Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Статьи и литературные манифесты, 4 страница



5. Какие изменения произошли в реализме молодых писателей начала ХХ века?

6. Особенности творчества А.Ремизова.

7. Жанрово-стилевое своеобразие творчества А.Куприна.

Лекции № 12-16. Творчество М.Горького (А. М. Пешков – 1868-1936)

Творчество М. Горького 90-х годов. Идейные и творческие искания молодого Горького. Связь творчества Горького с традициями русского реализ­ма. Горький и Толстой. Горький и Чехов. Дооктябрьское творчество (героико-романтические произведения).

Традиции романтической литературы в рассказах 1890-х гг.: концепция личности, принцип двоемирия, авторское начало. Рассказчик — проходящий и бывалый человек в поисках былинного богатырства. Спор с ницшевским имморализмом и христианской моралью. Смысл и значение «третьей морали»: «восстающего поддержи!» Антропоцентризм, присущий творчеству Горького (поэма «Человек»).

Горький и Ницше. Н. Михайловский, М. Меньшиков и другие критики о культе силы и индивидуализма в героях Горького. Босяки Горького в оценке критики

Полемика 1913 г. в «Русском слове»: «О «карамазовщине», «Еще о «карамазовщине» М. Горького и «Горький и Достоевский» Д. Мережковского. Статья Д. Мережковского 1916 г. «Не Святая Русь. Религия Горького». Взгляд Г. Адамовича на творчество Горького в контексте традиций Ф. Достоевского («Одиночество и свобода»).

Романы «Фома Гордеев» и «Трое». Особенности конфликта. Новые герои прозы Горького. Историческая концепция Горького. Романы Горького и традиции русского романа.

Драматургия. «Мещане». Драматургический метод Горького. Горь­кий и Чехов-драматург. Пьеса «На дне»: тема «дна», концепция «бывшего» человека. Философский характер драматургического конфликта. «Борьба идей» — основа драматического конфликта в «эпическом театре» Горького 1900-х годов.

Иллюстрация новой «человеко-правды» в пьесе «На дне»: идея «голого человека», рождение потребности в новом типе бытия, разъединение понятий «правда» и «истина». «Человеко-правда» Луки, Сатина и Бубнова и их адептов. Этика бродяжничества. Драматургическое новаторство Горького. Особенности композиции. Жанр. Сценическая история пьесы.

Пьесы об интеллигенции («Дачники», «Дети солнца», «Варвары»). Революция и культура, народ и интеллигенция. Горький о роли на­родных масс в истории. Полемика М. Горького с Л. Андреевым. «Дети солнца» Горького и «К звездам» Андреева. Единство замысла и различие его художественного решения.

Проза 900-х годов. Роман «Мать». Христианская мораль и этика революционера в романе. Тема отцов и детей в романе. Мать и сын: духовная и книжная культуры. Культ матери в творчестве Горького («Васса Железнова», «Жизнь Матвея Кожемякина», «Исповедь», «По Руси»). Андрей Находка: идея и личность. «Мать» и «Исповедь»: поиск человеком из народа социальной и духовной истины. Социальное и религиозное (роман «Мать»). Восприятие Горьким идей богостроительства А. Богданова. «Богостроительство» М. Горького, А. Луначарского, В. Базарова. Мечта о создании нового «обоженого» мира как воплощение религиозных корней большевизма. Идея собирательного человечества и креативности коллективного начала; мечта о рождении нового человечества в виде бессмертного самосозерцающего энергетического планетарного мозга, поиски «праведной земли».

Повести Окуровского цикла. «Итоговые книги» междуреволюционного десятилетия: циклы «окуровских» и автобиографических повестей и циклы рассказов «По Руси». Эволюция Горького-художника. Народ и революция, мещанство и революция в «окуровском цикле» («Городок Окуров», «Жизнь Матвея Кожемякина»).

Творчество 10-х годов. Образ роди­ны и народа в «Русских сказки», «По Руси», «Сказки об Италии». Стилевое разнообразие и внутреннее единство циклов. Новый характер горьковской романтики и сатиры.

