Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ. Подведем некоторые итоги исследования и наметим возможные перспективы дальнейшего развития маргинальной антропологии



Подведем некоторые итоги исследования и наметим возможные перспективы дальнейшего развития маргинальной антропологии.

Бытие как таковое предстает перед человеком, дано ему как человеческое бытие. Человеческое измерение бытия обладает специфическими свойствами: модусами самосознания, самопознания и самоопределения. В человеке и через человека бытие истолковывает и понимает само себя, открывается само себе.

Процедура самоопределения человека (бытия в человеке) предполагает различение и сравнение, обнаружение границ и пределов собственного бытия и противопоставление всему иному, другому, чужому. Самооткровение истины бытия свершается в особых пограничных ситуациях и предельных телесных и духовных состояниях человека.

Таким образом, человеческое бытие характеризуется специфической структурой и топологией. Для анализа процесса самоопределения необходимо использовать понятия предела и границы. Самоопределение – процесс двусторонний. С одной стороны, самоопределение – это самоограничение, установление и удержание границ собственного бытия, замыкание в себе. С другой стороны, это всегда попытка нового определения, стремление к расширению границ, преодолению пределов, выходу из самого себя.

Поэтому для исследования бытия человека представляется необходимым обращение в первую очередь к рассмотрению пределов и границ человеческого бытия. Такой подход можно назвать лиминальным, а в более широком контексте – маргинальным. Первостепенными характеристиками маргинальных феноменов человеческого бытия являются промежуточность и пограничность. Промежуточность – это не только среднее положение между двумя состояниями, но еще и граница, отделяющая и разделяющая эти состояния. Промежуточный феномен соединяет в себе качества различных состояний, но не простым сложением свойств, а в некотором противоречивом и парадоксальном единстве.

Пограничность выражает отличие некоторого феномена от иного, другого и, одновременно, близость к этому другому, готовность прикоснуться, встретиться, превратиться в нечто иное. Это стремление к иному или угроза другого создает особое напряжение онтологической ситуации бытия на границе, провоцирует выбор радикальных стратегий.

Следствием этого является еще одна черта маргинальных феноменов человеческого бытия – трансцендентность. Trans – сквозь, через; за. Первое значение выражает процесс прохождения пограничной зоны, пересечения границы, а второе – пребывание за ней, результат трансцендирования. Таким образом, все промежуточные и пограничные состояния, процессы перехода, пересечения границ могут быть рассмотрены как маргинальные феномены.

Понятие маргинальности приобретает как социальное, так и гносеологическое, и онтологическое значение и может быть отнесено не только к низшим социальным слоям, но и к любым меньшинствам (социальным, национальным, сексуальным, творческим), в том числе и к элите. Особую роль это понятие играет при анализе сакральных состояний и фигур (жрец, шаман, пророк, юродивый).

Маргинальная антропология может быть рассмотрена как мета-антропология и как микро-антропология. Мета-антропология – это попытка представить человека и его бытие в максимально широком контексте и тогда неизбежен выход за пределы человеческой реальности. Маргинальная антропология обращается к пограничным феноменам, находящимся на границе человеческого бытия и указывающим на границы человеческого опыта. Мета-антропология должна заглядывать по ту сторону этой границы, искать наиболее общие основания бытия человека, показать начала и пределы человеческого, начало и конец человека и человечества. В масштабе мета-антропологии должен искаться ответ на вопрос “как возможно человеческое бытие?”, каковы условия самой возможности человеческого существования.

Микро-антропология обращается к феноменам человеческого бытия минимальных масштабов. Микроанализ[1] погружается внутрь человеческой реальности, в ее плоть, вплотную приближаясь к отдельным элементам, фрагментам, нюансам и рассматривая их как под микроскопом. Представляется несомненным, что и методология в целом должна претерпеть принципиальные изменения, сравнимые с переходом к новой квантово-волновой механике и теории относительности в современной физике. И здесь могут оказаться наиболее эффективными топологический, динамический и энергийный подходы в парадигме человека.

Кроме того, маргинальная антропология представляется не только как теоретическая, но и как прикладная, даже опытная, практическая дисциплина. Она призвана стать не отвлеченной и абстрактной академической дисциплиной, а конкретной, затрагивающей каждого человека, описывающая его реальные жизненные ситуации. Маргинальная антропология обращается непосредственно к духовному опыту, личному и коллективному, традиционному. Она может помочь сориентироваться в многообразии представлений о человеке и послужить основанием для новых поисков.

С другой стороны маргинальная антропология имеет дело с феноменами человеческого бытия, представляющими опасность для физического и психического здоровья человека и даже для его жизни. Поэтому требуется разработать некую технику антропологической безопасности, теоретическую и практическую дисциплину, предупреждающую человека о разнообразных опасностях на пути духовных поисков.

В маргинальной антропологии рассматривается не просто бытие, а бытие человеческое, бытие-сознание, осознающее себя бытие. Изучается не просто бытие, а бытие в движении и действие в бытии, т.е. антропологическая динамика: изменения, метаморфозы, акты, процессы, практики, техники, опыт, тактики и стратегии, экзистенциалы, трансформации и трансценденция. Бытия человека обладает особой геометрией и топологией, это точки антропологической бифуркации и траектории человеческого существования, антропологические пределы и онтологические границы.

Особое значение приобретает изучение тактики и стратегии поведения человека на границе бытия, способы преодоления онтологических и антропологических границ (подвиг или преступление), техники переделывания себя, преодоления человеческого в человеке, превращения человеческой природы (аскеза или извращение), превосхождения пределов (трансцендирование).


[1] См.: Фанти С. Микропсихоанализ. – М., 1995.





Дата публикования: 2014-11-18; Прочитано: 309 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.008 с)...