Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Статьи и литературные манифесты, 1 страница



для обязательного чтения

1.Мережковский Д. О причинах упадка и новых течениях в современной русской литературе //Мережковский Д. Эстетика и критика. В 2-х тт. Т.1. М.,1994.

2. Брюсов В. О искусстве. Ключи тайн. Священная жертва. О «речи рабской». В защиту поэзии // Брюсов В. Сочинения. В 2-х тт. Т.2. М.,1987.

3. Иванов Вяч. Поэт и чернь. Две стихии в современном символизме. Мысли о символизме // Иванов Вяч. Родное и вселенское. М.,2004. (Мыслители XX века)

4. Белый Андрей. Магия слов. Символизм как миропонимание. // Белый А. Символизм как миропо­нимание. М.,1999. (Мыслители XX века). (Или по собранию сочинений).

5. Блок А. Народ и интеллигенция. Стихия и культура. О современном состоянии русского символизма. Интеллигенция и революция. Крушение гуманизма. //Блок А. О литературе. Изд.2-е, доп. М., 2006. (или по собранию сочинений).

6. Гумилев Н. Наследие символизма и акмеизм. Жизнь стиха. // Гумилев Н.С. Письма о рус­ской поэзии. М., 2001.

7. Кузмин М. О прекрасной ясности // Кузьмин М. Проза и эссеистика: В 3-х тт.Т, 3. М,.2000.

8. Мандельштам О. Утро акмеизма. // Мандельштам О.Э. Собр. соч. В 4-х тт. Т.2.М. 2000.

9. Маяковский В. Капля дегтя. // Поэзия русского футуризма. СПб., 1999. (Новая библиотека поэта).

10. Горький М. Заметки о мещанстве (по собранию сочинений).

11. Поэтические манифесты футуристов:

«Пощечина общественному вкусу», [Манифест из сборника «Садок судей II»], «Академия эгопоэзии. (Вселенский футуризм)». «Грамота» //Поэзия русского футуризма. СПб.,1999; или по изд.: Русский футуризм. Теория. Практика. Критика. Воспоминания. / Сост. В.Н. Терехина, А.П. Зименков. М., 2000.

Учебно-тематические планы дисциплины по специальности

Рабочий учебно-тематический план дисциплины

«История русской литературы конца XIX – начала ХХ века»

(очное отделение, 3 курс, 6 семестр специальность 31001-филология)

Тема Трудоемкость в часах
Очная Заочная заочная ускор.
Ауд. СРС Ауд. СРС Ауд. СРС
  1. Литература рубежа веков: общая характеристика. Русская культура конца Х1Х – начала ХХ века   1.1. Хронологические рамки и принципы периодизации «серебряного века». Характеристика периодов. 1.2.1890-е годы 1.3. 1900-е годы 1.4. 1908—1917 гг.   2. Модернизм. Формирование и развитие модернистских течений в литературе рубежа веков и в первое десятилетие XX века   3. Символизм: «старшие» и «младшие» символисты: Д.С.Мережковский, З. Н. Гиппиус, Ф. Сологуб (Ф. К. Тетерников), К. Д. Бальмонт, Андрей Белый (Б. Н. Бугаев)   3.1.Творчество В.Я.Брюсова. Особенности художнической и социальной позиции   3.2.Творчество А.А. Блока: «трилогия вочеловечивания». Символизм и Блок. Поэма «Двенадцать»   4. Акмеизм как литературное направление: Н.С. Гумилев А.А. Ахматова (Горенко), С.Н. Городецкий, М.А.Кузмин, О.Э. Мандельштам   5. Футуризм как литературное направление. Футуризм в живописи: Игорь Северянин (И. В. Лотарев), В.(Виктор Владимирович) Хлебников, В.Маяковский, А.Крученых, Д.Бурлюк   6. Реалистическое движение 1890-х — 1910-х годов (общая характеристика). Новое в реализме: Л.Н.Толстой, А.П.Чехов и писатели ХХ века (М.Горький, И.А.Бунин, А.И.Куприн, Л.Н.Андреев, А. М. Ремизов, Б.Зайцев, И.Шмелев). Общая характеристика   7. Творчество М.Горького (А. М. Пешков). 7.1.Творчество 90-х годов. 7.2.Драматургия. 7.3.Проза 900-х годов. 7.4.Повести Окуровского цикла. 7.5.Творчество 10-х годов.   8. Творчество И.А. Бунина 8.1. Поэтический талант писателя. Жанровое и художественное своеобразие творчества Бунина 8.2. Рассказы 90-х годов 8.3. Повести «Деревня» и «Суходол» 8.4. Рассказы 10-х годов 8.5. Цикл рассказов «Темные аллеи» и роман «Жизнь Арсеньева»   9. Творчество Л.Н.Андреева 9.1. Раннее творчество Л.Андреева 9.2. Творчество Андреева периода первой русской революции 9.3. Творчество Андреева 10-х годов. 9.4. Особенности творческого метода Л.Андреева                                                                                    
Всего            

