небытие – отсутствие тел или пустота. Существуют только тела, пустоты нет и быть не может. Вселенная – сплошной огромный телесный шар. Земля шарообразна и находится в центре вселенной.

Продолжает идеи Парменида Зенон (490 – 430). Зенон использует прием доказательства от противного. Известны четыре его апории (апория – кажущееся непреодолимым логическое рассуждение) относительно движения: дихотомия, Ахиллес и черепаха, стрела, стадион. В указанных апориях Зенон имеет дело с диалектикой прерывного и непрерывного, конечного и бесконечного, но решает эту проблему не в том смысле, что движению присуща противоречивость, а делает вывод, что движения как такового нет, что оно – обман чувств.

3. Софисты

В условиях античной демократии умение говорить, убеждать и переубеждать в народных собраниях и судах становится жизненно важным. Появились платные учителя искусства красноречия – софисты. Софисты учили побеждать противника в спорах и тяжбах. Постепенно, однако, слово «софист» приобретает предосудительный смысл. Под софистикой стали понимать умение доказать ошибочное.

Софисты сместили философскую рефлексию с проблематики космоса на проблему человека и его жизни как члена общества. Темы софистов – этика, политика, риторика, искусство, язык, религия, воспитание. Софисты провозгласили идею о том, что добродетель не дается от рождения, и не зависит от благородства крови, но основывается на знании.

Наиболее известным софистом был Протагор (ок.490 – ок.420). Протагор считает, что все изменчиво, и в материи, и в субъекте. Если все меняется и переходит в противоположное, то о каждой вещи возможны противоположные мнения. «Когда дует ветер, одному холодно, другому нет. Мы, следовательно, не можем сказать об этом ветре, что он на самом деле холоден или нет». Протагор утверждал, что «человек есть мера всех вещей».

Сократ

Сократ считает, что философия должна в центр своего рассмотрения поставить не природу, а человека. Сократа интересует проблема: «В чем природа, сущность человека?» Ответ – это его душа. Под душой Сократ понимает наш разум, мыслящую активность и нравственно ориентированное поведение. Сократ совершает переворот в традиционной системе ценностей. Истинные ценности – не те, что связаны с внешними вещами (богатство, сила, слава) и телесными (жизнь, физическое здоровье, красота), a сокровища души. Сократ считает, что безнравственный поступок – плод незнания истины; если человек знает, что такое хорошо, он никогда не поступит плохо. Никто не грешит сознательно; кто совершает зло, делает это пo незнанию.

Самым замечательным результатом знания истины Сократ считает «самообладание». Самообладание – это власть разумного начала над животным. Для Сократа мудрость и нравственность нераздельны. Сократ говорил, что главная задача мудрости в том, чтобы различать добро и зло. Сократ указывает на три основные добродетели:

1. умеренность (знание, как обуздывать страсти),

2. храбрость (знание, как преодолевать опасности),

3. справедливость (знание, как соблюдать законы божественные и человеческие).

Для получения знаний, определения понятий Сократ пользуется методом, получившим название диалектики. Этот метод заключается в искусстве ведения диалога, при помощи которого достигается истина. Представляя себя человеком, который ничего не знает, но стремится к знанию, Сократ надевает на себя маску преданного друга своего собеседника, восхищается его способностями и заслугами, испрашивая у него совета или просит обучить чему–нибудь. Заставив собеседника признать его, Сократа, невежество, он понуждал его определить объект исследования, затем делал из этого определения выводы, подчеркивал их неполноту и противоречивость, критиковал их и опровергал до того момента, пока собеседник не признавал себя невеждой. Сократ приводил собеседника к мысли, что и тот не обладает истинным знанием, хотя вначале считал себя знающим человеком. В этом состоит «ирония» Сократа. Затем следовала «майевтика» (повивальное искусство), в которой рождается истина (дремлющая в душе до поры до времени).

Платон

В начале IV в. До н.э. Платон (427–347 до н.э.) создает развернутую систему объективного идеализма. В основе философии Платона лежит противопоставление чувственно воспринимаемого и бестелесного миров, явления и сущности. Наиболее показательно такое противопоставление делается при характеристике прекрасного. С одной стороны, есть прекрасные вещи, а с другой – в отличие от изменчивых и преходящих прекрасных вещей – существует истинно прекрасное, идея прекрасного.

Платон говорит, что каждому классу вещей чувственного мира соответствует некая вечная причина того, что делает вещь именно вещью данного класса, – подлинная сущность вещи, т.е. идея. Идеи образуют целый мир, заключающий в себе идеи эстетических ценностей, моральных ценностей, идеи различных телесных образований, идеи математических фигур и т.д. Эти идеи никем и ничем не порождены, неизменны. Идеи бестелесны. Мир идей – иерархически организованная система. На вершине ее идея блага. Все вещи стремятся достичь блага; вместе с идеей блага – идеи истинности и красоты. Затем в этой иерархии следуют идеи: бытие, покой, движение, тождественность; на следующем уровне – равенство, неравенство, сходство, непохожесть и т.д.

Платон вводит еще один фактор – мировую душу. Она объемлет мир идей и мир вещей, связывает их.

Наконец, Платон вводит понятие бога, демиурга. Демиург с помощью мировой души создает космос. Бог–демиург у Платона – и творец космоса, как гармоничного, соразмерного вещественного мира, и творец живых существ и даже богов.

В философии Платона важное место занимают его взгляды на общество и государство. Главным двигателем поведения людей стали материальные заботы. Первая историческая форма государства – тимократия – власть, основанная на господстве честолюбцев. Но постепенно некоторые люди начинают втайне собирать и хранить золото и серебро, появляется стремление к роскоши. Происходит переход к олигархии – господству богатых над бедными; властвует богатое меньшинство, бедное большинство не участвует в управлении государством. В олигархии конечная цель – богатство. Третья форма государства – демократия – правление народа, большинства. Платон – противник афинской демократии. В демократическом обществе высшим благом считается свобода. Люди перестают считаться с законами. И отсюда – переход к четвертой форме государства – тирании. Тирания – власть одного над всеми. Тиран дает почувствовать народу потребность в вожде.

Всем этим дурным формам политического устройства Платон противопоставляет проект наилучшего государства. Основной принцип идеального государства – справедливость. Как в душе должны гармонично сочетаться три начала: разумное, аффективное и вожделеющее, в государстве совершенного типа три класса его граждан должны составлять гармоническое целое под руководством наиболее разумного класса. В низшем классе – должна преобладать умеренность, во втором – мужество, в высшем – мудрость.





Дата публикования: 2014-11-29; Прочитано: 663 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.009 с)...