Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Субъективное отношение к цвету



В 1928 го­ду в од­ной ху­до­же­ст­вен­ной шко­ле я вёл за­ня­тия по гар­мо­нии цве­то­вых со­че­та­ний. Для это­го уче­ни­ки долж­ны бы­ли ис­поль­зо­вать лю­бые по раз­ме­рам кру­ги и сек­то­ра. При этом я ещё не да­вал им ни­ка­ких оп­ре­де­ле­ний цве­то­вой гар­мо­нии. При­мер­но че­рез два­дцать ми­нут уче­ни­ки ста­ли силь­но вол­но­вать­ся. Я спро­сил их, в чём же де­ло, и от­вет был та­ким: «По на­ше­му мне­нию, за­дан­ные ва­ми со­че­та­ния не гар­мо­нич­ны. Мы на­хо­дим их про­ти­во­ре­чи­вы­ми и не­при­ят­ны­ми». «Хо­ро­шо, — ска­зал я, — пусть ка­ж­дый из вас даст те со­че­та­ния кра­сок, ка­кие он на­хо­дит при­ят­ны­ми и гар­мо­нич­ны­ми».

Класс сра­зу же ус­по­ко­ил­ся, и все ста­ли стре­мить­ся мне до­ка­зать, что мои цве­то­вые со­че­та­ния бы­ли не­пра­виль­ны­ми.

Че­рез час за­пол­нен­ные лис­ты лег­ли на пол для об­ще­го про­смот­ра. Ка­ж­дый из уче­ни­ков сде­лал на сво­ём лис­те не­сколь­ко эмо­цио­наль­ных, близ­ких од­но к дру­го­му со­че­та­ний. Но при этом все ра­бо­ты силь­но от­ли­ча­лись друг от дру­га. Уче­ни­ки с удив­ле­ни­ем при­зна­ли, что ка­ж­дый из них об­ла­да­ет сво­им соб­ст­вен­ным пред­став­ле­ни­ем о гар­мо­нич­но­сти цве­то­вых со­че­та­ний. Сле­дуя вне­зап­ной до­гад­ке, я взял один из лис­тов и спро­сил од­ну из уче­ниц: «Это ва­ша ра­бо­та?». «Да», — ска­за­ла она. Я уга­дал ав­то­ров всех ос­тав­ших­ся лис­тов и раз­дал им. От­ме­чу, что во вре­мя вы­пол­не­ния это­го за­да­ния ме­ня не бы­ло в клас­се, и по­это­му я не мог знать, что де­лал ка­ж­дый из уче­ни­ков. За­тем уче­ни­ки долж­ны бы­ли дер­жать лис­ты пе­ред со­бой та­ким об­ра­зом, что­бы я мог од­но­вре­мен­но ви­деть их ли­ца и на­пи­сан­ные ими цве­то­вые со­че­та­ния. За пер­во­на­чаль­ным не­до­уме­ни­ем воз­ник­ло ве­се­лье, по­то­му что все уче­ни­ки за­ме­ти­ли уди­ви­тель­ное сход­ст­во ме­ж­ду вы­ра­же­ни­ем их лиц и соз­дан­ны­ми ими цве­то­вым со­че­та­ния­ми. Я за­кон­чил урок сло­ва­ми: «Со­че­та­ния цве­тов, соз­дан­ные в ка­че­ст­ве гар­мо­нич­ных ка­ж­дым из вас, пред­став­ля­ют со­бой ва­ше субъ­ек­тив­ное цве­то­вое вос­при­ятие. Это — субъ­ек­тив­ные цве­та».

За этим пер­вым опы­том в по­сле­дую­щие го­ды по­сле­до­ва­ло мно­го дру­гих. Для то­го что­бы эта прак­ти­ка увен­ча­лась ус­пе­хом, в пер­вую оче­редь в уче­ни­ках, не­об­хо­ди­мо раз­вить об­щую по­вы­шен­ную чув­ст­ви­тель­ность к цве­ту. Без пред­ва­ри­тель­но­го ин­тен­сив­но­го изу­че­ния воз­мож­но­стей цве­та и прак­ти­че­ских за­ня­тий с ки­стью и крас­ка­ми нель­зя по­лу­чить ни­ка­ких на­дёж­ных ре­зуль­та­тов.

К опы­там с вы­яв­ле­ни­ем субъ­ек­тив­ных цве­то­вых пред­поч­те­ний сле­ду­ет под­хо­дить с боль­шой ос­то­рож­но­стью. В на­ча­ле за­ня­тий не­об­хо­ди­мо из­бе­гать вся­ко­го на­мё­ка на то, что «субъ­ек­тив­ный цвет» мо­жет вы­явить ха­рак­тер или на­строе­ние, об­раз мыш­ле­ния и чув­ст­ва уче­ни­ков. Мно­гие лю­ди не же­ла­ют ни­ко­му по­ка­зы­вать, ка­ко­вы они на са­мом де­ле. Лю­ди, про­фес­сио­наль­но ра­бо­таю­щие с цве­том, час­то с боль­ши­ми му­че­ния­ми на­хо­дят свой «субъ­ек­тив­ный ва­ри­ант». Ино­гда, уп­раж­няю­щие­ся в этой ра­бо­те, реа­ли­зу­ют толь­ко свои по­же­ла­ния — они пи­шут до­пол­ни­тель­ны­ми цве­та­ми или цве­та­ми, ин­те­рес­ны­ми с точ­ки зре­ния мо­ды, вме­сто то­го, что­бы от­ра­зить в них се­бя.

