Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Темы для реферирования или контрольной работы



Углублению самостоятельной подготовки студентов по истории русской литературы конца XIX - начала XX века служит и написа­ние контрольной (письменной) работы по одной из предложен­ных тем, которые охватывают широкий спектр изучаемого материа­ла. Работа должна быть самостоятельной, творческой, филологичес­ки грамотной, демонстрирующей знание художественных текстов, овладение основной исследовательской литературой. Возможны и другие, предложенные студентами, темы письменных работ, предварительно согласованные с преподавателями. Темы могут возникнуть и в процессе практических занятий, которые проводятся в течение всего семестра на дневном отделении (в сесси­онный период - на заочном) и концентрируют в себе главные, узло­вые темы, проблемы, писательские имена, произведения, изучаемые в этом историко-литературном курсе.

Темы для написания реферата согласуются со студентом. Это может быть вопрос, связанный с тем, что предлагается как экзаменационный, но взятый под иным углом зрения.

Для реферата предлагаются чаще всего вопросы, связанные с писателями, вынесенными на самостоятельное обучение. Список тем рефератов обновляется каждый новый семестр.

Примерные темы:

1. Сборник В.Я. Брюсова «Me eum esse» («Это я»). Поэтические особенности любовной лирики.

2. Цикл стихов А.Блока «Снежная маска» как трагедия любви.

3. Цикл стихов А.Блока «Пузыри земли»: мир земли в цикле.

4. Блок «Пляски смерти: символика «страшного мира».

5. Россия как лирическая величина в цикле «Родина» - 3-ий том.

6. Хлебников: поэзия языка (эксперимент формы).

7. Идеал в стихах Н. С. Гумилева («Путь конквистадора»).

8. «Облако в штанах» как программная поэма (проблематика и поэтика).

9. Живопись и поэзия (на примере ранних стихов В.Маяковского).

10. Детские темы не детского писателя Л.Андреева.

11. Тема бунта в пьесе «Савва» Л.Андреева.

12. Особенности темы деревни и проблема русского национального характера в рассказах И.А.Бунина 10-х годов.

13. Своеобразие образа босяка в творчестве М.Горького (от рассказов 90-х годов к пьесе «На дне»).

14. Философия любви в повести И.А. Бунина «Митина любовь».

15. Философия любви в книге рассказов «Темные аллеи» (Рассказы – по выбору).

16. Образ Матвея Кожемякина в «Жизни Матвея Кожемякина».

17. Тема матери в книге Горького «По Руси» и в «Сказках об Италии».

18. Правда и истина в пьесе М.Горького «На дне».

19. А. М. Ремизов: «Крестовые сестры»: своеобразие художественного мира произведения.

20. Куприн: проблема человеческой «хорошести» (повести «Олеся» и «Поединок»).

2.8.Формы и содержание контроля за усвоением знаний

Тесты

Тесты проходятся в режиме on-lain

1. Для тестирования используются тесты, расположенные на CD носителе: «Серебряный век». История русской поэзии // Авторский коллектив НовГУ под рук. Проф. Мусатова В.В. СПб, 2003.

Вопросы

для промежуточного контроля знаний (9 неделя)

1. Идейные и творческие искания молодого Горького. Традиции романтизма в рассказах 1890-х гг.: концепция личности, авторское начало.

2. Россия как "лирическая величина" в поэзии А.Блока (от 1 тома – к циклу «Родина»).

3. Какова концовка рассказа «Братья» И. А. Бунина, в чем ее смысл?

4. Назвать авторов и названия программных статей, с которыми связано появление акмеизма.

5. В каком году была написана повесть Горького «Фома Гордеев»? Почему писатель обратился к теме купечества? Дать характеристики купцам старшего поколения, пояснить в чем их сходство и отличие друг от друга.

6. Периодизация литературного процесса конца XIX — начала XX века. Назвать центральные произведения писателей, связанные по проблематике с эпохой революции 1905 года. Дать характеристику одного из них (по выбору)

7. Дореволюционное творчество А.Ахматовой: своеобразие мировосприятия поэтессы, образ героини стихов, своеобразие психологизма (привести примеры стихотворений).

