Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Статьи и литературные манифесты, 2 страница



http://www.litera.ru/stixiya/authors/merezhkovskij.html

З. Н. Гиппиус (1869 - 1945). «Непобедимая правдивость» (В. Брюсов) четырех сборников стихов Гиппиус. Анатомия души, ищущей высшего смысла существования и не находящей его («декадентская мадонна»). Гиппиус-поэт, прозаик, литературный критик (псевдоним Антон Крайний), драматург, организатор символистских собраний, изданий, кружков. Дневники и мемуары Гиппиус, книга «Дмитрий Мережковский».

Источники в интернет (дополнительные материалы и тексты)

http://www.litera.ru/stixiya/authors/gippius.html

Ф. Сологуб (Ф. К. Тетерников) (1863-1927).

Разночинно-демократические корни биографии и творчества (декадентство от демократии). Автобиографизм стихов и прозы.

«Лик» и «личины». Основной художественный прием - превращение «бытового» импрессионизма в символы онтологического ужаса бытия и «пошлости» в «мировой хаос» (романы «Тяжелые сны», «Мелкий бес», «Творимая легенда»). Роман «Мелкий бес» - осмысление традиций русского классического реализма (Гоголя, Достоевского, Салтыкова-Щедрина). Концепция человеческой натуры. Оценки образа Передонова (В. Ле­нин, Г. Адамович). Чеховская тема в творчестве Сологуба.

Ведущие темы творчества: красота, любовь, смерть. Проблемы творческой фантазии, мифологизма. Интертекстуальность. Катарсические начала.

М. Горький об апологии смерти в творчестве Сологуба. Статья Сологуба 1907 г. «Человек че­ловеку — дьявол»; оправдание дьявола. Солипсизм в мировоззрении Сологуба.

Концепция жизни как цепи преображений, как нескончаемой лест­ницы совершенств (предисловие Сологуба к сборнику «Пламенный круг»), действительность как грязная девка Альдонса (статья «Демоны поэтов»). Ойле — страна-утопия в поэзии Сологуба.

«Творимая легенда». Концепция творчества как преображения жизни, сотворения легенды.

Неприятие революции 1917 года. Отношение к советской России. Участие в де­ятельности Союза писателей. Символистские мотивы в послеок­тябрьских поэтических сборниках.

Источники в интернет (дополнительные материалы и тексты)

http://az.lib.ru/s/sologub_f/

К. Д. Бальмонт (1867-1942) поэт импрессионистской стилевой тенденции в поэзии старших символистов. Программный индивидуализм его поэзии. Творческая эволюция поэта. Декларация жизнеутверждения.

Сборники стихов «Горящие здания» и «Будем как Солнце». Космогоническая картина мира в сборнике «Будем как Солнце», гимны стихиям. Мотив «проклятия человека» в сборнике «Литургия Красоты. Стихийные гимны». Революционная поэзия Бальмонта 1900-х гг. Бальмонт — прозаик, критик, переводчик. Книга «Революционер я или нет?», неприятие большевизма. Эмиграция (1920).

Источники в интернет (дополнительные материалы и тексты)

http://az.lib.ru/b/balxmont_k_d/text_0200.shtml

http://www.litera.ru/stixiya/authors/balmont/articles.html

http://lib.rus.ec/b/4902

Символизм 1890-х гг. и младосимволизм (символисты 1900-х гг).

Задачи младосимволизма — преодоление господства личного принципа и замена его религиозно-мистическим миросозерцанием. Чувство связи с Божественной волей и своей пророческой миссии. Философская основа миросозерцания — учение Платона о двоемирии: о мире существующем — «искаженном», и идеальном — истинном, прекрасном. Учение Вл. Соловьева о воплощении Божественных идей в Божественной гармонии с пришествием конца старого мира. Роль философии и поэзии Вл. Соловьева в формировании фи­лософских и эстетических воззрений символистов. Эсхатология «старших» и «младших» символистов.