Цве­то­вые со­че­та­ния мо­гут быть пре­дель­но ми­ни­маль­ны­ми и со­сто­ять из двух или трёх цве­тов: свет­ло-го­лу­бо­го, сред­не-се­ро­го, бе­ло­го и чёр­но­го, или тём­но-ко­рич­не­во­го, свет­ло-ко­рич­не­во­го, крас­но­го и чёр­но­го, или жёл­то-зе­лё­но­го, жёл­то­го и чёр­но-ко­рич­не­во­го. Они мог­ли бы так­же иметь и весь­ма об­шир­ный цве­то­вой ох­ват, вклю­чая жёл­тый, крас­ный, си­ний в их раз­лич­ных ва­риа­ци­ях и сте­пе­ни на­сы­щен­но­сти, или же два или не­сколь­ко чис­тых цве­та в их раз­лич­ных то­наль­ных про­яв­ле­ни­ях.

Ме­ж­ду людь­ми с ог­ра­ни­чен­ны­ми или, на­обо­рот, с са­мы­ми боль­ши­ми воз­мож­но­стя­ми цве­то­во­го вос­при­ятия за­клю­че­ны все про­ме­жу­точ­ные цве­то­вые гра­да­ции, ка­кие толь­ко мож­но се­бе пред­ста­вить. Су­ще­ст­ву­ют субъ­ек­тив­ные со­че­та­ния, в ко­то­рых один цвет - крас­ный, жёл­тый, си­ний или фио­ле­то­вый - гос­под­ству­ет в ко­ли­че­ст­вен­ном от­но­ше­нии, в ре­зуль­та­те че­го у нас по­яв­ля­ет­ся ис­ку­ше­ние зая­вить, что тот или иной ху­дож­ник ви­дит мир в крас­ном, жёл­том или си­нем цве­те. При этом соз­да­ет­ся впе­чат­ле­ние, что тот или иной ху­дож­ник ви­дит все че­рез цвет­ные оч­ки, при­чём весь­ма воз­мож­но, что его мыс­ли и чув­ст­ва так­же со­от­вет­ст­вен­но ок­ра­ше­ны.

В мо­их ис­сле­до­ва­ни­ях по изу­че­нию субъ­ек­тив­но­го цве­то­вос­прия­тия я об­на­ру­жил, что не толь­ко вы­бор и со­че­та­ния цве­тов, но и ве­ли­чи­на цве­то­вых пя­тен и ори­ен­та­ция маз­ков мо­гут быть весь­ма ха­рак­тер­ны­ми для то­го или ино­го ху­дож­ни­ка. Не­ко­то­рые из них пред­по­чи­та­ют вер­ти­каль­ные маз­ки, дру­гие ак­цен­ти­ру­ют го­ри­зон­та­ли и диа­го­на­ли. В со­от­вет­ст­вии с этим, на­при­мер, фор­мы го­лов ста­но­вят­ся под­чёрк­ну­то уз­ки­ми и вер­ти­каль­ны­ми, или же, на­обо­рот, ши­ро­ки­ми и го­ри­зон­таль­ны­ми. Вы­бор на­прав­лен­но­сти маз­ка вы­яв­ля­ет ха­рак­тер мыш­ле­ния и вы­ра­же­ния чувств. Как, на­при­мер, ха­рак­тер при­чёс­ки мо­жет ска­зать о мно­гом. Как во­ло­сы мо­гут плот­но при­ле­гать к го­ло­ве, ле­жать рит­мич­ны­ми вол­на­ми, или же быть взъе­ро­шен­ны­ми и па­дать бес­по­ря­доч­ны­ми пря­дя­ми, так и цве­то­вые пят­на мо­гут быть рез­ко очер­чен­ны­ми или «диф­фуз­ны­ми», сли­ваю­щи­ми­ся, или же не­яс­ны­ми и не­упо­ря­до­чен­ны­ми. Ху­дож­ни­ки, ра­бо­таю­щие в по­след­ней ма­не­ре, не соз­да­ны для про­сто­го и яс­но­го мыш­ле­ния. Они очень сер­деч­ны и меч­та­тель­ны. Ес­ли мы хо­тим най­ти объ­яс­не­ния субъ­ек­тив­ным цве­то­вым со­че­та­ни­ям, то долж­ны быть вни­ма­тель­ны­ми к са­мым мел­ким осо­бен­но­стям, а не толь­ко к са­мым ук­руп­нён­ным и об­щим ха­рак­те­ри­сти­кам цве­та и цве­то­вых пя­тен. При же­ла­нии по­нять субъ­ек­тив­ную ори­ен­та­цию ху­дож­ни­ка ва­жен, са­мо со­бой ра­зу­ме­ет­ся, не толь­ко цвет его во­лос, глаз и ко­жи,— са­мым су­ще­ст­вен­ным здесь яв­ля­ет­ся «ау­ра» дан­ной лич­но­сти.

