Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Николай II



Для обсуждения судьбы последнего русского царя было бы удобно использовать схему Рэглана, в которой выражено сходство в судьбах героев различных легенд и сказаний. Приведем ее полностью[3]:

  1. Мать героя - царственная девственница;
  2. отец героя - царь и
  3. зачастую близкий родственник матери героя, но
  4. обстоятельства его зачатия не совсем обычны, и
  5. существует предположение, что на самом деле он - сын бога.
  6. В момент рождения предпринимается попытка - обыкновенно со стороны отца или деда по материнской линии - убить его, но
  7. его тайно похищают, и
  8. он воспитывается приемными родителями в далекой стране.
  9. Ничего не известно о детстве героя, но
  10. по достижении зрелости он возвращается или случайно попадает в свое будущее царство.
  11. Одержав победу над правящим здесь царем, великаном, драконом,
  12. он женится на принцессе, часто дочери своего предшественника, и
  13. становится царем.
  14. В течение какого-то времени он царствует счастливо и
  15. устанавливает законы, но
  16. через некоторое время он утрачивает благорасположение богов и\или своих подданных, и
  17. его лишают престола и подвергают изгнанию, после чего
  18. его настигает загадочная смерть,
  19. на вершине холма.
  20. Его дети, если таковые имеются, при его смерти не присутствуют.
  21. Его тело не предается погребению, но, тем не менее,
  22. почитается место его захоронения.

Рассмотрим все элементы этой структуры, учитывая, что они могут меняться местами или может происходить инверсия их смысла. К тому же должны быть добавлены такие важные для всех сказок и мифов моменты, как воскрешение и преображение героя, его окончательная победа, что позволит вписать эту схему в христианский контекст.

1-2. Царское происхождение и законное право на трон не вызывает никаких сомнений. Очевидно, что мать нашего героя - царственная девственница; а отец героя - царь.

3. В этом пункте подразумевается нарушение табу на инцест и неизбежное наказание. Отец и мать Николая II не являлись близкими родственниками, однако этот мифологический мотив сработал в другой момент. Из-за очень жестких требований к подбору брачных партнеров все царские и королевские дворы Европы уже давно были многократно породнены и по этой причине невеста Николая II - немецкая принцесса Гессен-Дармштадтская Алиса - была носительницей смертельно опасной и неизлечимой наследственной болезни (гемофилии). Эта болезнь передавалась по женской линии, но болели ей только мужчины, что и случилось с царевичем Алексеем.

4. Обстоятельства зачатия царя Николая II, надо полагать, были вполне обычны, так что этот пункт нам не пригодится. Однако он был рожден в день памяти святаго праведного и многострадального Иова.

5. На первый взгляд, мотив богосыновства героя тоже не имел места в нашем случае. Однако малые народы Российской империи, исповедующие буддизм, называли русского царя - “Белый царь” и предполагали его божественный статус. Николай II был глубоко верующим православным, в отличие от некоторых своих предшественников (Петр I отменил патриаршество, отбирал монастырские земли, устраивал “всепотешные соборы”). В царствование Николая II были открыты сотни новых монастырей и тысячи церквей, были обретены мощи многих угодников Божиих; прославлено святых больше, чем за весь XIX век.

Кроме того, имело место уникальное в русской истории и очень важное для нас событие. Известно, что в 1905 году, когда обсуждался вопрос о восстановлении патриаршества в России, Николай II предложил свою кандидатуру на патриарший престол. Вероятно, предполагалось отречение и передача царского престола наследнику при регентстве царицы. Хотя остается не совсем понятным - каким образом Николай II предполагал постричься в монахи, что является обязательным условием для Патриарха. Для женатых мужчин это возможно либо после смерти супруги, либо при их одновременном добровольном пострижении. Это заявление Николая II было настолько неожиданным для членов делегации Синода, что они ничего не ответили, а царь больше никогда не поднимал эту тему. Был упущен уникальный шанс совмещения (хотя бы только символического) в одной фигуре высшего царского и священнического статуса. Это была бы бескровная жертва, когда царство земное оставляется ради Царства Небесного. Возможно, что тогда бы кровавое жертвоприношение в Екатеринбурге не состоялось.

