Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Современная антропология 5 страница



Основными элементами государства являются тер­ритория, население, публичная власть. Территория составляет физическую, материальную основу государ­ства. Население государства - это совокупность лю­дей, проживающих на данной территории. Постоян­ное население данной территории имеет, как правило, устойчивую связь с государством в виде подданства или гражданства и пользуется его защитой внутри страны и за ее пределами. Важным атрибутом государ­ства является наличие отделенной от общества публич­ной власти.


В зависимости от основания классификации выстраи­ваются следующие типологии государства: по классово­му признаку - рабовладельческое, феодальное и т. д.; по форме государственного устройства - унитарное, феде­рация, конфедерация; по вид у режима - демократиче­ское, авторитарное, тоталитарное, иногда выделяется либеральное государство.

Важнейшее значение в современной философии об­щества отводится понятию правового государства. Пра­вовое государство - это государство, ограниченное в своих действиях правом. В правовом государстве функционирует режим конституционного правления, существует развитая и непротиворечивая правовая сис­тема, эффективный социальный контроль политики и

власти.

Отличительными признаками правового государства

являются следующие.

1. Верховенство закона, выражающего правовые принципы общества. Законы правового государства опи­раются на Конституцию страны и обладают наивысшей обязательной силой по сравнению со всеми иными нор­мативными актами, издаваемыми государственными органами.

2. Всеобщность права, связанность правом самого го­сударства и его органов. Государство, издавшее закон, не вправе его же само нарушать.

3. Взаимная ответственность государства и личности. Не только гражданин или отдельные организации и уч­реждения несут ответственность перед государством за выполнение своих обязанностей, но и государство, его должностные лица ответственны за свои действия перед гражданами.

4. Разделение властей. В соответствии с принципом разделения властей власть не должна быть сосредоточе­на в руках одного лица или одного органа, а должна быть рассредоточена между различными ветвями власти, что­бы избежать деспотизма.

5. Незыблемость свободы личности, ее прав, чести и
достоинства. Первооснова правового государства - при­
знание прав и свобод человека и гражданина, их уваже­
ние, соблюдение и защита со стороны государства.


6. Наличие эффективных форм контроля и надзора за соблюдением прав и свобод граждан, реализацией зако­нов и других нормативных актов, гибкого механизма га­рантий свободы народного волеизъявления.

Для становления и развития правового государства важно гармоничное взаимоотношение политики, мора­ли и права, хорошо развитая система политической культуры.

Политическая культура - это система исторически сложившихся, относительно устойчивых установок, убеждений, представлений, моделей поведения, прояв­ляющихся в деятельности субъектов политического про­цесса.

Политическая культура выполняет ряд функций в об­ществе: воспроизводства определенной системы обще­ственных отношений; обеспечения исторической преем­ственности и непрерывности политического процесса. Через политическую социализацию политическая куль­тура связывает поколения, обеспечивает передачу опы­та, традиций, норм политической жизни; интеграцион­ную, объединяя различные слои населения, помогая сориентироваться в сложных обстоятельствах; инфор­мационно-нормативную, поскольку политическая куль­тура содержит знания, традиции, ценности, на основе которых осуществляется политика, функционирует по­литическая система общества.

Можно выделить три основных модели взаимодей­ствия морали и политики.

1. Мораль подчиняет практическую деятельность людей, включая политику. Это характерно для:

христианских учений, в которых сформировались такие нравственные принципы и правила, как «не убий», «люби врагов своих как самого себя» и т. п.;

подходов гуманистов с их нравственными идеала­ми, способствующими сплочению и возвеличиванию че­ловеческого духа, укреплению политических и государ­ственных устоев;

ряда современных концепций с их особым отноше­нием к человеку как высшей ценности мира и этикой ненасильственной борьбы за более справедливое обще­ство.


2. Существенный разрыв между моралью и полити­кой, что отразилось в таких высказываниях, как «нрав­ственность и политика несовместимы», «в политике нет
морали, а есть только интересы». Наиболее четко дан­ную систему взаимоотношения морали и политики
представил Н. Макиавелли (1469-1527) в своем труде
«Государь», где он писал о том, что если государь жела­ет удержать в повиновении подданных, он не должен
считаться с обвинениями в жестокости, он может использовать все средства, включая насилие, принужде­ние, вплоть до лишения жизни, для укрепления госу­дарственной власти, ее экономической и политической

мощи.