Горький в годы Февральской и Октябрьской революций. Работа в газете «Новая жизнь». «Несвоевременные мысли»: неприятие насилия в революции; нравственность и политика; культура и революция; свобода слова, историческая и информационная правда. «Несвоевременные мысли» и статья 1915 г. «Две души»: Восток и Запад в русской психике. Журнал «Летопись». Выступления писателя в газете «Новая жизнь». Воззрения на грядущую революцию. Полемика с Лениным и большевиками.

Современное прочтение произведений М.Горького в кино и в театре. История изучения творчества Горького.

Литература

Учебные пособия:

1. Мусатов В.В. История русской литературы первой половины XX века (советский период). – М.: Высш. шк.; Изд. центр «Академия», 2001

2. Русская литература ХХ века. 1890-1910 / Под. ред. проф. С.А. Венгерова. М., 2000.

3. Соколов А. Г. История русской литературы конца XIX — начала XX века. Изд. 4-е, дополн. и перераб. М., 2008.

4. Учебное пособие on-lain: История русской литературы. Литература конца XIX — начала XX века (1881–1917) в 4-х тт. Т.4.: пособие (коллектив авторов) http://www.fictionbook.ru/author/kollektiv_avtorov/literatura_konca_xix_nachala_xx_veka/

5. Русская литература рубежа веков (1890-е — начало 1920-х годов): В 2 кн. / ИМЛИ РАН. М., 2001.

Дополнительная литература

6. Келдыш В. Русский реализм начала XX века. М., 2005.

7. Долгополов Л. К. На рубеже веков: О русской литературе конца XIX – начала XX века. Л., 2005.

8. Бердяев Н. А. Русская идея. Основные проблемы русской мысли XIX века и начала XX века /Гл. 10 // Мыслители русского зарубе­жья. Бердяев. Федотов. СПб., 1992

9. Клюс Э. Ницше в России. Революция морального сознания. // Edith W. Clowes “The Revolution of Moral Consciouness” Nietzsche in Russian Literature, 1890-1914 http://www.nietzsche.ru/around/a5_1.shtml (начало – вся книга)

10. Русский театр и драматургия 1907-1917 гг. Л., 1988.

11. История русской драматургии: вторая половина XIX - начало XX в., до 1917. Л., 1987. Нинов А. М. Горький и Ив. Бунин. Л., 1973.

12. Вехи. Сборник статей о русской интеллигенции. М., 1999.

13. Бялик Б.А. Горький-драматург. М., 2002.

14. Горький и русская журналистика начала ХХ века. ЛН. Т. 95. М., 1988.

15. Горький Максим: Рго еt соntra. СПб., 1997.

16. Михайловский Б.В. Творчество М. Горького и мировая литература. 1892 – 1916. М., 1965.

17. Михайловский Б., Тагер Е. Творчество М. Горького. М., 2001.

18. Никитин Е.Н. «Исповедь» М.Горького. Новое прочтение. М., 2000.

Источники интернет

для самостоятельной работы студента

http://www.rulex.ru/01040634.htm

http://maximgorkiy.narod.ru/

http://www.litera.ru/stixiya/authors/gorkij/articles.html

http://az.lib.ru/g/gorxkij_m/text_0140.shtml книга о Горьком

http://www.hrono.info/biograf/bio_g/gorky_max.php

http://www.slovo.ws/bio/rus/Gorki_Maksim/index.html

http://az.lib.ru/g/gorxkij_m/ тексты

Мультимедийные ресурсы

1. DVD К/ф «Мать» по роману М.Горького, режиссер Г.Панфилов.

2. DVD Две постановки пьесы «На дне»: МХАТ и «Современник».

3. DVD «Васса Железнова» в постановке МХАТ

4. DVD х/ф «Васса», реж. Г. Панфилов.

Вопросы и задания:

1. Какова концепция личности в раннем творчестве Горького?

2. В чем выражаются особенности конфликта в романе «Фома Гордеев»?

3. Назовите новаторские черты горьковской драматургии.

4. Как решаются проблемы морали и поиска истины в романе «Мать» и повести «Исповедь»?

