Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Чехословацкая Социалистическая Республика




В Чехословакии особенно широкое распро­странение получила станковая графика. Ей при­надлежит видное место в творчестве Макса Швабинского (1873—1961). Исполненная им на протяжении всей жизни в лучших традициях мирового реалистического искусства портретная галерея нашла продолжение в изображении передовых деятелей чешской и мировой куль­туры (портрет Юлиуса Фучика, 1950) и в дру­гих произведениях, одухотворенных силой чув­ства, верой в разум и красоту человека.

Многие чехословацкие графики обращаются к историко-революционной теме (В. Гложник «Освобождение»), с удивительной чуткостью улавливают,красоту и национальный колорит в пейзажах родного края (О. Дубай «Весна»). С особым умением и вкусом работают они над оформлением книги, раскрывая своеобразие сти­ля иллюстрируемых произведений. Популяр­ность заслужили многократно переизданные ил­люстрации Йозефа Лады- (1887—1957) к бес­смертному «Бравому солдату Швейку» Я. Га­шека, остроумные, живые, занимательные, вы­полненные в форме гротеска, граничащего с ка­рикатурой, и точно соответствующие духу ил­люстрируемого произведения.

Эмоциональная сила отличает произведения монументального искусства — настенных рос­писей и скульптуры. При оформлении зала Со­ветской Армии в памятнике Национального ос­вобождения, Дворца пионеров в Праге, общест­венных сооружений и парков художники созда­ют ансамбли нового типа, используя в декори-ровке здания технику сграффито и мозаики, витража и фрески.

В широком монументальном плане исполне­ны настенные композиции Адольфа Забран-ского (1909—1981) «В память освобождения» (1954—1955), украшающие террасу Ледебург-ского дворца; их стремительные ритмы, полно­кровие и оптимизм образного решения переда­ют праздничный подъем, воодушевление, ра­дость освобожденного народа.


С большой силой реалистические тенденции обнаружились в скульптуре. Традиции Мыслбе-ка нашли развитие у Карела Покорного (1891 — 1962), почетного члена Академии худоя^еств СССР. В скульптуре «Острава» (1936, ил. 305) он создал обобщенный образ рабочего-металлур­га. Как в свое время «Антверпен» Менье, «Ост­рава» Покорного стала олицетворением че­хословацкого пролетариата. Мощная пла­стика форм, вдохновенность и глубина рас­крытия образа выдвинули эту работу в чис­ло наиболее значительных в чехословацкой пластике.

Покорному принадлежит одна из первых скульптур, знаменующих нерушимую дружбу между народами Советского Союза и Чехосло­вакии, «Братание» (1947—1950). Дарование Покорного-монументалиста проявилось и в па­мятнике Божене Немцовой (1954) на Славян­ском острове в Праге, овеянном романтикой и глубоким лиризмом.

Вместе с коллективом выдающихся архитек­торов, скульпторов и живописцев создавал По­корный Памятник национального освобожде­ния на горе Витков в Праге, сооружение его было начато еще до второй мировой войны. Здесь же, в зале Советской Армии, размещены мозаики, исполненные Владимиром Сыхрой (1903—1963). Ворота этого величавого ком­плекса оформил Йозеф Малейовскйй (р. 1914) рельефом, посвященным важным вехам в ис­тории чешского народа (1958). Глубина замыс­ла, чувств, масштабность отличают памятник павшим воинам Советской Армии (1960) в Бра­тиславе, над которым работали крупнейшие словацкие скульпторы Рудольф Прибиш, Ио-зеф Костка, Ян Кулих, Александр Тризульяк. Тибор Бартфай и Ладислав Спопек.

Мощная пластика и одновременно живопис­ность присущи «Победе» (Братислава, Словац­кая национальная галерея) Рудольфа Прибиша (р. 1913), работавшего в разных жанрах.





Дата публикования: 2014-11-19; Прочитано: 188 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.007 с)...