3. Достижение разумного взаимодействия между и
моралью и политикой.
Так, Гегель и другие представи­тели немецкой классической философии считали, что
государство должно быть наделено особой нравствен­ностью, так как по своей природе оно выражает волю и
интересы большинства граждан. Представители рус­ской политической мысли второй половины XIX в. обо­сновывали положение о том, что образцовая обществен­ная жизнь слагается из добротных общественных учреждений и из нравственно развитых людей (К. Д. Каве­лин). Согласно Соловьеву, весь политический мир и его
устои базируются на нравственном фундаменте, напол­няющемся разумным содержанием благодаря появлению аскетизма, альтруизма и религиозного чувства. Вебер считал, что в социальной деятельности имеет место
рациональное соотношение целей и средств и побочных
последствий, хотя и ставил под сомнение возможность
науки вырабатывать нормативные средства. Здесь
уместно вспомнить формулировку категорического им­
ператива И. Канта, призывающего поступать так, чтобы
человек всегда относился к человечеству и в своем лице
и в лице другого как к цели и никогда не относился бы к
нему только как к средству.

Культура властвования аккумулирует по сути дела на практике кодекс гражданского поведения человека, стиль его мышления и деятельности, демонстрируя реа­лизацию данных политику прав и свобод. В соответ­ствии с этим лишь только за счет реального изменения


гражданского статуса личности в обществе, ее ценност­ных ориентации, демонстрации социально-культур­ных качеств возможна гармонизация современной куль­туры властвования.

Культура и ее основ-
ные функции. Филосо-
фия культуры, искус-
ства морали, религии,
техники  

Культура - это своеобразный генотип общества, специфиче­ский способ организации и раз­вития человеческой жизнедея­тельности, представленный в продуктах материального и ду­ховного труда, в системе соци­альных норм и духовных ценностей, в отношениях чело­века к природе, к самому себе и другим людям.

Термин культура (от лат. сиИига - возделывание, вос­питание, образование, развитие, почитание) отражает совокупность отношений и объектов (материальных и идеальных), форм человеческого поведения и деятель­ности, созданных людьми в дополнение к природным, знаний и способов описания окружающего мира, выра­ботанных в ходе социальной практики. Пространство культуры включает:

возделанную среду обитания людей, возникающую в процессе человеческой деятельности и насыщенную продуктами этой деятельности;

• мир возделанных личностей, чье сознание и поведе­ние мотивируется и регулируется социальными норма­ми и потребностями;

• мир упорядоченных коллективов людей, объединен­ных общими ориентациями, проблемами и опытом со­вместной жизнедеятельности;

• мир создания и воспроизводства системы социаль­ных ценностей, норм и технологий;

• мир языков культуры - динамичных знаковых сис­тем, созданных людьми с целью фиксации и трансляции социально значимой информации.

Таким образом, составными элементами культу­ры являются различные культурные объекты - резуль­тат опредмечивания творческих идей, всевозможные сценарии и нормативы социальной активности, а так­же многообразие человеческих отношений по поводу


создания, трансляции и использования продуктов

культуры.

Человечество, будучи единым биологическим видом, никогда не являлось единым социальным коллективом. Реально существовало и существует множество локаль­ных культур как исторически сложившихся форм соци­ального бытия. Таким образом, культуры вообще в принципе быть не может. Каждая культура воплощает специфический набор способов социальной практики конкретно-исторических сообществ, обеспечивая преем­ственность поколений, диалог традиций и новаций.

Преемственность - это связь между историческими периодами развития культуры, художественными шко­лами, направлениями, стилями, индивидуальными творческими манерами. Сущность преемственности зак­лючается в наследовании художественно-эстетических идей, творческих принципов, в сохранении формально-содержательных структур и элементов искусства, а так­же высших духовных достижений прошлого.

Что касается многообразия культур, то его следует понимать по-разному. Можно указать на культуру нацио­нальную и мировую, светскую и религиозную, западную и восточную и т. д. Под многообразием культур подразу­меваются и такие формы культуры, как элитарная, на­родная, массовая и ее разновидности: субкультура и

контркультура.

