Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Философия, ее предмет и функции



Философия зародилась примерно 2500 лет назад в странах древнего мира - Индии, Китае, Египте. Своей классической формы она достигла в Древней Греции. Первым человеком, на­звавшим себя философом, был древнегреческий мыслитель Пифагор, а в качестве особой науки ее впервые выделил дру­гой древнегреческий мыслитель Платон.

Слово «философия» (от греч. «филио» — люблю, «Со­фия» — мудрость) буквально означает любовь к мудрости. Под философией с античных времен стали понимать стрем­ление к истине, к глубоким теоретическим рассуждениям.

Философия как особая сфера духовной деятельности возникла из потребности людей в обобщенном и целост­ном представлении об окружающем мире. Она является самой древней областью теоретического знания в мире, насчитывающей в своем развитии около трех тысячелетий.

Формируются относительно самостоятельные разделы философии: онтология - учение о бытии и его сущности, гно­сеология - учение о познании, логика - учение о мышлении, его законах и формах, этика - учение о морали, эстетика -учение о прекрасном, социальная философия - учение о чело­веческом обществе, история философии, изучающая зарожде­ние, становление и развитие философской мысли. Принципиальная особенность философского мышле­ния — в том, что оно никогда не останавливается на дос­тигнутом. То, что в житейском опыте, религии, морали, искусстве, науке принимается за непоколебимую истину, для философии служит лишь отправным пунктом размыш­лений.

Фи­лософияэто продукт свободной твор­ческой деятельности человеческого разума.

Основной метод философии – рефлексия. Это означает – отражение мышления самого себя, мышление человека о своем мышлении, осознание им сво­его сознания.

Предмет философии - всеобщие свойства к связи (отно­шения} действительности - природы, общества, человека, от­ношения объективной действительности и субъективного ми­ра, материального и идеального, бытия и мышления. Предмет философии следует отличать от философских проблем, со­ставляющих содержание философии. Предмет философии су­ществует объективно, независимо от философии. Всеобщие свойства и связи существовали и тогда, когда никакой филосо­фии еще не было. Содержание философии - проблемы и их исследование, опирающееся на определенные философские принципы, законы и категории, они не существуют и не могут существовать независимо от философского учения.

Философия выступает как: 1) информация о мире в целом и отношении человека к миру (мировоззренческие функции); 2) комплекс принципов познания как всеобщий метод познава­тельной деятельности (методологические).

Мировоззренческие функции:

1) гуманистическая (вопросы жизни и смерти, проблемы от­чуждения);

2) социально-аксиологическая (создание ценностей, ин­терпретация и критика социальной действительности);

3 ) культурно-воспитательная;

4 ) объяснительно-информационная (разработка мировоз­зрения соответствующего современным требованиям).

Методологические функции:

1) эвристическая (содействие приросту научных знаний);

2) координирующая (координирует методы в процессе на­учного исследования);

3) интегрирующая; опираясь на специальные науки, обобщая их выводы, объединяет их на основе своих функций и методов познания. Вы­полняя таким образом интегрирующую функцию, она распро­страняет ее не только на науку, но и на другие области духов­ной культуры, включая все формы общественного сознания: политическое, правовое, моральное, эстетическое, религиоз­ное (или атеистическое);

4 ) логико-гносеологическая (разработка самого философ­ского метода).

Опираясь на общечеловеческий опыт, философия ищет ответы на вопросы: что есть человек, что он может знать, что дол­жен делать, на что смеет надеяться.

На протяжении многовековой истории философии ее содержание изменялось. В каждую историческую эпоху фи­лософы осмысливают возникающие в ней проблемы. Но наряду с преходящи­ми, временными вопросами в философии есть и «вечные» проблемы, которые всегда составляют предмет философии : смысл жизни, соотношение материи и духа, тайна беско­нечности, идеалы любви, добра, справедливости и т. п.

Но какими бы проблемами ни занимались философы, в основе философского знания всегда лежит установка на выясне­ние связи между человеком и миром.

2. Основной вопрос философии. Основные направления философской мысли.

В процессе исторического развития предмет философии ис­торически менялся в тесной связи с развитием общества, куль­туры, науки и самого философского знания. Причем очень редко философы считали результаты предшествовавшего фило­софствования несомненными. Практиче­ски вес великие мыслители стремились провести радикальную реформу философии и считали это существенно важной зада­чей. Если в платоновско-сократовском смысле филосо­фия—это вечный поиск Истины, Добра и Красоты, то Кант определял философию как науку об отношении всякого позна­ния к существенным целям человеческого разума, а А. Камю считал основным философским вопросом вопрос о самоубий­стве, т. е. вопрос о том, стоит ли жизнь того, чтобы ее про­жить? В современном мире самоопределение философии еще более многообразно.

В марксистской традиции в основу рассмотрения истори­ко-философского процесса были положены два принци­па—принцип социокультурной обусловленности философского знания и принцип развития. Конкретизацией последнего прин­ципа и выступило определение основного вопроса философии, предложенного Ф. Энгельсом: «Великий основной вопрос всей, в особенности новейшей, философии есть вопрос об отношении мышления к бытию». Этот вопрос, и свою очередь, подразделяется Энгельсом на два подвопроса: что является первичным или какова сущность мира? и «можем ли мы в наших представлениях и понятиях о действительном мире составлять верное отражение действительности?». Ответ на первый подвопрос служит основанием для разделения всех философских учений на два направления — материализм (при знает первичность бытия, природы) и идеализм (признает пер­вичность мышления, духа). Ответ на второй подвопрос — гносе­ологический — позволяет выделить две основные позиции — гносеологического оптимизма (утвердительный ответ) и агности­цизма (оспаривает возможность исчерпывающего, достоверного познания сущности мира). Историко-философский процесс предстает с точки зрения принципа развития как борьба мате­риализма и идеализма, которая вела к взаимообогащению этих двух противоположных направлений. Оба типа мировоззрения меняли свою историческую форму в тесной связи с развитием общества, науки, религии.





Дата публикования: 2014-11-29; Прочитано: 1043 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.006 с)...