Рабочий учебно-тематический план дисциплины

«История русской литературы конца XIX – начала ХХ вв»

(заочное ускоренное, 3 курс, 5-6 семестр специальность 31001-филология)

Тема Трудоемкость в часах
Очная Заочная   заочная ускор.
Ауд. СРС Ауд. СРС Ауд. СРС
  1. Литература рубежа веков: общая характеристика. Русская культура конца Х1Х – начала ХХ века   1.1. Хронологические рамки и принципы периодизации «серебряного века». Характеристика периодов. 1.2. 1890-е годы 1.3. 1900-е годы 1.4. 1908—1917 гг.   2. Модернизм. Формирование и развитие модернистских течений в литературе рубежа веков и в первое десятилетие XX века   3. Символизм: «старшие» и «младшие» символисты: Д.С.Мережковский, З. Н. Гиппиус, Ф. Сологуб (Ф. К. Тетерников), К. Д. Бальмонт, Андрей Белый (Б. Н. Бугаев)   3.1.Творчество В.Я.Брюсова. Особенности художнической и социальной позиции   3.2.Творчество А.А. Блока: «трилогия вочеловечивания». Символизм и Блок. Поэма «Двенадцать»   4. Акмеизм как литературное направление: Н.С. Гумилев А.А. Ахматова (Горенко), С.Н. Городецкий, М.А.Кузмин, О.Э. Мандельштам   5. Футуризм как литературное направление. Футуризм в живописи: Игорь Северянин (И. В. Лотарев), В.(Виктор Владимирович) Хлебников, В.Маяковский, А.Крученых, Д.Бурлюк   6. Реалистическое движение 1890-х — 1910-х годов (общая характеристика). Новое в реализме: Л.Н.Толстой, А.П.Чехов и писатели ХХ века (М.Горький, И.А.Бунин, А.И.Куприн, Л.Н.Андреев, А. М. Ремизов, Б.Зайцев, И.Шмелев). Общая характеристика   7. Творчество М.Горького (А. М. Пешков). 7.1.Творчество 90-х годов. 7.2.Драматургия. 7.3.Проза 900-х годов. 7.4.Повести Окуровского цикла. 7.5.Творчество 10-х годов.   8. Творчество И.А. Бунина 8.1. Поэтический талант писателя. Жанровое и художественное своеобразие творчества Бунина 8.2. Рассказы 90-х годов 8.3. Повести «Деревня» и «Суходол» 8.4. Рассказы 10-х годов 8.5. Цикл рассказов «Темные аллеи» и роман «Жизнь Арсеньева»   9. Творчество Л.Н.Андреева 9.1. Раннее творчество Л.Андреева 9.2. Творчество Андреева периода первой русской революции 9.3. Творчество Андреева 10-х годов. Особенности творческого метода Л.Андреева                     -           -   -     -     -                                        
Всего            

Рабочий учебно-тематический план дисциплины

«История русской литературы конца XIX – начала ХХ вв»

(очное отделение, 3 курс, 6 семестр специальность 30601-журналистика)

