Главная Случайная страница Контакты | Мы поможем в написании вашей работы! | ||
|
по дисциплине «История русской литературы конца XIX – начала ХХ века»
Курс «История русской литературы конца XIX – начала ХХ века» - важная составляющая в филологической подготовке будущего специалиста. Преподавание данной дисциплины направлено на формирование у студентов системы базовых знаний о русской литературе переходной эпохи, рассматриваемой в контексте предшествующей и последующей истории литературы, русской истории и культуры конца XIX- начала XX века.
На лекционных и практических занятиях студенты знакомятся с основными тенденциями развития литературы этого периода, борьбой различных направлений, развитием важнейших литературных течений и школ, своеобразием творчества отдельных писателей.
Особое значение имеет выявление наиболее существенных особенностей стиля, художественного мастерства крупнейших писателей и поэтов, своеобразия художественного метода, образных и языковых средств. При этом данный материал рассматривается с учетом межлитературных связей и общекультурного контекста.
Формы и методы работы студентов в процессе изучения курса «История русской литературы конца XIX – начала ХХ века» предполагают: лекции, практические занятия, самостоятельную работу, чтение первоисточников, изучение учебной литературы, конспектирование, знакомство с интернет источниками, мультимедийными ресурсами.
Лекционное освоение материала предполагает активность восприятия материала студентом, в частности, ведение конспекта лекций с последующей работой над ним, возможность ведения ограниченного диалога с преподавателем во время лекции и после нее.
Практическое занятие представляет собой средство развития у студентов культуры научного мышления. Оно предназначено для углубленного изучения дисциплины, проработку отдельных наиболее важных и типичных в методологическом отношении тем курса и их применение при работе с практическим материалом овладения методологией научного познания. Главная цель практических занятий — обеспечить студентам возможность овладеть навыками и умениями использования теоретического знания применительно к особенностям изучаемой отрасли.
Особое внимание обращено на развитие навыков работы с литературой, на творческое освоение критического материала, что предостерегает от компиляции и компилятивного подхода в оценке научных проблем, которые развиваются именно при неправильной подготовке к практическим занятиям. Важный этап работы на практическом занятии - подготовка студентами сообщений на определенные темы, чтение и обсуждение их. Несомненно, главным остается самостоятельный анализ художественных текстов, осуществляемый студентами на основе полученный теоретических знаний и компетенций.
В организации практических занятий реализуется принцип совместной деятельности, сотворчества. Подобное занятие эффективно тогда, когда проводится как заранее подготовленное совместное обсуждение выдвинутых вопросов и результатов работы с текстами каждым участником. Реализуются общий поиск ответов учебной группой, возможность раскрытия и обоснования различных точек зрения у студентов. Такое проведение занятий обеспечивает контроль усвоения знаний и развитие научного мышления студентов.
На экзамене студент должен обнаружить знания основных фактов истории литературы рубежа XIX-XX вв., знакомство с крупнейшими литературными памятниками данного периода, умение определить идейно-художественные особенности программных произведений, должен уметь анализировать своеобразие литературного процесса и индивидуального творчества.
Планы практических занятий
и учебно-методические материалы к ним
2.6.1. Пояснительная записка
Практические занятия направлены на изучение произведений, принципиально важных для понимания творчества отдельного писателя. Студенты учатся рассматривать текст как самостоятельную единицу и находить типологическое сходство в произведениях данного периода и иных эпох. Текст рассматривается хронологически и диахронически. Во время практических занятий отрабатываются навыки аналитической работы с художественным текстом. Анализ предполагает сочетание комментированного чтения с углубленным анализом фрагментов текста, выявления художественного своеобразия, интерпретацию.
Практические занятия направлены на знакомство с дополнительной специальной научной литературой, при этом применяется метод конспектирования. Студенты ориентируются и на чтение электронных учебных пособий и отдельных интернет сайтов, связанных с проблемой занятия. Для получения дополнительных сведений студентам предлагается использовать Internet и DVD-ресурсы.
Современное понимание учебного процесса и осмысление изучаемого предмета предполагает применение новых методик преподавания, в частности, на практических занятиях используются мультимедийный иллюстративный материал, видеолекции и аудиозаписи.
Работа направлена на активизацию у студентов творческого потенциала, на формирование умений делать обобщения на литературно-художественном материале как при изучении творчества отдельного художника и конкретного произведения, так и при рассмотрении творчества писателя в широком историко-литературном контексте.
Все виды работы и методики направлены на формирование общей литературоведческой культуры студента, на умение профессионально анализировать структурно сложный художественный текст в его целостности, в единстве формы, содержания и эстетической составляющей. Акцент при этом ставится на совершенствовании умений и навыков анализа, движущегося от осознанного отношения к произведению, затем к анализу самого текста и, наконец, к выводам и обобщениям.
