Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Лекция вторая. Философия и ее история



Философия и ее история. Идеализм. Материализм. Субъективный идеализм. Объективный идеализм. Духовный материализм. Экзистенциализм. Феноменология. Прагматизм. Постмодернизм. Реализм. Гностицизм. Учение Ф.Аквинского. Декарт. Кант о существовании Бога. Бердяев о Боге. Русский космизм).

Мы не ставим своей целью в данной лекции дать обзор всех основных школ и показать основных философов. Для этого есть масса других прекрасных исследований, куда мы и отсылаем интересующихся. Наша задача скромнее - показать те течения философии и тех философов, которые были ближе всего или готовили своими работами почву для философии космического сознания.

На наш взгляд, философия на Земле в последний исторический период развивалась в пять этапов:

(1) Этап целостного освоения действительности. В этот период человек не рассматривался вне природы, а размещал и видел себя как явление природы.

(2) Этап первичного дробления, когда на первый план стали выдвигаться различные онтологические принципы, приводящие к делению на материализм и идеализм, в том числе.

(3) Этап построения систем понятий, ориентированных на идеологическое обеспечение экономической экспансии человечества.

(4) Этап вторичного дробления и развития массы специализированных философий, обеспечивающих методологические потребности науки, практики, отдельных отраслей знания.

(5) Этап возврата к целостной философии и ее концентрации на месте человека в системе космического сознания.

Отсюда и подходы к классификации философий. Мы видим несколько оснований классификации философских течений. Традиционное марксистское известно: сознание - материя, идеализм - материализм, две борющихся линии.

Нам представляется, что эта классификация неполна - вершин у классификации должно быть больше.

Первая. Человек в его движении. И здесь есть две точки “сборки”:

n Человек о себе.

n Человек о других.

Вторая. Основной луч цивилизации, который определяет основные ее вибрации. Известны семь основных лучей. Можно предполагать семь состояний метацивилизации, решаемых ею задач. От начального выживания до сложнейших проблем гармонии Космоса.

Третья. От сознания/материи. И здесь три позиции:

* - Сознание все задает.

* -Сознание и материя равны.

* - Материя все детерминирует...

Четвертая. Эонное зонирование. В каком эоне все это происходит. Вспомним Гегеля с его идеей о философии как эпохи, постигнутой в мыслях. Продлим ее до определенной эпохи, но в космических ритмах бытия. Об этом моменте пока рано говорить, но в будущем мы еще вернемся к этому тезису.

В истории философии есть разные фигуры. По-настоящему история философии началась с Платона. Он первым получил истинное знание об устройстве Мира и смог описать его в своих работах.

Демокрит представлял своей философией темную линию (сторону) бытия на Земле.

Из религиозных философов стоит выделить Фому Аквинского и Владимира Соловьева, через которых прошел целый ряд новых идей, обеспечивших развитие земных цивилизаций.

Немецкие философы и Гегель, в частности, стали каналами понимания мира третьего измерения с его диалектикой внешнего развития.

ХХ век стал веком осмысления и переосмысления опыта цивилизаций третьего измерения и проникновения в мышление идей четвертого измерения.

Идеализм в истории философии. Человек идет к пониманию себя разными путями. Первоначально он соединял себя с природой, что явилось основой язычества. Затем произошел выплеск в сторону понимания Мира Божественного через основные религии мира многочисленные секты, столь расплодившиеся сегодня. Далее наступила пора противостояния в смысле поиска опоры для себя через философию материалистическую и философию идеалистическую.

Материализм разместил сознание после материи, объявив его ее следствием.

Идеализм же пошел во многие поиски, анализируя сознание как источник сущего. Субъективныйидеализм углубился в понимание собственно “Я” существования и этим внес значительный вклад в понимание развивающееся сущности человека. Обычно именно доведенная до крайности позиция дает более отчетливый результат.

Объективныйидеализм, сделав сознание абсолютным демиургом мира, одновременно превратил человек в объект этого движения. Его субъектность практически в этих системах ничем не отличается от субъектности материализма.

Объективный идеализм внес в философию понимание логичности развертывания внешнего мира, неких метаритмов, позволяющих увидеть неслучайность происходящего. Абсолютная идея Гегеля в этом смысле есть Замысел Божий относительно Земли и земных цивилизаций и механизм отчуждения ничто в нечто - одно из самых глубоких проникновений в суть мироздания.

О духовном материализме. Духовный материализм есть идеализм, рассматривающий мир с позиций первичности сознания, но внешнего для человека, как детерминирующего человека. Как у Гегеля, это абсолютный дух, развертывающийся вовне человека и создающий совершенное государство. Человек не рассматривается как объект саморазвертывания, как в поиске самого себя.

Рационализм. Есть рационалист Ньютон иинтуитивист Декарт. Их идеи столкнулись лоб в лоб в Европе. Рационализм победил и человечество ускоренно пошло по пути техногенной цивилизации. Декартовские же идеи остались для нас для сегодняшних, когда наука выстраивает не только и не столько логические все более сложные структуры, а модулирует куда более эвристические с точки зрения встающего бытия целостные построения с их математическими смыслами золотых сечений, кривых Фиббоначи, совершенных чисел и их смыслов и пр., пр., что довольно далеко от привычной всем математики.

Экзистенциализм. Термин экзистенциализм чаще всего понимается как существование. Данное философское направление подчеркивает необходимость человеку самому определять свои предпочтения и задавать собственное наполнение своей свободы воли. Фактически речь шла о поведении жизнепотока в экстремальных, пограничных ситуациях.

