Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Искусство конца 19 и 20 веков 5 страница



Сикейрос обновил технику настенной живопи­си применением новых материалов, соответст­вующих современной бетонной стене (росписи и пластические мозаики на стенах ректората университета в Мехико — «На службе наций», 1952-1954).

Опыт мексиканской школы распространяется и в других странах Америки и Европы.

Мастерская народной графики. Боевую позицию в передовом искусстве заняла Мексиканская мастерская народной графики, организованная в 1937 г. Художники мастерской обратились к революционной истории Мексики и современной жизни (альбом «Образы Мекси­канской революции», 1947), к внутренним и ме­ждународным событиям. В 1940—1950-х гг. они активно участвовали в изобличении североаме­риканского империализма, в борьбе за мир, про­тив атомной катастрофы и т. д., завоевали одно из первых мест в Европе и Америке благодаря высокому идейно-художественному содержанию плакатов и графических серий. Крупнейший представитель школы Л. Мендес (р. 1902) — оздатель произведений на большие социальные темы. Его стиль монументален, пластически вы­разителен и эмоционален. В листах Мендеса изображены люди глубоких чувств, несгибаемых арактеров, сознающие враждебность окружаю­щего мира, готовые к борьбе (гравюра «Соеди-ч'нные несчастьем»). Красота подвига раскры-ается в образе мексиканского индейца, уверен-ого в правоте своих идеалов, храбро смотряще-| в лицо смерти (гравюра «Казнь», 1949). ■ композициях Мендеса большую роль играет постранственное построение пейзажа, эмоцио-пльного, динамичного. Оно то подавляет чело-ка, то подчиняется его неукротимой во-. В листе «Я жажду!» (ил. 296) напряжен-я динамика пространства пустынного, вы-кенного солнцем пейзажа усиливает драма-зм сцены.

Мендес работает в технике гравюры на лино-уме, черно-белой литографии, он пользуется намичным ритмом штриха, островыразитель-


ными силуэтами, резкими контрастами черного и белого.

Объединения прогрессивных мастеров графи­ки возникают и в других странах Латинской Америки.

Неореализм. В европейском искусстве первых послевоенных лет важное место зани­мает направление неореализма. Основное содер­жание искусства художников этого направле­ния — жизнь народа, простого человека, изобра­женного с характерными индивидуальными чер­тами внешнего облика и душевного склада. Со­циально типическое для своего времени они показывают с позиций революционного проле­тариата. Большую роль в неореализме играют обличительные тенденции. Критика уродства жизни у художников неореализма сочетается с романтизмом в отображении действительности, стремлением увидеть героическое в человече­ских характерах. В формировании неореализма активно участвовали борцы движения Сопротив­ления, члены коммунистических партий. Группу неореалистов Франции возглавляли Андре Фу-жерон (р. 1912) — мастер-рационалист, тяго­теющий к плакатному упрощению («Слава Ан­дре Улье», 1949, Москва, ГМИИ; цикл «Страна шахт», 1950; «Трудная любовь», 1954) и худож­ник экспрессивно-драматического дарования Борис Таслицкий (р. 1911, «Делегаты стачеч­ного комитета», 1948; «Смерть Даниэль Казако­вы», 1950, Франция, Музей Монтрей).

Наиболее ярко неореализм проявил себя во Франции в 40—50-е гг., где получили развитие политическая графика и карикатура Жана Эф-феля (1908—1982, серия «Сотворение мира», 1950-е гг.), и в Италии, где группу прогрессив­ных художников возглавил Ренато Гуттузо.