Планы практических занятий
Практическое № 1. Поэма А. Блока «Двенадцать»
Поэма – одно из трудно понимаемых студентами произведений. Необходимо разобраться в сложностях жанровой принадлежности поэмы, тяготеющей скорее к драме, чем к эпосу, так как драматический дух истории высказывается у Блока особым языком. Блок создает в поэме лирику хорового типа. В результате история воплощается в поэме как драма. На занятии студент должен увидеть полифоническую структуру поэмы, понять символику образов стихии, ветра, вьюги, красного флага, Христа.
План:
1. История создания поэмы.
2. Конкретно-историческое и символическое в образах поэмы.
3. Проблема революции и образ стихии в поэме.
4. Многозначность финала поэмы.
5. Особенности жанровой природы поэмы.
Литература:
1. Блок А. Текст поэмы «Двенадцать»
2. Блок А. Интеллигенция и революция (конспект)
3. Блок А. Крушение гуманизма (конспект).
4. Блок А. Записные книжки. М., 1965.
5. «Я лучшей доли не искал...» Судьба Александра Блока в письмах, дневниках, воспоминаниях. М. 1988. (гл. «Искусство и революция»)
6. Мусатов В.В. Пушкинская традиция в русской поэзии первой половины XX века. Блок. Есенин. Маяковский. М. 1992.
7. Гаспаров Б.М. Тема святочного карнавала в поэме А. Блока «Двенадцать» // Гаспаров Б.М. Литературные лейтмотивы. Очерки русской литературы XX века. М, 1994. С. 4-27.
8. Долгополов Л.К. Поэма Александра Блока "Двенадцать". Л., 1979.
9. Игошева Т.В., Мусатов В.В., Петрова Г.В. История русской поэзии: "Серебряный век". Лекционное приложение к мультимедийному курсу. Великий Новгород, 2002.
10. Басинский П. Трагедия понимания («музыка революции» и судьба интеллигенции в творчестве А. Блока) //Вопросы литературы. 1990. №6.
Интернет источники
1. Двенадцать http://www.litera.ru/stixiya/authors/blok/articles.html
2. Библиотека Мошкова http://lib.ru/#1 Здесь указания на другие библиотеки в сети
3. Библиотека Янко Слава http://yanko.lib.ru/
4. Библиотека Гумер http://www.gumer.info/
5. Библиотека Александра Белоусенко http://www.belousenko.com/
6. Библиотека Артикул: http://ithil.mcst.ru/~igor/
7. Библиотека. Единое окно доступа http://window.edu.ru/window/library
10. Журнальный зал http://magazines.russ.ru/magazines.html
Мультимедийный ресурс
9. Аудиозапись на CD носителе: «Серебряный век». История русской поэзии // Авторский коллектив НовГУ под рук. Проф. Мусатова В. В. СПб, 2003.
Практическое №2. Пьеса М. Горького «На дне»
Пьеса рассматривается как центральная для драматургии Горького этого периода, как философская пьеса, где привычные для писателя темы приобретают новый поворот. В пьесе Горький заостряет проблему «дна», но главное через нее решает проблему героя времени, героя литературы, размышляет о гуманизме, вере, правде, смысле жизни и человеке, его силе и слабости. Необходимо обратить внимание на неоднозначность образа Луки и Сатина и сравнить мнения критиков и деятелей театра об этих героях с позицией самого писателя.
План
1. Проблематика пьесы Горького «На дне».
2. Ремарки в пьесе «На дне».
3. Образы ночлежников в пьесе.
4. Проблема гуманизма в пьесе. Спор о вере и человеке.
5. Образ Луки в пьесе.
6. Автор и герои
Литература:
1. Бялик Б. «На дне» как философская драма // Бялик Б. Горький-драматург. М., 2007. С. 91-153. (Конспект.)
2. Бялик Б. Гуманизм подлинный и мнимый (Пьеса «На дне» сегодня) // Знамя. 1978. № 7. С. 214-227.
3. Юзовский Ю. «На дне» М. Горького. Идеи и образы. М., 1968.
4. Гачев Г. О. Логика вещей и человек. Прение о правде и лжи в пьесе М. Горького «На дне». М., 1982 или: Театр. 1966. № 12. С.81-92. (Конспект.)
5. Бялик Б. Что есть истина / по поводу статьи Г. Гачева//Вопросы литературы. 1967. № 6 С.67-87
6. Кузьмичев И. К. "На дне " М.Горького. Судьба пьесы в жизни, на сцене и в критике. Горький, 1981.
7. Мусатов В.В. История русской литературы первой половины XX века (советский период). – М.: Высш. шк.; Изд. центр «Академия», 2001
8. Соколов А. Г. История русской литературы конца XIX - начала XX века. М., 2007. С.122-127; 152-154.
9. Учебное пособие on-lain: История русской литературы. Литература конца XIX — начала XX века (1881–1917) в 4-х тт.. Т.4.: пособие (коллектив авторов) http://www.fictionbook.ru/author/kollektiv_avtorov/literatura_konca_xix_nachala_xx_veka/
10. Клюс Э. Ницше в России. Революция морального сознания. // Edith W. Clowes “The Revolution of Moral Consciouness” Nietzsche in Russian Literature, 1890-1914 http://www.nietzsche.ru/around/a5_1.shtml (начало – вся книга)
Мультимедийный ресурс
1. DVD Две постановки пьесы «На дне»: МХАТ и «Современник».
Практическое №3. Повесть И.А. Бунина «Деревня».
