Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Буддизм как мировая религия



Буддизм самая древняя из мировых религий. Он возник в 6 в. до н.э. на полуострове Индостан и имеет широкое распространение в странах Центральной, Южной, Юго-Восточной и Восточной Азии, в России, в Украине, где зарегистрировано 34 буддистских общины.

Общая численность буддистов в мире около 700 млн. человек.

Где и при каких обстоятельствах зародился буддизм?

Родиной буддизма была Индия. Для истории его становления и развития характерно следующее.

Во-первых, основателем учения был Сиддхартха ГаутамаБудда. Слово «Будда» (от слова «будх» будить; пробуждение, просветление, символ знания) буквально означает переход спящего, затемненного сознания к пробуждению, т.е. к просветленному сознанию. Буддизм считает, что человек находится в состоянии майя (иллюзии). Ее следствие – это привязанность человека к чувственно-материальному миру и страдания. Необходимо от этого освободиться. Миссия Будды помочь людям это осуществить. Поэтому «Будда» имеет двазначения:

1) обозначает любого человека, который достиг просветления и в состоянии показать другим людям путь к истине – учитель (в широком смысле);

2) означает имя Гаутамы (в узком смысле).

Перед Гаутамой в 29 лет встал вопрос: как избавиться от страданий? Свой путь к просветлению он начал с постановки вопроса о смысле жизни (необходимо освободиться от страданий). В возрасте 36 лет в процессе медитации под деревом бодхи (дерево познания) он достиг истинного знания. Ему открылись все законы мироздания. С этого момента он становится Буддой – Просветлённым. Он пришел к выводу, что обе крайности: и жизнь полная удовольствий; и жизнь добровольных страданий – равно далеки от правильного пути. Правильный путь лежит посередине. Это путь самосовершенствования. Открыв истинный путь, Будда в течение 40 лет проповедовал своё учения. Умер Будда в 80 лет (544 г. до н.э.).

Во-вторых, идейным источником буддизма был брахманизм.

Брахманизм – это древнеиндийская религия 1 тыс. до н.э., как дальнейшее распространение ведической религии, где над старыми богами стоит божество – Бог творец и управитель мира Брахма.

В буддизм вошли следующие идеи брахманизма:

1. Учение о дхарме (долге).

Дхарма – образ жизни, особые правила поведения, обязанности, якобы вменяемые людям богами в зависимости от их общественного положения.

2.Учение о сансаре (перерождениях) – весь мир связан единой цепью существования и переходов из одного телесного состояния в другое. Сансара – это цепь перерождений или «колесо жизни».

3. Учение о карме (воздаянии или судьба) – закон жизни, согласно которому все поступки человека имеют прямые последствия для его «будущей жизни» в новом телесном бытии после смерти.

Эти идеи брахманизма буддизм использовал для своего вероучения.

В третьих - социальными причинами возникновения буддизма были:

1 ) кризис индийского рабовладельческого общества (1 тыс. до н.э.);

2) классовое неравенство в Индии дополняется неравенством кастовым (4 касты существовали в индийском обществе: брахманы и раджи (жрецы и правители), кшатрии (воины), вайшьи (ремесленники), шудры (слуги общины) и чандалы (неприкасаемые)). Это привело к длительному экономическому и духовному застою в обществе. Поиск выхода из данного положения виделся в новой религии. И такой религией стал буддизм.

Основы вероучения классического буддизма изложены в сборнике «Типитака» или «Трипитака» («три корзины»). Основы учения были собраны около 241 г. до н.э. в питаках или в «корзинах». Почему в корзинах? Это название происходит оттого, что в Древней Индии писали на пальмовых листьях, которые собирали в корзины. Буддистские каноны были размещены в 3-х корзинах или питаках. Отсюда название – Типитака. В 1871 г. в Бирме на буддистском соборе был утвержден текст канона.

В Типитаке и в других источниках изложены особенности вероучения.

1. Космология. Окружающая нас реальность имеет три мира:

а) видимый, материальный мир или сансара («колесо жизни»), это мир непрерывных становлений и разрушений; главным его свойством является то, что этот мир непостоянен; сансара проявляет себя через дхармы; дхармы – первичные элементы бытия и сознания, мельчайшие, нематериальные, бессмертные частицы;- различная их комбинация создает многообразие мира, в том числе и человека;

б) высший мирнирвана (угасание, успокоение ). Нирвана (букв. означает отсутствие паутины желаний, соединяющей одну жизнь с другой) – сверхъбытие, обиталище духовного начала, состояние вечного покоя;

в) средний, промежуточный мир или мир бодхисаттв.

Бодхисаттва (существо, стремящееся к просветлению) – существа, которым осталось сделать последний шаг для достижения нирваны, но которые его не делают, сознательно помогая людям достичь спасения. Если средний мир можно достичь каждому при жизни, то нирвану только после смерти.





Дата публикования: 2014-11-29; Прочитано: 473 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.008 с)...