Учение младосимволистов о «теургизме» поэтов, о жизнетворчестве и соборности. Учение о символе. Две теории мифопоэтической функции символа («ознаменования» и «преображения»). Интерпретация символизма как мироощуще­ния и умонастроения. Теургическая концепция искусства. Понимание красоты как действенной силы, преобразующей мир, а искусства как средства служения этой цели.

Трактовка событий современности и прошлой социально-исторической жизни России в духе этих идей. Восприятие революции как духовного события.

«Дионисийство» младших символистов и философия Ницше. Теория «синтеза» и попытки воплощения мистической утопии.

Выработка новых литературных форм (лирический цикл; лирические романы, эпопея, драма; монодрама; лирическая симфония). Вклад младосимволистов в теорию литературы (теория символа, связи символа с мифом).

Революция 1905 г. и наступление эпохи «разуверений» младосимволистов в метафизических концеп­циях Соловьева и в своих ранних мистических идеалах.

Спор о судьбе символизма. Его организационный распад. Русский символизм в контексте мирового литературного разви­тия.

Источник в интернет (дополнительные материалы и тексты)

http://slova.org.ru/n/simvolizm/


Андрей Белый (Б. Н. Бугаев - 1880-1934). Ранний этап творчества. Увлечение идеями Ф. Ницше, А. Шопенгауэра, Вл. Соловьева. «Симфонии» Белого. Поэтика «Симфоний». Попытка синтеза искусств. Сборник «Золото в лазури». Стилевые особенности стихов сборника. Мистические чаяния и предвестия, романтическая авто­ирония.

Революция 1905 г. Кризис веры Белого в мифологию Соловьева. Сборник стихов «Пепел». Темы сборника — революция, народ, Рос­сия. Урбанистические мотивы и их место в стихах сборника. Сб. стихов «Урна».

Проза Белого. «Серебряный голубь». Стилизация и ее функция в творчестве Белого. Роман «Петербург» — выражение основных творческих идей писателя 1910-х гг. Проблема революции, тема «Восток и Запад» и их художественное осмысление в романе. Свое­образие образной структуры. Увлечение Белого антропософскими идеями Р. Штейнера.

Проза Белого 1920-х гг. Мемуары «На рубеже двух столетий», «Начало века. Воспоминания», «Между двух революций» как «история» русского символизма.

Источники в интернет (дополнительные материалы и тексты)

http://lib.rus.ec/b/4902

http://az.lib.ru/b/balxmont_k_d/text_0200.shtml

http://www.litera.ru/stixiya/authors/balmont/articles.html

Литература по теме:

Учебные пособия

1. Игошева Т.В., Мусатов В.В., Петрова Г.В. История русской поэзии: «Серебряный век». Лекционное приложение к мультимедийному курсу. Великий Новгород. 2002.

2. Русская литература ХХ века. 1890-1910 / Под. ред. проф. С.А. Венгерова. М., 2000.

3. Соколов А. Г. История русской литературы конца XIX — начала XX века. Изд. 4-е, дополн. и перераб. / Библиография, с. 409-415. М., 2000.

4. Критика русского символизма. В 2 тт. / Сост., вступ. ст., примеч. Н.А. Богомолова. М., 2002.

5. Литературные манифесты: От символизма до «Октября» (сост. Бродский Н. Л., Сидоров Н. П.) М., 2001.

6. Русская поэзия серебряного века. 1890-1917. Антология/ Вступ. ст. М.Л. Гаспарова. М., 2003.

Дополнительная литература к отдельным именам

7. Белый Андрей. Проблемы творчества: Статьи. Воспоминания. Публикации. М., 1988.

8. Лавров А.В. Андрей Белый в 1900-е годы: Жизнь и литературная деятельность. М., 1995.

Научная литература

9. Долгополов Л. К. На рубеже веков: О русской литературе конца XIX – начала XX века. Л., 2005.

10. Мусатов В.В. Пушкинская традиция в русской поэзии первой половины ХХ века. [А.Блок, С.Есенин, В.Маяковский]. М. 1991.