Гуттузо. Художник-мыслитель, политический деятель, участник партизанского движения Со­противления, крупнейший мастер современности, Ренато Гуттузо (р. 1912) прошел суровую шко­лу борьбы в годы фашизма и оккупации Ита­лии. Уже в 1930-х гг. он выступил против про­фашистского направления в искусстве, стремил­ся быть в гуще жизни, глубоко почувствовать внутреннюю напряженность современного бы­тия. Свою борьбу за социально активное рево­люционное искусство он связывает с поисками конкретного, исполненного страстной энергии изобразительного языка, способного в монумен­тальных, исполненных энергии формах вопло­тить большую социальную тему. Он создает произведения тематически активные, раскры­вающие многогранный, богатый внутренними контрастами образ эпохи и современника — че­ловека труда, полного достоинства и силы. Ис­тория родной страны с ее острыми социальными



-1 Заказ 1322



20 век


Западная Европа и Америка после 1917 годд



конфликтами, бесстрашные крестьяне, стихийно захватывающие помещичьи земли, патриоты, умирающие во имя родины, революционеры — деятели подпольных типографий, зверства на­цистских войск (графическая серия «С нами бог», цветная тушь, акварель, 1943—1944 гг., золотая медаль Мира, 1950), батраки Калабрии, люди в повседневной городской или сельской обстановке — вот что его привлекает. В крепких фигурах, в больших рабочих руках, в энергич­ных и гибких жестах и движениях людей он открывает огромную внутреннюю силу. Сража­ясь, погибая и побеждая, его герои спаяны еди­ными устремлениями и помыслами, верой в по­беду. Образы современности вырастают у Гут­тузо до больших философских обобщений — в окружающей жизни он видит главное, значи­тельное, захватывает зрителя напряженной пла­стикой языка, лаконизмом и эмоциональной кульминацией («Девушка, поющая «Интернаци­онал», 1953, Рим, собрание С. Амидеи, ил. 290). Непосредственная взволнованность чувств и динамика действий выражаются в произведе­ниях Гуттузо в стремительных ритмах, в силь­ных угловатых линиях и мазках, в яркости све­та, в интенсивной сгущенности звонкого кон­трастного цвета и форм, вылепленных энергич­ной живописью. Творчество Гуттузо характери­зуют монументально-героическое восприятие мира, огромное жизнелюбие, преодолевающее трагическое в жизни. Даже природа и предмет­ный мир с их подчеркнутой материальной ве­щественностью исполнены в его полотнах бур­ной жизни и огромной потенциальной силы. Су­ровая и могучая красота горных пейзажей Сицилии и Калабрии, с нагроможденными ска­лами, с буйством листвы апельсиновых рощ, с волнами света и сияющими бликами и рефле­ксами; натюрморты с орудиями труда или пло­дами и цветами, перекликающиеся с тематиче­скими картинами, пронизаны стихийной драма­тически напряженной суровой силой («Корзина с каштанами», 1968; «Желтый подсолнух», 1971). «Захват крестьянами пустующих земель в Сицилии» (1948) — большое полотно, с кото­рого начинается путь художника от экспрессио­низма к зрелым реалистическим работам. Каж­дый участник события индивидуализирован, вместе с тем создан собирательный образ италь­янского крестьянства. Красный пламенеющий цвет передает тревожность события. Внимание Гуттузо в дальнейшем постоянно привлекали многофигурные композиции, редкие в искусстве Запада. Обычно он показывает человека в связи с другими людьми, в столкновении различных характеров и психологических состояний («Пляж», 1955—1956; «Похороны Тольятти»,


1972). Гуттузо возрождает жанр историческом картины, ища в ней аналогию современности. Под воздействием борьбы за освобождение Ита­лии от фашистских захватчиков возникло его эпическое полотно, посвященное Гарибальди, — «Битва у моста Аммиральо» (1951 —1952, Ми­лан, собрание Фельтринелли). Оно символизи­рует героику национального объединения и борьбу народа за независимость Италии. Ярко вспыхивающие пятна красных рубашек гари­бальдийцев, стремительный взмах стальных клинков сабель, сверкающих на зеленом фот травы, рождают впечатление неистовой схватки. Динамичное пластическое и цветовое решение, построенное на контрасте локальных тонов, красного, синего на зеленовато-коричнево'.-фоне, экспрессивная фигура Гарибальди, словно высящаяся над толпой, подчеркивают мощь на­тиска сицилийских земледельцев. При остром своеобразии характеров героев Гуттузо, контра­сте их состояний и эмоции в них выступают об­щие черты, присущие людям послевоенного вре­мени. Это характеры, внутренне активные, об­щественные, живущие напряженной жизньь чувств и мыслей («Рокко у патефона», 1960. Москва, ГМИИ, ил. 291; «Спагетти», 1956; «По­литическая дискуссия», 1960—1961).