Тема Трудоемкость в часах
Очная (филолол.,\ журн.) Заочная (журн.) заочная ускор.
Ауд. СРС Ауд. СРС Ауд. СРС
  1. Литература рубежа веков: общая характеристика. Русская культура конца Х1Х – начала ХХ века   1.1. Хронологические рамки и принципы периодизации «серебряного века». Характеристика периодов. 1.2. 1890-е годы 1.3. 1900-е годы 1.4. 1908—1917 гг.   2. Модернизм. Формирование и развитие модернистских течений в литературе рубежа веков и в первое десятилетие XX века   2.1 Символизм: «старшие» и «младшие» символисты: Д.С.Мережковский, З. Н. Гиппиус, Ф. Сологуб (Ф. К. Тетерников), К. Д. Бальмонт, Андрей Белый (Б. Н. Бугаев)   2.2. Творчество В.Я.Брюсова. Особенности художнической и социальной позиции   2.3.Творчество А.А. Блока: «трилогия вочеловечивания». Символизм и Блок. Поэма «Двенадцать»   2.2 Акмеизм как литературное направление: Н.С. Гумилев А.А. Ахматова (Горенко), С.Н. Городецкий, М.А.Кузмин, О.Э. Мандельштам   2.3 Футуризм как литературное направление. Футуризм в живописи: Игорь Северянин (И. В. Лотарев), В.(Виктор Владимирович) Хлебников, В.Маяковский, А.Крученых, Д.Бурлюк   3. Реалистическое движение 1890-х — 1910-х годов (общая характеристика). Новое в реализме: Л.Н.Толстой, А.П.Чехов и писатели ХХ века (М.Горький, И.А.Бунин, А.И.Куприн, Л.Н.Андреев, А. М. Ремизов, Б.Зайцев, И.Шмелев). Общая характеристика   4. Творчество М.Горького (А. М. Пешков). 4.1.Творчество 90-х годов. 4.2.Драматургия. 4.3.Проза 900-х годов. 4.4.Повести Окуровского цикла. 4.5.Творчество 10-х годов.   5. Творчество И.А. Бунина 5.1. Поэтический талант писателя. Жанровое и художественное своеобразие творчества Бунина 5.2. Рассказы 90-х годов 5.3. Повести «Деревня» и «Суходол» 5.4. Рассказы 10-х годов 5.5. Цикл рассказов «Темные аллеи» и роман «Жизнь Арсеньева»   6. Творчество Л.Н.Андреева 6.1. Раннее творчество Л.Андреева 6.2. Творчество Андреева периода первой русской революции 6.3. Творчество Андреева 10-х годов. 6.4. Особенности творческого метода Л.Андреева                                                                                    
Всего            

Рабочий учебно-тематический план дисциплины

«История русской литературы конца XIX – начала ХХ вв»

(заочное отделение, 3 курс, 7 семестр специальность 30601-журналистика)

Тема Трудоемкость в часах
Очная (филолол.,\ журн.) Заочная (журн.) заочная ускор.
Ауд. СРС Ауд. СРС Ауд. СРС
  Литература рубежа веков: общая характеристика. Русская культура конца Х1Х – начала ХХ века   6.5. Хронологические рамки и принципы периодизации «серебряного века». Характеристика периодов. 6.6. 1890-е годы 6.7. 1900-е годы 6.8. 1908—1917 гг.   7. Модернизм. Формирование и развитие модернистских течений в литературе рубежа веков и в первое десятилетие XX века   2.1 Символизм: «старшие» и «младшие» символисты: Д.С.Мережковский, З. Н. Гиппиус, Ф. Сологуб (Ф. К. Тетерников), К. Д. Бальмонт, Андрей Белый (Б. Н. Бугаев)   2.2. Творчество В.Я.Брюсова. Особенности художнической и социальной позиции   2.3.Творчество А.А. Блока: «трилогия вочеловечивания». Символизм и Блок. Поэма «Двенадцать»   2.2 Акмеизм как литературное направление: Н.С. Гумилев А.А. Ахматова (Горенко), С.Н. Городецкий, М.А.Кузмин, О.Э. Мандельштам   2.3 Футуризм как литературное направление. Футуризм в живописи: Игорь Северянин (И. В. Лотарев), В.(Виктор Владимирович) Хлебников, В.Маяковский, А.Крученых, Д.Бурлюк   8. Реалистическое движение 1890-х — 1910-х годов (общая характеристика). Новое в реализме: Л.Н.Толстой, А.П.Чехов и писатели ХХ века (М.Горький, И.А.Бунин, А.И.Куприн, Л.Н.Андреев, А. М. Ремизов, Б.Зайцев, И.Шмелев). Общая характеристика   9. Творчество М.Горького (А. М. Пешков). 9.1.Творчество 90-х годов. 9.2.Драматургия. 9.3.Проза 900-х годов. 9.4.Повести Окуровского цикла. 9.5.Творчество 10-х годов.   10. Творчество И.А. Бунина 10.1. Поэтический талант писателя. Жанровое и художественное своеобразие творчества Бунина 10.2. Рассказы 90-х годов 10.3. Повести «Деревня» и «Суходол» 10.4. Рассказы 10-х годов 10.5. Цикл рассказов «Темные аллеи» и роман «Жизнь Арсеньева»   11. Творчество Л.Н.Андреева 11.1. Раннее творчество Л.Андреева 11.2. Творчество Андреева периода первой русской революции 11.3. Творчество Андреева 10-х годов. 11.4. Особенности творческого метода Л.Андреева                                                                                    
Всего            