Те­перь не­сколь­ко не­боль­ших при­ме­ров для ил­лю­ст­ра­ции раз­ли­чий в цве­то­вых пред­поч­те­ни­ях. Свет­ло­во­ло­сые, го­лу­бо­гла­зые уче­ни­цы с ро­зо­вой ко­жей ли­ца, как пра­ви­ло, ра­бо­та­ют очень чис­ты­ми цве­та­ми и час­то боль­шим ко­ли­че­ст­вом яс­но раз­ли­чи­мых то­нов. Ос­нов­ным кон­тра­стом для них яв­ля­ет­ся цве­то­вой кон­траст. В за­ви­си­мо­сти от жиз­нен­ной си­лы лю­дей это­го ти­па цве­то­вая гам­ма их про­из­ве­де­ний мо­жет быть бо­лее блед­ной или бо­лее яр­кой. Лю­ди с чёр­ны­ми во­ло­са­ми, с тём­ной ко­жей и тём­но-ко­рич­не­вы­ми гла­за­ми пред­став­ля­ют дру­гой тип. Глав­ная роль во всех со­че­та­ни­ях от­во­дит­ся ими чёр­но­му цве­ту, а чис­тые цве­та да­ют­ся в со­про­во­ж­де­нии чёр­но­го. В тём­ных то­нах шу­мит и кло­ко­чет цве­то­вая си­ла. Уче­ни­ца с ры­жи­ми во­ло­са­ми и ро­зо­вой ко­жей пред­по­чи­та­ла ра­бо­тать весь­ма ин­тен­сив­ны­ми цве­та­ми. Её субъ­ек­тив­ны­ми цве­та­ми бы­ли жёл­тый, крас­ный и си­ний в их кон­тра­ст­ном зву­ча­нии. В со­от­вет­ст­вии с этим я дал ей за­да­ние на­пи­сать бу­кет цве­тов. Бы­ло оче­вид­но, что это её очень об­ра­до­ва­ло. Я по­со­ве­то­вал ей ог­ра­ни­чить­ся по­ка те­ма­ми, сов­па­даю­щи­ми по сво­ему на­строю с её субъ­ек­тив­ны­ми цве­то­вы­ми пред­поч­те­ния­ми, по­то­му что имен­но эти цве­та мог­ли быть про­чув­ст­во­ва­ны и пе­ре­жи­ты ею в пол­ную ме­ру. Это ин­тен­сив­ное пе­ре­жи­ва­ние яв­ля­ет­ся ре­шаю­щей пред­по­сыл­кой для твор­че­ской ра­бо­ты.

Фор­ми­ро­ва­ние ху­дож­ни­ка долж­но ис­хо­дить из его субъ­ек­тив­ной пред­рас­по­ло­жен­но­сти к оп­ре­де­лён­ной цве­то­вой гам­ме и фор­мам.

Для вос­пи­та­ния во­об­ще и ху­до­же­ст­вен­но­го вос­пи­та­ния в ча­ст­но­сти, зна­ние субъ­ек­тив­ных цве­то­вых пред­поч­те­ний име­ет боль­шое зна­че­ние.

Ес­те­ст­вен­ный ме­тод вос­пи­та­ния дол­жен дать ка­ж­до­му ре­бён­ку воз­мож­ность ор­га­ни­че­ски раз­ви­вать свою ин­ди­ви­ду­аль­ность.

Пред­по­сыл­кой это­му слу­жит уме­ние вос­пи­та­те­ля рас­по­знать спо­соб­но­сти и воз­мож­но­сти сво­их уче­ни­ков. Субъ­ек­тив­ные цве­то­вые пред­поч­те­ния от­кры­ва­ют путь к по­зна­нию ин­ди­ви­ду­аль­ных осо­бен­но­стей мыш­ле­ния, чувств и по­ве­де­ния уче­ни­ка. По­мочь най­ти при­су­щее толь­ко ему тя­го­те­ние к то­му или ино­му цве­ту или фор­ме, зна­чит по­мочь ему от­крыть са­мо­го се­бя. По­на­ча­лу труд­но­сти мо­гут по­ка­зать­ся не­пре­одо­ли­мы­ми. Но нам сле­ду­ет до­ве­рить­ся ду­хов­но­му на­ча­лу, свой­ст­вен­но­му ка­ж­дой лич­но­сти!

Учи­тель дол­жен по­мо­гать толь­ко как бы слег­ка, очень ес­те­ст­вен­но, но по­сто­ян­но и с лю­бо­вью. По­доб­но то­му, как са­дов­ник соз­да­ет наи­луч­шие ус­ло­вия для сво­их рас­те­ний, так и пре­по­да­ва­тель дол­жен соз­дать для ре­бён­ка бла­го­при­ят­ные ус­ло­вия для его ду­хов­но­го и фи­зи­че­ско­го раз­ви­тия. А рас­ти он бу­дет со­глас­но соб­ст­вен­ным, свой­ст­вен­ным ему иде­ям и си­лам. В ху­до­же­ст­вен­ном вос­пи­та­нии есть две за­да­чи: раз­вить и ук­ре­пить ин­ди­ви­ду­аль­ные твор­че­ские спо­соб­но­сти уче­ни­ков и од­но­вре­мен­но дать зна­ние об­щих объ­ек­тив­ных за­ко­нов ра­бо­ты над фор­мой и цве­том, до­пол­няя всё это изу­че­ни­ем на­ту­ры. Ин­ди­ви­ду­аль­ные спо­соб­но­сти бу­дут раз­ви­вать­ся и ук­ре­п­лять­ся, ес­ли за­да­ния бу­дут учи­ты­вать субъ­ек­тив­но-ин­ди­ви­ду­аль­ные пред­поч­те­ния уче­ни­ков к цве­ту и фор­мам.

