Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Книга очищения 1 страница



Раздел «Уединение при отправлении [естественных] потребностей»

1. Габдулла бен Маслама бен Кагнаб аль-Кагнабий сообщил нам («хаддасана» — «рассказал»): «сообщил нам (в оригинале — «сана», сокр. форма от «хаддасана») Габдуль-азиз, т. е. — Ибн-Мухаммад — от Мухаммада, т. е. — Ибн Гамра — от Абу Саламы, [тот, в свою очередь,] от аль-Мугиры бен Шугбы, что Посланник Аллаха (мир да бу­дет над ним и благословение Аллаха!) когда уходил по нужде, уходил подальше [от людей].

2. Мусадцад бен Мусархаб — Иса бен Йунус — Исмаил бен Габдуль-Малик — от Абу-з-Зубайра — от Джабера бен Габдуллы, что Посланник Аллаха (м.е.и б.!), когда желал опорожниться, отходил [от людей так [далеко],] что его никто не видел».

Раздел «Уединение при отправлении малой нужды»

3. Муса бен Исмаил — Хаммад — Абу-т-Таййах: рассказал мне [мой] шейх: когда приехал Габдулла бен Габбас в Басру— а было это рассказано (и услышано моим шейхом [наставником]) со слов Абу-Мусы, то написал Габдул­ла Абу-Мусе [письмо], вопрошая его о некоторых вещах [религиозных вопросах]; и написал ему Абу-Муса [ответ­ное письмо, в котором [, среди всего прочего, написал]: «...был я с Посланником Аллаха (м.е.и 6.!) однаж­ды; и пожелал Посланник Аллаха (м.е.и б.!) справить малую нужду; и отошёл он скромно к [дальнему] концу стены, и там справил свою малую нужду.

Затем он сказал: «Ежели кто-либо из вас пожелает справить свою малую нужду, пусть поищет для справления своей малой нужды [укромное место]».

Раздел «Что [следует] сказать при входе в отхожее место»

4. Мусаддад бен Мусархад — Хаммад бен Зайд и Габдуль-Варис — Габдуль-Газиз (бен Сухайб) — от Анаса бен Малика: Посланник Аллаха (м.е.и 6.), при входе в отхожее место, говорил: «О мой Аллах! Поисти- не, я прибегаю к тебе!...» ([аллахумма инни агузу бика]).

И сказал [Мусаддад ] также: а [в варианте] от Габдуль-Вариса - «Прибегаю к [покровительству и защите] Аллаха от [зловредных] джиннов мужского и женского рода [пола]», ([агузу билляхи миналь хубуси валь хабаиси]).

5. Аль-Хасан бен Гамр (т.е., тот, что ас-Судусий) — Вакиг — Шугба — Габдуль-Газиз (тот, что есть Ибн-Су- хайб) — от Анаса, в следующих словах: «О мой Аллах! Поистине, я прибегаю к тебе!»

А Шугба сказал: Мурра же сказал: «Прибегаю к Аллаху!» ([агузу билляхи]). Вахиб же, переска­зывая от Габдуль-Газиза, сказал: «... то пусть прибегнет к [помощи и покровительству] Аллаха».

6. Гамр бен Марзук — Шугба — Кутада — ан-Надр бен Анас — Зайд бен Аркам — от Посланника Аллаха (м.е.и б.); сказал Посланник Аллаха (м. е. б.): «Поистине, в сиих [зарослях кустов и] трав обитают духи. И, ежели кто-либо из вас уединится в них [для отправления нужды], то пусть скажет: «Прибегаю к [помощи и покровительству] Аллаха от джиннов мужского и женского рода!»

10

Раздел «Недопустимость (карахийят) обращения в сторону Киблы1 при отправ­лении естественных потребностей»

7. Мусаддад бен Мусархад — Абу-Мугавия — аль-Агмаш — Ибрахим — Габдур-Рахман бен Зайд — Сулейман; сказал [Сулейман] [, что] было сказано ему: «И уж всему научил вас Пророк ваш, даже и справлению нужды!» И сказал он [в ответ на это]: «Да. И запретил нам Посланник Аллаха (м.е.и б.!) обра­щаться в сторону Каабы при отправлении большой иль малой нужды; и выполнять омовение [— очищение в отхожем месте после справления нужды, обряд «истинджа»] правой рукой, и ис­пользования нами при этом менее трёх камней; и использовать для этого [сухой] помёт и кости».