Планы лекционных занятий

и учебно-методические материалы к ним

Лекция 1. Введение. Литература рубежа веков: общая характеристика.

Русская культура конца Х1Х – начала ХХ века

Конец XIX — начало XX века — особый и непростой период в истории общественной и художественной жизни России. Это эпоха нараста­ния социального кризиса и ощущение катасторфизма времени было у всех писателей, как завершавших свою жизнь и творческий путь (Л. Н. Толстой, А.П. Чехов), так и тех, кто только начал создавать свои первые произведения (М. Горький, И. А. Бунин, Л. Н. Андреев, А. А. Блок). Центральным в ощущении времени было представление о завершенности эпохи и культуры, что приводило к возникновению апокалипсических мотивов в литературе и искусстве начала века. Однако одновременно эпоха мыслилась не только как эпоха кризи­са, но и как время духовного и культурного подъема.

Разрушались старые идеалы, в том числе народнические, шел поиск новых идеологических концепций общественного развития, распространялись идеи марксизма, возникали новые течения русской философской мысли, повлиявшие на культуру в целом. В это время стало ощутимо противостояние принципов рационального познания мира и принципов иррационализма. В русской философской мысли позитивизм переживает кризис, возникают новые философские течения. При этом литература и философия сближаются в осмыслении новой роли духовного начала в обществе.

В качестве одной из центральных проблем выдвигается новое понимание отношений личности и среды, личности и массы, осмысляемое пи­сателями разных художественных течений 1890—1910-х гг. Кроме того, важной становится и проблема новой роли духовного начала в обществе, в осмыслении которой сближаются литература и философия.

Рубеж веков - особый, переломный период в истории общественной и художественной жизни России, связанный с литературой XIX века, но и принципиально обновляющийся.

Россия последнего десятилетия XIX в. и первых десятилетий XX в.: стык «концов» и «начал», кризис политической и государственной системы, общественного устройства, научной мысли, религиозных, этических, эстетических взглядов; его многообразные — позитивные и негативные — проявления.

Характерно: нараста­ние социального кризиса, ощущение художественной интеллигенцией «чрезвычайности» времени. Крушение народнической идеологии, поиск новых идеологических концепций общественного развития – факторы, повлиявшие на литературу и культуру.

Новые течения в русской философской мысли. Противопоставление принципам рационального познания мира принципов иррационализма. Возникновение ре­лигиозно-философских обществ и собраний. Проповедь «нового ре­лигиозного сознания».

Представление о завершенности эпохи и культуры, катастрофизме времени. Возникновение на этой почве апокалипсических мотивов в литературе и искусстве начала века, но в то же время укрепление представления об эпохе не только как эпохе кризи­са, но как времени духовного и культурного подъема.