5. Как решает Горький проблему «мещанство и революция»?

6. Какие горьковские идеи нашли отражение в «Несвоевременных мыслях»?

7. Горький и время: прочтение произведений Горького сто лет спустя.

Лекции № 17-19. Творчество И.А. Бунина (1870 - 1953) Раннее творчество. Поэзия И. Бунина. Тема родины, русской природы. Осмысление традиций А. Фе­та, Я. Полонского, А. К. Толстого. Стихотворный сборник «Листопад». Разрыв Бунина с символистами после издания «Листопада». Речь Буни­на на юбилее «Русских ведомостей» (1913); Бунин о писателях «нового типа» и состоянии современного русского языка.

Проза 1890—1900-х гг. «Антоновские яблоки», «Сосны», «Новая дорога». Начало личностного и художнического самоопределения. Первые шаги в освоении земной и космической феноменологии природы и отказ от эпигонского бытовизма. Замена событийной фабульности на внутренние переживания сущностного. Мотивы распада патриархальной усадьбы, устоев. Бунин в «Знании».

Сложность бунинского пути и его своеобразие на фоне литературы ХХ века. Путь Бунина-писателя от освоения традиционных для русской классической литературы тем и традиций к созданию особой бунинской прозы («жестокой», «поэтической»), где писатель касается насущных проблем современности, а затем и вечных проблем бытия. Центральные проблемы творчества Бунина: проблема памяти, бессмертия, творчества, любви.

Бунин в годы первой революции (1905): мотивы неизбежности перемен, исторического возмездия, человеческого противостояния «рабству»: цикл рассказов «Чернозем», стихи 1903—1906 гг.

Своеобразие бунинского повествования и поэтики в повестях 10-х годов. «Жестокая проза» Бунина: повести «Деревня» и «Суходо л», где Бунин выступил против народнической идеализации русской деревни, исторически осмысливая Россию как целое. Особенности композиции повестей, бунинская типизация, связь с фольклором, особенности образной структуры и языка. Стиль Бунина (живописность, внешняя изобразительность, рит­мическая организация). Новое в соотношении субъективного и объек­тивного начал. Толстовский психологический реализм и психологи­ческий рисунок в прозе Бунина.

Творчество 1910-х годов. Сборники прозы и стихов. Усиление внушающе-метафорического начала, нарастание лирической открытости. Историософские пророчества. Рассказы «Господин из Сан-Франциско», «Братья», «Иоанн Рыдалец», «Чаша жизни», «Захар Воробьев», «Грамматика любви», «Легкое дыхание» - вершины повествовательного искусства ХХ века.

Осуществление задачи создания полотна жизни России и мира в сложном переплетении исторических, социальных, бытовых, психологических и метафизических, онтологических противоречий. Передача бытийного через бытовое, психологического через феноменологическое, «эроса» через эротику, вечного через временное, сущностного через «случайное».

Христианс­кое мироощущение (рассказы «Третьи петухи», «Пост»). Идеи зем­ной жизни как Божьего дара (дневники Бунина, «Господин из Сан-Франциско»). Мотивы бессмертия души («Сны Чанга», «Легкое ды­хание»). Концепция любви как «святого свойства души» («Свя­тые»). Философская проблематика рассказа «Братья». Восприятие национального характера.

Неприятие Октября. «Окаянные дни» - «летописание» революционных событий. Слияние строгой «объективности» с лирико-философской субъективностью. Политональность прозы.

Творчество эмигрантского периода. Новые формы: философская симфония («Жизнь Арсеньева»), энциклопедия любовных трагедий («Темные аллеи»). Присуждение Нобелевской премии (1933 г.). «Темные аллеи» как итог идейных и эстетических исканий автора.


Литература

Учебные пособия:

1. Русская литература ХХ века. 1890-1910 / Под. ред. проф. С.А. Венгерова. М., 2000.

2. Соколов А. Г. История русской литературы конца XIX — начала XX века. Изд. 4-е, дополн. и перераб. М., 2008.

