Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Тема № 18 Западная философия 19 – 20 вв. о человеке



1. А. Шопенгауэр - создатель иррационалистической философии - “воли к жизни”.

2. Философия С. Кьеркегора, Ф. Ницше

3.Основные направления иррационализма в XX веке

а) А.Бергсон, О. Шпенглер

б) фрейдизм, неофрейдизм

в) экзистенциализм.

Литература:

1. Введение в философию в 2-х тт. Учебник /под ред. Фролова И.Т.- М.,

1989.

2. Ильин В.В. История философии

3. Современная западная философия. Словарь. М., 1991, с. 139 -141.

4. Философская энциклопедия. Т. 4. М., 1967, с. 469-471.

5. Фрейд З. Психология бессознательного. М., 1990.

6. Эрн В.Ф. Борьба за Логос. //Сочинения. М., 1991.

-----------------------

1.

В начале XIX в. формируется иррационализм как реакция на рационалистическую традицию. Представители иррационализма логике противопоставили страсти, эмоции, переживания.

Центральная категория философии Артура Шопенгауэра (1788–1860) – мировая воля, которая объективирует себя в вещах. Сознание, посредством форм пространства и времени, причинности, создает для нас внешний мир, который объявляется представлением. Воля объявляется Шопенгауэром "вещью в себе", которая дается только через априорные иррациональные интуиции. Шопенгауэр проповедует киетизм, отказ от всех желаний.

Основной интерес Серена Кьеркегора (1813-1855) – человеческая личность и ее судьба. Смысл существования становится понятным, когда возникает необходимость в выборе – "или–или". Кьеркегор говорит о трех стадиях жизни:

1) Эстетическая форма жизни. Это чувственный способ жизнедеятельности, характеризующийся эротизмом и цинизмом.

2) Этическая форма жизни. На этой стадии человек добровольно подчиняется нравственному закону.

3) Религиозная форма жизни. На этой стадии человек выбирает вечность, полностью реализует свои возможности.

Кьеркегор выступал против объективности знания, объективной истины и в моральном, и в гносеологическом смысле.

Фридрих Ницше (1844–1900) исходит из того, что в основе мира лежит воля. В отличие от Шопенгауэра, Ницше говорит о множестве воль, конкурирующих и сталкивающихся в смертельной борьбе. Мир – хаос, не укладывающийся в рамки каких–либо законов. Ницше прославляет войну и насилие как источник государственности. Утверждает релятивизм морали.

а) Анри Бергсон (1859–1941) разрабатывает концепцию развития, получившую название "творческая эволюция". Интеллект и интуиция – два свойства нашего сознания. Случайно в ходе эволюции развились интеллектуальные возможности нашего сознания в ущерб интуитивным. Чтобы познавать интуитивно, требуется усилие воли, направляющее сознание наперекор всем склонностям, привычкам. Смотреть на вещи созерцательно – это значит обладать интуицией.

Освальд Шпенглер (1880–1936) считал задачей философии "понять мир как историю". Нет никакого реального мира, есть только субъективное представление о мире, меняющееся от человека к человеку, от культуры к культуре. Шпенглер отрицает существование всемирной истории как единого закономерного поступательного процесса. Каждая культура замкнута в себе и не может передать свои достижения другой культуре.

б)Психоанализ – это и разработанный З. Фрейдом метод лечения психических заболеваний, и теория, объясняющая роль бессознательного в жизни человека и в истории человечества.

Психоанализ в концептуальном плане был связан с попыткой найти выход из тупиков, в который вели философию, с одной стороны позитивизм, ориентированный исключительно на естественнонаучные методы в исследовании психики, духовных процессов, и, с другой стороны, иррационализм, отталкивающийся от методов интроспекции и обращающийся к интуиции и индивидуальным переживаниям.

Зигмунд Фрейд выдвигает гипотезу об исключительной роли сексуальности в этиологии неврозов, использует гипноз, заменяет его методом свободных ассоциаций толкований сновидений, разрабатывает учение о бессознательном. Фрейд исходит из реальности внешнего мира, считает необходимым осмыслить внутренний мир человека, выявить влечения, которые изнутри задают человеческое развитие. Существует бессознательная область человеческой психики, в которой происходит особая жизнь, ещё недостаточно изученная и осмысленная, но реально значимая и отличающаяся от сферы сознания.