6. В момент рождения царевича Николая попытки убийства не было, хотя за время своего царствования ему пришлось пережить несколько покушений. Фигура цареубийцы была рядом с ним всю жизнь и, в конце концов, настигла его. Мотив убийства царевича отцом или дедом преобразуется в другое трагическое событие. В детстве Николаю пришлось быть свидетелем мучительной смерти своего деда после удавшегося покушения. Тело Александра II было разорвано на куски в соответствии с древними аграрными обрядами и архаическими мифами о растерзанном и воскрешающем божестве.

7. Мотив тайного похищения разыгрывается уже в конце жизни Николая II, когда после его отречения всю царскую семью несколько раз скрытно перевозили с места на место. Тогда же он вместе с царством лишается царского титула и становится гражданином Романовым.

8-9. Все наследственные царевичи в определенном смысле лишены настоящего детства и близкого общения со своими родителями. С раннего возраста их готовят к будущей ответственной роли, а воспитываются они иностранными учителями и гувернантками (можно считать, что приемными родителями в далекой стране).

10. Уже упоминалось о длительном путешествии царевича Николая на восток и ранении головы. Кстати, в полном соответствии с солярными мифами молодой царевич совершает путешествие на восток, отречение от царства происходит на западе империи, а смерть (и, следовательно, возможное воскрешение и преображение) царя на Урале, в середине Евразии, между Европой и Азией. Любое путешествие предполагает испытания и является способом посвящения в мужчины, войны или жрецы. После инициации у юноши на теле должен остаться след (у Николая на всю жизнь на голове остался шрам, по которому сейчас пытаются идентифицировать его останки).

11. Если и был дракон, с которым царь боролся всю жизнь, то это революция, в конце концов пожравшая его. Революций в России было столько же, сколько голов у Змея-Горыныча; и когда отрубалась одна, тут же вырастала новая. За все свое царствование Николай не одержал ни одной крупной победы, хотя за это время было две войны (не очень удачных для России). Как и положено герою, в самый сложный период первой мировой войны Николай II принял на себя Верховное Главнокомандование, однако испытать чувство победы над внешними и внутренними врагами ему уже не довелось. Возможно, ему была предназначена другая победа, не на земле и не при жизни. Победа, в которой вместо грохота пушек и криков “ура” слышатся ангельские песнопения.

12. Николай своевременно (не слишком рано и не слишком поздно) взошел на трон и женился на принцессе. Два этих события произошли почти одновременно. Как и положено в сказках, это был брак по любви, однако для монарха роскошь непозволительная и поэтому случай достаточно редкий в истории. Царь обязан не только заключить достойный династический брак, но также иметь здоровое потомство. Несмотря на все уговоры, Николай II проявил свойственное ему упрямство и добился своего. Наказанием было долгое отсутствие наследника престола и его неизлечимая болезнь. Слишком тесные семейные связи оказывали излишнее влияние на государственные дела.

Александра Федоровна крестилась по православному обряду непосредственно перед венчанием с Николаем и, кажется, искренне приняла православную веру. Однако в ее религиозном мировоззрении преобладала склонность к всевозможным пророчествам, чудесным знамениям и юродивым. Только благодаря ее воле Распутин (этот грешник и святой, шут и целитель, интриган и пророк, юродивый у трона) приобрел такое влияние при дворе. Можно предположить, что такой интерес царицы к мистическим феноменам был не просто следствием истеричности, а имел достаточно веские основания.

Во-первых, известно о письме Серафима Саровского, которое было передано царской чете во время их посещения Сарова и Дивеева в 1903 году в связи с торжествами пренесения мощей и прославлением преподобного Серафима. Содержание этого письма осталось никому не известно, но, судя по поведению Николая II, там были какие-то страшные предсказания. Позже государь стал поминать о 1918 годе как о судьбоносном для него лично и для династии. Во-вторых, все мрачные предчувствия и самые худшие опасения царицы на самом деле сбылись, воплотились в действительность. Так что не будем слишком строги к этой несчастной женщине, которая достойно приняла ужасную смерть вместе со своим супругом и всеми детьми.

13. Венчание на царство обязательно происходило в Москве, древней русской столице, однако столицей Российской империи в то время был Санкт-Петербург. Уже в этом обстоятельстве можно увидеть некую несообразность. Москва первоначально была центром царства и действительно находилась посередине русской ойкумены, она была и осталась подлинным сакральным центром России. А Петербург изначально оказался в положении второго центра, то есть центра ложного, иллюзорного, обманчивого, а значит, временного; тем более, что он расположен на периферии государства (как вообще возможен центр, находящийся на границе?). Крушение царства, наверное, связано с исчезновением Санкт-Петербурга. При первом переименовании в 1914 году он лишился “Санкт” и вместо города Святого Петра превратился в город просто Петра, того самого, которого старообрядцы не напрасно считали антихристом. Для полноты падения его только оставалось назвать Ленинградом. Для становления новой империи на развалинах прежнего царства было необходимо перенести столицу государства обратно в Москву.

