Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Польская Народная Республика




Огромный урон нанес фашизм польскому на­роду, и в частности его столице Варшаве. По­истине героический труд по восстановлению го­рода из руин и пепла вызвал прилив творче­ской энергии архитекторов, скульпторов, воз­рождавших исторические памятники, дома, улицы. В честь непокоренного народа Польши и Советской Армии-освободительницы польский народ соорудил монументы.

Начиная со второй половины 60-х гг. в поль­ском монументальном искусстве назреваю но-


вые тенденции большего обобщения, лаконизма, образной выразительности. Отражением этого процесса явился Памятник героям Варшавы Марьяна Конечного (1964), ставший символом Возрожденной из пепла польской столицы и не­покоренного народа Польши. С его решением перекликается Памятник жертвам фашизма в Лещинах (1964, скульпторы М. Сова, И. Молин-Сова).

Поиски новых форм в области синтеза ис­кусств нашли свое выражение в создании ме-



20 век


Страны социализма



мориальных ансамблей на месте или рядом с бывшими фашистскими лагерями смерти — Освенцимом, Треблинкой, Майданеком, Штут-хофвом.

В оформлении мемориальных зон на местах бывших лагерей смерти польские архитекторы применили новые приемы: они включили сюда остатки документальных свидетельств и боль­шие природные зоны, сделав мемориальные ан­самбли органической частью окружающей сре­ды. Таков мемориал в Треблинке (1964, архи­текторы Ф. Душенко, А. Хаупт), получивший широкую известность. По-новому решены ме­мориалы в Майданеке (1969) и Штутхофве (1968), созданные архитектором В. Толкиным. Бараки, лагерные вышки, зловещие печи кре­маториев — все это вошло в ансамбль как глав­ный обвинительный документ эпохи..Скульп­турно-архитектурные сооружения сознательно отделены от них. В Майданеке памятник по­ставлен на возвышении, и чтобы подняться к нему, следует пройти всю мемориальную зону. Подобным образом решен блок-стела в Штут­хофве (скульпторы Т. Лодзяна и С. Слонима). Каждому компоненту мемориала приданы ар-хитектоничность и символическое звучание. Одно из наиболее интересных решений—«До­рога-памятник» в Освенциме, создана по кол­лективному проекту архитекторов О. Хансена, С. Хансена, Е. Ярнушкевича, Я. Палка, Л. Ро-шнского (1965—1967).

В создании польских мемориальных ансамблей применена система открытых форм: смысловой образ мемориала складывается у зрителя в про­цессе свободного движения внутри мемориаль­ной зоны и дает возможность индивидуального лрочтения скульптурно-архитектурного за­мысла.

По проекту Ксаверия Дуниковского (1875— 1964) воздвигнут в Олынтине монументальный памятник силезским повстанцам на горе св. Ан­ны (1949-1952).

Синтетичность, чувство декоративной целост­ности ансамбля нашли выражение в работах Дуниковского по восстановлению Вавельского амка в Кракове: для потолка Зала посланни­ков он исполнил из дерева портреты актрисы Хелены Моджеевской, писателя Яна Коханов-кого и других, раскрывающих чувства живых < ярких личностей. Своеобразная характер-ость, декоративная раскраска в сочетании с


реалистической формой сближают их с творе­ниями старых мастеров, и в то же время боль­шая свобода исполнения и эмоциональность вы­дают руку нашего современника. В строго реа­листических традициях работает Марьян Ко­нечный (р. 1930), автор монумента В. И. Ле­нину, почетный член Академии художеств СССР. Острота восприятия и чувство современ­ности отличают станковую пластику Станислава Горно-Поплавского (р. 1902), исполнившего портреты сурово-скорбной матери Белоянниса (1953), полной лиризма и обаяния женствен­ности— «Янели» (1957).

Больших успехов добились мастера польского плаката, откликающиеся на важнейшие пробле­мы современности. Высокая идейность общест­венно-политических плакатов сочетается, с ост­рой лаконичной формой исполнения, неожидан­ными приемами использования отдельных дета­лей, насыщенного цветом пространства фона, предметов-символов, разнообразных шрифтов. Таковы плакаты Тадеуша Трепковского (1914— 1954) «Нет!» (1952) и «Варшава» (1952). Гнев­ным «Нет!», изображая бомбу, художник про­тестует против войны, сеющей смерть и разру­шения. Возрождающуюся к мирной жизни Вар­шаву олицетворяют строительный кран и си­дящий на нем белый голубь.

Среди мастеров польской станковой графики выделяются Тадеуш Кулисевич (р. 1899), в со­вершенстве владеющий острой линией, худож­ник сложный и во многом противоречивый. Его графические циклы разнообразны и несут в ря­де случаев следы повышенной экспрессии.

Лучшие из них — «Варшава» (1945—1946, пейзажи разрушенной Варшавы), «Солдаты ми­ра и революции» (1952, среди них особенно живо исполнен портрет Ф. Э. Дзержинского) — проникнуты глубиной чувства и раскрывают образы, полные взволнованности и правды.

Погоня за оригинальностью формальных приемов иногда уводит некоторых польских жи­вописцев в сторону от реализма. Однако вы­ставки абстрактной живописи не получили под­держки народа. А наиболее талантливые ху­дожники Фелициан Щенсны-Коварский (1890— 1948), Войцех Вейс (1875—1950), а вслед за ними и мастера более молодых поколений Вес-лав Гарболиньский (р. 1927), Бенон Либерский (1926—1983) в поисках жизненной правды об­ратились к национальной традиции.



20 век


Страны социализма





Дата публикования: 2014-11-19; Прочитано: 228 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.005 с)...