Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Середина и вторая половина 19 в




Период между 1820 и 1850 гг. в США харак­теризуется стремительным развитием капитали­стических отношений, выявлением резких со­циальных и идейных контрастов в обществен­ной жизни. В архитектуре распространяются тенденции к грандиозным показным эффектам, к эклектизму. В Вашингтоне производится пе­рестройка Капитолия (здания конгресса), кото­рый увенчивается громадным куполом.

С окончанием гражданской войны 1861 — 1865 гг. наступает период интенсивного индуст­риального развития страны. Быстрый рост го­родов, теснота застройки, поднимающиеся цены на землю вызывают резкое увеличение вы­сотности зданий, а к концу века — появление первых небоскребов в Нью-Йорке и Чикаго, ко­торый был заново отстроен после пожара 1871 г.


Живопись. В живописи утверждается салон-но-академическое направление, которое должно было свидетельствовать о расцвете буржуазной Америки. В эти годы широко распространяется пейзажная живопись, и прежде всего идеализи­рованный пейзаж так называемой школы реки Гудзон. Его создатели писали в условном, деко­ративном, иногда мистико-символическом духе пейзажи реки Гудзон. В противовес идеалисти­ческому направлению складывается лирическое направление пейзажа, передающее националь­ное своеобразие американской природы. Эмоцио­нальны пейзажи М. Д. Хида «Приближающаяся буря» и Ф. X. Лейна «Залив в Мэне» (Бостон, Музей изящных искусств).

Маупт. С развитием демократического движе­ния в середине 19 в. в американской живописи



!9*



19 век


США



зарождается бытовой жанр. С теплотой и вни­манием изображают художники сценки деревен­ской жизни, с сочувствием показывают негров. Таковы картины У.-С. Маунта (1807 — 1868) «Ловля угрей в Сетокете» (1845, Купер-стаун, Историческая ассоциация), «Игрок на банджо» (ок. 1855 г., Детройт, Институт искусств).

Период от 60-х до 90-х гг. был вторым эта­пом расцвета американской культуры, ознаме­нованным выступлением таких замечательных деятелей, как Уолт Уитмен' и Марк Твен — в литературе; Хомер, Икинс, Уистлер — в жи­вописи; Сент-Годенс — в скульптуре. Победа* Северных Штатов в войне с рабовладельцами Юга (1861 —1865) и принятие закона об осво­бождении негров содействовали широкому рас­пространению демократических идей и пробуж­дению творческих сил народа.

Хомер. В оппозиции к господствующим бур­жуазным вкусам стояло реалистическое искус­ство Уинслоу Хомера (1836—1910). Он родил­ся в Бостоне, учился у литографа, а затем в ве­черней школе при Национальной Академии ху­дожеств в Нью-Йорке. Во время гражданской войны 1861 —1865 гг. он был военным худож­ником, посылая свои зарисовки в еженедельни­ки. Участие в военных операциях и личные на­блюдения обусловили глубокую правду его кар­тины «Пленные с фронта» (1866, Нью-Йорк, Метрополитен-музей), где верно переданы при­поднятое настроение народа, его воодушевление и гордое чувство победы северян, выступавших за идеи прогресса и гуманности. При яркой ха­рактерности отдельных персонажей художник •добивается цельности и монументальности об­щего решения композиции.

В последующих картинах Хомер, увлеченный поэзией мирной обыденной жизни, правдиво и искренне отображает ее различные стороны. Этическая значимость образов, внимание к пла­стической проработке формы, точный уверенный рисунок, холодный серебристый колорит харак­теризуют картины «Сельская школа» (нач. 1870-х гг., Нью-Йорк, Метрополитен-музей), «Обеденный час» (нач. 1870-х гг., Детройт, Ин­ститут искусств).

Искусство Хомера достигает вершины в пе­риод его работы на Багамских островах, где среди дикой северной природы он нашел новых героев — отважных людей, живущих в постоян­ной борьбе за существование. Напряженной, па­тетической динамикой и драматизмом полны его картины «Охотник и гончая» (1892, Ва­шингтон, Национальная галерея), «Гольфстрим» {1899, Нью-Йорк, Метрополитен-музей, ил. 262). Герой последней, одинокий негр, ведет отчаян-


ную борьбу со стихией — бушующим океаном — в своей потерявшей мачту парусной лодке. Вера в человека труда, романтизация и героизация его образа сближают искусство Хомера с поэзи­ей Уитмена.