Экзистенциализм важен для философии космического сознания тем, что серьезно проработал проблему индивидуальной ответственности человека не перед кем-либо, а перед самим собой. Его главное достижение в том, что он предельно остро поставил проблему свободы человека. Да, в крайне кризисных состояниях, за счет отказа от будущего и концентрации на дне сегодняшнем. Существовать и преодолевать себя сейчас. Выходить за свои проблемы сейчас. В этом были великие уроки грандиозной войны.

Феноменология. Феноменология есть философия (как система взглядов), объясняющая мир через события, в которых участвует человек или люди. Жизнь рассматривается как цепь неповторимых событий, в которых человек должен разбираться для себя сам. Феномены, как единицы бытия, наполняют жизнь человека и порождают новые феномены.

Феноменологический взгляд на реальность позволил очертить границы индивидуального бытия, вывел на проблемы согласования текстов отдельных феноменов (герменевтика и теория коммуникации).

Прагматизм. Философия прагматизма исходит из ключевой идеи обеспечения практического эффекта, его примата. Дьюи и его последователи главный упор в объяснении картины мира сделали на внешней результативности и понятийном аппарате, позволяющем эту результативность обеспечить. Ключевой категорией данного философского направления является категория “пользы”. Чем полезно то или действие? Чем полезно это для сообщества? Для человека?

При этом полезность опиралась на другую центральную категорию - “индивида”. Полезность реализуется индивидом, личностью в ее воле и желании продвинуть себя и свой микросоциум в вычлененном направлении.

Эта философия значительное место уделяла разработке категории цели. Способов ее достижения.

Постмодернизм. Постмодернизм стал ответом на резко возросшее разнообразие мира, когда человек в его нынешнем состоянии оказался вне целостной картины мира, стал видеть каждый свою “картинку” бытия. И отсюда возник вопрос о разном понимании истины, особенно в социальном и психологическом смыслах. Дискретность событий и их темп обусловили текучесть истины, которую воспринимают все, но с самых разных позиций. Истина становится точкой согласования многих. Все остальное есть следствие этой коренной причины.

Постмодернизм есть восприятие истины всеми в ее относительности. Признается, что нет носителей абсолютной истины, у всех есть понимание тех или иных ее граней и общая истина есть согласование этих частичек истины. Конвенционализм является одним из ключевых понятий в понимании постмодернизма.

Реализм в философии. Данное направление интересно тем, что основные идеи его направлены на объяснение причинности бытия человека в его отношениях с социальной средой. В отличие от экзистенциализма, поставившего проблемы преодоления экстремальных обстоятельств преодолением самого себя, реализм поставил вопрос иначе - принятием всего, что происходит, как имеющего сущностное основание. Реализм при этом, в отличие от философии космического сознания, рассматривал внешнюю для человека ситуацию.

Гностицизм. Развитие гностицизма было связано с поиском оснований человеческого бытия в соединении идей религии и систематических наблюдений природы (последние несколько веков это называют наукой). Гностицизм получил в свое распоряжение массу мистического опыта, который был проинтерпретирован в синтетической картине бытия., где жизнь человека рассматривалась как часть потоков живого и впервые в схемах самоосознания и самопознания.

Суть представлений гностиков - неограниченные возможности человека. Так, например, гностическое учение Фомы Аквинского было направлено на соединение практики жизни и практики Неба, на взаимопроникновение и понимание нескольких типов реальностей, в которых находится человек. Фома Аквинский видел человека непрерывно развивающимся. Обнаруживающим Бога в себе и вовне. Понимающим особенности отраженного физического мира как мира кажимости в духе Платона.

Русский космизм. В истории философии русский космизм занимает особое место, ибо так глубоко в космос в Х1Х-ХХ веках не заглядывал никто из современных философов. Русский космизм - это стремление целого ряда мыслителей посмотреть на жизнь людей как части космического мироздания. Ключевые идеи космизма таковы:

1. Человек построен по образу и подобию Божьему и он в поиске себя на пути к Богу способен стать богочеловеком.

2. Космос соборен как соборна православная идея и жизнь православного человека.

3. Истина есть поиск Божественного в себе.

4. Просветление есть путь к себе как богочеловеку.

5. Народ, царь и космос как творения Божьи - священны. Они есть церковь и церковь есть в них.

Идея соборности наиболее полно развита в трудах В.Соловьева. Соборность есть объединение людей собором, сбором. В религиозной философии это одна из самых продуктивных идей, направленных на создание религиозного сообщества людей, объединяющих свою духовность, деятельность, общение в Боге во имя просветления человека.

Соборность есть понятие динамичное, то есть само становление соборности рассматривается как нескончаемый процесс восхождения человека в реальность космического бытия.

Соборность не коллективизм, так как на первый план выдвинута духовность, а не деятельность с некоторыми внешними результатами. Соборность есть совместное создание церкви души, воцерквления тела в душе.

Соборность объединяет молитвой духовный поиск, высшие уровни сознания, далекие от логических силлогизмов Аристотеля. Это образный ряд помыслов сердца в поиске Любви Божественной.

Литература:

Бердяев Н.А. Смысл истории. М., 1990.

Голосовкер Я.Э. Логика мифа М., 1987.

Гурина М. Философия. М., 1998.

Книга Урантии. Чикаго: Фонд Урантии, 1997.

Лосев А.Ф. Философия. Мифология. Культура. М., 1991.

Лосский Н.О. Учение о перевоплощении. Интуитивизм. М., 1992.

Русский космизм. М., 1993.





Дата публикования: 2014-11-29; Прочитано: 292 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.01 с)...