Фрейд даёт описание структуры человеческой психики:

– бессознательное "Оно", в котором находятся скрытые душевные движения, безотчётные влечения человека;

– сознательное "Я", посредник между Оно и внешним миром;

– "Сверх–Я", некая инстанция, включающая императивы долженствования, запреты морального, социокультурного и семейного происхождения.

"Оно" руководствуется принципом удовлетворения, "Я" – принципом реальности, "Сверх–Я" – принципом долженствования.

Фрейд считает, что лучший выход из положения – мобилизация человеком всех своих сил с целью сознательного, а не бессознательного разрушения возникающих в жизни конфликтов. Для этого нужно осознать свои бессознательные влечения. Психоанализ как раз должен оказать помощь в переводе бессознательного в сознание. Фрейд приходит к выводу, что у человека есть скрытое, "дурное" начало. С другой стороны, моральные требования общества направлены на сдерживание агрессивных склонностей людей, человек согласовывает своё поведение с требованиями морали. То низменное, что обнаруживается в сновидениях, является компенсацией неудовлетворённых желаний индивида в реальной жизни. Человек мысленно в своих сновидениях, грёзах и мечтаниях отдаётся власти бессознательных влечений, своему "дурному" началу, в то время как, в реальности он стремится вести себя пристойно, т.к. неприкрытое проявление природной агрессивности или сексуальности вызывает социальное порицание.

Продолжатели Фрейда (неофрейдисты) смягчают биологизаторские мотивы. Карл Густав Юнг (1875 – 1961) считает, что психика человека включает три уровня: сознание, личное бессознательное и коллективное бессознательное. Последнее образуется из следов памяти, оставленных всем прошлым человечества; оно состоит из разных уровней и определяется национальным, расовым и общечеловеческим наследием. Коллективное бессознательное оказывает влияние на человека и предопределяет его поведение с момента рождения. Коллективное бессознательное проявляется у отдельных людей в виде архетипов.

Юнг говорит о том, что существует два типа людей: интроверты и экстраверты. Для интровертов характерны замкнутость, склонность к рефлексии и меланхолии, сосредоточенность на собственных мироощущениях. Экстраверт – человек открытый, направленный вовне, он стремится познать внешний мир, строить свою внутреннюю жизнь в соответствии с ним.

Вильгельм Райх считает, что на развитие общества решающее влияние оказывают два фактора:

- формирование у людей при наличии инстинкта патриархальной семьи тоталитарного мышления;

- наличие в психике индивидов садомазохического синдрома (он генетически обусловлен).

Власть диктатора – как бы продолжение авторитета отца, которому следует беспрекословно и безропотно подчиняться. А всякая жестокость – проявление садомазохического синдрома.

Альфред Адлер утверждал, что основное в человеке – не его природные инстинкты, а общественное чувство – "чувство общности". Оно врождено, но должно быть сознательно развито. Вместо принципа удовольствия, по мнению Адлера, в роли руководящего и направляющего начала – "воля к власти".

Динамика развития личности – между "комплексом неполноценности", идущего из опыта неудачных жизненных проблем, и желанием во что бы то ни стало добиваться личных заслуг, свидетельствующих о силе. В детстве любой человек переживает чувство неполноценности по отношению к родителям, братьям и сёстрам, окружающим. Это порождает тревогу ребёнка, жажду деятельности, стремление к физическому и психическому совершенствованию. Стремление к превосходству становится компенсацией чувства неполноценности. Это стремление является творческой силой, способной привести личность к высшим достижениям.

Развивая так называемую теорию "компенсации" Адлер говорил, что люди, страдающие какими–то недостатками, в чём–то ущербные, стремятся компенсировать их гипертрофированной активностью, настойчивостью, целеустремлённостью, нередко беспринципны, неразборчивы в выборе средств для достижения власти, достижения успехов в карьере.

К. Хорни побудительным мотивом деятельности считала стремление к безопасности, постоянно рождающееся из состояния боязни и страха. Чувство тревоги и беспокойства вызывается враждебной атмосферой, подавлением со стороны власти и т.д.

В книге "Наши внутренние конфликты" (1945) Корни говорит о 3 типах направленности поведения личности по отношению к окружающим её людям: 1) к людям; 2) от людей; 3)против людей. Если преобладает одно из них, то проявляются три типа невротической личности: 1) услужливая, ищущая любви и одобрения любой ценой; 2) пытающаяся отрешиться от общества; 3) агрессивная, жаждущая престижа и власти. Во всех этих случаях тревожность не устраняется, а нарастает.