3. Учебное пособие on-lain: История русской литературы. Литература конца XIX — начала XX века (1881–1917) в 4-х тт.. Т.4.: пособие (коллектив авторов) http://www.fictionbook.ru/author/kollektiv_avtorov/literatura_konca_xix_nachala_xx_veka/

Дополнительная литература

4. Келдыш В. Русский реализм начала XX века. М., 2005.

5. Долгополов Л. К. На рубеже веков: О русской литературе конца XIX – начала XX века. Л., 2005.

6. Бунин И.А.: Pro et contra. Антология. СПб, 2001.

7. Нинов А. М. Горький и Ив. Бунин. Л., 1973.

8. Ильин И.А. О тьме и просветлении. Книга художественной критики. Бунин. Ремизов. Шмелёв. М., 1994.

9. Русская литература рубежа веков (1890-е – начало 1920-х гг.): В 2 кн/ Отв. ред. В.А. Келдыш. М., 2000.

10. Кузнецова Г. Грасский дневник http://webreading.ru/prose_/prose_rus_classic/galina-kuznecova-grasskiy-dnevnik.html

Источники интернет

для самостоятельной работы студента

4. Библиотека Мошкова http://lib.ru/#1 Здесь указания на другие библиотеки в сети

5. Библиотека Янко Слава http://yanko.lib.ru/

6. Библиотека Гумер http://www.gumer.info/

2. Библиотека Александра Белоусенко http://www.belousenko.com/

3. Библиотека Артикул: http://ithil.mcst.ru/~igor/

4. Библиотека. Единое окно доступа http://window.edu.ru/window/library

6. Каталог библиотек Спека http://vakh.online.com.ua/speca/art/literature.html

7. Журнальный зал http://magazines.russ.ru/magazines.html

8. «Жизнь Бунина». Воспоминания Муромцевой-Буниной В.Н. http://history.vuzlib.net/book_o007_12.html

Бунинские сайты (о нем и тексты)

http://www.bibliotekar.ru/rus-Bunin/index.htm

http://www.rulex.ru/01021127.htm

http://www.fplib.ru/biografii/bio20v/bunin

http://slova.org.ru/bunin/about/

http://www.litera.ru/stixiya/authors/bunin/articles.html

Об «Окаянных днях» и текст

http://www.philology.ru/literature2/litvinova-95.htm

http://www.fictionbook.ru/author/bunin_ivan_alekseevich/okayanniye_dni/

http://lib.aldebaran.ru/author/bunin_ivan/bunin_ivan_okayannye_dni/

Кузнецова: Грасский дневник http://www.peoples.ru/family/mistress/kuznetsova/

Или: http://www.kls.ksu.ru/boduen/bodart1_1.php?id=5&num=11000000

О ней: http://bunin.niv.ru/bunin/family/galina-kuznecova.htm

Мультимедийные ресурсы

DVD Х/ф «Дневник его жены»

Вопросы и задания

1. В каких рассказах 90-900-х годов впервые проявится бунинские философские взгляды?

2. Какие черты национального характера отмечает Бунин в героях рассказов 900-х годов?

3. Что такое «жестокая» проза Бунина?

4. Как соотносятся социальное и вневременное в бунинской художественной концепции?

5. Можно ли считать дневники «Окаянные дни» художественной прозой?

6. Какие темы являются главными в романе «Жизнь Арсеньева»?

7. Какие темы являются главными в цикле рассказов «Темные аллеи»?

Лекции № 20-22. Л. Н. Андреев (1871-1919). Раннее творчество Л. Андреева. Фельетонистика, очерки. Влия­ние традиций русской демократической прозы (Г. Успенского, А. Левитова). Рассказы 90-х гг. «Чеховские темы» в творчестве Андреева. Городская беднота, люди «дна» в творчестве писателя. Сентиментально-утопи­ческий гуманизм этих рассказов («Баргамот и Гараська», «Петька на даче»).