11. Мусатов В.В. История русской литературы первой половины XX века (советский период). – М.: Высш. шк.; Изд. центр «Академия», 2001

12. Максимов Д. Е. Русские поэты начала века. Л., 2006.

13. Русская литература и журналистика начала ХХ века. 1905 – 1917: Большевистские и общедемократические издания. М., 1984.

14. Русская литература и журналистика начала ХХ века. 1905 – 1917: Буржуазно- либеральные и модернистские издания. М., 1984.

15. Сарабьянов Д. История русского искусства конца Х1Х – начала ХХ века. М., 1993; Он же. Стиль модерн. Истоки. История. Проблемы. М., 1989.

16. Гервер Л.Л. Музыка и музыкальная мифология в творчестве русских поэтов (первые десятилетия ХХ века). М., 2001.

17. Кондаков И.В. Введение в историю русской культуры. М., 1997; Он же. Русская литература ХХ века. М., 2002.

18. История русской литературы 19 - начала 20 века: Библиографи­ческий указатель. Общая часть / Под ред. К.Д.Муратовой. СПБ., 2003.

19. Русские писатели. 1800-1917: Библиографический словарь. Т.1. (А-Г).-М., 1989; Т.2 (Г-К).-М., 1992; Т.З (К-М).-М., 2004.

20. Русские писатели. XX век. Библиографический словарь. В 2-х час­тях. М., 2000.

Источники интернет

для самостоятельной работы студента

1. Библиотека Мошкова http://lib.ru/#1 Здесь указания на другие библиотеки в сети

2. Библиотека Янко Слава http://yanko.lib.ru/

3. Библиотека Гумер http://www.gumer.info/

4. Библиотека Александра Белоусенко http://www.belousenko.com/

5. Библиотека Артикул: http://ithil.mcst.ru/~igor/

6. Библиотека. Единое окно доступа http://window.edu.ru/window/library

7. Каталог библиотек Спека http://vakh.online.com.ua/speca/art/literature.html

8. Журнальный зал http://magazines.russ.ru/magazines.html

Мультимедийный ресурс

1. Аудиозапись на CD носителе: «Серебряный век». История русской поэзии // Авторский коллектив НовГУ под рук. Проф. Мусатова В. В. СПб, 2003.

Контрольные вопросы и задания по теме

1. Каковы модернистские направления в литературе? Общее в развитии литературы и искусства начала ХХ века.

2. Зарождение символизма в России. «Старшие символисты»: основные идеи, концепция творчества.

3. Каковы основные идеи статьи Д.С. Мережковского «О причинах упадка и новых течениях в современной русской литературе»?

4. Символизм 900-х годов: «младшие» символисты. Философия начала ХХ века и ее влияние на поэзию начала ХХ века.

5. Идеи каких философов повлияли на эстетику литературы изучаемого периода?

6. Какие статьи В.Брюсова, касающиеся характеристики символизма как направления Вы знаете?

7. Как понимает символ и символизм Брюсов?

8. Как понимает символ и символизм Мережковский?

9. Каковы эстетические принципы «старших символистов»?

10. В чем и как выражается идея самоценности искусства в поэзии символистов?

11. В чем особенности творческого преображения художником реальности в поэтической практике символистов?

12. Каковы особенности поэтического языка символистов?

Лекция №6. В. Я. Брюсов (1873-1924). Творчество Брюсова 1890-х гг. Литературный дебют: три альманаха «Русские символисты». Декадентские мотивы в сборни­ках «Русские символисты», программный характер сборников. Кни­ги стихов «Chefs d'oeuvre» («Шедевры»), «Me eum esse» («Это – я»). Программные стихи, их темы и «формы». Создание нового поэтического мира. Приемы символизации. Романтический субъективизм восприятия мира, формалистические установки поэта. Влияние на Брюсова западной символистской по­эзии (Рембо, Маллармэ, Верлена). Эстетические взгляды раннего Брюсова. Трактат «О искусстве»: обоснование эстетических принципов. Первые попытки обновления метрики русского стиха.