8. Габдулла бен Мухаммад ан-Нуфайлий — Ибн-аль-Мубарак — Мухаммад бен Гаджлан — аль-Кагкаг бен Ха­ким — Абу-Салих — Абу-Хурайра; сказал Абу-Хурайра: сказал Посланник Аллаха (м.е.и.б.!): «Поистине, я словно бы отец [по отношению к] вам — учу вас [всему]. Посему, ежели кто-либо из вас поже­лает справить нужду, то пусть да не обратится в сторону Кааабы - ни лицом, ни спиной; и пусть да не совершает омовение [после того, «истинджа»] (иститаба) правой рукой». И [всегда, посто­янно] велел использовать по крайней мере три камня, но запрещал [использовать для этого] [су­хой] помёт и [истлевшие] кости.

9. Мусаддад бен Мусархад — Суфьйан — аз-Зухрий — Гатаъ бен Йазид (аль-Лайсий) — Абу-Аййуб; [в] предании [, переданном] Абу-Аййубом [сказано]: «При отправлении нужды не обращайтесь в сторону Каабы — ни при большой, ни при малой нужде. Но обращайтесь на восток, либо на запад». [Позже] пришли мы в страны Шама (Сирии), и нашли там отхожие места, сооружённые прежде [опреде­ления направления] Киблы. И отвращались мы от [стороны Киблы в оных местах], и просили прощения у Аллаха.

10. Муса бен Исмаил — Вахиб — Гамр бен Йахья — Абу-Зайд — Магкал бен Аби-Магкал аль-Асадий; сказал Магкал: «Запрещал нам Посланник Аллаха (м. е. и 6.!) обращаться в сторону обеих кибл при отп­равлении малой или большой нужды». Сказал Абу-Дауд [отметил у себя]: Абу-Йазид — вольно­отпущенник [племени] «Бану-Сагляба».

11. Мухаммад бен Йахья бен Фарис — Сафуан бен Иса — аль-Хасан бен Закуан — Марван бен аль-Асфар; Мар- ван сказал: «Я видел, как Ибн-Гумар остановил своего верблюда напротив Киблы, опустил его на колени и (стал) отправлять (свою) малую нужду, стоя супротив Киблы. И я спросил у него: «О Абу-Габдур-Рахман! Разве сие не было запрещено?» [И] он сказал: «Конечно! Поистине, сие было запрещено совершать на открытой местности [в открытом постранстве]. И, ежели меж тобой и Киблой есть что-нибудь, что закрывает тебя от Киблы, то в [этом] нет ничего такого [страшного]».

Раздел «Разрешение оного»

12. Габдулла бен Маслама — Малик — Йахья бен Сагид — Мухаммад бен Йахья бен Хаббан — от дяди своего [по отцу] Васига бен Хаббана — от Габдуллы бен Гумара; сказал Габдулла бен Гумар: «Я ПОДНЯЛСЯ на крышу И увидел Посланника Аллаха (м.е.и б.!), [сидящим] на двух кирпичах, обратившимся в сторону Бейтуль-Макдиса [прежней, первой киблы — Иерусалимскаго Храма] и [готовящимся] справить [свою] нужду».

13. Мухаммад бен Башар - Вахб бен Джарир - Убайй; сказал [У байй]: слышал [я], как Мухаммад бен Исхак пере­давал от Аббана бен Салиха (, который передал это) от Муджахида - от Джабера бен Габдуллы, говоря (сказал [Му­хаммад бен Исхак]): «Запретил Пророк Аллаха (м.е.и б.!) обращаться в сторону Киблы при отправ­лении малой нужды. Затем, однако, видел я — за год до смерти его — как обращался он в её сто­рону [при отправлении малой нужды]».

1 Кибла — направление, в котором мусульмане обращаются лицом при совершении своих молитв, в ка­кой бы части света они ни были — т.е., храм «Кааба» в городе Мекке.

11

Раздел «Каким образом следует снимать одежду при отправлении нужды»

14. Зубайр бен Харб — Вакиг — аль-Агмаш — личность, персоналия которой [точно] не установлена — Ибн Гу- мар [, о том,] что Пророк (м.е.и б,), когда желал отправления потребностей, не приподнимал по­дола своей одежды до [тех пор, пока] не приседал до (к) земли. И сказал Абу-Дауд: этот [хадис] передал Габдус-Салям бен Харб от аль-Агмаша, (тот, в свою очередь, —) от Анаса бен Малика, и он — слабой достоверности («дагыйф»). Абу-Иса ар-Рамлий сказал: рассказал нам Ахмад бен аль-Валид [со слов] Гамра бен Гауна - от Габдус-Саляма.

