Главная Случайная страница Контакты | Мы поможем в написании вашей работы! | ||
|
Куба — первая страна социализма в Западном полушарии. Развивая передовые национальные традиции, широко используя опыт культурного строительства стран социалистического содружества, Куба первая в Западном полушарии осуществляет подъем культурной революции, отстаивает идеи мира и социализма. Выполнение поставленных революцией задач в области культуры было облегчено тем, что наиболее выдающиеся деятели культуры дореволюционного периода (Хуан Маринельо, Николас Гильен и др.) являлись сторонниками, а во многом и активными участниками революционной борьбы. Уже в первые годы победы революции (1959) на Кубе они приступили к решению задач нового культурного строительства. Возникли национальные союзы писателей и деятелей искусств, с 1961 г. в Гаване стали проводиться конференции, в работе которых участвовали руководители революционного правительства. Революция вызвала к жизни новую проблематику, изменила изобразительный язык подавляющего большинства мастеров. Искус-
ство начало наполняться новыми живительными соками.
Развитие станковой и монументальной живописи совершалось в постоянной борьбе с влияниями формалистического искусства капиталистических стран. Многие порвали с нефигуративными направлениями. Родоначальниками современной кубинской живописи стали крупные самобытные кубинские художники: Виктор Мануэль (1897—1969), Амелия Пелаэс (1896— 1968), Марсело Поголотти (р. 1902), Карлос Энрикес (1901 —1957). Освободившись от оков академической живописи, они обогатили искусство разнообразием сюжетов, почерпнутых из жизни, богатством красок и света.
Обращение художников после революции к реальной действительности ярко проявилось в первых групповых выставках, посвященных теме революции. Таковы «Народная ассамблея», «Хирон», «Гаванская декларация», «Совещание в ОАГ» (1962—1965) Мариано (р., 1912), отмеченные эффектами цвета и света; серия картин «Краски Кубы» с карнавальными персов
) век
Страны социализма
ажами (1963) Рене Портокарреро (р. 1912). собое внимание привлекают его «Пейзажи Га-аны» (1961), написанные в экспрессивной ма-ере, передающей образ кубинского города.
Новой тематикой обогатил свое творчество 1абреро Морено (р. 1923), обратившийся к ге-оическому прошлому и настоящему кубинского арода. Особой монументальностью отмечены го образы крестьян, исполненные в динамич-:ой манере и насыщенном колорите. Интересны артины «Бомбардировки 15 апреля» (1961), Крестьянская милиция» (1962). Большой вы->азительности достигают образы современного еловека труда в сериях Адихио Бенитес.
После 1965 г. в кубинской живописи ширится •ематика, увеличивается диапазон изобрази-•ельных средств. Художники стремятся отразить существенные черты действительности, •бращаются к монументальным формам. Тако-!ы настенные панно Портокарреро для Дворца эволюции (1967), витражи в ресторане «Руи-гы» (Гавана).
В конце 60—70-х гг. в живописи растет внимание к социально-политическим явлениям про-ллого и настоящего. Политическая тематика зтала ведущей в творчестве Файяда Хамиса и Рауля Мартинеса («Национальный банк Кубы» — настенная роспись, где центральные образы — Фидель Кастро и Че Гевара). Современная кубинская живопись отличается красочностью, использованием приемов, свойственных плакату, фотомонтажу. В ней чувствуется желание говорить громко о волнующих политиче-
ских событиях. В этом она сближается с графикой.
С 1970-х гг. выступает новое поколение живописцев и графиков, отмеченных печатью ярко выраженной индивидуальности.
Высокого уровня достигает на Кубе графическое искусство как одно из наиболее действенных средств массовой пропаганды революционных идей.
Крупнейший мастер монументальной и декоративной пластики Рита Лонга отличается пластическим дарованием, широтой композиционного мышления, органическим чувством декоративности (портрет Хосе Марти для Дворца пионеров, большой композиционный ансамбль «Сад героев» в Сантьяго-де-Куба, скульптурная композиция «Лагуна сокровищ»).
Наибольшие достижения отмечаются в архитектуре, градостроительстве Кубы, выделяющихся смелостью, оригинальностью решений. В развитии кубинской архитектуры большая роль принадлежит Аптопио Кинтана, соорудившего Дом космонавтов в Варадеро, отличающийся четкостью и красотой пластических форм и линий, конструктивностью. Кинтано увлечен идеей парящего над водой сооружения — здания-моста (гостиница «Виктория» в Ханое во Вьетнаме, ансамбль Дворца конгрессов в Гаване). По решению правительства и Министерства культуры Кубы для создания памятника В. И. Ленину в Гаване был приглашен советский скульптор Л. Кербель, который работал совместно с А. Кинтана, автором проекта всего парка.
Дата публикования: 2014-11-19; Прочитано: 218 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!