Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Конфуцианство. Основатель школы – Кун–цзы утверждал принцип почитания неба



Основатель школы – Кун–цзы утверждал принцип почитания неба. Небо определяет для каждого человека его место в обществе, награждает и наказывает. Конфуций делал упор на страх перед небом, перед его карающей силой и неотвратимостью небесной судьбы.

Идеалы Конфуция – не в будущем, а в прошлом. "Исправление имен" у Конфуция фактически означало призыв к возврату к прошлому (в частности, к восстановлению престижа и былого положения знатных родов). Управление на основе правил поведения – центральный пункт этико–политических идей Конфуция. Он говорил, что основой порядка в стране является «ли» (ритуал, церемониал). Ли включало в себя правила поведения, моральные императивы, уважение и строгое подчинение разделению социальных ролей.

Конфуций разрабатывает учение о поведении людей. Конфуцианская этика опирается на понятия:

1. " взаимности " (" шу "). "Не делай другим того, чего не желаешь себе".

2. " золотой середины " (чжун юн). Путь требует не впадать в крайности.

3. " человеколюбия " (жень).

В конфуцианстве большое внимание уделяется вопросам политической жизни, управления государством. Для нормального государства, для порядка в государстве прежде всего нужен определенный достаток. Педагогическая система Конфуция утверждала, что в сферу изучения должны входить шесть "искусств": ритуал, музыка, искусство стрельбы из лука, искусство управления лошадьми, история и математика. Необходимости не только учиться, но и применять выученное на практике.

Моизм

Основатель школы – Мо Ди (Мо–цзы. ок. 475–395). Мо–цзы, изучив конфуцианство, по ряду позиций стал его противником. Небо, его желания должны быть ориентиром для жизнедеятельности людей. Но люди могут и не следовать желаниям неба. Нет рокового предопределения в жизни людей, нет судьбы.

Мо–цзы говорит о семи бедах в государстве. Это:

- Расточительство правителя. Доходит до того, что нет средств для крепостной стены, а сооружаются дворцы.

- Отсутствие взаимопомощи между отдельными владениями.

- Обнищание простолюдинов из–за расточительства сановников.

- Неправедность слуг правителя.

- Правитель самоуверен, не интересуется мнениями приближенных.

- Отсутствие преданности и доверия между правителем и слугами.

- Слуги и сановники не проявляют усердия в делах и боятся наказаний.

Моисты уделяли большое внимание проблемам познания. Фактически они первыми в древнекитайской философии начали изучать процесс познания, источник знания, пути познания, критерии истины. Мо–цзы выступал против учения Конфуция о врождённом знании. Знание получается от соприкосновения с вещами. Для познания необходимы три условия: органы чувств человека, соприкосновения чувств с вещами и образ, ощущение – как результат соприкосновения органов чувств с вещами.

Чувственный опыт является источником и критерием истинности знания. Критерий истины – в коллективном опыте. Но одно чувственное познание недостаточно. Мо–цзы рассматривал познание как процесс раскрытия причин явления, раскрытия сходства и различия между ними, разделение по родам. Этот процесс идёт как накопление фактов, исследование накопленного фактического материала, осмысливание его. Чувственные данные – это материал для исследования, результатом которого становятся понятия. Знания должны применяться и приносить пользу людям.

5. Фацзя (школа легистов)

Эта школа сложилась в IV в. до н.э. Школа сосредоточила свои условия на проблеме управления государством.

Если в конфуцианстве говорилось об управлении на основе ритуала и традиций, то в легизме сначала были предложены иные концепции. В противовес управлению на основе ритуала, добродетели легисты пропагандируют управление на основе закона. Необходимость управления на основе закона обосновывается тем, что человек от природы зол. Изначально звериное, заложенное в человеке, не может быть изменено воспитанием, но проявления его могут быть предотвращены системой наказаний и поощрений. К человеку нужно подходить как к порочному существу.

Существуют четыре причины гибели государства:

1. Приказы вообще не издаются – это называется уничтожением.

2. Приказы издаются, однако по пути к народу задерживаются чиновниками – это называется загораживанием.

3. Народ вообще не стремится,чтобы его чувства дошли до правителя, – это называется преградой, отрезающей правителя от народа.

4. Народ стремится, чтобы его чувства дошли до правителя, но по пути они задерживаются его приближёнными – это называется посягательством на права правителя.

Закон не установлен – вот причина, вследствие которой появляются уничтожение и посягательство, загораживание и преграда. Законы должны быть жёсткими. Строгие наказание нужны для того, чтобы люди боялись закона. Законы должны быть едиными, обязательными для всех. Награда и наказания – "два рычага" в руках правителя, использующего их для поддержания власти. Чтобы в государстве был порядок, нужно иметь много наказаний и мало наград; карать жестоко, внушая трепет; жестоко карать за мелкие преступления, тогда большим неоткуда будет взяться; разобщать людей подозрительностью, слежкой и доносами. Легисты говорили, что с изменением социально–политической обстановки в обществе должны изменяться законы.





Дата публикования: 2014-11-29; Прочитано: 394 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.006 с)...