Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Гносеология в структуре философского знания



Гносеология — это раздел философии, в котором изучается природа познания и его возможности, типы познавательных отно­шений, виды знания, условия достоверности и истинности знания. Главная гносеологическая категория — это истина, а главная проб­лемаможно ли достоверно познать предметы, их сущность и проявления? В этом разделе рассматриваются следующие вопро­сы : Что является источником наших знаний о мире и, каким ме­тодом мы получаем новое знание? Чем научное знание отличается от других видов знания? Каковы критерии истины? Какими по­знавательными способностями обладает человек? и т. д.

Гносеология (учение о познании) исследует целый ряд во­просов, касающихся познавательной деятельности человека, которая реализуется в конкретных науках, а также во вненаучных способах познания. Гносеология изучает наиболее общие характеристики познавательной деятельности, отличаясь тем самым от когнитивной психологии, физиологии высшей нер­вной деятельности, логикии многих других наук, рассматрива­ющих частные аспекты процесса познания. Исходные гносео­логические принципы философа, как правило, определяются его ценностными установками, онтологическими представле­ниями, сложившейся системой убеждений и верований, в силу чего в философии сформировались разные, зачастую альтерна­тивные, гносеологические позиции. Главной для гносеологии является проблема познаваемости мира. Рассматривая ее, фило­софы выражают свое отношение к истине и отвечают на во­прос о том, существует ли принципиально непознаваемое. По­зиция философа в отношении познаваемости мир а зависит прежде всего от его понимания познания: является ли позна­ние отражением объективного мира. Проблема структуры про­цесса познания конкретизируется в вопросах о том, что такое субъект и объект познания, в чем состоит специфика субъекта и объекта познания в естественных и гуманитарных науках. В исследованиях познавательных способностей человека глав­ным образом рассматривается вопрос о чувственном и рацио­нальном в познании, о природе интуиции и ее гносеологиче­ских функциях. Особое место в гносеологии занимает методо­логия. Изучение способов познания связано с анализом эмпирических и теоретических методов исследования, а также процедур аргументации и доказательства. Рассматривая условия, движущие силы и закономерности познания, гносеология подни­мает вопрос о социокультурных факторах, влияющих на фор­мирование субъекта и объекта познания, о функциях практики в познании. Представляя знание как результат процесса позна­ния, философы изучают различные виды знания: научное, обыденное, философское, мифологическое, религиозное и др. В связи с тем, что научное знание играет особую роль в современном мире, его исследование выделилось в относительно са­мостоятельные отрасли философии — философию науки и эпи­стемологию. Вопросы, изучаемые в этих отраслях философии, представляют собой гносеологические проблемы научного по­знания.

ГНОСЕОЛОГИЯ (греч. gnosis – знание, logos - учение) - философская дисциплина, занимающаяся исследованиями, критикой и теориями познания. - теория познания. В отличие от эпистемологии, Г. рассматривает процесс познания с точки зрения отношений субъекта познания (исследователя) к объекту познания (исследуемому объекту) или в категориальной оппозиции "субъект - объект ". Основная гносеологическая схема анализа познания включает субъекта, наделенного сознанием и волей, и противостоящий ему объект природы, независимый от сознания и воли субъекта и связанный с ним только познавательным (или прак-сео-познавательным) отношением. Основной круг гносеологической проблематики очерчивается посредством таких проблем как интерпретация (толкование) субъекта и объекта познания, структура познавательного процесса, проблема истины и ее критерия, проблема форм и методов познания и др. Если для античной философии характерно представление о единстве предмета и знания о нем, то в рамках средневековой схоластики проблематика Г. получает более дифференцированное (разделенное) развитие.

Гносеологизм как заданная Кантом ориентация на выделение субъективных оснований познания, сыграл важную роль в преодолении ценностных установок натуралистической эпистемологии, утверждавших целью познания достижение абсолютной истины, а также в критике метафизических философских построений. Различение содержания и форм мышления в работах представителей немецкой классической философии выдвинуло проблему множественности оснований познания и относительности истины. Отказ от метафизики, с одной стороны, и бурное развитие естественных наук, с другой, выдвинули именно познавательное отношение к миру в центр философии Гносеологическая проблематика становится определяющей для неокантианства и позитивизма.

Основания познавательной деятельности классическая Г. связывает с " изолированным субъектом ", Сознание такого субъекта прозрачно само для себя и является последним источником достоверности. В таких полаганиях действительность знания и его содержание оказываются ограниченными рамками индивидуального сознания. Это препятствует выделению категориальных характеристик знания и приводит к психологизму (субъективизму). Пытаясь преодолеть ограничения исходных абстракций, философы были вынуждены, либо принимать формально-онтологические допущения и принципы ("врожденные идеи" Декарта, "априорные формы" Канта), либо генерализовать категорию "самосознание", придавая ей статус онтологии (Фихте, Гегель, Шеллинг). Тем не менее, принципиальная ограниченность исходных гносеологических абстракций и допущений осознавалась все больше. Особую роль в этом процессе сыграла методологическая рефлексия развития гуманитарных наук, в которых взаимодействие исследователя с исследуемой действительностью строится принципиально иначе, чем в естественных науках. Критика оснований классической философии, развернувшаяся с конца 19 в. и продолжающаяся по сей день, привела к ломке традиционных представлений Г. и отказу от абстракций "самосознающего" и "изолированного" субъекта. Современные исследования познания, фиксируя ограничения субъект-объектных схем, вводят в качестве исходных, иные структурные расчленения и абстракции: предметная деятельность ("практика"), культурная норма ("парадигма"), язык и др. Традиционная гносеологическая проблематика включается при этом в более широкий социокультурный контекст, и, соответственно, более широкую систему понятий. Центральную позицию в рамках Г. занимает методология науки и эпистемология.





Дата публикования: 2014-11-29; Прочитано: 399 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.007 с)...