Ти­пу свет­лой блон­дин­ки бу­дут близ­ки та­кие те­мы, как Вес­на, Дет­ский сад, Кре­ще­ние, Празд­ник цве­тов, Ут­ро в са­ду и т. д. Её на­тур­ные этю­ды долж­ны быть пе­ст­ры­ми по цве­ту и без кон­тра­стов свет­ло­го и тём­но­го. Для уче­ниц тём­но­го ти­па уме­ст­но бы бы­ло пред­ло­жить та­кие те­мы, как Ночь, Свет в тём­ном про­стран­ст­ве, Осен­няя бу­ря, Нег­ри­тян­ская ча­сов­ня, По­хо­ро­ны, Го­ре и т. п. Ра­бо­ты с на­ту­ры ей сле­до­ва­ло бы вы­пол­нять мяг­ким уг­лём и бе­лой крас­кой, без гео­мет­ри­че­ских аб­ри­сов. Итак, раз­лич­ным ти­пам уче­ни­ков нель­зя ста­вить в ка­че­ст­ве мо­де­ли од­ни и те же цве­ты и фи­гу­ры. Не­об­хо­ди­мы раз­лич­ные за­да­ния, пре­ду­смат­ри­ваю­щие про­яв­ле­ние субъ­ек­тив­ных за­дат­ков уче­ни­ков, для то­го, что­бы они бы­ли в со­стоя­нии най­ти пра­виль­ное их ре­ше­ние. Ес­ли уче­ни­ку пред­ла­га­ет­ся «чу­ж­дая» ему те­ма, он бу­дет пы­тать­ся ре­шить её пу­тём раз­мыш­ле­ний, но для это­го ему ещё не хва­та­ет зна­ний и по­это­му ре­зуль­та­ты боль­шей ча­стью бу­дут со­мни­тель­ны­ми.

По­сле то­го, как уче­ни­ки су­ме­ют осоз­нать свои соб­ст­вен­ные пред­поч­те­ния, с ни­ми мож­но про­вес­ти за­ня­тия с эле­мен­тар­ны­ми уп­раж­не­ния­ми по ос­вое­нию се­ми цве­то­вых кон­тра­стов, а за­тем за­ня­тия по изу­че­нию кон­тра­ста форм. И здесь то­же вы­яс­нит­ся, что для не­ко­то­рых из них ос­вое­ние од­них кон­тра­стов бу­дет ид­ти лег­ко и без уси­лий, а дру­гих - тя­же­ло и с тру­дом. Не­об­хо­ди­мо, что­бы ка­ж­дый уче­ник по­лу­чил пред­став­ле­ние об ос­нов­ных, ос­но­во­по­ла­гаю­щих за­ко­нах в ов­ла­де­нии цве­том. Он мо­жет их при­нять или от­верг­нуть, но при этом он по­лу­чит ес­те­ст­вен­ный сти­мул для но­вых твор­че­ских по­ис­ков.

При изу­че­нии кон­тра­стов це­ле­со­об­раз­но про­во­дить ана­ли­зы хо­ро­ших ра­бот ста­рых и но­вых мас­те­ров. Уча­щим­ся бу­дет чрез­вы­чай­но по­лез­но, ес­ли они бу­дут ана­ли­зи­ро­вать про­из­ве­де­ния, нра­вя­щие­ся и ин­те­ре­сую­щие не­по­сред­ст­вен­но их са­мих.

Кар­ти­ны, вы­бран­ные ими ин­ди­ви­ду­аль­но, ста­нут для них свое­об­раз­ны­ми учи­те­ля­ми, при­чём уче­ни­кам ста­нет яс­но, к че­му они тя­го­те­ют, к ка­кой «се­мье» при­над­ле­жат, над чем и как ра­бо­та­ли их «род­ст­вен­ни­ки». Од­них уче­ни­ков при­вле­кут ху­дож­ни­ки, ра­бо­таю­щие над кон­тра­ста­ми све­та и те­ни, других — мас­те­ра цве­та, форм и ар­хи­тек­то­ни­че­ских ком­по­зи­ций. А не­ко­то­рых из них за­ин­три­гу­ет яр­кий цвет экс­прес­сио­ни­стов или бес­пред­мет­ность та­ши­стов.