14. С момента воцарения Николая II до казни прошло 24 года (число, кратное 4, 8 и 12). Его царствование было не очень-то счастливым. Все время Николая II преследовала какая-то непонятная, бессмысленная кровь. Ходынка и Кровавое воскресение - это гримасы истории, жестокие пародии жертвоприношения, нелепые жертвы в основание обреченного царства. А ведь Ходынка случилась в день коронации, венчания на царство, а Кровавое воскресение точно посередине правления. Прозвище “Николай Кровавый” никак не соответствует этому человеку. А может быть, это было предчувствие будущей невинной крови?

15. Николай II действительно устанавливает новые законы, собирает Думу. Это был один из лучших царей за всю русскую историю, совершенно не оцененный современниками, более того - несправедливо обвиненный во всех грехах. За все время своего царствования Николай не подписал ни одного смертного приговора, напротив, многим, осужденным даже военными судами, смертную казнь заменил каторгой. Хотя еще случались неурожайные годы и голод, однако в целом весь период его правления отмечен беспрецедентным ростом сельского хозяйства и промышленности, уровня жизни народа. Всеобщее бесплатное начальное образование было введено в России именно при Николае II.

16. Через некоторое время он действительно утрачивает благорасположение своих подданных.

Несмотря на сложившееся мнение на самом деле не существовало таких объективных причин, вследствие которых революция была бы неизбежна. Из-за действия многих сил ситуация действительно была сложной, но не до такой же степени, чтобы великая империя исчезла в одночасье. Поневоле приходится подозревать мистические причины этих грандиозных событий, вслушиваться в многочисленные пророчества, рассматривать таинственные совпадения и древние символы.

Еще очень долго историки будут спорить об исторических и экономических условиях, военных и политических причинах революции. Однако для всех очевидно, что такой быстрый успех февральской революции был полной неожиданностью для самих “организаторов” и ее непосредственных участников. Это был классический заговор и политический переворот. И это было действие неотвратимого рока и сверх-историческая драма. Великие царства появляются и исчезают по каким-то высшим законам, недоступным научному исследованию, да и вообще человеческому пониманию.

17. Его лишают престола...

“Вокруг предательство, трусость и измена”.

Строго говоря, отречение было незаконно. Согласно Акту о Престолонаследии, власть не могла передаваться кому бы то ни было, кроме установленного этим Актом Наследника Престола. С церковной точки зрения факт отречения не может считаться каноническим нарушением в силу отсутствия соборно принятых Православной Церковью установлений на этот счет. Патриарх Тихон уже после казни Николая II сказал: “Мы знаем, что он, отрекаясь от Престола, делал это, имея в виду благо России и из любви к ней. Он ничего не предпринял для улучшения своего положения, безропотно покорившись судьбе”.

Позже Николай II раскаивался в своем отречении, так как этот поступок все равно не помог победоносно закончить войну с Германией и избежать гражданской войны. Но видимо и это событие уже было предопределено, как раз 2-го марта 1917 года, в день отречения государя от престола, была чудесным образом явлена Державная икона Божией Матери.

... и подвергают изгнанию (хотя за границу не отпускают), после чего

18. Его настигает загадочная смерть. В Библии сказано:

И вот, что было начертано: МЕНЕ, МЕНЕ, ТЕКЕЛ, УПАРСИН.

Вот - и значение слов: МЕНЕ - исчислил Бог царство твое и положил конец ему; ТЕКЕЛ - ты взвешен на весах и найден очень легким; ПЕРЕС - разделено царство твое... В ту же самую ночь Валтасар, царь Халдейский, был убит” (Дан. 5, 25-30).

И все же Комиссия Священного Синода Русской Православной Церкви не сочла доказанной версию о ритуальном характере убийства царской семьи.

Ночью происходит тайная, жестокая казнь. Ночь - это время смерти, тьма - это символ погибели, подвал - это подземное царство. Тела частично подвергаются расчленению, что в архаических обществах символизировало жертву для обеспечения плодородия. В данном случае эффект был обратным. У русских крестьян было твердое убеждение, что засуха и голод 1921-22 годов были наказанием именно за казнь царя.