Понятие «элитарная культура» используется для обозначения специфической сферы культуротворчества, связанной с профессиональным производством культур­ных текстов, приобретающих впоследствии статус куль­турных канонов. В западной культурологии оно перво­начально служило для обозначения культурных плас­тов, диаметрально противоположных по своему содер­жанию так называемой профанной массовой культуре. В отличие от присущих любым типам культуры сооб­ществ носителей сакрального или эзотерического зна­ния, элитарная культура XX в. представляет собой сфе­ру промышленного производства культурных образцов, существующую в постоянном взаимодействии с различ­ными формами массовой, локальной и маргинальной культуры. В то же время для элитарной культуры ха-




9 Зак. 3024



рактерна высокая степень закрытости, обусловленная как специфическими технологиями интеллектуального труда (формирующими узкое профессиональное сообще­ство), так и необходимостью овладения техниками по­требления сложноорганизованных элитарных культур­ных продуктов, т. е. определенным уровнем образован­ности. Образцы элитарной культуры предполагают в процессе своего усвоения необходимость целенаправлен­ного интеллектуального усилия по расшифровке автор­ского послания. В отличие от продуктов массовой куль­туры, элитарная культурная продукция рассчитана на неоднократное потребление и обладает принципиальной многозначностью содержания. Элитарная культура за­дает ведущие ориентиры актуального типа культуры в целом, определяя как присущий «высокой» культуре набор «интеллектуальных игр», так и популярный на­бор «низких» жанров и их героев, воспроизводящих ба­зисные архетипы коллективного бессознательного.

Субкультура - система норм и ценностей, отличаю­щих группу от большинства общества. Субкультура (подкультура) - понятие, характеризующее культуру группы или класса, которая отличается от господствую­щей культуры или же является враждебной этой куль­туре (контркультура). Молодежь, например, развивает собственную субкультуру, в частности, создает свой жаргонный язык, моду, музыку, нравственный климат. Ее особенности объясняются, с одной стороны, избыт­ком жизненной энергии, богатством воображения у мо­лодежи, ас другой - отсутствием у большинства эконо­мической и социальной самостоятельности.

Совокупность локальных культур (субкультур), ба­зисные принципы которых оцениваются с точки зрения господствующего культурного канона как чуждые или враждебные, составляет пространство маргинальной (от фр. таг§1па1 - побочный) культуры. Социокультурный статус маргинальных субкультур определяется их раз­мещением на окраинах соответствующих культурных систем, частичным пересечением с каждой из них и лишь частичным признанием с их стороны. Таким обра­зом, маргинальность культурного образца всегда конк­ретно-исторична. Объективными условиями формиро-


вания маргинальной культуры являются процессы трансформации общества (модернизация, перестройка и т. п.), изменения социальной структуры (появление но­вых социальных групп или потеря ими прежнего стату­са), различные формы взаимодействия культур (от воен­ных конфликтов до экономического сотрудничества и культурного обмена). Различные формы маргинальной культуры служат своеобразной «игровой площадкой» новых языков культуры, тем полем, где в результате причудливого взаимопересечения «официальных» и «маргинальных» образов реальности формируется на­бор принципиально новых культурных предложений, возникающих как результат «неправильной», нестандарт­ной (а значит, спонтанной, неуправляемой) культурной коммуникации.

Контркультура может быть определена как ради­кальная форма субкультурного движения, направлен­ная на пересмотр базисных принципов актуального типа культуры. Можно выделить три основных принципа «контркультурной политики»: острый конфликт с «официальной» культурой, демонтаж существующей системы ценностей; построение альтернативного куль­турного пространства; стремление к его максимальному расширению, в идеале - к полному господству в качест­ве нового культурного канона, «культурная револю­ция».

Контркультура - это не некое целостное движение или художественное течение, не какой-то набор теорети­ческих программ или культурных сценариев, но вынуж­денное состояние инновационных культурных инициа­тив в ситуации культурного кризиса. Парадокс контркультуры в том, что она представляет собой «втор­жение внутренних варваров», культурную оппозицию, приходящую изнутри самой системы. Основной же тво­рец альтернативной культуры - культура официальная, слепо отбрасывающая «неприемлемые» формы расши­рения ее пространства.

Важнейшими феноменами культуры являются искус­ство, мораль и религия. Искусство - это, с одной сторо­ны, специфический род практически-духовной, творче­ской деятельности, направленный на создание художе-






ственных произведений и эстетически выразительных форм живописи, музыки, театра, литературы, с другой стороны - мастерство, умение, ремесло, ловкость, т. е. сделанность, завершенность произведения, его выра­женность.

Искусство, порождая мир художественных произве­дений, одновременно конституирует собственный мир - художественную культуру, мир, отличный от эмпири­ческой действительности, обладающий собственной, им­манентной природой, ориентированной на прекрасное, в предметном поле которого искусство только феноме­нально и осуществляется.