Новый этап творческого развития Брюсова в 1900 гг. Брюсов организатор символистского движения в России. Организация издательства «Скорпион», журнала «Весы» (1904-1909).

«Ключи тайн» — программа «свободного» символического искусства. Книги стихов «Tertia Vigilia» («Третья стража»), «Urbi et orbi» («Городу и миру»), «Stephanos» («Венок»). Отход от резкого субъективизма. Поиски объективно значимых тем и характе­ров. Идеал героики и проблема героического. Прославление силы. Замысел «Снов человечества» и осуществление его в ряде циклов. Судьбы древних цивилизаций и поиски аналогий с современностью. Образы мифологии, истории, современности. Универсализм брюсовских исторических образов. Раз­думья над судьбами истории. Сознание эпох и проблемы стилизации. Урбанистическая поэзия: синтез ряда амбивалентных мотивов. Брюсов и Э. Верхарн. Жанры и стиль урбанистической по­эзии Брюсова. Брюсов и городская лирика А. Блока.

Брюсов и революция 1905 г. Представление о крушении культу­ры в революции. Противоречия эстетических взглядов Брюсова. Стихотворения «Конь блед», «Грядущие гунны», «Кинжал» и др. Поэма «Замкнутые».

Нормативность брюсовской поэтики 1910-х гг. Ориентация на классические традиции.

Брюсов — прозаик. Исторические романы Брюсова. Брюсовская концепция исторического развития человеческой цивилизации. История и стилизация истории. Романы Брюсова из эпохи раннего христианства. Различие исторической концепции Брюсова и Мережковского. Роман «Огненный ангел». Совмещение современного и историческо­го содержания. Полемика с теургической концепцией младосимволистов. Трансформация мотивов в сборниках стихов 1909—1919 гг. Отход от символизма. «Научные стихи».

Брюсов — критик и переводчик. Послеоктябрьское творчество Брюсова. Вклад Брюсова в рус­скую культуру.

Источники в интернет (дополнительные материалы и тексты)

http://www.brusov.net.ru/lib/sa/author/100002

http://www.tonnel.ru/?l=gzl&uid=1099&op=bio

http://www.litera.ru/stixiya/authors/bryusov/articles.html

http://bryusov.lit-info.ru/bryusov/stihi/1918-1924.htm

http://bryusov.lit-info.ru/bryusov/stihi/1893-1897.htm

Лекции № 7-9. А. А. Блок (1880-1921). Этапы развития мировоззрения и творчества поэта. Три книги стихотворений — «роман в стихах», «трилогия вочеловечения». Тема, идея, этапы пути — композиционный стержень целого.

Ранние стихи. Влияние романтической поэзии В. Жуковского, лирики А. Фета и Я. Полонского. Книга «Стихов о Прекрасной Да­ме». Мистическая романтика. Мотивы мистических предчувствий. Влияние поэзии и философии Вл. Соловьева. «Разуверения» в мис­тике Соловьева. Появление мотивов арлекинады. Формирование эс­тетических взглядов Блока.

Революция 1905 г. и творчество Блока. Кризис философского идеализма. Обострение внимания к общественной жизни. Влияние на Блока идей и поэтики В. Брюсова. Сборник стихов «Нечаянная радость». Столкновение реальности и романтической фантастики. «Снежная маска». Роль и характер метафор в книге. Жизнеутверж­дающий пафос стихов цикла «Вольные мысли». Блок о роли и месте художника в жизни. Отрицание мистических основ искусства. Раз­рыв с символистами-мистиками.

Возникновение блоковской концепции отношений народа и ин­теллигенции. Трагическое ощущение оторванности от народной жизни. Статья «Народ и интеллигенция». Драматургия Блока. Лирические драмы как этап ху­дожественных исканий Блока («Балаганчик», «Король на площади», «Незнакомка»). Тема поисков путей к народу, родине в драматургии Блока («Песня Судьбы»).