Мастерство композиции Гуттузо проявилос» в огромной картине «Пляж» (1955—1956). По строенная на контрасте движения и покоя, ка жущаяся с первого взгляда случайной, компо­зиция картины в действительности обладает це­лостностью и компактностью. Гуттузо придае-болыное значение линейным ритмам, органн зующим объем, подчиняющим цвет. Насыщен ная светом раскаленного солнца сцена купанп-воспринимается как радостный гимн жизни. О л нако порою в работах Гуттузо появляется обра человека, сознающего свое одиночество в бур­жуазном обществе (серия картин «Человек; толпе», 1957—1960).

Одним из ярких представителей реализма: итальянской скульптуре и в европейском пр-грессивном искусстве выступил Джакомо Мак цу (р. 1908), активный участник движения ст ройников мира, автор ряда остроправдивых пси хологических скульптурных портретов и поэт и ческих статуй («Голова Инге», серия «Танцо? щицы»—все созданы в 1950-х гг.). Неровна поверхность и обобщение объема создают бога­тое светотеневое решение в его пластике, ст тичной по своим формам, но наполненной вн тренним движением («Кардинал», 1955, Вен ция, Международная галерея современного п кусства). В 1963 г. Манцу завершил шесть г-льефов для «Врат смерти» собора св. Петра Риме (ил. 293). За традиционной сюжетик>:



20 век


Страны социализма



Священного писания («Распятие», «Снятие с креста» и др.)в них скрываются намеки на со­временность — преступления фашистов в Ита­лии. Фигуры, совершенные по пластике, испол­нены в технике низкого рельефа, переходящего в контур. Легкая модуляция поверхности, музы­кальность ритма и тонкость световых эффектов выявляют нюансы эмоционального состояния, раскрывающего человеческую драму. В 1970 г. Манцу создал монумент В. И. Ленину на Капри. Скульптор — почетный член Академии худо­жеств СССР.

В борьбе с формалистическим и модернист­ским искусством развиваются художественные школы Скандинавии и Финляндии. Мировую славу завоевало творчество скульптора-реалиста Вяйнё Аалтонена (1894—1966), почетного чле­на Академии художеств СССР, художника ши­рокого диапазона, создателя портретной галереи современников, парковой скульптуры, монумен­тального рельефа и скульптуры «Мир» (1950— 1952, Лахти, ил. 294). Социальной заостренно­стью отличаются полные злободневности поли­тические карикатуры датского художника, лау­реата Международной Ленинской премии мира, почетного члена Академии художеств СССР, Херлуфа Бидструпа (р. 1912), широко извест­ного в Советском Союзе по выступлениям в пе-


риодической печати, по выставкам и издавав­шимся альбомам карикатур.

На почве национально-освободительного дви­жения переживали подъем художественные школы в Азии и в Африке. В первое послевоен­ное десятилетие добились независимости Индия, Индонезия, Цейлон, Бирма и другие страны. С середины 1950-х гг. начался распад колони­альной системы в Африке и возникли незави­симые государства. В них возрождаются нацио­нальная литература и искусство, но их развитие идет под знаком борьбы двух культур — демо­кратической, революционной и буржуазной. С подъемом демократического движения, с нарастанием борьбы за мир связано возрож­дение публицистически заостренного искусства Японии.