Само обращение художника к изображению людей, живущих на лоне природы, не затрону­тых развращающим воздействием буржуазной цивилизации, свидетельствует о неприятии им современной ему буржуазной действительности. Увлеченный героической романтикой подвига, он был далек от социальных противоречий со­временности, с особой остротой.проявляющихся в жизни города.

Икинс. К тематике городской жизни обратил­ся Томас Икинс (1844—1916), который прошел академическую школу в Филадельфии, а затем в Париже. Реалистическая направленность его искусства проявилась в ранних картинах, «Макс Шмитт в лодке» (1871, Нью-Йорк, Метрополи­тен-музей), «Парусные лодки на Делаваре» (1874, Филадельфия, Художественный музей). -свежих и насыщенных по колориту, пронизан­ных острым чувством современности.

Иные задачи решает художник в большом групповом портрете-картине «Доктор Гросс в своей клинике» (1875г Филадельфия, Джеффер-соновский медицинский колледж), где представ­лен прославленный хирург во время операции. На темно-коричневом фоне, среди фигур асси­стентов, выделяется фигура доктора; яркий свет падает на его лицо с высоким лбом мыслителя, на его руки, держащие инструменты, выявляя в его облике вдохновенную интеллектуальную силу.

На противопоставлении тонально объединен­ного полутемного интерьера с напряженным, словно горящим цветом одежды первоплановых фигур строит Икинс и другие свои картины на темы из жизни большого города, посвященные борцам и боксерам, миру артистов и художни­ков: «Виолончелист» (1896, Филадельфия, Пен­сильванская академия художеств), «Актриса» (1903, Филадельфия, Художественный музей). С портретов Икинса смотрят врачи, ученые, музыканты, писатели. Значителен глубокий, психологически насыщенный портрет Уолта Уитмена (1887, Филадельфия, Пенсильванская Академия изящных искусств), который высоко ценил искусство художника.

Уистлер. Если Хомер и Икинс вели борьбу за идейное реалистическое искусство на родине, то их соотечественник, третий выдающийся ху­дожник США — Джеймс Эббот Мак-Нейл Уист­лер (1834—1903), в отличие от Хомера и Икин­са, недолго жил в Америке. Он родился в штате Массачусетс, но детство и отрочество его про-



19 век


США



шли в России, в Петербурге, куда его отец, ин­женер, был приглашен на строительство желез­ной дороги. Есть данные, что юный Уистлер по­сещал классы Петербургской Академии худо­жеств. После смерти отца Уистлер некоторое время жил на родине.

В 1855 г. он навсегда уехал из Америки, сна­чала в Париж, затем в Лондон. Его расхожде­ние с господствующим салонным искусством проявилось и во Франции, где он, сблизившись сначала с Курбе, а затем с Э. Мане, выставил в «Салоне отверженных» поэтическую, изыскан­ную по колориту «Девушку в белом» (1862, Вашингтон, Национальная галерея). В Лондо­не его искусство подвергалось долгое время еще более резким нападкам официальной критики.

Проникнутые глубоким уважением к челове­ку, его нравственной и интеллектуальной жиз­ни, произведения Уистлера отличаются проду­манной простотой, ясностью художественной формы, чудесными колористическими гармония­ми. В традициях прогрессивного американского искусства исполнен «Портрет матери» (1871, Париж, Лувр), выдержанный в благородной гамме серебристо-серых и черных оттенков. Не­обычайно композиционное построение портрета на холсте удлиненного по горизонтали формата. Строгость композиции, отбора деталей и, глав­ное, острота характеристики модели сообщают особую демократичность и достоверность прав­дивому образу немолодой американской женщи­ны. Изысканность цветовых решений, строгая построенность композиций сочетаются с глуби­ной психологических характеристик в «Портре­те мисс Сайсли Александер. Гармония серого с зеленым» (1872—1874, Лондон, Национальная галерея, ил. 263). Поразительно тонко чувство­вал Уистлер и передавал природу, пространство н воздушную среду в пейзажах «Старый мост в Бэттерси» (ок. 1865 г., Лондон, галерея Тейт), «Темза у Бэттерси» (1863, Чикаго, Институт искусств).