Психические нормы истолковываются как приспособление личности к социальной среде.

Эрих Фромм ведёт конструктивную критику некоторых моментов концепции Фрейда, особенно её биологизаторских мотивов. Нужно исходить из реальных условий существования "реального живого человека", раскрывать сущность человека через существование человеческого рода.

Фромм говорит, что человек рождается тогда, когда он разрывает первобытные связи с природой. Но он становится одиноким. Чувство изоляции заставляет его выбрать один из двух путей: 1) подчиниться власти (человека, государства, института, божества) – это мазохизм; 2) попытаться подчинить других – это садизм. И то, и другое – патологичны как формы человеческого поведения. Фромм говорит, что человек – единственный представитель приматов, который "мучит и убивает своих соплеменников и ещё находит в этом удовлетворение".

Концепции фрейдизма неоднократно использовались для оценки социальных процессов.

в) Экзистенциализм - направление философии, пред­метом изучения которого стало существование человека. Это реакция на разочарования в современном обществе. Можно выделить следующие проблемы, которым уделяли внимание философы-экзистенциалисты: уникальность человеческой личности, противоречие между человеческим внутренним миром и окружающей жизнью, проблема отчуждения человека, проблема одиночества человека, проблема бессмысленности жизни, внутреннего выбора.

Экзистенциализм – конгломерат различных концепций, объединенных единым мировоззрением, основной ценностью которого является частный, индивидуальный или субъективный мыслитель. Основные идеи излагаются не только в философских трудах авторов, но и в литературных произведениях (Сартр, Камю, Кафка).

Центральные понятия этой философии: страх, смерть, свобода, вина, любовь, одиночество. Экзистенциалисты утверждали, что философия, которая должна выяснить ценности мировоззрения, смысла жизни, ориентиры для действия, должна быть ненаучной. Экзистенциализм рассматривал человека как конечное существо, "заброшенное" в мир, постоянно находящееся в абсурдных ситуациях. В этой философии выражаются всевозможные формы пессимизма и отчаяния, бегства от общественной жизни.

Один из важнейших принципов экзистенциализма – человек делает самого себя. Чтобы устоять в этом мире, личность должна оценить свои возможности и способности. Никакая внешняя сила, ничто, кроме самого индивида, не несет за него ответственности. Человек раскрывается, прежде всего, в так называемых пограничных ситуациях, в состояниях борьбы, конфликтов, когда взаимодействия с миром носят предельно конфликтный характер. В разных эмоциях экзистенция проявляет себя с разной интенсивностью. В пограничных ситуациях, в состояниях на грани жизни и смерти, при трагических поворотах судьбы человек осознает свою конечность, отчуждение от мира, трагическое одиночество. Тем самым человек освобождается от власти иллюзий. Тревога ввергает человека в отчаяние, он кажется себе хрупким существом, жизни которого может положить конец любое дуновение стихии. Теперь человек возвращается в мир, вооруженный трагическим знанием своей судьбы и существования. Он знает свое одиночество и обреченность на смерть, знает, что не может ждать никакой помощи извне.

Экзистенция – это свобода. Человек выбирает нормы поведения из множества возможных действий. В пограничной ситуации индивид непосредственно открывает свою сущность как конечную экзистенцию. Главное для личности – внутренняя свобода, свобода выбора.

Тема № 19 Основные периоды русской философии.

Литература:

1. Введение в философию в 2-х тт. Учебник /под ред. Фролова И.Т.- М.,

1989.

2. Ильин В.В. История философии

------------

В русской философии, как и во всякой собственно философской традиции, можно выделить два главных направления – идеалистическое и материалистическое. Эта простейшая классификация служит основанием для множества других, более частных и менее строгих: западники и славянофилы, позитивисты и интуитивисты, марксисты и софиологи, неокантианцы и экзистенциалисты и т.д.

Русская мысль поднялась до философского уровня в XIX веке. Предпосылками русской философии явились церковная книжность Древней Руси, культурное взаимодействие России с Западной Европой, особая социальная прослойка – люди образованные, обладающие досугом.