Сущ­ность че­ло­ве­ка ред­ко мо­жет быть це­ли­ком по­ня­та, ис­хо­дя из пред­по­чи­тае­мых им цве­то­вых со­че­та­ний; ино­гда са­мым глав­ным здесь яв­ля­ет­ся фи­зи­че­ская сто­ро­на, ино­гда ин­тел­лект, ино­гда ду­хов­ная жизнь, а ино­гда со­че­та­ние все­го сра­зу. Ак­цент бу­дет ме­нять­ся здесь в за­ви­си­мо­сти от ин­ди­ви­ду­аль­но­го тем­пе­ра­мен­та и ха­рак­те­ра че­ло­ве­ка. Пре­по­да­ва­те­ли, вра­чи и ад­во­ка­ты мог­ли бы мно­го цен­но­го из­влечь из на­блю­де­ний за субъ­ек­тив­ны­ми цве­то­вы­ми пред­поч­те­ния­ми сво­их по­до­печ­ных.

Субъ­ек­тив­ны­ми цве­та­ми од­но­го из уче­ни­ков бы­ли свет­ло-фио­ле­то­вый, свет­ло-го­лу­бой, го­лу­бо­ва­то-се­рый, жёл­тый, бе­лый и при­месь чёр­но­го. Его энер­ге­ти­че­скую ос­но­ву, его «то­нус» оп­ре­де­лял­ся имен­но эти­ми жё­ст­ки­ми, хо­лод­ны­ми и не­сколь­ко лом­ки­ми цве­та­ми. Ко­гда он об­су­ж­дал со мной вы­бор про­фес­сии, я ска­зал ему, что он име­ет ес­те­ст­вен­ное пред­рас­по­ло­же­ние к ме­тал­лу, глав­ным об­ра­зом к се­реб­ру, и стек­лу. «Воз­мож­но, что вы пра­вы, но я ре­шил стать сто­ля­ром», — от­ве­тил он. Поз­же он дей­ст­ви­тель­но за­нял­ся про­ек­ти­ро­ва­ни­ем со­вре­мен­ной ме­бе­ли и, ме­ж­ду про­чим, соз­дал пер­вый со­вре­мен­ный, но сталь­ной стул. В кон­це концов, он стал очень из­вест­ным ар­хи­тек­то­ром по кон­ст­руи­ро­ва­нию зда­ний из стек­ла и бе­то­на.

Субъ­ек­тив­ные цве­то­вые со­че­та­ния и ком­по­зи­ции дру­го­го уче­ни­ка со­стоя­ли из оран­же­во-ко­рич­не­вых то­нов, все­воз­мож­ных охр, крас­но-ко­рич­не­во­го и чёр­но­го цве­та. Зе­лё­ный, си­ний, фио­ле­то­вый и се­рый со­вер­шен­но от­сут­ст­во­ва­ли в его ра­бо­тах. Ко­гда я спро­сил его о бу­ду­щей про­фес­сии, он с уве­рен­но­стью ска­зал: «Я бу­ду сто­ля­ром». Он ин­стинк­тив­но чув­ст­во­вал своё ес­те­ст­вен­ное при­зва­ние.

Субъ­ек­тив­ные цве­то­вые пред­поч­те­ния третье­го уче­ни­ка со­стоя­ли из пол­но­звуч­ных свет­ло-фио­ле­то­вых, жел­то­ва­тых и зо­ло­ти­сто-ко­рич­не­вых то­нов. В его ра­бо­тах эти цве­та зву­ча­ли как све­тя­щая­ся ау­ра, от­кры­вая в этом уче­ни­ке спо­соб­ность к боль­шой со­сре­до­то­чен­но­сти. Тё­п­лый све­тя­щий­ся жёл­тый цвет, пе­ре­хо­дя­щий в свет­ло-фио­ле­то­вый, на­во­дил на мыс­ли о его склон­но­сти к ре­ли­ги­оз­но­му ми­ро­по­ни­ма­нию. И он дей­ст­ви­тель­но стал риз­нич­ным в од­ной боль­шой церк­ви и по­ми­мо то­го од­ним из луч­ших гра­ве­ров по зо­ло­ту и се­реб­ру. Че­ло­век мо­жет вы­ра­зить се­бя по мак­си­му­му, лишь за­ни­ма­ясь ор­га­ни­че­ски близ­ким ему де­лом и об­ла­дая к то­му же не­об­хо­ди­мы­ми для это­го спо­соб­но­стя­ми. Сле­ду­ет за­ме­тить, что не­смот­ря на то, что я усерд­но со­би­рал мне­ния о пред­ло­жен­ной мной цве­то­вой трак­тов­ке вре­мён го­да, я ни ра­зу ещё не на­шёл че­ло­ве­ка, ко­то­рый бы не­пра­виль­но оп­ре­де­лил ка­ж­дое из этих вре­мён. Это убе­ди­ло ме­ня в том, что по­ми­мо ин­ди­ви­ду­аль­но­го су­ж­де­ния че­ло­век спо­со­бен на бо­лее объ­ек­тив­ный под­ход к яв­ле­нию, ко­то­рый за­став­ля­ет его при­зна­вать су­ще­ст­во­ва­ние че­го-то об­ще­зна­чи­мо­го и бе­рёт верх над ин­ди­ви­ду­аль­ны­ми при­стра­стия­ми. Это объ­ек­тив­ное су­ж­де­ние яв­ля­ет­ся, не­со­мнен­но, выс­шим про­яв­ле­ни­ем ра­зу­ма. Имен­но по­это­му нам не­об­хо­ди­мо хо­ро­шо дис­ци­п­ли­ни­ро­ван­ное ко­ло­ри­сти­че­ское мыш­ле­ние и зна­ние цве­то­вых воз­мож­но­стей. По­сколь­ку это по­мо­га­ет из­бе­жать од­но­сто­рон­но­сти и оши­бок в оцен­ке ко­ло­ри­та, про­дик­то­ван­ных толь­ко на­шим вку­сом, и ес­ли ис­сле­до­ва­ние по­зво­лит най­ти в ми­ре цве­та объ­ек­тив­но-об­ще­зна­чи­мые за­ко­но­мер­но­сти, то на­ша обя­зан­ность за­клю­ча­ет­ся в том, что­бы изу­чить их.