Сближение литературы и философии в осмыслении роли духовного начала в обществе. Понимание проблемы духовности в различных те­чениях философской и эстетической мысли (в народ­нической, символистской, марксистской, футуристической критике). Появление «неореализма», символизма, русский авангарда, экспрессионизма.

Лекция 2. Хронологические рамки и принципы периодизации «серебряного века». Характеристика периодов.

Крах народнической идеологии. Новые концепции общественного развития. Духовная жизнь России: ренессанс, духовное обновление, культурный подъем. Творческие искания писателей. Новое осмысление личности и общества, искусства и действительности. Философские идеи, повлиявшие на эстетические теории.

1890-е годы: кризис сознания и кризис художественного творчества. Новые черты в истории и литературе. Первые симптомы появления модернизма в литературе. Оформление идей «старших» символистов, их первые манифесты и сборники стихов.

Новые тенденции раз­вития реализма. Завершение творческого пути Л.Толстого и А.Че­хова. Новые черты реализма в их творчестве. Писатели-реалисты по­коления 1890-х годов как продолжатели их традиций и творчес­ких исканий.

Писатели круга «Среды» и «Знания» (Н. Теле­шов, И. Бунин, А. Куприн, М. Горький, Л. Андреев, И. Шмелев). Значение издательского товарищества «Знание» в художе­ственной жизни России рубежа веков и начала XX века. Демократический характер общественных и нравственных идеалов писателей. Особенности понимания отношений личности и среды, характеров и обстоя­тельств. Интерес к духовной жизни человека из народа. Различия восприятия художественных принципов Л. Толстого и А. Че­хова «знаньевцами» (А. Куприн, И. Бунин) на разных этапах их творческого пути.

1900-е годы: оформление модернистских течений в литературе и искусстве. Фи­лософские и эстетические обоснования новой литерату­ры. Проблема синтеза искусств. Символизм 1890-х и младосимволизм.

Творческое взаимодействие художественных принципов реализма и модернизма в искусстве и литерату­ре.

Общественная и художественная ситуация в 900-е годы накануне революции 1905 г. Проблема «революция и интеллигенция». Проблема революции, ее судеб и исторических путей России. Тема пробуждения в человеке чувства личности, свободной от социального и духов­ного гнета. Взгляды писателей на проблему революции (бунта) после поражения революции 1905 г.

Кризис издательства «Знание».

«Неонату­ралистические» тенденции в литературе. Начало кризиса символиз­ма как литературной школы. М. Арцыбашев роман «Санин»). Революция 1905 г. ее роль в развитии философской и эстети­ческой мысли эпохи. Сборник «Вехи».

1908—1917 годы. Кризис символизма. Появление новых литератур­ных школ. Акмеизм как постсимволистское течение. «Школа» и ориги­нальность творческих индивидуальностей. Литературный авангард. Футуризм в литературе и изобразительном искусстве 1910-х гг. Об­щие тенденции развития. Писатели-реалисты 1910-х гг. Понятие о «неореализме».

Война и революция 1917 г. Раскол в писательской среде на по­чве отношения к Октябрьской революции и советской власти.

Высылка из России писателей, художников, философов, ученых, отказавшихся сотрудничать с советской властью. Проблема «двух потоков» русской литературы. Единство национальной литературы и дифференциация русского литературного процесса XX века.

Судьбы писателей «серебряного века» в эмиграции. Их место в литературной жизни русского зарубежья и России XX века.

Примечание: При чтении лекции используется видео презентация «Живопись конца 19 – начала 20-го века».

Литература

Учебные пособия:

1. Русская литература ХХ века. 1890-1910 / Под. ред. проф. С.А. Венгерова. М., 2000.

2. Соколов А. Г. История русской литературы конца XIX — начала XX века. Изд. 4-е, дополн. и перераб. М., 2000.

Дополнительная литература (научная)

3. Келдыш В. Русский реализм начала XX века. М., 2005.

4. Долгополов Л. К. На рубеже веков: О русской литературе конца XIX – начала XX века. Л., 2005.

