Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Двенадцатичастный цветовой круг



Для вве­де­ния в сис­те­му цве­то­во­го кон­ст­руи­ро­ва­ния соз­да­дим две­на­дца­ти­ча­ст­ный цве­то­вой круг, опи­ра­ясь на ос­нов­ные цвета — жёл­тый, крас­ный и си­ний (рис. 3).

Как из­вест­но, че­ло­век с нор­маль­ным зре­ни­ем мо­жет оп­ре­де­лить крас­ный цвет, не имею­щий ни си­не­ва­то­го, ни жел­то­ва­то­го от­тен­ка; жёлтый — не имею­щий ни си­не­ва­то­го, ни крас­но­ва­то­го то­на, и си­ний, не имею­щий ни зе­ле­но­ва­то­го, ни крас­но­ва­то­го от­тен­ка. При этом, изу­чая ка­ж­дый цвет, сле­ду­ет рас­смат­ри­вать его на ней­траль­ном се­ром фо­не.

Ос­нов­ные цве­та долж­ны быть оп­ре­де­ле­ны с мак­си­маль­но воз­мож­ной точ­но­стью. Три ос­нов­ных цве­та пер­во­го по­ряд­ка раз­ме­ща­ют­ся в рав­но­сто­рон­нем тре­уголь­ни­ке так, что­бы жёл­тый был у вер­ши­ны, крас­ный спра­ва вни­зу и синий — вни­зу сле­ва. За­тем дан­ный тре­уголь­ник впи­сы­ва­ет­ся в круг и на его ос­но­ве вы­страи­ва­ет­ся рав­но­сто­рон­ний шес­ти­уголь­ник. В об­ра­зо­вав­шие­ся рав­но­бед­рен­ные тре­уголь­ни­ки мы по­ме­ща­ем три сме­шан­ных цве­та, ка­ж­дый из ко­то­рых со­сто­ит из двух ос­нов­ных цве­тов, и по­лу­ча­ем, та­ким об­ра­зом, цве­та вто­ро­го по­ряд­ка:

жёлтый + красный = оранжевый;

жёлтый + синий = зелёный;

красный + синий = фиолетовый.

Все цве­та вто­ро­го по­ряд­ка долж­ны быть сме­ша­ны весь­ма тща­тель­но. Они не долж­ны скло­нять­ся ни к од­но­му из сво­их ком­по­нен­тов. За­пом­ни­те, что это не лёг­кая за­да­ча - по­лу­чить со­став­ные цве­та по­сред­ст­вом их сме­ше­ния. Оран­же­вый цвет не дол­жен быть ни слиш­ком крас­ным, ни слиш­ком жёл­тым, а фиолетовый — ни слиш­ком крас­ным и ни слиш­ком си­ним. За­тем на не­ко­то­ром рас­стоя­нии от пер­во­го кру­га мы чер­тим дру­гой и де­лим по­лу­чен­ное ме­ж­ду ни­ми коль­цо на две­на­дцать рав­ных час­тей, раз­ме­щая ос­нов­ные и со­став­ные цве­та по мес­ту их рас­по­ло­же­ния и ос­тав­ляя при этом ме­ж­ду ка­ж­ды­ми дву­мя цве­та­ми пус­той сек­тор. В эти пус­тые сек­то­ра вво­дим цве­та третье­го по­ряд­ка, ка­ж­дый из ко­то­рых соз­да­ёт­ся бла­го­да­ря сме­ше­нию цве­тов пер­во­го и вто­ро­го по­ряд­ка, и по­лу­ча­ем:

жёлтый + оранжевый = жёлто-оранжевый;

красный + оранжевый = красно-оранжевый;

красный + фиолетовый = красно-фиолетовый;

синий + фиолетовый = сине-фиолетовый;

синий + зелёный = сине-зелёный;

жёлтый + зелёный = жёлто-зелёный.

Та­ким об­ра­зом, воз­ни­ка­ет пра­виль­ный цве­то­вой круг из две­на­дца­ти цве­тов, в ко­то­ром ка­ж­дый цвет име­ет своё не­из­мен­ное ме­сто, а их по­сле­до­ва­тель­ность име­ет тот же по­ря­док, что в ра­ду­ге или в ес­те­ст­вен­ном спек­тре (рис. 3).

Иса­ак Нью­тон в своё вре­мя по­лу­чил этот замк­ну­тый цве­то­вой круг, в ко­то­рый он до­ба­вил к спек­траль­ным цве­там от­сут­ст­вую­щий пур­пур­ный цвет, что уси­ли­ло об­щую его кон­ст­рук­тив­ность.

В на­шем кру­ге все две­на­дцать цве­тов име­ют рав­ные от­рез­ки, по­это­му цве­та, за­ни­маю­щие диа­мет­раль­но про­ти­во­по­лож­ные мес­та по от­но­ше­нию друг дру­гу, ока­зы­ва­ют­ся до­пол­ни­тель­ны­ми.

Эта сис­те­ма да­ёт воз­мож­ность мгно­вен­но и точ­но пред­ста­вить се­бе все две­на­дцать цве­тов и лег­ко рас­по­ло­жить ме­ж­ду ни­ми все их ва­риа­ции. Мне ка­жет­ся, что для ху­дож­ни­ков бы­ло бы пус­той по­те­рей вре­ме­ни за­ни­мать­ся со­став­ле­ни­ем цве­то­во­го кру­га из 24-х или 100 цве­тов. Да и ка­кой же ху­дож­ник мо­жет без по­сто­рон­ней по­мо­щи от­чёт­ли­во пред­ста­вить се­бе, на­при­мер, 83 гра­да­цию цве­то­во­го кру­га, раз­де­лен­но­го на 100 час­тей?

По­сколь­ку на­ши пред­став­ле­ния о цве­те не от­ли­ча­ют­ся осо­бой точ­но­стью, об­су­ж­дать этот во­прос бес­по­лез­но. И не­об­хо­ди­мо про­сто ви­деть две­на­дцать цве­тов с той же оп­ре­де­лён­но­стью, с ка­кой му­зы­кант слы­шит две­на­дцать то­нов сво­ей гам­мы.

Де­лак­руа при­кре­пил к од­ной из стен сво­ей мас­тер­ской цве­то­вой круг, на ко­то­ром око­ло ка­ж­до­го цве­та бы­ли да­ны все со­че­та­ния, воз­мож­ные с дан­ным цве­том. Им­прес­сио­ни­сты, Се­занн, Ван Гог, Синь­як, Сё­ра и дру­гие ху­дож­ни­ки це­ни­ли Де­лак­руа как вы­даю­ще­го­ся ко­ло­ри­ста. И имен­но Де­лак­руа, а не Се­занн, счи­та­ет­ся ос­но­ва­те­лем кон­ст­руи­ро­ва­ния про­из­ве­де­ний на ос­но­ве ло­ги­че­ски объ­ек­тив­ных цве­то­вых за­ко­нов, по­зво­ляю­щих дос­тичь тем са­мым бо­лее вы­со­кой сте­пе­ни по­ряд­ка и прав­ды.





Дата публикования: 2014-11-29; Прочитано: 219 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.006 с)...