Первым русским философом по дарованию и темпераменту был П.Я. Чаадаев (1794-1856), первым русским философом в полном смысле слова стал Г.Г. Шпет (1879-1937).

По отношению к западноевропейской философии русская традиция вторична. Ко времени созревания русской мысли круг основных философских проблем был уже очерчен, принципиальные варианты их решения – проработаны. Относительную самостоятельность русские мыслители проявляли в постановке мировоззренческих вопросов (о смысле жизни, о национальном самоопределении, о месте религии в современном мире и т.д.). В развитии философской мысли большую роль сыграли идеи революционно - демократического движения и русского космизма.

Если на раннем этапе социал-демократического движения его идеологом был Плеханов, то в последующем эта роль переходит к Ленину. Ленин фор­мулирует три гносеологических вывода, определяющих содержание диалектико-материалистической теории познания:

1. Существуют вещи независимо от нашего сознания, от наших ощущений.

2. Мир познаваем. В нем нет принципиально непознаваемых вещей, а есть лишь вещи, еще не познанные. Причем решительно никакой принципи­альной разницы между вещами познанными и вещами еще не познанными, не существует.

3. К процессу познания надо подходить диалектически, т.е. не пред­полагать наши знания данными в готовом виде, а разбирать, каким обра­зом из незнания является знание, каким образом неполное, неточное знание становится более полным, более точным.

Отражение действительности в сознании человека есть сложный, проти­воречивый процесс, совершающийся в чувственной и логической формах. Ленин подчеркивает, что исходным пунктом познания, и его движущей силой является практика. Определение материи может состо­ять лишь в том, чтобы охарактеризовать ее отношение к сознанию. Но вопрос об отношении материи к сознанию – это основной вопрос философии. Поэтому определение материи должно строиться так, чтобы оно вы­ражало позицию материализма. Отсюда определение: "материя есть объек­тивная реальность, данная нам в ощущении". В этом определении фиксируется материалистический ответ на обе стороны основного вопроса философии.

Ленин говорит, что марксистской философии присуща партийность осо­бого типа. Марксистская философия, во-первых, объяв­ляет о своей классовой позиции, состоящей в защите интересов пролетариата. Во-вторых, принцип партийности марксистской философии предполагает борьбу с буржуазными философскими течениями. В–третьих, принцип партийности означает отношение к буржуазной науке: нельзя верить ни единому слову бур­жуазных ученых в части общефилософских, гносеологических выводов, но надо, в то же время, использовать их достиже­ния в специальных отраслях наук. Наконец, партийность философии марк­сизма требует творческой разработки философии на основе обобщения но­вой революционной практики.

Время сталинизма (1930–1953) – время упадка уровня философского мышления. Идут негативные процессы, закончившиеся "сталинизацией" марксизма, превращения его в догматизированную государственную идеологию. Философия сводится к комментариям к решениям ЦК, выступлениям вождей партии. Анализ философских кате­горий и проблем считается формализмом, отходом от принципа партийно­сти.

Основная проблема космизма – место человека в космосе. Для космизма в целом характерно убеждение, что, с одной стороны, содержание космоса определяет человеческую природу, а с другой, - что у человечества есть космическая миссия – деятельность человечества должна иметь космический характер. Идеи космизма представлены в русской религиозно-идеалистической философии. Представители естественнонаучной мысли XX века внесли новые идеи в космизм. Это – концепция космического бессмертия человечества (К.Э.Циолковский), эволюция биосферы в ноосферу и проблема автотрофности (В.И.Вернадский), космобиология (А.Л.Чижевский).

Мотивы космизма просвечивают в концепции этногенеза Льва НиколаевичаГумилева. Два главных понятия у Гумилева – этнос и пассионарность. Этнос – "коллектив": племя, народ, народность, нация. У всякого этноса есть начало и конец. Между этносами возможны контакты благодаря наличию "комплиментарности". У русских контакты легко устанавливались с "монголоидами", но затруднены с европейцами. Этносы подвержены воздействию "энергетических импульсов", исходящих из космоса. Они вызывают "эффект пассионарности", т.е. высшей активности. Зарождаются "пассионарии", люди особого темперамента и дарований. Они становятся создателями новых суперэтносов, новых государств. Линия прохождения "пассионарного толчка" образует "зону этнических контактов".