Раздел «Нежелательность разговоров при отправлении потребностей»

15. Губайдулла бен Гамр бен Майсара - Ибн-Махдий - Гикрима бен Гаммар - Йахья бен Аби-Касир - Хиляль бен Гайад; сказал [Хиляль бен Гайад]: рассказал мне Абу-Сагид: слышал я, как Посланник Аллаха (м. е. и б.!) го­ворил: «Да не будут разговаривать друг с другом, и да не выйдут [из укромных мест своих] два мужа, [что] отдаляются [прочь] [для] отправления (больших) потребностей своих, когда их срамные части тела («гаурат») открыты. Ибо, поистине, Аллах (да возвеличится и да восславит- ся [имя] Его!) не терпит это [гневается на это]». Сказал Абу-Дауд: этого хадиса не передавал ник­то, кроме Гикримы бен Гаммара.

Раздел «Отвечается ли на приветствие при отправлении малой нужды[?]»

16. Гусман и Абу-Бакр, сыновья Абу-Шибы, сказали: рассказал нам Гумар бен Сагд — от Суфьйана — от аль- Даххакабен Гусмана — от Нафега — отИбн-Гумара; сказал Ибн-Гумар: «[Однажды], когда Пророк (м.е.и б.!) уединился для отправления малой нужды, мимо него проходил один человек; и [, увидев его,] поприветствовал его. А (и) [Пророк] не ответил на его приветствие». Сказал Абу-Дауд: было пе­редано от Ибн-Гумара и других, что Пророк (м.е.и б.) совершил [после этого] очищение песком («таяммум»), и затем ответил тому человеку на приветствие.

17. Мухаммад бен аль-Мусанна — Габдуль-Агля — Сагид — Кутада — Хасан — Худайн бен аль-Мунзир Абу-Са- сан — аль-Мухаджир бен Кунфуз — о том, что он (аль-Мухаджир) пришёл [однажды] к Пророку (м.е.и б.) в то время, когда он отправлял малую нужду, и поприветствовал его. А (и) Пророк (м.е.и б.!) не отвечал ему на его [приветствие] до тех пор, пока не совершил омовение; затем пояснил: «Поис­тине, я хотел бы поминать Аллаха (да возвеличится и да восславится [имя] Его!) не иначе, как в состоянии [ритуальной] чистоты».

[Значение словосочетания «ритуальная чистота» передано в оригинальном тексте двояко: 1) «[тухр]»; 2) «[тахара]» ].

Раздел «О поминании Аллаха Всевышнего вне [состояния]ритуальной чистоты»

18. Мухаммад бен аль-Галяъ — Ибн Аби-Заида — от отца его — от Хал еда бен Маслама, т.е., аль-Фаъфаъа — от аль-Бахиййа — от Гурвы — от Аиши; сказала [Айша]: «Посланник Аллаха (м.е.и 6.!) [заполнял] помина­нием Аллаха (да возвеличится и да восславится [имя] его!) всё своё [сознательное] время».

Раздел «Вхождение в отхожее место с перстнем, на котором начертаны [формулы] поминания Аллаха»

19. Наср бен Галий — Абу-Галий аль-Ханафий — Хаммам — Ибн-Джурайдж — аз-Зухрий — Анас; [Анас] ска­зал: «Пророк (м. е. и б.), когда входил в отхожее место, оставлял свой перстень [снаружи]». Сказал Абу-Дауд: сей хадис отвергается («мункар»), [ибо, как] поистине [стало уж] известно от Ибн-Джурайджа — от Зийа- да бен Сагда — от аз-Зухрий — от Анаса, у Пророка (м. е. и 6.!) был перстень из дерева, но затем он его выбросил. И сомнение в этот хадис вносит Хаммам; и сей хадис не приводил никто, кроме Хам- мама.

12

Раздел «Остережение от осквернения мочой»

20. Зубайр бен Харб и Ханнад (бен ас-Сарий) сказали: рассказал нам Вакиг — от аль-Агмаша; аль-Агмаш сказал: слы­шал [я] от Муджахида [, который] рассказывал [передавая] от Тавуса, а тот — от Ибн-Габбаса, что сказал [последний]: «Пророк, проходя [однажды] мимо двух могил, сказал: «Поистине, эти двое подвергаются муче­ниям; и не мучаются они [по причине] больших грехов. Что касается этого, то он не остерегался разбрызгивания при мочеиспускании; а что касается того, то он распространял сплетни». Затем он попросил свежую ветку пальмы, сломал её пополам, воткнул (посадил) по одной половине у каждой могилы, и сказал: «Возможно, они будут облегчать им страдания, пока не высохнут». Ханнад же, вместо слова «остерегался» ([йастатир]) употребил слово «оберегался» ([йастанзих]).

21. Гусман бен Аби-Шайба —- Джарир — Мансур — Муджахид — Ибн-Габбас — от Пророка (м.е.и 6.!) — хадис с тем же содержанием, но со словами «...не предохранялся от своей мочи» ([кана ля йастатиру мин ба­ул ихи]).

