Главная Случайная страница Контакты | Мы поможем в написании вашей работы! | ||
|
Философии элеатов вывела античную мысль к одной из самых грандиозных идей — философской идее бытия. Но не смогла, натолкнувшись на глубочайшие мыслительные трудности противоречия, объединить бытие и движение.
Труды философов элейской школы, главными представителями которой были Парменид (р. ок. 570 г. до н. э.) и Зенон (480-430 гг. до н. э.), ознаменовали переход от дофилософского к философскому знанию. Элеаты сделали серьезный шаг вперед к логическому прояснению сложившихся философских представлений и выработке новых понятий.
Развитая Парменидом характеристика истинно существующего предполагает недоверие к картине мира, доставляемой чувствами. Он противопоставлял реальный, чувственно воспринимаемый мир миру умопостигаемой действительности.
Парменид противопоставлял «мир с позиции знания» и «мир с позиции мнения».«Мир с позиции знания» — это мир, суть которого вскрывается мышлениемв противоположность данным чувств. Исходным понятием для постижения «мира с позиций знания» у Парменида служило понятие бытия. Бытие — это то, что есть, сущее. Сказать, что есть небытие, с точки зрения Парменида, означает высказать явное противоречие, т. е. сказать, что несуществующее существует.
Но если небытия нет, а есть лишь бытие, то отсюда в строго логическом порядке следуют характеристики такого бытия: бытие не возникает (ибо иначе до его возникновения было бы некое небытие); бытие не подвержено гибели; бытие едино, не состоит из многих частей; бытие однородно; бытие неподвижно; бытие совершенно.
Следовательно, «мир с позиции знания» — это мир вечный, неизменный и неподвижный. Такое представление противоречит очевидным данным наших чувств. Безусловно, Парменид отдавал себе отчет во всей непривычности подобной картины для обыденного сознания. Но для Парменида мышление — не пустая забава праздного мудреца. Мышление описывает глубинные, истинные характеристики мира. А потому, если мир мыслимый не соответствует миру видимому, то тем хуже для последнего — он есть не более, чем иллюзия обыденного сознания. Истинная структура мира фиксируется только мышлением, а не чувствами.
Недоверие к чувствам казалось нелепостью и поэтому рождало возражения. Отстоять позицию Парменида взял на себя его ученик Зенон, используя метод доказательстваот противного. Он не выдвигал собственной оригинальной концепции, но посвятил жизнь созданию остроумных доказательств в пользу позиции учителя. Его остроумные логические доказательства, суть которых состояла в демонстрации противоречивости и логической неправомерности мнения о существовании движения и изменения в мире, получили название «апорий» (затруднений).
Так, в апории «Стрела» Зенон логически доказывает, что летящая стрела на самом деле не движется, а все время находится в покое: она в каждое мгновение занимает определенное место в пространстве, т. е. неподвижно покоится в нем в каждый миг своего полета. В апории «Ахиллес и черепаха» доказывается, что быстроногий Ахиллес никогда не догонит черепаху: пока он пробежит разделяющее их расстояние, черепаха немного уползет вперед, пока он снова станет ее догонять, она опять немного уползет и т. д. до бесконечности. Таким образом, движение логически невозможно, оно существует лишь во «мнении».
Аргументы Зенона дали мощный толчок дальнейшему развитию античной математики, логики, диалектики, так как вскрыли противоречия в основных представлениях о пространстве, множестве и движении и тем самым заставили искать способы устранения обнаруженных затруднений.
9. Концепция «идей» Платона. (427 – 347 гг. до н.э.)
Все сущее Платон делит на две сферы: с одной стороны, вечные и самосущие идеи (общие понятия) и, с другой, проходящие, текущие и несамостоятельные вещи чувственного мира.
Идеи существуют безотносительно к миру вещей, они - более ранние мысли, чем мысли о вещах. Идеи - модели вещей, с которыми мы имеем дело. Они вечны, неизменны, беспредельны. Они их сущность. И доступны они лишь понимающему уму. Идеи рождаются из принципов Единого и Диады.«Единое» - есть Благо в себе.
Человеческая душа подобна идее. Она едина и неделима. Душа состоит из двух частей:
1) высшей, разумной, с помощью которой человек созерцает мир идей;
2) чувственной. Платон сторонник теории переселения душ. Только самые совершенные, исправившиеся души остаются навсегда в царстве идей. Тело - темница для души (1000 лет). Освободиться из нее можно путем познания идей, которые созерцает разумная душа.
С этим связано и учение о припоминании, которое оказало большое влияние на развитие идеалистической теории познания не только в античности, но и в Средние века, и в Новое время.
Платон полностью разделяет рационалистический подход Сократа к проблемам этики: условием нравственных поступков также считает истинное знание. Платон пытается преодолеть субъективизм теории познания софистов и достигнуть верного, объективного знания. Работа с понятиями по установлению родо-видовых отношений получила название диалектики.
Основная задача и предмет философии - познание мира идей путем диалектического процесса мышления как процесса образования и разделения понятий, и выявление их совместимости (или несовместимости) с предметным миром. Существует 2 метода познания: чувственный (неподлинный) и понятийно-мысленный (подлинный).
Объект познания распадается на два: мир изменчивых и конечных во времени предметов и мир вечных неизменных идеальных сущностей - идей.
Предметный мир есть мир теней, отражение подлинного, идеального;
Идеи претендуют на роль «действительной» реальности.
Философия Платона - объективный идеализм, т.к. материя рассматривается как производное от нематериально предшествующих материи идей,существующих вне и независимо от сознания людей.
Идея мыслится им как нечто неизменное и тождественное себе,а материя - как «начало иного» - изменчивого, текучего, непостоянного. Она - принцип чувственного мира. Материя лишена определенности и потому непознаваема.
По Платону, вещи и явления мира «становления» не могут стать предметом научного знания в силу их материальности.
Платон признает существование вполне реального, независимого от сознания человека, т.е. объективного идеального бытия. Платон создал теорию общего как закона для единичного, теорию необходимых и вечных закономерностей природы и общества, противостоящую их фактическому смешению и слепой нерасчлененности.
Идея, по Платону, – это идеальный прообраз вещи, ее совершенный образец. Для каждой вещи имеется образец, совершенная копия идеи, а идея – недосягаемый образец, к которому вещь стремится как к своему пределу, но никогда его не достигает.
Идеи образуют целый мир (идеи эстетические, моральные, идеи телесных образований, идеи математических фигур и т.д.). Эти идеи никем и ничем не порождены и неизменны. Идеи бестелесны. Местопребывание идей – какие-то «наднебесные места», к которым не могут быть в строгом смысле приложимы определения пространства, времени и числа.
Мир идей есть мир подлинного, то есть вечного и неизменного бытия. Мир чувственных вещей – это мир вечного возникновения и гибели, движения и изменчивости; все чувственные вещи и все их свойства относительны, преходящи, текучи, ограничены условиями пространства и времени.
Исходя из того, что мир идей лежит в основе мира вещей, Платон объясняет природу человеческих знаний. Познание есть воспоминание. Ибо до своего вселения в телесную оболочку душа пребывает в идеальном мире и созерцает там идеи. Но, соединившись с телом, она забывает то, что знала. Память о том, что она когда-то созерцала, сохраняется лишь в глубине души. Восприятие материальных предметов напоминает душе об идеях, созерцавшихся ею, и позволяет вспомнить позабытые ею знания о них
«Идея всех идей» – идея Блага. Таким образом, Платон противопоставил идеальный мир чувственному миру не только как сущность – явлению, но и как благое – злому.
Дата публикования: 2014-11-29; Прочитано: 1632 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!