Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Мифология и философия



Возникновение философии относится к VI в. до нашей эры. В это время в странах Древнего Востока (преж­де всего в Индии и Китае) и в Древней Греции осуще­ствляется переход от мифологического мировоззрения к философскому.

Мифология в древности выступала как форма обще­ственного сознания. Люди воспринимают и осо­знают окружающий мир, запечатлевают накопленный ими жизненный опыт, сохраняют и передают его из поколения в поколение. Люди, живущие мифом, воспринимают его как саму жизнь.

Для мифов характерны следующие черты:

Отождествление фантазии с реальностью. Вера че­ловека в миф не нуждается ни в каком логическом обосновании. Логические доводы – бес­сильны.

Объяснение действительности в наглядно-образной форме. Миф объясняет реальность не через абстракт­ные понятия и логические рассуждения, а с помощью наглядных образов и чувственных ассоциаций.

Эмоциональная насыщенность. Миф затрагивает чувства людей. Человек, верящий в миф, чувствует себя причастным к этим событиям и зависи­мым от них.

Связь с магией. Представления о сверхъ­естественных силах предполагают возможность посредством магии влиять на них с целью по­лучить их поддержку.

• Переход от мифа к философии был подготовлен рядом факторов социального, экономического и духовного характера: развитием аграрного и ремесленного производства, разложением первобытнообщинного строя и возникновением государственных структур и правовых норм регулирования общественной жизни; появлением разделения труда и товарно-денежных отношений; посте­пенным накоплением знания, которое все больше использовалось в практической жизни людей и способствовало развитию их мировоззрения.

Рождение философиирождение нового типа мыш­ления, который хотя и вынашивается в лоне мифологичес­кого мышления, но принципиально отличен от него и выс­тупает как его соперник в построении картины мироздания. Философия возникает, когда авторитет разума занимает место авторитета традиции.

Основные различия между мифологией и философией состоят в следующем.

Мифологическое сознание удовлетворяется описания­ми, философское требует доказательств.

Философское мышление стремится дать объяснение действительности путем рационального, логического рассуждения, а не посредством повествования, достовер­ность которого с самого начала ставится вне всяких со­мнений.

Средством философского рассуждения служат не на­глядные образы и эмоции, а абстрактные понятия.

С возникновением философии мифология не вытесняется из культуры. Даже после возникновения фи­лософии,мифология всегда соседствует с ней, часто пе­реплетаясь и подпитывая ее на протяжении веков. Бо­лее того, каждая новая эпоха создает свои собственные мифологемы, которые так или иначе находят свое отра­жение в философии.

Мифология является исторически первой формой мировоззрения. Мифология — это комплекс мифов, в которых излагаются представления о происхождении мира, о его устройстве, о возникновении человека и общества. Для древнего человека миф был реальностью, в которой он жил. Мифы разрешали или запрещали определенные фор­мы поведения, мифы устанавливали для древнего челове­ка определенные гарантии единства общества и стабильно­сти социальной жизни.

Главным свойством мифологического сознания счита­ется синкретичность. В мифологических представлениях все может быть всем, т. е. человек и при­рода, познание и переживание, объект и субъект нераз­дельны.

Вторая важная особенность мифологического со­знания — нечувствительность к противоречиям. Любой предмет, любой человек, любое явление может быть од­новременно и чем-то другим. Объективная связь явлений безразлична мифу, он не замечает противоречий, которые обязательно заметит современный разум.

Третьей особен­ностью мифологического сознания можно считать установ­ление особого вида связей между явлениями. Миф предлагает следующие типы таких связей. Во-первых, метамор­фоза: предметы, животные, люди, явления превращают­ся друг в друга. Во-вторых, ассоциативные связи. Ассо­циации самые разнообразные, скажем, дыхание и душа или смерть и сон. В-третьих, объяснение связи между яв­лениями в мифе происходит в зависимости от заданной цели.

Четвертое важное свойство мифологического созна­ния символичность. Человек мифа оперирует не поняти­ями, а символами, образами. При этом символы всегда конкретны, в отличие от абстрактных понятий. К тому же символичность проявляется и в том принципе мифа, кото­рый можно назвать олицетворением, т. е. природные явле­ния, культурные факты, человеческие чувства выступают в виде личностей: Солнце — это бог Гелиос, время — это Хронос, страх — это Фобос и т. д.

Еще одна важная черта мифаколлективность. Не отдельная личность, а кол­лектив творит первобытный миф.

И последнее, что мож­но отметить, — такое свойство мифологического сознания, как авторитарность. Миф не позволяет человеку крити­ковать свои положения, оставляя ему лишь возможность транслировать миф,его формы и предзаданные нормы.

Надо сказать, что в ходе исторического развития миф не преодолевается полностью. В современном коллектив­ном и массовом сознании проявляются фундаментальные черты первобытного мифа. Конечно, современный миф отличается от первобытного, но существуют специфиче­ские черты, которые доказывают, что современный миф — это тоже миф. Миф присутствует во всей истории челове­чества. Он существовал в разных формах религии, искус­ства и политики, он жив и теперь. Философия заимствует у мифа мировоззренческий характер, однако она предлага­ет другие способы решениямировоззренческих проблем.

Взгляд философии на мир — это точка зрения разума. Вместо символов и образов, характерных для мифа, фило­софия предлагает понятия, рациональные категории.

От­личия философии от мифа можно проследить по всем выше указанным особенностям мифа. Во-первых, философское сознание не синкретично: в нем противопоставляются субъект и объект познания, человек и природа, знание и переживание, индивид и общество.

Во-вторых, философ­ское мышление не терпит противоречий и стремится их ис­ключить. Взгляды разных философов могут быть противо­речащими друг другу, однако внутри одной философской теории противоречие не допустимо.

В-третьих, философия не допускает связи явлений по ассоциации или посредством превращения. Философия выстраивает причинно-след­ственные цепочки для объяснений тех или иных явлений в жизни мира или общества.

Далее: философское мышление происходит в понятиях и категориях, но не в символах и образах.

Философия не авторитарна, критика для нее впол­не естественна.

В философии всегда можно проследить авторство той или иной идеи, т. е. она носит личност­ный, а не коллективный характер. Философия создается конкретными личностями и обращается к личностям.





Дата публикования: 2014-11-29; Прочитано: 334 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.006 с)...