Вступив на путь борьбы за создание подлин­но реалистического искусства и возрождение национальных культур, передовые художники стран Западной Европы, Америки, Африки и Азии сталкиваются с многочисленными труд­ностями, которые им приходится героически преодолевать. На этом пути они имеют союзни­ков в лице художников Советского Союза и стран социализма, а именно этот путь приведет их к успехам в создании серьезных художест­венных полотен на современные темы.


СТРАНЫ СОЦИАЛИЗМА


При всем различии исторических путей и ста­дий развития социализма, специфике нацио­нальных особенностей каждой страны их искус­ство все более отражает жизнь народа, новые общественные отношения и новые задачи.

С установлением народной власти художники стран социализма обрели нового заказчика — социалистическое государство.

Человек труда, новой морали становится глав­ным героем произведений изобразительного искусства. Для воплощения этого многогранно­го образа художникам необходима привержен­ность правде жизни. Творческим методом дея­телей искусств Советского Союза является ме­тод социалистического реализма. В других странах борьба за прогрессивное, социально содержательное искусство, вдохновленное но­вой жизненной практикой, претворяется через своеобразные творческие представления в пре­одолении различных тенденций — абстракцио­низма, натуралистической иллюзорности, свя­занной нередко с мещанскими представлениями з жизни. Идет активный процесс формирова-


ния национальных школ в художественной культуре социализма, утверждаются свои сти­листические принципы, эстетические законо­мерности, связанные с обращением к народной традиции. Все большую роль в сложении со­циалистической культуры на современном эта­пе играют взаимосвязи между различными ху­дожественными школами и их взаимовлияния. Но в целом можно говорить о могучей, дей­ственной силе искусства нового типа, связан­ного с идеями марксизма-ленинизма, о форми­ровании направлений и тенденций, обогащаю­щих теорию и практику социалистического реа­лизма.

С переходом к развернутому строительству социализма вступает в действие, усиливается, укрепляется намеченная коммунистическими и рабочими партиями программа подъема куль­туры, углубляется интерес к художественному наследию, создаются новые выдающиеся произ­ведения, отображающие жизнь и быт народа, его революционное прошлое. Большое значение в художественном развитии каждой из стран



.1*



20 век Страны социализма


социализма имеют связи с советской многона­циональной культурой, дающей во многих об­ластях примеры высокого новаторства. Демон­страцией единства идейно-эстетических принци­пов разных стран социализма стали выставки изобразительного искусства социалистических стран в Москве (1957—1958, 1975), в Софии (Триеннале реалистической живописи, 1973) и Другие.

Широкое распространение получили разнооб­разные формы монументального и декоратив­ного искусства, народных промыслов, развиваю­щихся на новой основе. Преобразуя облик сво­их стран, освобожденные народы развернули широкое строительство городов и сел, промыш­ленных предприятий, электростанций и водо­хранилищ, курортов для трудящихся. Создают­ся ансамбли нового типа, в которые творчески включаются самые различные жанры и виды искусства. Монументальная скульптура и жи­вопись, произведения декоративно-прикладного искусства все чаще участвуют в организации


пространства площадей и улиц, садов и парков, украшают стены общественных зданий, их ин­терьеры. Большие темы историко-революцион­ной борьбы и современности, образы народных вождей активно воплощаются в произведениях монументального искусства.

Заметной, мощной тенденцией явилось в ис­кусстве многих стран социализма утверждение идей мира и дружбы между народами.

Возникновение и развитие мировой системы социализма — важнейший объективный итог международного коммунистического и рабочего движения. СССР — первое в мире социалисти­ческое государство, образовавшееся в результа­те победы Великой Октябрьской социалистиче­ской революции. В 1921 г. на путь социализма вступила Монголия. В 1944—1949 гг. — Алба­ния, Болгария, Венгрия, ДРВ (в 1976 г. объеди­нилась с Южным Вьетнамом в Социалистиче­скую Республику Вьетнам), ГДР, Китай, КНДР, Польша, Румыния, Чехословакия, Югославия, в 1959 г. — Куба, в 1975 г. — Лаос.