8. В основе каких произведений Л.Н. Андреева лежат библейские сюжеты, с какими идеями писателя они связаны.

9. Назвать статьи А. Блока, в которых он рассуждает о русской интеллигенции. Какова позиция поэта по отношению к интеллигенции?

10. Христианская мораль и этика революционера в романе «Мать» (привести примеры эпизодов, раскрывающих эту проблему, характеризовать их).

11. Пьеса М. Горького «На дне»: проблематика и драматургический конфликт. Горьковская концепция «бывшего» человека. Авторская позиция и художественные средства ее выражения в пьесе.

12. В. Я. Брюсов – поэт символист. Урбанистическая тема в его поэзии начала ХХ века.

13. Кто такой Захар Воробьев, в чем смысл этого образа в рассказе Бунина? Какие еще произведения тематически или образно близки этому рассказу?

14. Каковы основные идеи статьи Д.С. Мережковского «О причинах упадка и новых течениях в современной русской литературе»?

15. Какие идеи были важны Горькому в период работы над повестью «Исповедь», как они отразились в произведении (богумильские, дуалистические, богоискательские, примиренческие, социалистические)?

16. Тема распада патриархальной усадьбы и устоев национальной жизни в рассказах И. А. Бунина 900-х годов. Характеризовать произведения.

17. История и современность в цикле А.Блока "На поле Куликовом". Особенность символики цикла.

18. В основе каких произведений Л.Андреева лежат библейские сюжеты, с какими идеями писателя они связаны?

19. Кому принадлежат слова (назвать работу): «[...] Если художник выразил в словах, или звуках, или внешних образах свое настроение, насколько сумел или насколько возможно, — он уже выполнил свое дело. Он дал возможность другому пережить свое чувство. Цель в художественном творчестве одна: выразить именно свое настроение, и выразить его полно. Общепонятность или общедоступность недостижима просто потому, что люди различны».

20. Отвергнутые жизнью и «отвергшие жизнь»: герои рассказов М.Горького 900-х годов

21. «Жестокая проза» Бунина. Повесть «Деревня»: проблемы, герои. Особенности художественного воплощения.

22. Трилогия «вочеловечения» А. Блока. Проблематика и особенности поэтической образности первого тома лирики.

23. Как и в каких произведениях решает Л.Андреев проблему судьбы человека? Проанализировать одно из них.

24. Кому принадлежат слова: «Всем телом, всем сердцем, всем сознанием – слушайте Революцию»? В связи с чем они сказаны? Назвать работу.

25. Проблематика и художественные особенности пьесы «Мещане». В чем новаторство горьковской драматургии этого периода?

Вопросы к экзамену

Экза­менационные вопросы являются своеобразной призмой, через которую просматриваются основные тенденции, течения, фе­номены русской литературы конца XIX - начала XX века, и вместе с тем определенным срезом (программой и итогом) вузовского курса, синтезирующим все формы изучения литературного процесса (лек­ции, практические занятия, письменные работы, коллоквиумы и др.).

1. Идейные и творческие искания молодого Горького. Традиции романтизма в рассказах 1890-х гг.: концепция личности, авторское начало.

2. «Русские босяки» М. Горького. Рассказы 90-х годов.

3. Повести «Фома Гордеев» и «Трое». Особенности конфликта. Новые герои прозы Горького. Историческая концепция Горького.

4. Особенности драматургии М. Горького 900-х годов. Пьеса «Мещане».

5. Пьеса М. Горького «На дне»: проблематика и драматургический конфликт, его философский характер. Концепция «бывшего» человека. Авторская позиция и художественные средства ее выражения.

6. Особенности композиции и жанра пьесы «На дне» М. Горького. Сценическая история пьесы. Образ Луки, отношение к нему автора

7. Пьесы М. Горького об интеллигенции («Дачники», «Дети солнца», «Варвары», «Враги» - по выбору). Проблема интеллигенции и народа.