Урбанистические мотивы поэзии Блока. Осо­бенности блоковского восприятия города и городской культуры. Те­ма Человека в «страшном мире» («Страшный мир»). Романтическая сатира в творчестве Блока (цикл «Пляски смерти»). Трагическое в поэзии Блока.

Усиление общественных мотивов, веры в светлые начала жизни в лирике Блока 1910-х гг. («Ямбы»). Поэма «Соловьиный сад», ее программное значение в творческих исканиях Блока.

Тема исторических судеб России, связей ее настоящего с про­шлым и будущим (циклы «На поле Куликовом», «Родина»). Поэма «Возмездие». Особенности жанра и стиля. Проблема литературных традиций в творчестве Блока 1910-х гг. Блок и классическая поэзия XIX века. Эволюция поэтического стиля Блока.

Творчество Блока после 1917 г. Поэма «Двенадцать». Художе­ственный мир поэмы. Образы-символы природных и социальных явлений. Художественная кон­цепция стихии, «музыки». Образ «двенадцати», об­раз-символ Христа. Полифонизм поэмы. Композиция, стиль, стих. Мифологизм. Поэма в оценках современников. Споры вокруг финала.

Стихотворение «Скифы», связь с поэмой. Идеи патриотизма призыв к братству. Образ России и ее место в триаде «Запад - Рос­сия - Восток». Влияние Вл. Соловьева. Литературные традиции в «Скифах». Проблема жанра.

Публицистика Блока: проблема культуры и цивилизации, ин­теллигенции и народа, нового мира и нового человека, целей творче­ства и судьбы поэтов («Интеллигенция и Революция», «Каталина». «Крушение гуманизма», «Владимир Соловьев и наши дни», «О на­значении поэта»). Концепция романтизма.

Последние стихи Блока («Пушкинскому Дому»). Проблема молчания Блока как поэта. Смерть Блока и отклики на нее. Гибель Блока — веха и (или) итог «серебряного века». Тради­ции Блока в русской литературе.

Источники в интернет (дополнительные материалы и тексты)

http://az.lib.ru/b/blok_a_a/

http://www.tonnel.ru/?l=gzl&uid=1116

http://slova.org.ru/blok/about/

http://www.litera.ru/stixiya/authors/blok/articles.html

Литература по теме

Учебные пособия

1. Игошева Т.В., Мусатов В.В., Петрова Г.В. История русской поэзии: «Серебряный век». Лекционное приложение к мультимедийному курсу. Великий Новгород. 2002.

2. Русская литература ХХ века. 1890-1910 / Под. ред. проф. С.А. Венгерова. М., 2000.

3. Соколов А. Г. История русской литературы конца XIX — начала XX века. Изд. 4-е, дополн. и перераб. / Библиография, с. 409-415. М., 2000.

4. Критика русского символизма. В 2 тт. / Сост., вступ. ст., примеч. Н.А. Богомолова. М., 2002.

5. Литературные манифесты: От символизма до «Октября» (сост. Бродский Н. Л., Сидоров Н. П.) М., 2001.

6. Русская поэзия серебряного века. 1890-1917. Антология/ Вступ. ст. М.Л. Гаспарова. М., 2003.

Дополнительная литература

7. Богомолов Н. А. В зеркале серебряного века; Русская поэзия на­чала XX века. М., 1999.

8. Долгополов Л. К. На рубеже веков: О русской литературе конца XIX – начала XX века. Л., 2005.

9. Мусатов В.В. Пушкинская традиция в русской поэзии первой половины ХХ века. [А.Блок, С.Есенин, В.Маяковский]. М., 1991.

10. Мусатов В.В. История русской литературы первой половины XX века (советский период). – М.: Высш. шк.; Изд. центр «Академия», 2001

11. Максимов Д. Е. Русские поэты начала века. Л., 2006.

12. Максимов Д. Брюсов. Поэзия и позиция. СПб.,2005.

13. Белый Андрей. Проблемы творчества: Статьи. Воспоминания. Публикации. М., 1988.