5. Бердяев Н. А. Русская идея. Основные проблемы русской мысли XIX века и начала XX века /Гл. 10 // Мыслители русского зарубе­жья. Бердяев. Федотов. СПб, 1992

6. Ремизов Алексей. Исследования и материалы. СПб, 2004.

7. Сорокина О.Н. Московиана: Жизнь и творчество Ивана Шмелёва. М., 1999.

8. Черников А.П. Проза И.С. Шмелёва: Концепция мира и человека. Калуга, 2005.

9. Русская литература и журналистика начала ХХ века. 1905 – 1917: Буржуазно- либеральные и модернистские издания. М., 1984.

Дополнительная (общеобразовательная)

для самостоятельной работы студента

1. Русский театр и драматургия 1907-1917 гг. Л., 1988.

2. Сарабьянов Д. История русского искусства конца Х1Х – начала ХХ века. М., 1993; Он же. Стиль модерн. Истоки. История. Проблемы. М., 1989.

3. Русский театр и драматургия 1907-1917 гг. Л., 1988.

4. Кондаков И.В. Введение в историю русской культуры. М., 1997

5. http://www.bibliotekar.ru/isk/7.htm живопись конца 19 – начала 20 века

Источники интернет

для самостоятельной работы студента

1. Библиотека Мошкова http://lib.ru/#1 Здесь указания на другие библиотеки в сети

2. Библиотека Янко Слава http://yanko.lib.ru/

3. Библиотека Гумер http://www.gumer.info/

4. Библиотека Александра Белоусенко http://www.belousenko.com/

5. Библиотека Артикул: http://ithil.mcst.ru/~igor/

6. Библиотека. Единое окно доступа http://window.edu.ru/window/library

7. Каталог библиотек Спека http://vakh.online.com.ua/speca/art/literature.html

8. Журнальный зал http://magazines.russ.ru/magazines.html

1. Амелин Григорий. Лекции по философии литературы. Памяти Мераба Мамардашвили http://www.gumer.info/bogoslov_Buks/Philos/Amelin/Index.php

Контрольные вопросы по теме

1. В чем выражается новое понимание личности и среды в творчестве писателей изучаемой эпохи?

2. Какие периоды можно выделить в литературе рубежа веков, чем объясняется их выделение?

3. Дать характеристику каждому периоду, выделяемому в литературе рубежа веков.

4. В какое время появились сборники «Вехи» и «Знание»? С какими идеями они связаны?

5. Какие исторические события оказали воздействие на развитие русской литературы этого периода?

6. Какие философские идеи стали популярны в начале ХХ века? Чьи идеи повлияли на этические и художественные поиски писателей? Назвать классические работы этих философов.

Лекции №№3-5. Модернизм. Формирование и развитие модернистских течений в литературе рубежа веков и в первое десятилетие XX века. Философские и эстетические установки новых течений. Понятия: модернизм, декаданс и символизм. Формирование первых модернистских течений в литературе и в изобразительном искусстве. Формирование нового типа сознания и нового отношения к миру. Искусство и действительность.

Влияние философии Ницше, Шопенгауэра, Шпенглера на формирование позиции писателей.

Журнал «Северный вестник» – место блокирования русских декадентов и первые шаги символистов.

Общекультурные и эстетические условия появления символизма. Предтечи русского символизма в русской поэзии 1880-х годов. Истоки русского символизма: русские предсимволисты, французские предшественники («парнасцы», «проклятые» поэты, «символисты»).

Русский символизм как литературное движение, стадии развития, школы, группы. Вхождение в литературу. Эпатаж в стихах и поведении. Публикация текстов в журнале «Мир искусства», в издательстве «Скорпион». Журналы «Новый путь» и «Весы». Журнал «Мир Искусства» (1899—1904) как первое объединение художников и писателей «новых» направлений. Проблема художествен­ного индивидуализма, автономии искусства, красоты как вечной и глав­ной проблемы художественного творчества. Писатели и философы в журнале (Д. Философов, Д. Мережковский, В. Розанов, Л. Шестов).

Символизм: «старшие» и «младшие» символисты: Д. С. Мережковский, З. Н. Гиппиус, Ф. Сологуб (Ф. К. Тетерников), К. Д. Бальмонт, Андрей Белый (Б.Н.Бугаев), А.А Блок.