А Абу-Мугавия употребил слово «оберегался» ([йастанзих]).

22. Мусаддад — Габдуль-Вахид бен Зийад — аль-Агмаш — Зайд бен Вахб — Габдур-Рахман бен Хасана; Габдур- Рахман бен Хасана сказал: «Отправились мы однажды — я и Гамр бен аль-Гас — к Пророку (м.е.и б.); [после того, как] мы пришли к нему, он вышел с кожаным щитом в руках; и, закрывшись им, справил свою малую нужду. И мы сказали: «Посмотрите на него! Он справляет нужду как жен­щина!» И, услышав это, он сказал: «Разве не знаете вы, что сталось с [сахибом] главой «Бану-Ис- раиль»? Они [евреи], каждый раз, когда моча попадала на них, отрезали себе эту часть тела. И он (глава) запретил им сие деяние, и был [за это] подвергнут мучениям в могиле. Сказал Абу-Дауд: [в другом варианте этого хадиса — переданном] Мансуром от Абу-Ваиля — от Абу-Мусы, сказа­но: «...на кожу кого-либо из них...» ([джильди ахадихим]). А в предании [варианте], переданном Гасемом от Абу-Ваиля — от Абу-Мусы от Пророка (м.е.и б.)— «...тело кого-либо из них...» ([ джасади ахадихим ]).

Раздел «Справление малой нужды стоя»

23. Хафс бен Гумар и Муслим бен Ибрахим сообщили: Шугба — Мусаддад — Абу-Гавана, и это — слова Хаф- са,— от Сулеймана — от Абу-Ваиля — от Абу-Хузейфы; сказал [последний]: «Пришёл [однажды] Пророк (м.е.и б.!) к [месту сваливания] мусора одного из племён, и справил малую нужду стоя. Затем поп­росил воды, и сделал протирание себе на обувь [туфли — «масхуль-хуффайн»]». Сказал Абу Дауд: сказал Мусаддад: он [Хузейфа] сказал: «... и ушёл я, и отдалился [от Пророка (м.е.и б.!)]. [Затем] позвал он меня, [и я поспешил за ним,] пока я не [догнал его и не следовал] за ним по пятам».

Раздел «Справление малой нужды ночью в сосуд, и держания сосуда у постели»

24. Мухаммад бен Иса — Хаджжадж — Ибн-Джурайдж — от Хукеймы бинт Умаймы бинт Рукайки — от мате­ри её, что она [последняя] сказала: «Был у Пророка (м.е.и б.!) рядом с постелью небольшой сосуд из дерева, в который он справлял малую нужду по ночам».

Раздел «Места, в которых Пророк (м.е.и б.) запрещал справлять малую нужду»

25. Кутайба бен Сагид — Исмаил бен Джагфар — аль-Галяъ бен Габдур-Рахман — от отца своего — от Абу-Ху- райры, что Посланник Аллаха (м. е.и 6.) сказал: «Остерегайтесь проклятия двух мест!» [Люди] ска­зали: «Что есть эти два места проклятия?» [Пророк] сказал: «Места хождения людей (дорога), и места [прохлады и ] тени, [где люди спасаются от зноя]. [Да остережётся их проклятия] тот, кто уединится [в этих местах для справления своей нужды]!»

26. Исхак бен Сувайд ар-Рамлий и Гумар бен аль-Хаттаб, отец Хафс (и его рассказ более полон) — что Сагид бен аль-Хакам рассказал им, сказав (сказал): сообщил нам Нафег бен Йазид: рассказал мне Хайва бен Шурайх, что Абу-

13

Сагид аль-Хумайрий рассказал ему [, передавая] от Мутаза бен Джабаля, [что последний] сказал: сказал Послан­ник Аллаха (м.е.и 6.): «Остерегайтесь трёх дел, [непременно влекущих за собой] проклятие: справление нужды вблизи источников воды (родников), посреди дороги и в [местах открытой] тени [, где] люди спасаются от зноя]».

Раздел «О справлении малой нужды в бане»

27. Ахмад бен Мухаммад бен Ханбаль и аль-Хасан бен Галий сказали: рассказал нам Габдур-Раззак; Ахмад ска­зал: рассказал нам Мутаммар: рассказал мне Ашгас [что] аль-Хасан сказал: от Ашгаса бен Габдиллях — от аль-Хаса- на — от Габдуллы бен Магфадя, что сказал [последний]: сказал Посланник Аллаха (м.е.и б.!): «Да не будет непременно никто из вас справлять свою малую нужду в бане, и затем и мыться там». Ахмад же сказал: «..., и затем совершать там же и малое [ритуальное] омовение, ибо все [происки и] нау­щения Сатаны — от оного».