Реакционная обстановка художественной жиз­ни Англии 1870—1880-х гг. была глубоко чуж­да Уистлеру, вызывая в нем противодействие, которое со временем приобрело характер демон­стративного эстетства и выразилось в усилении самодовлеющих исканий в области формы.

В поздний период творчества художника ска­зались его разрыв с родиной, а также отсутствие.репких связей с английской действитель­ностью. И все же отдельные произведения Уист-тера, и прежде всего его пейзажи и графические работы, полны поэтического чувства.

Развитие американского искусства, в первую 'Чередь живописи, совершилось стремительно и концентрированно на небольшом отрезке вре-


мени. Этому способствовал тот факт, что Аме­рика переплавляла в нечто единое — американ­скую нацию — различные нации и народности. Одновременно она ассимилировала их художе­ственную культуру, их искусство, обогащая на­циональную школу. За короткий срок в Амери­ку проникает из Англии барочный портрет, из Франции импрессионистический пейзаж, из Германии стиль модерн. Все самое лучшее из того, что дало американское искусство, воз­никло на пересечении двух линий — профес­сионального творчества и непрофессионально­го, создаваемого множеством любителей — «ху­дожниками воскресного дня», т. е. фермерами, торговцами, лодочниками, домашними хозяй­ками и т. д.

Их деятельность определила особенности аме­риканского искусства. Она проявляется в огра­ниченности тем, простоте и незамысловатости приемов и вместе с тем мужественной силе, спо­койной серьезности, волевом отношении к миру, умении трезво оценивать его.

Графика и скульптура. Во второй половине 19 в. в США складываются национальная гра­фика и скульптура. В карикатурах Томаса Наста впервые появляются изображения, в ко­торых олицетворяются демократическая и рес­публиканская партии в виде осла и слона, до­шедшие до наших дней.

Сент-Годенс. В различных городах США уста­навливается большое число памятников. Круп­нейшим мастером национальной скульптуры был Огастес Сент-Годенс (1848—1907), в про­изведениях которого обозначались черты сдер­жанно-спокойного, конкретно-точного, реали-• стического американского искусства. В Нью-Йорке находится созданная Сент-Годенсом кон­ная статуя генерала Шермана, в Чикаго — па­мятник Линкольну (1887). В образе задумчиво стоящего президента — непреклонная воля, убежденность, человечность, выраженные в яс­ных, строго реалистических формах.

Архитектура. На протяжении второй полови­ны 19 в. все резче обозначается расхождение путей развития изобразительного искусства и архитектуры. Поглощаемая техническими и кон­структивными задачами, архитектура сохраняет лишь внешние формы, заимствованные из про­шедших стилей всех времен и народов. Дольше других удерживалась мода на стилизацию под средневековую романскую и византийскую ар­хитектуру. Это увлечение сменилось подража­нием ренессансной ордерной системе.

И все же именно с техническим прогрессом были связаны настоящие оригинальные худо-



19 век


США



жественные ценности, созданные в области строительства. К их числу прежде всего нужно отнести знаменитый своим грандиозным разма­хом висячий Бруклинский мост (Манхаттан — Бруклин) в Нью-Йорке (1869—1883), соору­женный инженерами Джоном Огастесом и его сыном Вашингтоном Рёблингами. Открытый в 1884 г., этот мост четким стремительным рит­мом, блестящим использованием новых мате­риалов предвосхищал дерзновенный порыв стро­ительного дела в следующий период развития США.


Что касается широкого применения каркас­ной системы, металлических конструкций бе­тона и железобетона в архитектуре конца 19 в., то это привело к созданию специфического типа американского сооружения — небоскреба, изме­нившего облик крупнейших городов США — Нью-Йорка и Чикаго. Их бессистемная застрой­ка, разномасштабность зданий вызывают про­тиворечивое ощущение: человеческим чувствам противопоставлен мир чудовищно разросшегося, поглотившего все живое гигантского города.





Дата публикования: 2014-11-19; Прочитано: 265 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.009 с)...