14. Лавров А.В. Андрей Белый в 1900-е годы: Жизнь и литературная деятельность. М., 1995.

15. Долгополов Л.К. Александр Блок. Личность и творчество. Л., 1999.

16. Игошева Т.В. «Стихи о Прекрасной Даме» Александра Блока: поэтика религиозного символизма. НовГУ.- Великий Новгород. – 2003.

17. Лавров А.В. Этюды о Блоке. СПб., 2000.

18. Максимов Д. Поэзия и проза Ал. Блока. Л., 2001.

19. Минц З.Г. Блок и русский символизм: В 3-х кн. СПб., 1999-2001.

20. Мочульский К. Александр Блок. Андрей Белый. Валерий Брюсов. М., 2007.

21. Орлов В.Н. Гамаюн: Жизнь Александра Блока: В 2-х кн. М., 2000.

22. Орлов Вл. Поэма Ал. Блока «Двенадцать». М., 2002.

22. Журнал «Весы» (1904-1909 гг): Указатель содержания / Сост. Т.В. Игошева, Г.В. Петрова. НовГУ.- Великий Новгород, 2002.

23. Русская литература и журналистика начала ХХ века. 1905 – 1917: Большевистские и общедемократические издания. М., 1984.

24. Русская литература и журналистика начала ХХ века. 1905 – 1917: Буржуазно- либеральные и модернистские издания. М., 1984.

25. Сарабьянов Д. История русского искусства конца Х1Х – начала ХХ века. М., 1993; Он же. Стиль модерн. Истоки. История. Проблемы. М., 1989.

26. Гервер Л.Л. Музыка и музыкальная мифология в творчестве русских поэтов (первые десятилетия ХХ века). М., 2001.

27. Кондаков И.В. Введение в историю русской культуры. М., 1997; Он же. Русская литература ХХ века. М., 2002.

28. История русской литературы 19 - начала 20 века: Библиографи­ческий указатель. Общая часть / Под ред. К.Д.Муратовой. СПБ., 2003.

29. Русские писатели. 1800-1917: Библиографический словарь. Т.1. (А-Г).-М., 1989; Т.2 (Г-К).-М., 1992; Т.З (К-М).-М., 2004.

30. Русские писатели. XX век. Библиографический словарь. В 2-х час­тях. М., 2000.

Источники интернет для самостоятельной работы студента

1. Библиотека Мошкова http://lib.ru/#1 Здесь указания на другие библиотеки в сети

2. Библиотека Янко Слава http://yanko.lib.ru/

3. Библиотека Гумер http://www.gumer.info/

4. Библиотека Александра Белоусенко http://www.belousenko.com/

5. Библиотека Артикул: http://ithil.mcst.ru/~igor/

6. Библиотека. Единое окно доступа http://window.edu.ru/window/library

7. Каталог библиотек Спека http://vakh.online.com.ua/speca/art/literature.html

8. Журнальный зал http://magazines.russ.ru/magazines.html

9. Двенадцать http://www.litera.ru/stixiya/authors/blok/articles.html

Мультимедийный ресурс

2. Аудиозапись на CD носителе: «Серебряный век». История русской поэзии // Авторский коллектив НовГУ под рук. Проф. Мусатова В. В. СПб, 2003.

Контрольные вопросы и задания по теме

1. В чем роль философии и поэзии Вл. Соловьева для формирования фи­лософских и эстетических воззрений символистов?

2. Как вы понимаете термин «трилогия «вочеловечения»» А. Блока?

3. В чем своеобразие проблематики и поэтики второго тома лирики А. Блока?

4. Тема «страшного мира» в третьем томе лирики А. Блока.

5. Особенности жанра, проблематики и образной системы поэмы А. Блока «Двенадцать».

6. Россия как "лирическая величина" в поэзии А.Блока (Родина. Ямбы).

7. Как решается проблема связи истории и современности в цикле А.Блока "На поле Куликовом"? Каковы особенности символики цикла?

8. Назвать статьи А. Блока, в которых он раздумывает о принципах и значении символизма.

