Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Введение. Философия есть форма мышления, направленная на выработку целостного взгляда на мир и человека в нем



Философия есть форма мышления, направленная на выработку целостного взгляда на мир и человека в нем, вытекающие отсюда религиозные, познавательные, ценностные, этические и эстетические факторы жизни человека и Человечества в мире космического сознания.

Сегодня необходимо все больше думать об ответственности философии за все происходящее на Земле, ибо все, что делалось, и все, что будет делаться освящено теми или иными философскими текстами. Прошлое и сегодняшнее - понятно и непонятно. Понятно - техногенная цивилизация уходит. Время изменило свое течение. “Задача сегодня состоит в том, чтобы начать называть вещи своими именами”(Мамардашвили 1990, 22).

Непонятно - что приходит взамен. Конфессиональные страхи современное человечество устраивают слабо, а научная картина происходящего страхами правящих структур усиленно замалчивается. Как она замалчивается и философами, занятыми непрерывной “игрой в бисер” и в большинстве своем тасующими давно затертую колоду карт. Одно ясно - мы в точке бифуркации.

Конгруэнтность философа и философии, философии и задач понимания грядущего есть вопрос вопросов бытия философии в настоящее время. И философу недостаточно только увидеть себя гражданином этого трансформирующегося мира. Философии и философам еще предстоит восстановить статус стратегической деятельности и стратегического мышления. И это не просто задача, а одно из ключевых условий вхождения человечества в условия новой цивилизации, в мир объединенного сознания. И от философа здесь требуется, как пишет Рубинштейн, - “Великое “удивление”, что обозначает “пробуждение духа философа перед миром, это падение власти частностей и отвлеченности, когда человеческому духу впервые открывается перспектива бесконечности целого, возможность устремиться к пониманию его, а это значит не только познать его умом, но и открыть многое и чувству и воле” (Рубинштейн 1990, 65).

Сегодня можно обратить внимание на несколько жестко действующих факторов, все более задающих основания для деятельности философа:

n во-первых, тотальный кризис материалистического мировоззрения, иллюзорность которого стала сегодня очевидной;

n во-вторых, все более усиливающийся экологический императив. Сценарий экологического кризиса задан и все мы в нем участвуем.

n в-третьих, единственный сценарий выхода из ситуации (у него есть варианты, но сценарий реально один) требует выхода в практику жизнедеятельности, жестко основанную на категориях этики, ибо все другие подходы оставляют лазейки для существования старых - техногенных - подходов, и этим самым только усугубляют кризис, переводя его в наиболее разрушительные варианты;

n в-четвертых, нам предстоит перейти от антропоцентризма к феномену космического сознания, ибо этической практики человечества недостаточно для выхода из тупика современного бытия;

n в-пятых, именно расширение оснований философии позволяет решить вопросы трансформации человека механического в человека творческого (по Гурджиеву-Успенскому).

Философия уже преобразовывается, уходит от шор одномерного мышления материализма, как и материалистического идеализма, начинает пробуждать и побуждать умы.

Слабой позицией остается ориентированность философии на подход “от прошлого”, когда воспроизводится понятийный аппарат скорее от культурного контекста, чем в целостности восприятия вновь формирующегося образа жизни, бытия человека, цивилизации, космоса. И вместе с тем грядущая трансформация, процессы преобразования Земли, само восприятие того, что называется большинством Природой, уже сейчас заметно проблематизируют привычный категориальный аппарат. Важнейшими задачами философии становятся в период трансформации:

А) Подготовка сознания к смене типа цивилизации.

Б) Разработка методологии освоения ресурсов сознания человека как части космического сознания.

В) Онтологизация этики и эстетики.

Г) Показ направлений слияния (синтеза) науки и религии в философии как метаметодологии.

Д) Рассмотрение диалектики как системы этико-эстетических принципов, законов, понятий, обеспечивающих понимание непрерывности прогресса сознания.

Е) Обоснование двоичности теории познания (человек и наука) и пр.

В этих условиях все больше спрос не просто на преподавателя, а на философа-преподавателя, ибо мировоззрение излагаемое хоть талантливо, но “от чьего-то текста”, не всегда есть осмысленное мировоззрение и еще чаще оно не выступает соосмыслением, что все более остро чувствуют студенты, почти мгновенно занимая позицию отстраненности и формализма к философии.

В философии есть несколько ключевых позиций. Первая из них - собственно философ, то есть человек, воспроизводящий оригинальные или хотя бы частично оригинальные философские тексты. “Человек, который не осознал свою жизнь, не может называться философом” (Данилов 1993, 113). Это может быть профессиональный философ, это может быть писатель, это может быть пастух в собственных размышлениях о сущем. “...Во все времена быть философом означало не просто особый способ работы или особый способ мышления, но особый способ существования” (Пятигорский 1993, 107).

“Философ - настоящий философ - всегда поэт. Он остается поэтом даже тогда, когда говорит о науке или заимствует что-то из науки, или даже опирается на науку. Философ свободно рисует паттерн бытия. Философ - это мыслитель, свободный от парадигмы своего времени” (Налимов 1989, 12).

Философ есть труженик предельного мышления, осознающий границы цивилизации и необходимость непрерывного их передвижения вперед и наверх. Философ строит сетку мышления, его опорные категории применительно к быстроменяющейся ситуации.

Философы есть ткачи той ткани, на которой строится основание мышления общества, цивилизации в целом.