Особенности поэтики и структуры
Повесть рассматривается как центральное произведение творчества Бунина 10-х годов, вызвавшая в свое время большие споры и ставшая началом огромной популярности Бунина. Повесть показала светлые и темные, часто трагические, основы русской души. Бунин выступил против народнической идеализации русской деревни, исторически осмысливая Россию как целое.
Студенты должны понять концепцию повести, увидеть своеобразие ее композиции, бунинскую типизацию, связи с фольклором, особенности образной структуры и языка.
В рекомендованной литературе эти проблемы освещены достаточно, чтобы студент смог сделать самостоятельные выводы и проанализировать текст повести, исходя из поставленных вопросов.
План
1. История создания повести
2. История семьи Красовых. Образы братьев: Тихон и Кузьма.
3. Русские типы в повести: Балашкин - народный философ;
Дениска - человек, побывавший в городе;
Серый - самый нищий мужик Дурновки;
женские образы: Молодая, Однодворка '
4. Символические и мифопоэтические образы в повести. Фольклорные обряды.
5. Стиль Бунина (живописность, внешняя изобразительность, ритмическая организация).
6. Толстовский психологический реализм и психологический рисунок в повести.
Литература:
1. Бунин И. Собрание сочинений: В 9 т. М., 1965. Т.1. / Вступ. ст. А.Твардовского. О Бунине. С.7-48. Примеч. О.Михайлова. С.503-519; Т.З. М., 1965 / Суходол. С.133-187. Примеч. А.Мясникова. С.447-464, А.К.Бабореко. С.475-478.
2. Бунин И.А.: Pго еt соntrа: Личность и творчество Ивана Бунина в оценке русских мыслителей и исследователей: Антология. СПб., 2001.
3. Бабореко А.К. И.А. Бунин. Материалы для биографии (с 1870 по 1917). М., 1967.
4. Бердяева О.С. Фольклорные мотивы в повестях Бунина // Сборник докладов по материалам международной конференции. Новгород, 1996.
5. Варченко Н.А. Концепция русского национального характера в творчестве И.А. Бунина («Деревенский» цикл 1910-х гг.) http://www.rusnauka.com/5._NTSB_2007/Philologia/20279.doc.htm
6. Иезуитова Л.А.Роль семантико-композиционных повторов в создании символического строя повести-поэмы И.А.Бунина "Деревня" http://russianway.rchgi.spb.ru/Bunin/bun79.html
Практическое №4. Повесть Л. Андреева «Иуда Искариот»
Повесть не была понята современниками и вызвала споры из-за своеобразного переосмысления писателем евангельского сюжета. Студент должен понять основную идею произведения, понять закономерность появления такой вещи в творчестве Л. Андреева этого периода, понять связь повести с современностью и специфику переосмысления евангельских образов. Особенно надо обратить внимание на трактовку писателем образа Христа и Иуды.
Освоение студентами рекомендованной литературы поможет разобраться в поэтических особенностях произведения.
План
1. История создания повести Л. Андреева «Иуда Искариот»
2. Евангельская основа сюжета повести Л. Андреева «Иуда Искариот»
3. Образы апостолов в произведении Л. Андреева. Особенности их изображения. Социально-конкретное и отвлеченно-абстрактное в трактовке образов.
4. Образ Иуды у Л. Андреева.
- «психология» предательства
- тема двойничества
- тема лжи
5. Проблема бунта в повести. Утверждение нравственной бесцельности революционной борьбы.
Литература:
1. Андреев Л. Н. Собр. соч.: В 6 т. М., 1990. Т.2.
2. Андреев Л. S.0.S. Дневник. Письма, статьи и интервью. Воспоминания современников. М.,-Спб., 1994.
3. Евангелие от Матфея.
4. Анненский И. Иуда // Анненский И. Вторая книга отражений. М., 1987.
5. Беззубов В.И. Леонид Андреев и традиции русского реализма. М., 1999.
6. Иезуитова Л.И. Творчество Леонида Андреева. М., 2002.
7. Повесть Леонида Андреева Иуда Искариот: "Психологическая интерпретация евангельского сюжета" http://www.bibliofond.ru/view.aspx?id=31922
8. Андреев Л. в оценках критики http://www.licey.net/lit/eretic/iudaKritiki
9. Русская литература ХХ века. 1890-1910 / Под. ред. проф. С.А. Венгерова. М., 2000.
10. Учебное пособие on-lain: История русской литературы. Литература конца XIX — начала XX века (1881–1917) в 4-х тт.. Т.4.: пособие (коллектив авторов) http://www.fictionbook.ru/author/kollektiv_avtorov/literatura_konca_xix_nachala_xx_veka/
Дата публикования: 2014-11-28; Прочитано: 484 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!