В сре­де ху­дож­ни­ков мож­но на­блю­дать три раз­лич­ных ти­па от­но­ше­ния к про­бле­мам цве­та.

Пер­вый тип ха­рак­те­рен для ху­дож­ни­ков «эпи­го­нов», ко­то­рые не ищут соб­ст­вен­ных цве­то­вых ре­ше­ний, а ско­рее по­вто­ря­ют ко­ло­рит сво­их учи­те­лей или дру­гих ху­дож­ни­ков.

Ко вто­ро­му от­но­сят­ся «ори­ги­на­лы», ко­то­рые пи­шут так, как это под­ска­зы­ва­ет им лич­ный вкус. Они ком­по­ну­ют со­глас­но сво­им пред­став­ле­ни­ям о фор­ме и цве­те. И ка­кой бы ни бы­ла те­ма их кар­тин, их цве­то­вое вы­ра­же­ние все­гда бу­дет оди­на­ко­вым. Ле­о­нар­до да Вин­чи по по­во­ду этой груп­пы ху­дож­ни­ков в сво­ем «Трак­та­те о жи­во­пи­си» пи­сал сле­дую­щее: «Как смеш­ны и не­ле­пы те ху­дож­ни­ки, ко­то­рые при­да­ют фи­гу­рам ма­лень­кие го­ло­вы лишь по­то­му, что ма­лы их соб­ст­вен­ные». То, что Ле­о­нар­до го­во­рил здесь о про­пор­циони­ро­ва­нии, при­ме­ни­мо и к об­лас­ти цве­та.

Тре­тий тип от­но­ше­ний к цве­ту пред­став­ля­ет груп­па «уни­вер­са­лов», ху­дож­ни­ков, ра­бо­таю­щих с цве­том на ос­но­ве зна­ния его объ­ек­тив­ных за­ко­нов. При этом ка­ж­дая их ком­по­зи­ция от­ли­ча­ет­ся сво­им соб­ст­вен­ным цве­то­вым ре­ше­ни­ем, со­от­не­сён­ным с вы­бран­ной те­мой. По­нят­но, что эта груп­па ху­дож­ни­ков не­мно­го­чис­лен­на, ибо ка­ж­дый из них дол­жен в сво­ём субъ­ек­тив­ном цвето­вос­прия­тии вла­деть всем спек­тром цве­то­во­го кру­га, а это бы­ва­ет не­час­то. По­ми­мо это­го, ху­дож­ни­ки «уни­вер­са­лы» долж­ны об­ла­дать боль­ши­ми зна­ния­ми и иметь ши­ро­кий ми­ро­воз­зрен­че­ский кру­го­зор.

Ес­ли субъ­ек­тив­ная пред­рас­по­ло­жен­ность к цве­ту го­во­рит о внут­рен­нем ми­ре че­ло­ве­ка, то од­но­вре­мен­но с этим и о спо­со­бе его мыш­ле­ния, чув­ст­вах и по­ступ­ках. Внут­рен­ний склад че­ло­ве­ка, его внут­рен­няя струк­ту­ра от­ра­жа­ют­ся в его пер­со­наль­ном цве­то­вос­прия­тии. Я по­ла­гаю, что это воз­ни­ка­ет бла­го­да­ря то­му, что пре­лом­ле­ние и фильт­ра­ция бе­ло­го све­та про­хо­дит че­рез элек­тро­маг­нит­ные ко­ле­ба­ния пси­хо­фи­зи­че­ской сфе­ры дан­но­го че­ло­ве­ка.

Ко­гда че­ло­век уми­ра­ет, он блед­не­ет. Его ли­цо и те­ло те­ря­ют цвет по ме­ре уга­са­ния све­та его жиз­ни. Без­ду­хов­ная ма­те­рия мерт­во­го те­ла не име­ет цве­то­во­го из­лу­че­ния.

Тот, кто хо­чет ин­тер­пре­ти­ро­вать субъ­ек­тив­ные цве­то­вые про­яв­ле­ния, не дол­жен ос­та­нав­ли­вать­ся на оцен­ке толь­ко раз­лич­ных цве­то­вых ха­рак­те­ри­стик и их са­мо­стоя­тель­ной вы­ра­зи­тель­но­сти. Са­мым важ­ным здесь яв­ля­ет­ся об­щая то­наль­ность в це­лом, за­тем рас­по­ло­же­ние ка­ж­до­го цве­та по от­но­ше­нию к дру­го­му, их дви­же­ние, яр­кость, свет­ло­та или, на­обо­рот, при­глу­шён­ность, про­пор­цио­наль­ность, струк­ту­ра и рит­мы цве­то­во­го по­строе­ния.