9. Особенности воплощения темы «страшного мира» в третьем томе лирики А. Блока.

10. Каковы особенности восприятия В.Брюсовым и А. Блоком исторических и революционных событий 900-х и 10-х годов XIX века?

11. О чем рассуждает А. Блок в статье «Интеллигенция и революция», к каким выводам он приходит?

12. Цикл стихов А. Блока «Стихи о Прекрасной Даме» как книга русского символизма

13. Каковы особенности жанра, проблематики и образной системы поэмы А. Блока «Двенадцать»?

14. В каких статьях В. Брюсов рассуждает о смысле символизма?

15. Каковы: основные темы и образы творчества В. Я. Брюсова?

16. В чем своеобразие художественного видения Брюсова-поэта?

Лекция №10. Акмеизм как литературное направление: Н.С. Гумилев А.А. Ахматова (Горенко), О.Э. Мандельштам, М.А.Кузмин,

Кризис символизма. Дискуссия о символизме в «Обществе ревни­телей художественного слова». Возникновение «Цеха поэтов» (Н. Гу­милев, С. Городецкий, А. Ахматова, О. Мандельштам, Г. Иванов, В. Нарбут, М. Зенкевич). Акмеизм как одно из ведущих направлений поэзии. Общая для литературы 1910-х годов критическая реакция на символизм и отражение тенденции обращения к земным ценностям; канонизация «чистого» искусства. Попытка реформы эстетической системы симво­лизма, формирование новой эстетической системы. Установка на «вещное» восприятие мира. Ориентация на творчество поэтов «Пар­наса» (Т. Готье и др.), интерес к французскому «стилизму» рубежа веков (А. де Ренье, А. Франс). Роль стилизации в творчестве акмеи­стов. «Адамисты». Культ первоначал жизни в природе и человеке.

Разнородность акмеисти­ческого движения. Шесть акмеистов (Гумилев, Ахматова, Городецкий, Мандельштам, Зенкевич, Нарбут); группа «Цех поэтов». Акмеистические журналы «Аполлон», «Гиперборей», альманахи. Журнал «Аполлон» как платформа акмеистов (под редакцией С.Маковского),где печатались декларации Гумилева и Городецкого. Программа акмеизма в «Аполлоне»: конкретность, вещность, посюсторонность; совершенствование поэтического мастерства.

Эпитеты: акмеисты, адамисты, кларисты. Смысл различных наименований. Преакмеистический манифест — статья М. Кузмина «О прекрасной ясности» (1910). Три манифеста 1913 г.: Н. Гумилев, «Наследие символизма и акмеизм»; С. Городецкий, «Некоторые течения в современной русской поэзии»; О. Мандельштам, «Утро акмеизма». «Преодоление» символизма; «слово как таковое», «наивный» взгляд на мир, «традиционная» вера в Бога. Современная эстетика как «память культуры», «положительная эстетика»; «новая-старая модель мира». Синтез неопримитива и «тоски по мировой культуре».
Н. С. Гумилев (1886-1921). Гумилев - теоретик акмеизма и основатель «Цеха поэтов». Ранняя лирика. Романтический эстетизм в книге юношеских стихов – сборник «Путь конквистадоров». Апология ницшевского сверхчеловека и брюсовского символизма в «Романтических цветах». Интерес к творчеству французских «парнасцев», Бодлера, Верлена, а также к творчеству русских поэтов И. Анненского, В. Брюсова. «Жемчуга» – завершающий этап символистских переживаний.

Участие в журнале «Аполлон»; создание «Цеха поэтов», участие в «Гиперборее». Статья «Наследие символизма и акмеизм» — ма­нифест нового направления в поэзии. Поэма «Блудный сын», сборник «Чужое небо». Мет­рическое своеобразие стиха Гумилева.

События первой мировой войны и творчество Гумилева. Военные стихи поэта: «Искусство для меня дороже и войны и Африки…». Художественная историософия Гумилева в поэзии: сбор­ник «Колчан». Стихи сборника «Огненный столп» как итог творчес­ких исканий Гумилева.