Проводятся сложные манипуляции с останками с целью их уничтожения, сначала тела были брошены в шахту (как в Геенну), затем пришлось их перезахоронить более естественным образом. Также существует легенда о том, что голова Николая II была доставлена в Москву в заспиртованном виде, а затем якобы уничтожена в присутствии большевистской верхушки. И если голова Иоанна Крестителя является предварительной жертвой, предшествующей Крестной жертве, то и смерть Николая II может считаться жертвой, предшествующей распятию России.

После неудачной попытки уничтожения останков происходит их сокрытие, причем в исторической перспективе непонятно - их скрывают или они до срока скрываются по Высшей воле? В христианской истории известно много случаев исчезновения и возвращения мощей. И опять же, наверное, не случайно труп Ленина до сих пор лежит на всеобщем обозрении, а останки царской семьи так долго были скрыты ото всех. Судьбы царя и потомственного цареубийцы явно связаны между собой и русская трагедия, возможно, завершится только после их нормального захоронения.

19. Можно считать, смерть настигла царя не только в подвале (то есть в пещере, которая одновременно символизирует могилу и лоно земли, вертеп, место рождения), но и на горе (в Уральских горах, которые стали Российской Голгофой). Известны средневековые европейские легенды о царе, спящем внутри горы до того времени, когда он сможет выйти наружу, победить всех врагов и вернуть свой престол. Правда, этот миф не совсем подходит для России, где родилась легенда о невидимом граде Китеже и земное царство всегда ценилось меньше, чем Царство Небесное. “На венок терновый сменит он венец царский, предан будет народом своим, как некогда Сын Божий. Искупитель будет, искупит собой народ свой - бескровной жертве подобно”[4]. Незадолго до своей смерти Николай II просил, чтобы не мстили за него, так как он всех простил и за всех молится.

20. С детьми царя случается то, что в мифах было даже невозможно представить. Дети не только присутствуют при смерти государя, но и погибают вместе с ним, у него на глазах. Свершается двойное жертвоприношение, приносится жертва, предельная из всех возможных: убивается и царь, и царевич. В это же время в других местах убивают всех ближайших родственников. А после этого в Европе появляются самозванцы - двойники княжон и царевича Алексея.

21. Его тело не предается нормальному захоронению. То, что было сделано, больше похоже на сокрытие следов преступления. До сих пор нет могилы, никогда не было совершено погребение по христианскому обряду. (Захоронение в Петропавловском соборе не признается православной церковью как действительное захоронение останков царя Николая II.)

22. Место первого захоронения останков царской семьи не разглашается, поэтому его почитание пока невозможно. Только на месте гибели царственных мучеников, где находился дом Ипатьева, поставлен крест. Вместе с тем, уже за последнее время совершены взрывы памятника Николаю II работы скульптора Клыкова и памятного знака семье Романовых на Ваганьковском кладбище.

Таким образом, все пункты судьбы мифического героя так или иначе воплотились в биографии последнего русского царя. Сбылись многие предсказания и пророчества православных святых о судьбе как лично Николая II и его семьи, так и о судьбе России. На наш взгляд, Николай II сделал сознательный выбор между подвигом героя и жертвой, он достойно преодолел искушения, подобные искушениям Христа в пустыне. Он потерял царство земное, но стяжал Венец Небесный. Надеемся, что все-таки состоится канонизация царя-мученика и его семьи Русской Православной Церковью.

Итак, царь - это всегда воспоминание о высшем призвании человека и зримое напоминание о его богоподобии. Убийство царя - это грехопадение, за которым следует ночь народной души, сумрачное состояние богооставленности и забвения священных ценностей. Память о царе - это последняя надежда на прощение наших грехов и всеобщее примирение. Потому что в царе присутствует образ Царя Небесного, Утешителя.


[1] Этот текст был написал за полгода до захоронения “царских останков” в Санкт-Петербурге. Однако до сих пор нет полной уверенности, что были захоронены именно “те” останки. И это обстоятельство само по себе является весьма загадочным.

[2] Метафизика врага - отдельная тема для другой работы.

[3] Цит. по К. Наранхо “Песни просвещения”. СПб., 1997. С. 13-14.

[4] Житие преподобного Авеля прорицателя. М., 1995. С. 42-43.





Дата публикования: 2014-11-18; Прочитано: 230 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.008 с)...