Лю­ди, ко­то­рые про­фес­сио­наль­но ра­бо­та­ют с цве­том, час­то склон­ны ру­ко­во­дство­вать­ся соб­ст­вен­ны­ми при­стра­стия­ми в от­но­ше­нии к цве­ту. Это мо­жет при­вес­ти к не­по­ни­ма­нию и спо­рам, осо­бен­но в тех слу­ча­ях, ко­гда од­но субъ­ек­тив­ное мне­ние стал­ки­ва­ет­ся с дру­гим. Для ре­ше­ния мно­гих про­блем долж­на быть объ­ек­тив­ная дан­ность, ко­то­рая важ­нее субъ­ек­тив­ных пред­поч­те­ний. Так, мяс­ная лав­ка мо­жет быть оформ­ле­на свет­ло-зе­лё­ны­ми и си­не-зе­лё­ны­ми то­на­ми, для то­го, что­бы раз­ные сор­та мя­са ка­за­лись бо­лее све­жи­ми и крас­ны­ми. Ма­га­зи­ны кон­ди­тер­ских из­де­лий по­ка­жут­ся бо­лее на­ряд­ны­ми в об­ста­нов­ке, ок­ра­шен­ной в свет­ло-оран­же­вые, ро­зо­вые и бе­лые цве­та с чёр­ны­ми вкра­п­ле­ния­ми, воз­бу­ж­даю­щи­ми же­ла­ние ку­пить ла­ком­ст­ва. Но ес­ли бы ком­мер­че­ский ди­зай­нер за­ду­мал соз­дать упа­ков­ку для ко­фе, ук­ра­шен­ную жёл­ты­ми и бе­лы­ми по­лос­ка­ми, или па­кет для спа­гет­ти с си­ни­ми го­ро­ши­на­ми, то его про­ект был бы от­верг­нут, по­то­му что эти фор­мы и цве­та не со­от­вет­ст­ву­ют те­ме.

Са­дов­ни­кам так­же при­хо­дит­ся по­все­днев­но стал­ки­вать­ся с важ­ны­ми про­бле­ма­ми фор­мы и цве­та. Они на­блю­да­ют за рос­том рас­те­ний, их фор­ма­ми, про­пор­ция­ми, ок­ра­ской цве­тов, ли­ст­вы и пло­дов. Ес­ли они хо­тят до­бить­ся над­ле­жа­ще­го эф­фек­та, то им сле­ду­ет учи­ты­вать со­стоя­ние поч­вы, вид ок­ру­жаю­щих рас­те­ний и кам­ней и, на­ко­нец, ус­ло­вия све­та и те­ни. Са­дов­ник не мо­жет вы­би­рать те или иные рас­те­ния, от­да­вая пред­поч­те­ние оп­ре­де­лён­ным и нра­вя­щим­ся ему цве­там. По­сколь­ку бы­ло бы ошиб­кой са­жать тем­но-си­ний шпор­ник на фо­не ко­рич­не­вой из­го­ро­ди или жёл­тые цве­ты на фо­не бе­лой ка­мен­ной сте­ны, по­то­му что фон не по­зво­лит ок­ра­ске цве­тов про­зву­чать в пол­ную си­лу. Со­ста­ви­те­ли бу­ке­тов це­ли­ком за­ви­сят от вре­ме­ни го­да и от тех цве­тов, ко­то­рые да­рит при­ро­да. Не­смот­ря на эти ог­ра­ни­че­ния, со­ста­ви­те­ли бу­ке­тов по­сто­ян­но долж­ны на­хо­дить объ­ек­тив­но пра­виль­ные ре­ше­ния и не на­де­ять­ся в этом де­ле толь­ко на свой лич­ный вкус. Оформ­ле­ние свадь­бы цве­та­ми долж­но быть жиз­не­ра­до­ст­ным; кро­ме эмо­цио­наль­ных крас­ных и ро­зо­вых то­нов в бу­ке­ты мо­гут быть вклю­че­ны лю­бые яр­кие цве­ты. Для кре­ще­ния ни­ко­му не при­дёт в го­ло­ву вы­брать фио­ле­то­вые, тём­но-си­ние или тём­но-зе­лё­ные цве­та, пред­поч­те­ние от­да­ет­ся свет­ло­му, неж­но­му, — мел­ким цветочкам — бе­лым, го­лу­бым, ро­зо­вым, свет­ло-жёл­тым со свет­ло-зе­лё­ны­ми де­ко­ра­тив­ны­ми ве­точ­ка­ми. Фло­рист, за­ни­маю­щий­ся оформ­ле­ни­ем юби­лея ка­ко­го-ни­будь об­ще­ст­ва, бу­дет ис­поль­зо­вать яр­кие, круп­ные цве­ты в их пё­ст­рой, тор­же­ст­вен­ной и поч­ти без­лич­но­ст­ной аран­жи­ров­ке, вклю­чая в свои бу­ке­ты зе­лё­ные гир­лян­ды, ли­стья, что­бы всё вме­сте про­из­во­ди­ло впе­чат­ле­ние ор­га­ни­зо­ван­ной празд­нич­но­сти и мо­щи.