Философия морали - философское направление, ис­следующее мораль как один из основных способов нор­мативной регуляции действий человека в обществе. В рамках философии морали анализируются такие проб­лемы, как генезис и динамика норм морали, их отличие от простых обычаев, специфика нормативной регуляции в различных культурах, принципы, функции и импера­тивы нравственности, статус моральных ценностей в от­дельных феноменах культуры - науке, искусстве, рели­гии, политике, экономике, праве.

Слово «мораль» (от лат. тогаИз - в единственном числе; тогез - во множественном числе) означает нрав­ственный или обычаи, нравы, поведение.

Философскую науку, предметом изучения которой является мораль, нравственность, называют этикой. Этика выясняет место и роль морали в системе других феноменов культуры (наука, политика, право, экономи­ка, религия, искусство и др.), анализирует ее природу и внутреннюю структуру, изучает происхождение и исто­рическое развитие нравственности, обосновывает раз­личные ее системы.

Различие понятий «мораль» и «нравственность» ос­новано на противопоставлении того, что должно быть, т. е. нечто такое, к чему человек должен стремиться (м и р должного), и теми реально практикуемыми нрава­ми, с которыми человек сталкивается в повседневной жизни (ми р сущего). Под моралью при таком подходе по­нимают специфическую сферу культуры, в которой кон­центрируются и обобщаются высокие идеалы и строгие


нормы поведения, регулирующие поведение и сознание человека в различных областях общественной жизни - в труде, быту, политике, науке, в семейных, личных, го­сударственных и межгосударственных отношениях. В понятие «нравственность» вкладывается более жи­тейское, приземленное значение, включающее принци­пы реального практического поведения людей, при ко­тором строгость высокоморальных норм значительно

смягчена.

Внеинституциональность морали (в обществе не су­ществует таких институтов, организаций и учреждений, которые бы обеспечивали функционирование и развитие морали в отличие от науки, искусства, религии), ее все­проникающий и всеобъемлющий характер проявляются в нерасторжимой связи морали с другими феноменами культуры (наукой, политикой, экономикой, религией, правом, искусством, экологией и др.)-

Наряду с моралью, гуманистическую и воспитательную функцию выполняла и продолжает выполнять р е л и гия.

Подобные функции (гуманистическую, регулятив­ную, воспитательную) религия как феномен культуры способна выполнять вследствие того, что она аккумули­ровала в себе нравственный опыт предыдущих поколе­ний, который в афористической, сжатой форме мы обна­руживаем в знаменитых заповедях Моисея («не убий», «не укради», «не прелюбодействуй» и т. д.), в мораль­ных канонах ислама, буддизма. Каждая из мировых ре­лигий оказывала влияние на становление традиций, обычаев, норм поведения.

Стремление людей (особенно в переломные, кризис­ные моменты) искать устойчивые общечеловеческие ценности в культуре прошлого, приемлемость, универ­сальность и общедоступность религиозных построений обеспечивают их актуальность, популярность и привле­кательность. Мировые религии обогатили и развили мо­ральный опыт человечества. В то же время именно рели­гиозные догматы и религиозная вера стали основой христианской, буддистской и исламской этики. Высшей ценностью, образцом для подражания, в котором соеди­нились и воплотились все добродетели, целостным мо­ральным идеалом высшего порядка выступают в миро-





вых религиях Христос, Будда, Аллах. Утверждение Бога как единственного источника и критерия нрав­ственности, интерпретация зла как отступления от бо­жественных предписаний стали основой религиозной этики.

Философия религии - специальный раздел в фунда­ментальных философских системах или самостоятель­ное направление в философии, исследующее представ­ления о Боге как бесконечной, вечной, несотворенной совершенной Личности, трансцендентной по отноше­нию ко всему сущему и одновременно сохраняющей действенное присутствие в мире, природу и функции ре­лигии, отношение Бога и человека. Основными типами философии религии являются философское религиове­дение, нацеленное на философско-критическое исследо­вание существующей системы и эпистемологического статуса религиозных верований, особенностей религи­озно-мистического опыта, специфики религиозного языка, условий обоснованности, рациональности и ис­тинности религиозных верований и традиций мира, ре­лигии как социокультурного феномена, истории рели­гии и свободомыслия, а также философская теология, выполняющая функции обоснования учения о Боге, его природе, отношении к человеку, интерпретационные, оправдательные и конструктивные функции относитель­но религии.