НАРОДНАЯ РЕСПУБЛИКА БОЛГАРИЯ


Обширный размах приобрело монументаль­ное искусство в народной Болгарии. По всей стране возводятся невиданные ранее по масшта­бу ансамбли нового типа, воздвигаются памят­ники героям, борцам за свободу Болгарии. Сре­ди них величавый монумент павшим воинам Советской Армии (1954) в Софии, обращенный к центральной магистрали города. На фоне за­снеженной вершины Витоши вырисовываются фигуры главной группы: советского воина, бол­гарского рабочего и крестьянки с ребенком на руках, созданные скульпторами Марой Георгие-вой, Ваской Емануйловой. В ясной художест­венной форме раскрывают авторы монумента идею нерушимой дружбы между народами Со­ветского Союза и Болгарии.

К темам борьбы с фашизмом и борьбы за мир обращаются живописцы и графики. Одним из первых претворил ее Илия Петров (1903—.1976) в монументальной живописи (1946—1947) в фойе кинотеатра имени Димитра Благоева в Софии. Это фризообразпая композиция, испол­ненная гнева и боли. По краям ее — величаво-скорбные фигуры матерей, требующих отмще­ния, к центру движение групп нарастает, раз­гневанный народ сокрушает фашистов. Аллего­рия и реальность сочетаются здесь в образах, полных эмоционального накала. Суровый дра­матизм присущ картине Петрова «Расстрел» (1954, София, Национальная художественная


галерея, ил. 307). Внимание сосредоточено на фигуре революционера, мужественно глядяще­го в глаза смерти.

Историко-революционная тема привлекает и Стояна Венева (р. 1904), живописца и рисо­вальщика-сатирика с ярко выраженным нацио­нальным творческим почерком (картины «Воз­вращение партизана», 1954; «Сентябрьские ночи», 1963, София, Национальная художест­венная галерея). Художник выступает продол­жателем традиционной в болгарской живописи крестьянской темы. Юмор, живые наблюдения п характеры составляют основу картины «Весе­лый год» (1957, София, Национальная худо­жественная галерея). Теплый золотистый коло­рит ее словно пронизан ярким южным солнцем, под лучами которого созревают богатейшие пло­ды земли Болгарии.

Крестьянская тема — одна из главных в бол­гарском искусстве. К ней постоянно обраща­лись В. Димитров-Майстора, С. Венев, В. Бояд-жиев, А. Петров. Крестьяне — герои картин чу­десного живописца-колориста В. Димитрова-Майстора (1882—1962). Долгие годы он жил в родном Кюстендиле, воспевая в своих творени­ях красоту народа-труженика и природу со всем буйством прекрасного весеннего цветения садов и богатыми плодами осени. Декоративность и напряженность цвета сочетаются в картинах В. Димитрова-Майстора с мощной проработкой



20 век


Страны социализма



обобщенных объемных форм, со сложным рит­мом линий. Его «Болгарская девочка» (1952, София, Национальная художественная галерея) покоряет обаянием юности, чистоты. Она слов­но воплощение молодости свободной Болгарии. Постоянно обращался к современной теме Нен-ко Балканский (1907—1977).

Плодотворно работают над воссозданием об­разов своих современников мастер психологиче-


ского портрета и тематической композиции Деч-ко Узунов (р. 1899), почетный член Академии художеств СССР, Стоян Сотиров (р. 1903), ху­дожники последующих поколений — Светлин Русев (р. 1933), Лиляна Русева (р. 1932), Ка­лина Тасева (р. 1927) и многие другие.

Наряду с живописью развивается графика (Илия Бешков, Борис Ангелушев, Александр Жеыдов).





Дата публикования: 2014-11-19; Прочитано: 362 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.011 с)...