Вла­дель­цы цве­точ­ных ма­га­зи­нов, ко­то­рым при­хо­дит­ся об­слу­жи­вать оп­ре­де­лён­ную кли­ен­ту­ру, дос­тиг­нут ус­пе­ха, ес­ли по­пы­та­ют­ся при­спо­со­бить­ся к вку­сам сво­их кли­ен­тов, вме­сто то­го, что­бы на­вя­зы­вать им свои. Ко­гда по­ку­па­тель­ни­ца ищет цве­ты оп­ре­де­лён­но­го цве­та, то про­дав­щи­ца долж­на знать, ка­кие дру­гие цве­та мо­гут уси­лить или ос­ла­бить, или же сра­зу из­ме­нить нуж­ное для кли­ент­ки впе­чат­ле­ние. По­это­му яр­кие цве­та или дру­гие столь же яр­кие то­ва­ры ни­ко­гда не долж­ны на­хо­дить­ся в по­ле зре­ния по­ку­па­тель­ниц, ибо ка­ж­дый цвет мо­жет ока­зать своё воз­дей­ст­вие на то, что они ищут. Сле­ду­ет за­ме­тить, что по этой же при­чи­не по­ме­ще­ния для то­ва­ров, где, пре­ж­де все­го, оце­ни­ва­ет­ся их цвет, все­гда долж­ны быть ок­ра­шен­ны­ми в ней­траль­ные се­рые то­на.

Связь всех этих фи­гур в две­на­дца­ти­ча­ст­ном цве­то­вом кру­ге ил­лю­ст­ри­ру­ет ри­су­нок 2.Жёл­то-крас­но-си­ний об­ра­зу­ют здесь ос­нов­ное гар­мо­нич­ное тре­зву­чие. Ес­ли эти цве­та в сис­те­ме две­на­дца­ти­ча­ст­но­го цве­то­во­го кру­га со­еди­нить ме­ж­ду со­бой, то мы по­лу­чим рав­но­сто­рон­ний тре­уголь­ник. В этом тре­зву­чии ка­ж­дый цвет пред­став­лен с пре­дель­ной си­лой и ин­тен­сив­но­стью, при­чём ка­ж­дый из них вы­сту­па­ет здесь в сво­их ти­пич­но ро­до­вых ка­че­ст­вах, то есть жёл­тый дей­ст­ву­ет на зри­те­ля как жёл­тый, красный — как крас­ный и синий — как си­ний. Глаз не тре­бу­ет до­ба­воч­ных до­пол­ни­тель­ных цве­тов, а их смесь да­ёт тём­ный чёр­но-се­рый цвет.

Ди­зай­не­ры, ра­бо­таю­щие в тек­стиль­ной про­мыш­лен­но­сти, долж­ны хо­ро­шо знать об­щие объ­ек­тив­ные за­ко­ны фор­мы и цве­та. Им при­хо­дит­ся не­сколь­ко раз в год со­став­лять но­вые кол­лек­ции мод­ных цве­то­вых гамм. Ес­ли но­вые мод­ные цве­та бу­дут близ­ки их соб­ст­вен­ным субъ­ек­тив­ным цве­то­вым пред­поч­те­ни­ям, то най­ти нуж­ные то­на и от­тен­ки ди­зай­не­рам бу­дет очень лег­ко, а их кол­лек­ции ока­жут­ся убе­ди­тель­ны­ми и бу­дут иметь ус­пех. Но ес­ли мод­ные цве­та не сов­па­да­ют с субъ­ек­тив­ны­ми пред­поч­те­ния­ми то­го или ино­го ди­зай­не­ра, то по­тре­бу­ют­ся ко­лос­саль­ные уси­лия, что­бы соз­дать то, что тре­бу­ет мо­да.

Ес­ли в пер­со­наль­ных цве­то­вых сим­па­ти­ях то­го или ино­го ар­хи­тек­то­ра гос­под­ству­ют се­ро-си­ние то­на, то они пред­поч­тут вы­дер­жать жи­лые и тор­го­вые по­ме­ще­ния в то­нах, ко­то­рые им нра­вят­ся. За­каз­чи­ки, ко­то­рым эти цве­та так­же им­по­ни­ру­ют, бу­дут очень до­воль­ны, но дру­гим, на­стро­ен­ным на оран­же­вый или зе­лё­ный цвет, се­ро-си­ние по­ме­ще­ния по­ка­жут­ся не­при­ят­ны­ми и эти лю­ди бу­дут чув­ст­во­вать се­бя здесь пло­хо. В по­след­нее вре­мя при­ня­то, что­бы ар­хи­тек­то­ры оформ­ля­ли боль­шие жи­лые бло­ки дос­та­точ­но од­но­об­раз­но. Но сле­ду­ет знать, что толь­ко лю­ди с со­от­вет­ст­вую­щим вос­при­яти­ем цве­та бу­ду жить здесь охот­но, а у всех ос­таль­ных эти до­ма мо­гут вы­звать да­же от­вра­ще­ние. У лю­дей, чув­ст­ви­тель­ных к цве­ту, не­сим­па­тич­ные им цве­та мо­гут спро­во­ци­ро­вать да­же пси­хи­че­ские рас­строй­ства.





Дата публикования: 2014-11-29; Прочитано: 189 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.009 с)...