28. Ахмад бен Йунус — Зухайр — Дауд бен Габдулла — Хумайд аль-Хумайрий, он же — Ибн-Габдур-Рахман (сын Габдур-Рахмана); сказал [последний]: «Я встретил одного человека, который, подобно Абу-Хурай- ре, провёл много времени рядом с Пророком (м.е.и б.!). Он сказал: «Посланник Аллаха (м.е.и б.!) удерживал нас от того, чтобы кто-либо из нас расчёсывался каждый день и справлял малую нуж­ду в месте совершения своего омовения».

Раздел «Запрещение травления малой нужды в пещерах»

29. Губайдулла бен Гумар бен Майсара — Мугаз бен Хишам — Убайй — Кутада — Габдулла бен Сарджас; [пос­ледний сказал,] что Посланник Аллаха (м.е.и б.) запрещал справлять малую нужду в пещерах». [Габдулла бен Сарджас] сказал: [люди племени] «Аль-Кутада» сказали: «А что нежелательного в отправлении малой нужды в пещерах?» Он сказал: «Говорилось, что они [пещеры] — обитали­ща джиннов».

Раздел «Что [следует] сказать при выходе из отхожего места»

30. Гамр бен Мухаммад ан-Накыд — Хашим бен аль-Касем — Исраиль — Йусуф бен Аби-Бурда — от своего от­ца; [последний сказал:] рассказала мне Айша (да будет Аллах доволен ею!), ЧТО Пророк (м.е.и б.), когда ВЫХО­ДИЛ из отхожего места, говорил: «Прощения Твоего [прошу, о Аллах]!» ([гуфранака])

Раздел «Нежелательность («карахийят») касания правой рукой половых органов при омовении»

31. Муслим бен Ибрахим и Муса бен Исмаил — Аббан — Йахья — Габдулла бен Аби-Кутада — от отца его, [что последний] сказал: Посланник Аллаха (м.е.и 6.) сказал: «Ежели кто [из] вас будет справлять свою ма­лую нужду, то пусть да не дотрагивается до своего полового органа правой рукой, а после справ- ления большой нужды — не использует её для омовения («истинджа»). И да не будет никто из вас пить [без передышки] в один приём».

32. Мухаммад бен Адам бен Сулейман аль-Масыйсый — Ибн-Аби-Заида — Абу-Аййуб (тот, что аль-Ифри- кий) — Гасем — аль-Мусаййиб бен Рафег и Магбад — Хариса бен Вахб аль-Хузагий; сказал [последний]: рассказала мне Хафса, жена Пророка (м. е. и 6.), что Пророк (м.е.и б.!) правую руку свою использовал для еды сво­ей, питья и для одежды своей; а левую руку свою — для всего, что кроме того.

33. Абу-Тауба (Рабиг бен Нафег) — Иса бен Йунус — Ибн-Аби-Гуруба — Абу-Магшар — Ибрахим — от Аиши; сказала Айша: «Правая рука Посланника Аллаха (м. е. и б.!) была [у него] для еды и [всего] чистого, а левая рука — для [омовения] после справления [большой] нужды и для [всего], что нечисто».

34. Мухаммад бен Хатим бен Базиг — Габдуль-Ваххаб бен Гатаъ — Сагид — Абу-Магшар — Ибрахим — аль- Асуад — от Аиши — от Пророка (м.е.и б.) — хадис с содержанием, схожим содержанию предыду­щего.

14

Раздел «Отгораживание [преградами] при отправлении потребностей»

35. Ибрахим бен Муса ар-Разий — Иса бен Йунус — Саур — аль-Хусайн аль-Хубраний — Абу-Сагид — Абу-Ху­райра — от Пророка (м.е.и 6.1). [Пророк] сказал: «Ежели кто будет наносить на глаза сурьму, то пусть де­лает это нечётное число раз. Кто поступит так - поступит хорошо, а кто нет - не будет греха [на нём]. Ежели кто будет очищаться после отправления большой нужды [«истинджа»] («истаджма- ра»), то пусть делает это нечётное число раз. Кто поступит так - поступит хорошо, а кто нет - не будет греха [на нём]. Ежели кто будет за трапезой [склонён к разговору], то, [прежде, чем начать разговор,] пусть выплюнет ту пищу, что не успел ещё сжевать; а ту пищу, что успел уж сжевать, пусть проглотит. Кто поступит так — поступит хорошо, а кто нет — не будет греха [на нём]. Еже­ли кто пожелает справить свою [большую] нужду, то пусть сокроет себя преградой. И, ежели не найдёт [никакого иного средства], кроме как насыпать в кучу песка, то пусть [так и сделает, и] повернётся к ней спиной, ибо, поистине, Сатана [любит] играть с седалищем сынов Адама. Кто поступит так - поступит хорошо, а кто нет — не будет греха [на нём]». Сказал Абу-Дауд: привёл [этот хадис] Абу-Гасем от Саура, [и] сказал: «Хусайн аль-Хумайри»; привел его [также] и Габдуль-Малик бен ас-Саббах — от Саура, и сказал: «Абу-Сагид аль-Хайр». Сказал Абу-Дауд: Абу-Сагид аль-Хайр — один из сподвижников Пророка (м.е.и б.!)».

