Главная Случайная страница Контакты | Мы поможем в написании вашей работы! | ||
|
2.7.1 Содержание самостоятельной работы студентов по дисциплине «История русской литературы конца XIX – начала ХХ века»
Изучение и усвоение курса «История русской литературы конца XIX – начала ХХ века» предполагает самостоятельную работу студентов (СРС). СРС включает в себя чтение и осмысление обязательной и дополнительной литературы, конспектирование дополнительной литературы по темам теоретических и практических занятий, чтение и анализ художественных текстов, подготовку к промежуточной и завершающей аттестации, а также самостоятельную подготовку тем и вопросов, не вошедших в лекционный курс и предложенных для самостоятельного изучения.
Путь самостоятельного освоения материала:
1. Чтение художественных произведений обязательных и для самостоятельного чтения. Работая с художественным текстом, надо обращать внимание на его проблематику и поэтику.
2. Посещение лекций и активная работа на практических занятиях;
3. запись лекций, которые дополняются с помощью указанных прочитанных учебников, справочников, интернет материалов. Для этого оставлять чистой пространство на странице лекционной тетради (большие поля) для дополнительных записей;
4. ведение личного словаря теоретико-литературных терминов для повышения общей и филологической культуры (по типу глоссария – см. приложение).
5. внесение необходимых записей в дневник чтения по схеме: имя автора, годы жизни, принадлежность его периоду истории литературы, название текста, год его создания и/или опубликования, жанр, время и место действия в произведении, система образов, цитаты, художественный метод автора.
6. Чтение основной и дополнительной научно-исследовательской литературы,
7. Работа в читальных залах библиотек и в компьютерных классах с Internet-источниками (электронные библиотеки).
8. Составление необходимых (обязательных) конспектов по списку и иных, необходимых для глубокого самостоятельного освоения материала.
9. Заучивание наизусть стихотворений, согласно предложенному преподавателем списку. Стихотворения, указанные как для обязательного прочтения, необходимо прочитать и цитатно можно ввести в дневник.
10. Самостоятельный просмотр видеолекций по творчеству А.Блока.
11. Просмотр видеоматериалов: «На дне» - в 2-х вариантах; «Мать» фильм Г.Панфилова и др, указанные в Программе.
При работе с научной литературой, для улучшения запоминания концептуальной позиции того или иного исследователя, необходимо составлять конспекты, тезисы или планы изученного материала. Тезисы – это основные положения исследования, наиболее точно передающие его общее содержание. Их можно составить в форме расширенных цитат, либо пересказа, адекватно отражающего содержание исследования. Важно продолжить работу над тематической картотекой, в которой фиксируются все прочитанные монографии и статьи, их выходные данные. Эту работу необходимо проводить в течение всего периода обучения в университете.
Поскольку лекционный курс имеет свои временные ограничения, что делает невозможным охватить все значительные явления литературы. Поэтому студентам приходится самостоятельно изучать творчество отдельных писателей. В указанном курсе для самостоятельного изучения предлагается творчество А.Куприна, И.Шмелева, А.Ремизова, Н. Гумилева, А.Ахматовой, рассмотренных в контексте общих направлений литературы периода, но требующих более глубокого знания.
Углублению самостоятельной подготовки студентов по истории русской литературы конца XIX - начала XX века служит и написание контрольной (письменной) реферативной работы по одной из предложенных тем, которые охватывают широкий спектр изучаемого материала. Работа должна быть самостоятельной, творческой, филологически грамотной, демонстрирующей знание художественных текстов, овладение основной исследовательской литературой, понимание.
Возможны и другие, предложенные студентами темы письменных работ, предварительно согласованные с преподавателями. Они могут возникнуть и в процессе практических занятий, которые проводятся в течение всего семестра на дневном отделении (в сессионный период - на заочном) и концентрируют в себе главные, узловые темы, проблемы, писательские имена, произведения, изучаемые в этом историко-литературном курсе.
Планы практических занятий дают основные подходы (аспекты) к прочтению, анализу рассматриваемых проблем, произведений, тексты (с опорой на собрания сочинений) и рекомендуемую литературу.
Активная работа студентов на практических занятиях способствует как углублению их понимания художественного мышления, мастерства изучаемых авторов, так и систематизации учебного материала.
Завершают пособие вопросы для подготовки к экзамену. Экзаменационные вопросы являются своеобразной призмой, через которую просматриваются основные тенденции, течения, феномены русской литературы конца XIX - начала XX века, и вместе с тем определенным срезом (программой и итогом) вузовского курса, синтезирующим все формы изучения литературного процесса (лекции, практические занятия, письменные работы, коллоквиумы, тематические кафедральные дни и др.).
2.7.2. Статьи для конспектирования
1.Мережковский Д. О причинах упадка и новых течениях в современной русской литературе //Мережковский Д. Эстетика и критика. В 2-х тт. Т.1. М.,1994.
2. Брюсов В. Ключи тайн.
О «речи рабской».
В защиту поэзии // Брюсов В. Сочинения. В 2-х тт. Т.2. М.,1987.
4. Белый Андрей. Магия слов. // Белый А. Символизм как миропонимание. М.,1999. (Мыслители XX века). (Или по собранию сочинений).
5. Блок А. Народ и интеллигенция.
Стихия и культура.
О современном состоянии русского символизма.
Интеллигенция и революция.
Крушение гуманизма. //Блок А. О литературе. Изд.2-е, доп. М., 2006. (или по собранию сочинений).
6. Гумилев Н. Наследие символизма и акмеизм.
Жизнь стиха. // Гумилев Н.С. Письма о русской поэзии. М., 2001.
7. Кузмин М. О прекрасной ясности // Кузьмин М. Проза и эссеистика: В 3-х тт.Т, 3. М,.2000.
8. Мандельштам О. Утро акмеизма. // Мандельштам О.Э. Собр. соч. В 4-х тт. Т.2.М. 2000.
9. Маяковский В. Капля дегтя. // Поэзия русского футуризма. СПб., 1999. (Новая библиотека поэта).
10. Горький М. Заметки о мещанстве (по собранию сочинений).
11. Поэтические манифесты футуристов:
«Пощечина общественному вкусу» [Манифест из сборника «Садок судей II»], «Академия эгопоэзии. (Вселенский футуризм)».
«Грамота» //Поэзия русского футуризма. СПб.,1999; или по изд.: Русский футуризм. Теория. Практика. Критика. Воспоминания. / Сост. В.Н. Терехина, А.П. Зименков. М., 2000.
Дата публикования: 2014-11-28; Прочитано: 540 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!