1890-е годы — первая стадия развития символизма: «старшие» символисты. Программные выступления (Н. Минский, «При свете совести»; Д. Мережковский, «О причинах упадка и о новых течениях современной русской литературы»; К. Бальмонт, «Элементарные слова о символической поэзии»; В. Брюсов, «Ключи тайн»; три сборника «Русские символисты», 1894 – 1895). Понимание искусства как инту­итивного постижения мира. Понятие о символе в теоретических и исто­рико-литературных работах символистов. Две концепции искусства символистов 90-х гг. Д. Мережковский о символизме как категории мировоззренческой, В. Брюсов — как литературной школе. Религи­озно-философские «Собрания» и их роль в формировании «нового религиозного сознания».

Программное оформление символизма как художественного тече­ния в 1900 гг. Роль в этом журнала «Весы» и его редактора В. Брюсова.

Декадентство – тема и позиция. Утверждение новой концепции ху­дожественного произведения. Отказ от наследства литературы XIX в.: отчуждение от идей социальности, общественности, народности, провозглашение новой философии, этики, эстетики, «нового поэтического содержания» (Мережковский). Традиции Ф. Тютчева, А. Фета, русской предсимволистской по­эзии (К. Фофанова, К. Случевского) в формировании поэтической системы русских символистов.

Перенесение акцента с изображаемого предмета на способ его истолкования. Идея самоценности искусства, творческого преображения художником реальности, проникновения через внешнюю оболочку в истинную суть явлений. Ведущие поэтические темы, их трансформация в поэзии 1900-х годов. Искусство как религия и искусство, как путь создания новой природы и новой красоты. Эстетизм и «дьяволизм». Образ поэта-Творца: провидца, жреца, обладателя тайн бытия. Попытки воз­рождения в искусстве мифологического мышления.

Философия шопенгауэровского солипсизма (Мережковский, Сологуб и др.), этика ницшевского имморализма; проблема «сверхчеловека». Космополитизм. «Старшие символисты» – создатели искусства с последовательно осуществленным господством личного принципа в познании, поведении, эстетике и художественной практике.

Д. С. Мережковский (1865-1941) - поэт, прозаик, теоретик символизма, литературный критик. Лирика Мережковского 1880-х гг., мотивы одиночества, опус­тошенности, призрачности жизни. Влияние поэзии С. Надсона. Неоднозначность образа лиричес­кого героя мрачного романтика, отчаявшегося скептика и мечтателя. Гражданские мотивы поэзии 1880-х гг.

Доклад «О причинах упадка и о новых течениях современной рус­ской литературы». Символ и слово. Три признака нового искусства (мистическое содержание, символы, расширение художественной впечатлительности) и русская классическая литература.

Ре­лигиозные воззрения Мережковского в работе «Лев Толстой и Дос­тоевский». Неохристианство Мережковского, идея Третьего Завета.

Философия истории Мереж­ковского. Трилогия «Христос и Антихрист». Решение вопроса о соот­ношении правды Христа и правды дьявола: Юлиан Отступник, Лео­нардо, Петр. Мотив царской крови («Антихрист. Петр и Алексей»).

Метафизическое восприятие первой русской революции. «Грядущий Хам». Три лика Хама.

Участие Мережковского в религиозно-философском обществе Н. Бердяева. Их религиозные разногласия.

Трилогия «Зверь из Бездны»: «Павел I», «Александр I», «14 декаб­ря». Антихрист и власть. Зверь, правящий именем Бога. Мотив напрас­ной крови в «14 декабря». Мотив единения Христа и вольности.

Литературно-критические работы Мережковского-неохристиа­нина. Мережковский и Горький. Отрицание «Октября» как пришествия Антихриста. Творчество в эмиграции.

Источники в интернет (дополнительные материалы и тексты)

http://az.lib.ru/m/merezhkowskij_d_s/

http://www.hrono.ru/biograf/bio_m/merezhkov_ds.php





Дата публикования: 2014-11-28; Прочитано: 641 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.022 с)...