8. Роман «Мать» М. Горького. Отцы и дети в романе.

9. Роман «Мать» М. Горького. Рабочие и интеллигенция в романе. Христианская мораль и этика революционера в романе.

10. Трилогия Горького о революции. Как решает Горький проблему поиска социальной и духовной истины?

11. Проблема русского национального характера в прозе М. Горького 10-х годов. Мещанство и революция в «окуровском цикле». («Городок Окуров», «Жизнь Матвея Кожемякина»).

12. Образ роди­ны и народа в книге рассказов «По Руси».

13. Особенности проблематики прозы И. А. Бунина 1890—начала 1900-х гг.

14. Мотивы распада патриархальной усадьбы и устоев национальной жизни в рассказах И. А. Бунина 900-х годов.

15. Философская проблематика и художественные особенности рассказов И. А. Бунина 1910-х годов.

16. Тема любви и бессмертия души в творчестве И. А. Бунина.

17. «Жестокая проза» Бунина. Повесть «Деревня». Своеобразие подхода автора к решению проблемы русской деревни.

18. Повесть «Суходол»: проблематика, особенности художественного решения образов. Повесть в контексте русской литературы и творчества Бунина.

19. Рассказы Л. Андреева 90-х гг. Люди «дна» и образ «маленького человека».

20. Философская проблематика рассказов Л. Андреева 1900-х годов.

21. Прозаическое творчество Л. Андреева периода первой русской революции. Проблематика и особенности стиля.

22. Проблема отношений человека и судьбы в творчестве Л. Андреева.

23. Пьеса Л. Андреева «К звездам». Проблема революции и интеллигенции.

24. Философские драмы Л. Андреева «Жизнь человека», «Анатэма». Экспрес­сионистские черты драматургии Л. Андреева.

25. Тема любви в творчестве А. И. Куприна.

26. Проза А. И. Куприна периода первой русской революции.

27. Проблема «хорошего человека» в творчестве А. И. Куприна.

28.Творчество одного из прозаиков-«неореалистов» (А. М. Ремизов: «Крестовые сестры» и др.; Е. И. Замятин: «Уездное», «На куличках».

29. Русский символизм 1890-х гг., эстетические принципы «старших символистов», идея самоценности искусства, творческого преображения художником реальности, особенности поэтического языка.

30. Программное оформление символизма как художественного тече­ния в 1900-е годы. Роль философии и поэзии Вл. Соловьева в формировании фи­лософских и эстетических воззрений символистов. Статьи теоретиков символизма (В.Я. Брюсов, Вяч. Иванов, А. Белый и др.)

31. Поэтическое творчество В. Я. Брюсова.

32. Трилогия «вочеловечивания» А. Блока. Проблематика и особенности поэтического языка первого тома лирики.

33. Проблематика и поэтика второго тома лирики А. Блока.

34. Тема «страшного мира» в третьем томе лирики А. Блока.

35. Особенности жанра, проблематики и образной системы поэмы А. Блока «Двенадцать».

37. Россия как "лирическая величина" в поэзии А.Блока (Родина. Ямбы). История и современность в цикле А.Блока "На поле Куликовом".

38. История возникновения и эстетическая позиция акмеизма.

39. Поэтическое творчество Н. С. Гумилева. От "Пути конквистадоров" к "Костру" Н.Гумилева: символизм и акмеизм, идеал и современность.

40. Дореволюционное творчество А.Ахматовой: мировосприятие, образ героини, своеобразие психологизма.

41. Эстетические принципы русского футуризма, особенности языка. Творчество В. Хлебникова.

42. Творчество В. В. Маяковского 1912 – 1917 годов. Противоречия поэтической практики и футуристической теории.

43. Образ поэта-проповедника грядущего мятежа в поэмах В. В. Маяковского.





Дата публикования: 2014-11-28; Прочитано: 453 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.009 с)...