Раздел «То, с помощью чего запрещается очищаться [после отправления большой нужды]»

36. Йазид бен Халед бен Габдулла бен Маухиб аль-Хамаданий аль-Муфаддаль (т.е., Ибн-Фадала аль-Мисрий) — Гаййаш бен Габбас аль-Катабаний [собщил,] что Шуяйм бен Байтан сообщил ему [со слов] Шайбана аль-Катабаний, (который сказал), что Маслама бен Махлад взял с собой Рувайфига бен Сабета и отправился с ним из [города] Ка- ум-Шурайк в [город] Галькаму (он имел в виду Гилькам). И сказал Рувайфиг: «Если бы кто-нибудь ИЗ нас был [жил] во времена Посланника Аллаха (м.е.и б.), то [условился] бы со своим братом, что, чего бы они не выручили [заполучили, добыли], то — половина ему [брату его], и себе (нам) — полови­на; и, ежели была бы у одного из нас стрела [,и, кидая её, смотрел бы он, как летит она,] — сто­рона пера ему, другая — наконечник стрелы — другому...» Затем Рувайфиг сказал: Сказал мне «Посланник Аллаха (м.е.и б.!): «О Рувайфиг! Возможно, твоя жизнь ещё долго продлится после меня. Посему, сообщи людям, что тот, кто будет заплетать свою бороду в косы, иль будет изби­рать нечет [гадая], иль будет очищаться [после отправления большой нужды] сухим помётом животных иль костями, тот не будет иметь ко мне никакого отношения».

37. Йазид бен Халед - Муфаддаль - Гаййаш сообщил ему, что Шуяйм бен Байтан также сообщил ему этот хадис — от Абу-Салима аль-Джайшаний - от Габдуллы бен Гамра; [последний] упоминул это, когда при нём был СТраж- ник с крепости «Баб- Алиййун». Сказал Абу-Дауд: «Крепость «Алиййун» находится на одной из гор, что на [окраине] Фустата [древней часть Каира]». Сказал Абу-Дауд [также]: «Это Шайбан бен Умаййя, прозванный Абу-Хузейфой.

38. Ахмад бен Мухаммад бен Ханбаль — Раух бен Губада — Закариййя бен Исхак: рассказал нам Абу-з-Зубайр, что он слышал, как Джабер бен Габдулла говорил: «Запретил нам Пророк (м.е.и 6.!) очищаться [после отправления большой нужды] костями иль [сухим] калом [животных]».

39. Хаят бен Шурайх аль-Хумсый — Ибн-Гаййаш — Йахья бен Аби-Гамр ас-Сайбаний — Габдулла бен ад-Дай- ламий — Габдулла бен Масгуд; сказал [последний] [, передавая рассказ от Пророка]: Пришёл однажды к Пос­ланнику Аллаха (м.е.и б.!) сонм джиннов, и сказали [джинны]: «О Мухаммад! Запрети твоей об­щине («умме») очищаться [после отравления большой нужды] костями, сухим помётом и углями, ибо создал Аллах Всевышний для нас в этом пищу». Сказал он [затем]: «И запретил это Пророк (м.е.и 6.!)».

15

40. Сагид бен Мансур и Кутайба бен Сагид сказали: рассказал нам Йагкуб бен Габдур-Рахман — от Абу-Хазема — от Муслима бен Карта — от Гурвы — от Аиши, что Посланник Аллаха (м.е.и б.) сказал: «Ежели кто из вас уйдёт для отправления большой потребности, пусть возьмёт с собой три камня, чтобы очистить­ся ими после, ибо они [полностью] избавят [его] от [скверны]».

41. Габдулла бен Мухаммад ан-Нуфайлий — Абу-Мугавия — Хашим бен Гурва — Гамр бен Хузайма — Гаммара бен Хузайма — Хузайма бен Сабет; сказал [последний]: Посланник Аллаха (м.е.и б.!) был спрошен об очи­щении [после отправления большой потребности]. [На это] он сказал: «Тремя камнями, средь [которых] нет [сухого] навоза». Сказал Абу-Дауд: «Так передал [и] его [этот хадис] Абу-Усама и Ибн-Нумайр от Хишама (т. е., Ибн-Гурвы).

