Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Цвет и цветовое воздействие. По­ня­тие цве­та при­ме­ня­ет­ся соб­ст­вен­но для обо­зна­че­ния са­мо­го цве­то­во­го пиг­мен­та или ма­те­риа­ла



По­ня­тие цве­та при­ме­ня­ет­ся соб­ст­вен­но для обо­зна­че­ния са­мо­го цве­то­во­го пиг­мен­та или ма­те­риа­ла, ко­то­рые под­да­ют­ся фи­зи­че­ско­му и хи­ми­че­ско­му оп­ре­де­ле­нию и ана­ли­зу.

Цве­то­вое ви­де­ние, воз­ни­каю­щее в гла­зах и в соз­на­нии че­ло­ве­ка, не­сёт в се­бе че­ло­ве­че­ское смы­сло­вое со­дер­жа­ние.

Од­на­ко гла­за и мозг мо­гут при­дти к чёт­ко­му раз­ли­че­нию цве­та лишь с по­мо­щью срав­не­ний и кон­тра­стов. Зна­че­ние и цен­ность хро­ма­ти­че­ско­го цве­та мо­гут быть оп­ре­де­ле­ны лишь с по­мо­щью его от­но­ше­ния к ка­ко­му-ли­бо ах­ро­ма­ти­че­ско­му цве­ту — чёр­но­му, бе­ло­му или се­ро­му, или же по его от­но­ше­нию к од­но­му или не­сколь­ким дру­гим хро­ма­ти­че­ским цве­там. Вос­при­ятие цве­та, в про­ти­во­по­лож­ность к его фи­зи­ко-хи­ми­че­ской ре­аль­но­сти, яв­ля­ет­ся ре­аль­но­стью пси­хо­фи­зио­ло­ги­че­ской.

Пси­хо­фи­зио­ло­ги­че­ская ре­аль­ность цве­та и есть имен­но то, что я на­зы­ваю цве­то­вым воз­дей­ст­ви­ем. Цвет как та­ко­вой и цве­то­вое воз­дей­ст­вие сов­па­да­ют толь­ко в слу­чае гар­мо­ни­че­ских по­лу­то­нов. Во всех дру­гих слу­ча­ях цвет мгно­вен­но при­об­ре­та­ет из­ме­нён­ное, но­вое ка­че­ст­во. При­ве­дём здесь не­сколь­ко при­ме­ров. Из­вест­но, что бе­лый квад­рат на чёр­ном фо­не бу­дет ка­зать­ся бо­лее круп­ным, чем чёр­ный квад­рат та­кой же ве­ли­чи­ны на бе­лом фо­не. Бе­лый цвет из­лу­ча­ет­ся и вы­хо­дит за свои пре­де­лы, в то вре­мя как чёр­ный ве­дёт к со­кра­ще­нию раз­ме­ров за­ни­мае­мых им плос­ко­стей. Свет­ло-се­рый квад­рат ка­жет­ся тём­ным на бе­лом фо­не, но тот же свет­ло-се­рый квад­рат на чёр­ном вос­при­ни­ма­ет­ся свет­лым.

На ри­сун­ке 58 жёл­тый квад­рат дан на бе­лом и на чёр­ном фо­не. На бе­лом фо­не он ка­жет­ся тем­нее, про­из­во­дя впе­чат­ле­ние лёг­ко­го неж­но­го те­п­ла. На чёр­ном же ста­но­вит­ся чрез­вы­чай­но свет­лым и при­об­ре­та­ет хо­лод­ный, аг­рес­сив­ный ха­рак­тер.

На ри­сун­ке 59 крас­ный квад­рат изо­бра­жён на бе­лом и на чёр­ном фо­не. На бе­лом крас­ный цвет ка­жет­ся очень тём­ным и его яр­кость ед­ва за­мет­на. Но на чёр­ном тот же крас­ный из­лу­ча­ет яр­кое те­п­ло. Ес­ли си­ний квад­рат изо­бра­зить на бе­лом и чёр­ном фо­не, то на бе­лом он бу­дет вы­гля­деть тём­ным, глу­бо­ким цве­том, а ок­ру­жаю­щий его бе­лый ста­нет да­же бо­лее свет­лым, чем в слу­чае с жёл­тым квад­ра­том. На чёр­ном же фо­не си­ний цвет по­свет­ле­ет и при­об­ре­тёт яр­кий, глу­бо­кий и све­тя­щий­ся тон.

Ес­ли се­рый квад­рат изо­бра­зить на ле­дя­ном си­нем и на крас­но-оран­же­вом фо­не, то на ле­дя­ном си­нем он ста­нет крас­но­ва­тым, в то вре­мя как в ок­ру­же­нии крас­но-оранжевого — си­не­ва­тым. Раз­ни­ца ста­но­вит­ся весь­ма за­мет­ной, ес­ли эти ком­по­зи­ции рас­смат­ри­вать од­но­вре­мен­но.

Ко­гда цвет и впе­чат­ле­ние от не­го (его воз­дей­ст­вие) не сов­па­да­ют, цвет про­из­во­дит дис­со­ни­рую­щее, под­виж­ное, не­ре­аль­ное и ми­мо­лёт­ное впе­чат­ле­ние. Факт пре­вра­ще­ния ма­те­ри­аль­ной дан­но­сти фор­мы и цве­та в вир­ту­аль­ную виб­ра­цию да­ёт ху­дож­ни­ку воз­мож­ность вы­ра­зить то, че­го нель­зя пе­ре­дать сло­ва­ми.

При­ве­дён­ные при­ме­ры мог­ли бы быть рас­смот­ре­ны и как про­яв­ле­ние си­муль­тан­но­сти. Воз­мож­ность си­муль­тан­ных пре­вра­ще­ний за­став­ля­ет нас при ра­бо­те над цве­то­вой ком­по­зи­ци­ей на­чи­нать с оцен­ки дей­ст­вия цве­та и за­тем уже в со­от­вет­ст­вии с этим ду­мать о ха­рак­те­ре и раз­ме­рах цве­то­вых пя­тен.

Ес­ли те­ма про­из­ве­де­ния идёт от пер­во­го эмо­цио­наль­но­го толч­ка, то и весь про­цесс фор­мо­об­ра­зо­ва­ния дол­жен быть под­чи­нён это­му пер­во­на­чаль­но­му и ос­нов­но­му чув­ст­ву. Ес­ли глав­ным вы­ра­зи­тель­ным сред­ст­вом яв­ля­ет­ся цвет, то ком­по­зи­ция долж­на на­чи­нать­ся с оп­ре­де­ле­ния цве­то­вых пя­тен, ко­то­рые оп­ре­де­лят и её ри­су­нок. То­му, кто на­чи­на­ет с ри­сун­ка, а за­тем до­бав­ля­ет к ли­ни­ям цвет, ни­ко­гда не уда­ст­ся дос­тичь убе­ди­тель­но­го и силь­но­го цве­то­во­го воз­дей­ст­вия. Цвет об­ла­да­ет соб­ст­вен­ной мас­сой и си­лой из­лу­че­ния и при­да­ет плос­ко­сти иную цен­ность, чем это де­ла­ют ли­нии.





Дата публикования: 2014-11-29; Прочитано: 217 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.009 с)...