Обострение интереса к творчеству Достоевского. Появ­ление традиционного образа «маленького человека» в творчестве Андреева и проблемы «подпольного сознания». Андреев — писатель-юрист. Стремление «разгадать» загадки человеческой психики, общественного и «метафизического» поведения. Человек в повседневности и перед лицом мироздания («философские настроения»). Типология человеческих мировосприятий: приятие — неприятие жизни; подчинение ходу бытия — «бунт»

Экспрессионистская тенденция в русском реализме начала XX века и ее выражение в творчестве Л. Андреева.

Влияние на миропонимание Андреева западных философов (А. Шопенгауэра, Ф. Ницше, Э. Гартмана). «Рассказ о Сергее Петрови­че», «Стена», «Город». Недоверие к общественным и нравственным возможностям человека. Утверждение идеи трагического одиноче­ства человека в мире («Большой шлем»). Отрицание возможности человеческого сознания постичь истину мира (рассказы «Мысль», «Мои записки»).

Рассказы «Жизнь Василия Фивейского» и «Красный смех», их место в развитии художественного метода и стиля Андреева. Движе­ние к экспрессионизму. Божественность человека и его «богооставленность» («Жизнь Василия Фивейского»). Человек перед лицом современности, истории (и метаистории), революции. Выработка «неореалистических» принципов искусства в драматургии («философские диалоги», условный театр «лубка», театр современной мелодрамы «панпсихе» и др.) и в прозе (от символа к мифу — языческой и христианской мифологии, от лубка, апокрифа — к неомифологизму).

Человек и рок как центральная проблема творчества Андреева.

Творчество Андреева в годы революции и предоктябрьское де­сятилетие. Пьеса «К звездам». Проблема отношений революции и интеллигенции, революции и творчества. Пьеса «Савва».

Рассказы «Марсельеза», «Губернатор». Поиски «сущностей мира». Особенности стиля рассказов и их символики (психологизм, гиперболизм, своеобразная индивидуали­зация характеров). Значение аллегории и библейской мифологии.

Обострение противоречий в творчестве писателя. Рассказы «Иуда Искариот», «Тьма». Социально-конкретное и отвлеченно-абстракт­ное в трактовке образов. Утверждение нравственной бесцельности революционной борьбы.

Философские драмы Андреева «Жизнь человека», «Анатэма». Иррационализм миропонимания писателя. Экспрес­сионистские черты андреевской драматургии.

Проза Андреева 1910-х гг. Роман-памфлет «Дневник Сатаны». Проблема «зла» и «добра»: веч­ная капитуляция «добра». «Рассказ о семи повешен­ных».

Статьи Андреева о современном театре. Теория «психодрамы». Отрицание «театра действия» и утверждение будущего театра «чистого психизма», в котором главное действующее лицо — мысль. Андреев как пан-психолог (тенденция повторяемости эпитета и ключевых слов, психологическая деталь, напряженная эмоциональная атмосфера, теория интеллектуального переживания в прозе писателя и т.д.).

Своеобразие творческого метода (черты реализма, романтизма, символизма, импрессионизма, футуризма, экспрессионизма, выявляемые современниками). Абстрактно-философский смысл образа «Некто в сером» в творчестве Андреева. Сквозные темы творчества: о железных предначертаниях судьбы, о гордой схватке с ней человека, о его проигрыше в неравной борьбе: «Красный смех», «Сашка Жигулев», неоконченный роман «Дневник сатаны».

Постановочный принцип - «упразднение натуралистической видимости при сохранении строго реалистических основ», широкое, философское, вневременное обобщение жизни. Пьесы «Жизнь человека», «Дни нашей жизни», «Царь Голод», «Черные маски», «Анатэма», «Океан» и др. - как опыт античной трагедии, средневековой мистерии, народного театра. Чеховский принцип двойного действия. «Екатерина Ивановна» как образец панпсихической драмы с привнесением традиций театра А. Островского. Драма «Мысль» как антитеза философии Ф. Ницше, А. Бергсона, З. Фрейда. Исповедальные психодрамы («Самсон в оковах», «Милые призраки», «Реквием»). Травестийные пьесы.

Андреев — художник-экспериментатор, предшественник литературного экзистенциализма, экспрессионизма, сюрреализма, авангарда и постмодернизма с их проблематизацией объективности реального. Публицистика Андреева последних дней жизни.