Раздел «Об очищении после отправления малой нужды»

42. Кутайба бен Сагид и Халаф бен Хишам аль-Мукриъ — Габдулла бен Йахья-близнец — Гамр бен Гаун—Абу- Йагкуб-близнец — Габдулла бен Аби-Мулайка — от своей матери — [та, в свою очередь] — от Аиши; сказала [пос­ледняя]: Однажды, когда Пророк (м.е.и б.!) справлял свою малую нужду, Гумар [принёс для него] в кувшине воды и встал позади него. И Пророк (м.е.и б.!) сказал: «Что есть сие, о Гумар?» И ска­зал Гумар: «Это — вода [, дабы ты] совершил [ритуальное] омовение. И сказал Пророк (м.е.и б.): «Не было приказано мне [Аллахом Всевышним] совершать [ритуальное] омовение при каждом отправлении малой нужды. И, ежели 6 делал я это — стало б это обязательным правилом («сун- нат») [для моих последователей]».

Раздел «Очищение водой [после отправления большой нужды]»

43. Вахб бен Бакиййя — Халед, тот, что аль-Васитый — Халед, тот, что аль-Хаззаъ — Гатаъ бен Аби-Маймуна — Анас бен Малик [сообщил,] что Посланник Аллаха (м.е.и б.!) вошёл [однажды] в ограду [вместе] с од­ним отроком, который был самым младшим среди нас, и у которого был сосуд с водой для омо­вения «мида’а». (И поставил он его [сосуд] у каштана; и справил свою малую нужду. И вышел он к нам, уж совершивши омовение [после справления большой нужды] [той водой].

44. Мухаммад бен аль-Гадяъ — Мутавия бен Хишам — Йунус бен аль-Харес — Ибрахим бен Аби-Маймуна — Абу-Салих — Абу-Хурайра — от пророка (м.е.и б.!). [Пророк] сказал: «Этот аят был низведён о жителях [местности] «Кубаъ»: «... в нём — мужи, любящие очищаться...») ([фихи риджалюй-йухиббуна ай-йататаххару]. [Затем] сказал: «Они очищались [«истинджа»] водой, и посему был низведён сей аят».

Раздел «[Необходимость] вытирания руки после очищения [после отправления] большой нужды»

45. Ибрахим бен Халед — Асуад бен Гамер — Шурайк (и слова [в данном хадисе] — его) — Мухаммад бен Габ­дулла (тот, что аль-Мухрамий) — Вакиг — Шурайк — Ибрахим бен Джурайдж — аль-Мутыйра — Абу-Зурга — Абу- Хурайра; сказал [последний]: «Когда Пророк (м.е.и б.!) шёл в отхожее место, я приносил ему воды в чаше или кубе, дабы очистился [он]».

Сказал Абу-Дауд: в [варианте] Вакига [этого же] хадиса [сказано также и следующее]: «..после [очищения] он проводил рукой по земле; затем я приносил ему [воды ещё —] в другом сосуде, дабы он со­вершил [ритуальное] омовение».

Раздел «Чистка зубов»

46. Кутайба бен Сагид — Суфьйан — Абу-з-Зинад — аль-Аградж — Абу-Хурайра (передаёт этот хадис от себя; «хадис марфуг»), [Пророк (м.е.и б.!) сказал:] «Если не боялся б я, что [оное будет] тягостным для ве­рующих, то повелел бы им откладывать [выполнение] ночной молитвы на более позднее время, и чистить зубы [щёткой] («мисвак») пред каждой молитвой».

16

47. Ибрахим бен Муса — Иса бен Йунус — Мухаммад бен Исхак — Мухаммад бен Ибрахим ат-Таймий — Абу- Салама бен Габдур-Рахман — Зайд бен Халед аль-Джуханий; сказал [последний]: слышал я, как Посланник Ал­лаха (м.е.и б.) сказал: «Если не боялся б я, что [оное будет] тягостным для верующих, то повелел бы им чистить зубы [щёткой] («мисвак») пред каждой молитвой».

Сказал Абу-Салама* «...и видел я Зайда, сидящего в мечети; и была у него зубочистка («мисвак») над ухом — подобно перу над ухом писца. И, каждый раз, как вставал [он] на молитву—чистил себе зубы».