Трагический пафос поздней поэзии Гумиле­ва. Сборники «Костер», «Огненный столп», «К синей звезде». Проблема единства лирического «я». Судьба Гумилева. Христианские мотивы, мифоло­гемы Гумилева. Литературно-критические статьи писателя («Письма о русской поэзии»). Трагическая судьба поэта.

Влияние поэзии Гумилева на творчество русских по­этов 1920-х гг.

Источники в интернет (дополнительные материалы и тексты)

http://www.gumilev.ru/biography/62/ - электронное Собр.сочинений

http://slova.org.ru/n/akmeizm/

http://www.silverage.ru/poets/gumil_bio.html

http://www.litera.ru/stixiya/authors/gumilev/articles.html

http://www.gumilev.ru/biography/1/

А. А. Ахматова (Горенко) (1889-1966). Годы ученичества и первые шаги в журналах «Сириус», «Аполлон» и др. Первый акмеистический сборник «Вечер». Сборники стихов «Четки», «Белая стая», «Подорожник» - «единый лирический роман» (Б. М. Эйхенбаум) при наличии множества «масок». Характер «вещной» символики Ахматовой, роль детали. «Камерность» и «драматургичность» поэтического мира Ахматовой. Особенности психологизма. Поиск свободы самовыражения и героя «вечной мужественности». Пафос ответ­ственности за судьбы России. Своеобразие восприятия Ахматовой народной поэтической традиции и традиций русской классической лирики: Пушкина, Баратынского, Тютчева, Некрасова. «Пушкин­ское» в ахматовской лирике. Ахматова и обновление метрики рус­ского стиха. Ахматова и акмеизм. Синтез поэтических жанров. «Классическая» организация текстов. Революционно-историческая катастрофа в книге «Anno Domini» и последующее творчество, его основные мотивы.

Источник в интернет (дополнительные материалы и тексты)

http://slova.org.ru/ahmatova/about/

http://anna.ahmatova.com/biograf.htm

http://www.litera.ru/stixiya/authors/axmatova/articles.html

http://www.litera.ru/stixiya/authors/axmatova.html

http://ahmatova.ouc.ru/ здесь тексты

http://www.akhmatova.org/

О. Э. Мандельштам (1891-1938). Годы юности. Поиски себя. Путь к акмеизму. Критическая проза («Утро акмеизма», «Разговор о Данте». Книга стихов «Камень». Постижение «внутреннего образа структуры мира» посредством пластики архитектурных образов. Образ времени. «Книга скорбей» эпохи войны и революции «Tristia». Мотивы катастрофы и гармонии. Оценка истории и места человека во вселенной.

Источник в интернет (дополнительные материалы и тексты)

http://www.litera.ru/stixiya/authors/mandelshtam.html

http://slova.org.ru/mandelshtam/about/

http://www.silverage.ru/poets/mandel/mand_bio.html

М. А. Кузмин (1872-1936). М. Кузмин — поэт, прозаик, драматург, критик. Статья Кузмина «О прекрасной ясности» - предвестие поэтической теории акмеис­тов. Поэзия Кузмина (сборники стихов «Сети», «Осенние озера», «Глиняные голубки»). Место «Алексан­дрийских песен» в поэзии начала века. Кузмин и творчество худож­ников-мирискусников. Проза Кузмина.

Источник в интернет (дополнительные материалы и тексты)

http://www.silverage.ru/poets/kuzmin_bio.html

http://slova.org.ru/kuzmin/about/

http://www.rulex.ru/01110950.htm

http://www.litera.ru/stixiya/authors/kuzmin/articles.html

Литература по теме:

Учебные пособия

1. Игошева Т.В., Мусатов В.В., Петрова Г.В. История русской поэзии: «Серебряный век». Лекционное приложение к мультимедийному курсу. Великий Новгород. 2002.





Дата публикования: 2014-11-28; Прочитано: 736 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.032 с)...