Литература

Учебные пособия:

1. Русская литература ХХ века. 1890-1910 / Под. ред. проф. С.А. Венгерова. М., 2000.

2. Соколов А. Г. История русской литературы конца XIX — начала XX века. Изд. 4-е, дополн. и перераб. М., 2008.

3. Учебное пособие on-lain: История русской литературы. Литература конца XIX — начала XX века (1881–1917) в 4-х тт.. Т.4.: пособие (коллектив авторов) http://www.fictionbook.ru/author/kollektiv_avtorov/literatura_konca_xix_nachala_xx_veka/

4. Иезуитова Л.И. Творчество Леонида Андреева. М., 2002.

5. Беззубов В.И. Леонид Андреев и традиции русского реализма. М., 1999.

6. Бабичева Ю.В. Драматургия Леонида Андреева эпохи первой русской революции. М., 2001.

Дополнительная литература

1. Келдыш В. Русский реализм начала XX века. М., 2005.

2. Анастасьева И.Л. «Мефисто-вальсы» в русской литературе (по произведениям Л. Андреева и М. Булгакова) // Россия и Запад: Диалог культур. М., 2005.

3. Дымшиц А.Л. О пьесах Леонида Андреева // Андреев Л. Избранные пьесы. М., 1999.

4. Долгополов Л. К. На рубеже веков: О русской литературе конца XIX – начала XX века. Л., 2005.

5. Клюс Э. Ницше в России. Революция морального сознания. // Edith W. Clowes “The Revolution of Moral Consciouness” Nietzsche in Russian Literature, 1890-1914 http://www.nietzsche.ru/around/a5_1.shtml (начало – вся книга)

6. Русская литература и журналистика начала ХХ века. 1905 – 1917: Буржуазно- либеральные и модернистские издания. М., 1984.

6. Русский театр и драматургия 1907-1917 гг. Л., 1988.

7. Русский театр и драматургия 1907-1917 гг. Л., 1988.

8. Кондаков И.В. Введение в историю русской культуры. М., 1997

Источники интернет для самостоятельной работы студента

1. Библиотека Мошкова http://lib.ru/#1 Здесь указания на другие библиотеки в сети

2. Библиотека Янко Слава http://yanko.lib.ru/

3. Библиотека Гумер http://www.gumer.info/

5. Библиотека Александра Белоусенко http://www.belousenko.com/

6. Библиотека Артикул: http://ithil.mcst.ru/~igor/

7. Библиотека. Единое окно доступа http://window.edu.ru/window/library

8. Каталог библиотек Спека http://vakh.online.com.ua/speca/art/literature.html

9. Журнальный зал http://magazines.russ.ru/magazines.html

Сайты писателя

1. http://www.rodon.org/andreev/_adla.htm

2. http://az.lib.ru/a/andreew_l_n/

3. http://roza--mira.narod.ru/Andreev_D_L.htm подборка материалов о нем

4. http://art-death.at.ua/publ/20-1-0-28

5. http://www.rulex.ru/01010401.htm

Вопросы и задания

1. В чем своеобразие авторского подхода к изображению Иуды как библейского героя?

2. Как вы понимаете выражение «иудин грех» и что нового внес в осмысление этой темы Л.Андреев?

3. В чем суть конфликта повести «Иуда Искариот» и кто такие «другие»?

4. Сопоставительный анализ евангельского и андреевского Иуды.

5. В каких произведениях Андреева звучит тема рока?

6. Каковы поэтические особенности прозы Андреева?

Основные понятия курса

Неореализм, натурализм, неоромантизм, богостроительство, теория жизнестроения, модернизм, декаденство, символ, символизм, акмеизм, футуризм, импрессионизм, экпрессивное творчество, психодрамае, драма «философские диалоги», философская драма, позитивизм, сверхчувственное, мистицизм, политональность прозы, жестокая проза, мифопоэтика, мифологизм, словотворчество.





Дата публикования: 2014-11-28; Прочитано: 851 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.021 с)...