48. Мухаммад бен Гауф ат-Таий — Ахмад бен Халед — Мухаммад бен Исхак — Мухамад (бен Йахья) бен Хаб- бан — Габдулла бен Габдулла бен Гумар; сказал [Мухаммад бен Исхак]: сказал [я]: «Видел ли [ты] совершение омовения Ибн-Гумара перед каждой молитвой — будь то в состоянии чистоты или её отсут­ствия — по какой [причине было] оное?» И сказал [Мухаммад бен Йахья]: «Рассказала мне это Асма бинт Зайд бен аль-Хаттаб, что Габдулла бен Ханзаля бен Аби-Гумайр рассказал ему, что Посланник Аллаха (м.е.и б.!) повелел совершать омовение пред каждой молитвой — и в состоя­нии чистоты, и в состоянии её отсутствия. И, когда это стало трудным для него, повелел пред каждой молитвой чистить зубы. И видел Ибн-Гумар, что это ему по силам, и не оставил совер­шения омовения пред каждой молитвой.

Сказал Абу-Дауд: Ибрахим бен Сагд передал этот [хадис] от Мухаммада бен Исхака. [Он] сказал: «Губайдул- ла бен Габдулла».

Раздел «Как чистить зубы»

49. Мусаддад и Сулейман бен Дауд аль-Гуткий: Хаммад бен Зайд — Гайлан бен Джарир — Абу-Бурда — от отца своего. Сказал (Мусаддад: сказал [отец Абу-Бурды]): «Пришли мы однажды к Посланнику (м.е.и б.!), и пришлость нам ждать его [выхода]. И увидел я, как он чистит свои [зубы], и была зубочистка у него на языке [тёр он зубочисткой свой язык]».

Сказал Абу-Дауд: «Сказал Сулейман: «Он сказал: «Вошёл я к Пророку (м.е.и б.!), когда он чистил зубы; и держал он зубочистку на своём языке, и произносил: «А-А-А», т.е., [произносил звуки, что произносят при] тошноте». Сказал Абу-Дауд: «Мусаддад — сказал: «Это был длинный хадис, [и я] его сократил»».

Раздел «О [предоставлении в] пользование зубочистки другому человеку»

50. Мухаммад бен Иса — Ганбаса бен Габдуль-Вахид — Хишам бен Гурва — от отца своего — от Аиши, [что последняя] сказала: «Чистил [однажды] Посланник Аллаха (м. е. и б.) [зубы], и рядом с ним было два мужа, и был один из них старше другого. И указал он ему — «[дать зубочистку] более стар­шему [человеку из тех двух людей] ([ан каббир])». Сказал Ахмад (тот, что Ибн-Хазм): «Сказал нам Абу-Сагид (он же — Ибн-Аль-Аграбий): «Это есть суть тот [хадис, передачей которого] от­личаются жители Медины от других».

51. Ибрахим бен Муса ар-Разий — Иса бен Йунус — Мисгар — аль-Микдам бен Шурайх — от отца своего. Ска­зал [последний]: «[Спросил] (сказал) я Айше: «Что прежде всего [обычно] делал Посланник Аллаха (м.е.и б.) при входе [возвращении] в дом?» [И она] сказала: «Чистил зубы».

Раздел «Мытьё зубочистки»

52. Мухаммад бен Башар — Мухаммад бен Габдулла аль-Ансарий — Ганбаса бен Сагид аль-Куфий аль-Хасед — Касир — Айша, что она сказала: «Пророк Аллаха (м.е.и б.!), после чистки зубов отдавал мне зубочист­ку, дабы помыла я её; и я брала её, и чистила свои зубы, мыла её, и снова отдавала ему».

Раздел «[Потребность в] чистке зубов — естественная потребность человека»

53. Йахья бен Мутин — Вакиг — Закарийя бен Аби-Заида — Мусгаб бен Аби-Шайба — Тальк бен Хабиб — Ибн- аз-Зубайр — от Аиши [, что последняя] сказала: Посланник Аллаха (м.е.и б.) сказал: «Десять вещей — от

17

естества [человека]: подстригание (укорачивание) усов, отпущение бороды, чистка зубов, очи­щение носовой полости, подстригание ногтей, протирание суставов [кистей и ступеней], выщи­пывание волос на подмышках, бритьё лобка и использование воды — т. е., после отправления большой нужды («истинджа»)». Закариййя сказал: «Мусгаб сказал: «Десятое же я забыл, [но] это не иначе, как полоскание рта».

54* Муса бен Исмаил и Дауд бен Шабиб — Хаммад — Галий бен Зайд — Салама бен Мухаммад бен Гаммар бен Йасир. Муса сказал: от своего отца; Абу-Дауд же сказал: от Гаммара бен Йасира, ЧТО Посланник Аллаха (м.е.и б.) сказал: «Поистине, от естества [человека] — полоскание рта и носовой полости». И привёл подобный оному [предыдущему хадису], но не упомянул отпущение бороды, и доба­вил — «...и обрезание...»; и сказал: «...поливание [воды]...», но не сказал «...использование («истинджа»)».





Дата публикования: 2014-11-18; Прочитано: 424 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.018 с)...