Другая - преподаватель философии, человек, который воспроизводит чьи-то философские тексты или чей-то учебник. В этой деятельности главным является умение общаться и ораторствовать для пробуждения философского сознания слушателей. Ситуация же сегодня такова, что трудно говорить не только о философе, но и о педагоге. Мы согласны, что “постепенно и как бы незаметно...стал исчезать Педагог с большой буквы и прочно утвердился преподаватель, который сориентирован не столько на анализ методов познания жизни и на сам этот анализ, сколько на добросовестное логичное, а нередко даже эмоциональное изложение программного материала для записи, запоминания и сдачи студентами экзамена” (Арефьева 1987, 14).

Третья - ученика (студента) - человека, обучающегося слушать философские тексты, ориентироваться в ключевых понятиях философии и пробуждамого к философскому размышлению. Без должной эрудиции, без усилий духа достичь этого состояния невозможно. “Ведь молодым бывает невдомек, что мировоззрение растет изнутри - даже не растет, а сознательно “выращивается” личными усилиями” (Карпинская 1991, 56).

Философ сегодня практически единственный идеолог в системе высшей школы. И утверждение им оторванных от жизни догматов есть не просто идеологический брак, порождающий позицию неприятия философии. Итог - смысловая дезориентированность молодого человека, которую ему, может быть, так и не удастся преодолеть в суете последующей жизни.

Смысловая работа философа требует изменения и границ общения, так как увеличивающаяся многопозиционность бытия трудно воспроизводится привычными рамками лекций и семинаров. И ответ нужно искать в таких методах, как малтилог, виртуальных границах Интернета, где философское сообщество могло бы держать странички активного диалога философов по позиции в жизни и куда можно было бы направлять студентов, оснащенность которых компьютерами все более увеличивается. Пока по-иному рамки все более минимизируемых учебных курсов преодолеть не удастся.

Само место философии в учебном процессе, вообще в жизни, нуждается также в доосмыслении. Жесткость учебного процесса, господствующая в стране до сих пор, все дальше отодвигает общающихся от свободных моделей образования, позволяющих дать высшее образование и высшую профессиональную подготовку. “Свобода исследования - основная стихия философского мышления. Эта свобода, в свою очередь, предполагает как необходимое условие - сомнение. Философия есть сомнение...”(Ершов 1990, 105). Ориентация только на профессию не может не воспроизвести ситуацию одномерных людей, которые никак не размещаются в пространстве все более пробуждающегося поля Единого Сознания Земли, для действий в котором нужна, в первую очередь, именно смысловая оснащенность человека, не позволяющая ему утонуть в безднах Всемирной сети общения и том море информационных потоков, которые только усиливают постмодернистские тенденции уходящей цивилизации.

Сама же смена цивилизаций не может не пройти без смены философских мыслеформ. И преобладавшему повсеместно материализму последних веков, в какую бы тогу он не рядился, предстоит взамен найти новый идеализм, который не может не быть реализмом. Может быть, скорее, космический идеализм, позволяющий как лучше увидеть происходящие повсеместно процессы, так и осмыслить новые энергии новой цивилизации объединенного, а не раздробленного человеческого сознания.

Почти не отрицаемое лидерство России в ХХ! веке нуждается в соответствующем философском оформлении или рефлексии. И подобную рефлексию не обеспечить, отталкиваясь от прошлого. И тем не менее философам необходимо понять обоснованность исторического пути России как многовековой подготовки к периоду трансформации. Нам предстоит еще и научиться мыслить и со-мыслить в аудиториях в пространстве понимания будущего - инсайта или озарения о будущем - и иного восприятия времени-энергии. И этим обусловлен выход в онтологизацию этики и эстетики, когда законы бытия, бытия тотального сознания с различными скоростями движения мысли у различных его потоков, могут быть поняты только через законы, которые долгое время относились только к этике и эстетики. А для этих законов нет временных ограничений.

Столь же существенным является обращение к человеку как Микрокосму.

Состояние умов в России - это и состояние умов философии. А вызовы ХХ1 века иначе как фантастическим назвать нельзя.

Данная работа является итогом почти пятнадцати лет преподавания философии и опыта более тридцати лет управленческого консультирования. Курс апробирован в Калужском педагогическом университете, где мы работали со студентами, аспирантами, в методологическом семинаре преподавателей. Одновременно не менее важный опыт накапливался в ходе наших исследований и практических разработок Калужского института социологии и консультирования.

Большая и во многом определяющая работа проводилась нами с нашими духовными Учителями. Понимание многих ключевых идей сформировалось именно в этой деятельности неформального философского космического колледжа.

Литература:

Арефьева Г.С. Преподавательская работа в вузе: необходимость перестройки // Философские науки, 1987, 2.

Данилов Ю. На далеких Геделевых островах // Знание-сила, 1993, январь.

Ершов М.Н. Влияние личности философа на философское построение / Философия и мировоззрение. М.: Политиздат, 1990.

Карпинская Р. И все-таки - идеология // Знание-сила, апрель 1991.

Мамардашвили М. Называть вещи своими именами // Знание-сила, декабрь 1990.

Налимов В.В. Спонтанность сознания. Вероятностная теория смыслов и смысловая архитектоника личности. - М.: Прометей, 1989.

Пятигорский 1993,

Рубинштейн М.М. Жизнепонимание - центральная задача философии / Философия и мировоззрение. - М.: Политиздат, 1990.





Дата публикования: 2014-11-29; Прочитано: 220 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.009 с)...