Официальная идеология начала XX века базировалась на принципе "православие – самодержавие – народность". Немалое место в умонастроениях начала века занимали национализм и антисемитизм. Пропагандировалась идея союза государства и церкви, распространяется тенденция к компромиссу религии и философии, веры и разума. Русская церковь враждебно относилась к так называемому богоискательству, к своеобразному наполнению религиозной формы сознания философскими элементами. В начале века возникло много спиритуалистических и масонских кружков и обществ, распространяется мистицизм. В начале XX века в России сложилось религиозно-философское направление, поставившее своей главной задачей – создание нового религиозного сознания.

В рамках религиозно-идеалистической философии были различные концепции: Новое религиозное сознание (В.В. Розанов, Д.С. Мережковский, Н.А. Бердяев), философия всеединства (С.Н. Булгаков, П.А. Флоренский, С.Д. Франк), интуитивизм (Н.О. Лосский), иррационализм (Л.И. Шестов), философская концепция журнала "Логос" и движение к новой метафизике (С.И. Гессен, Ф.А. Степун, И.А. Ильин) и др.

После Октябрьской революции 1917 г. религиозная философия в России оказалась под запретом. Философы и ученые обязаны были придерживаться философии марксизма-ленинизма.

Николай Онуфриевич Лосский развил интуитивизм. Он говорит, что существуют два учения о мире. Согласно перво­му, элементы абсолютны и существуют безотносительно. Второе учение - это "органическое мировоззрение". Лосский принимает вторую концепцию. Существует реальность, бытие. Эта реальность существует в пространстве и времени. Кроме того, существует идеальное бытие, например, идеи формы, порядка, которые необходимы для реального бытия, "однако они недостаточны для осуществления его". Эти "начала" не имеют творческой силы, не могут сами себя реализовать. Но есть третий вид бытия - "конкретно-идеальное" бытие. Лосский говорит, что в предшествовавшей философии подходами к такому пониманию третьего вида бытия были понятия Нуса, монады, абсолютной идеи. Сам же Лосский вводит понятие о "субстанциальных деятелях".

Лосский говорит, что вражда, зло проистекают из эгоизма субстанциальных деятелей. Эгоизм преодолевается единодушным, соборным творчеством. Термин "интуиция" у Лосского обозначает " непосредственное созерца­ние " субъектом не только своих переживаний, но и предметов внешнего мира. Лосский предлагает координационную теорию восприятия. Он считает, что воздействия на отдельный орган чувств и физиологический процесс в коре головного мозга - не причина, производящая содержание восприятия, а стимул, побуждающий познающее я направлять свое внима­ние и акты различения на реальные объекты мира. Лосский говорит, что интуиция - "непосредственное созерцание бытия в подлиннике".

Своеобразную "философию диалогизма" развивал М.М.Бахтин. Он исходил из представления о незавершенности, свободной открытости человека. Человек нетождественен с самим собой, к нему неприложимы конечные атрибуты и навязанные закономерности. Бахтин говорит, что ключ к раскрытию сущности человека – в диалогизме, который включал в себя религиозный аспект.

В 80-е годы в стране сложились явно выраженные направления философской научной работы:

-- новое прочтение Маркса (Э.В. Ильенков, Л.А.Маньковский, Б.М.Кедров).

– проблемы диалектической логики (Г.С.Батищев, В.С.Библер).

– проблемы диалектико-материалистической онтологии (В.П.Бранский, В.В.Ильин, А.С.Кармин).

– проблемы сознания и гносеологии (А.С.Спиркин, Д.И.Дубровский).

– методология науки (А.И.Ракитов, В.С.Степин, Е.А. Мамчур).

– философская концепция деятельности (М.С.Каган, В.Н. Сагатовский).

– теория культуры, эстетика (Ю.М.Лотман, П.С.Гуревич).

– человек и социальная жизнь (Б.Т.Григорян, И.С.Кон, В.Ж.Келле).

В эти же годы создавались многотомные труды, ставившие целью сформировать современное видение диалектического материализма. В философских кругах широко распрост­ранено мнение, что основы марксистской философии выдержали испыта­ние времени; в то же время необходимо внести определенные коррективы в ряд положений социальной философии, антропологии и других областей философского знания, учесть те результаты, которые были получены во внемарксистской философии.





Дата публикования: 2014-11-29; Прочитано: 1569 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.012 с)...