Религиозное мировоззрение - это специфический спо­соб мировидения и миропонимания, основанный на вере в существование сверхъестественного, на признании оп­ределенных постулатов, системы норм, санкций, цен­ностей и убеждений, смещающих ориентацию человека из сферы общественно и материально необходимых жиз­ненных задач в сферу духовно-индивидуальных интере­сов, где решающее значение приобретают личное спасе­ние, непосредственно связанное с учением о бессмертии души и загробном воздаянии.

Выделяется несколько функций религии: мировоз­зренческая, компенсаторная, коммуникативная, регу­лятивная, культуротранслирующая.

Мировоззренческую функцию религия реализует, прежде всего, благодаря наличию в ней определенного


типа взглядов на мир в целом, человека, общество, при­роду и специфическую систему ценностей и убеждений.

Выполняя компенсаторную функцию, религия вос­полняет ограниченность, зависимость, бессилие людей в плане как изменения объективных условий их сущест­вования, так и желаемого изменения сознания людей в сторону высших духовных ценностей.

Будучи нормативной системой и основой обществен­но санкционированных способов поведения, религия оп­ределенным образом упорядочивает помыслы, стремле­ния людей, их деятельность, выполняя тем самым р егу­л я ти в ну ю функцию.

Религия, являясь составной частью культуры, вы­полняет кулътуротрансжирующую функцию: она способ­ствует развитию соответствующих ее оснований - пись­менности, книгопечатания, искусства, обеспечивает охранность и развитие ценностей религиозной культу­ры, осуществляет передачу накопленного наследия от поколения к поколению.

В рамках современной социальной философии особое внимание уделяется исследованию феномена техники. Техника - понятие, которым в истории культуры обо­значается: определенный комплекс инструментов, ору­дий, машин; искусственная среда как воплощенное стремление человека к власти над природой; техниче­ское творчество как самоцель и средство сохранения че­ловеческого рода при переходе от естественно-органи­ческого к искусственному миру; деятельность, связан­ная с особым способом преобразования природы, систе­мой ценностей и норм, регулирующих жизнь человека в цивилизованном мире.

Системный подход позволяет увидеть современную технику как сложную систему, в которой тесно взаимо­связаны такие ее элементы, как информационные тех­нологии (прием, хранение, обработка, передача инфор­мации независимо от расстояний); производственные комплексы машин, технологий; сосудистая система (во-до-, газо-, нефтепроводы, линии электропередач); тран­спорт; медицинские технологии; военная техника и тех­нологии; техника в системе образования; бытовая; науч­ная (поисковая); связанная с туризмом и отдыхом.





В вычислительной технике используется понятие «вы­сокая технология», под которым понимается приклад­ная наука и техника, включая вычислительную технику и электронику, а в широком смысле - специализирован­ная техническая новинка высокой сложности.

Ряд исследователей, которых принято называть сто­ронниками технологического детерминизма, исходят из решающей роли техники в развитии социально-эконо­мических и социокультурных структур. Возникнув в 20-е гг. XX в. в связи с бурным развитием науки и техни­ки, эта установка нашла отражение в концепции тех­нократизма, обосновывающей необходимость и неиз­бежность возрастания в обществе роли технической ин­теллигенции (Веблен), в теории стадий роста (Ростоу), в концепциях индустриального (Арон, Гэлбрейт) и пост­индустриального (Белл, Фурастье), технотронного (Бжезинский), информационного (Масуда) общества, «Третьей волны» (Тоффлер). Крупнейшие сдвиги в тех­нике и технологической системе производства рассмат­риваются в рамках этих подходов в качестве основных детерминант социально-экономических и иных измене­ний в обществе. Считается, что развитие техники на­правляется такими универсальными критериями, как эффективность, экономичность, системность, надеж­ность, которые и определяют характер технических но­ваций. Однако, как справедливо замечают критики кон­цепции технологического детерминизма, даже сверхра­циональное планирование технического прогресса, при его оторванности от гуманистических ценностей, с неиз­бежностью порождает иррационально-негативные, раз­рушающие основы человеческого бытия последствия. Это и обусловливает формирование в современных усло­виях альтернативных антитехницистских программ.

В противоположность технологическому детерминиз­му существует целый ряд альтернативных концепций, философский смысл которых заключается, прежде все­го, в расширении спектра анализа феномена техники, погружении его в контекст экономики, социологии, со­циальной психологии, антропологии, а также философ­ской теории ценностей, что создает предпосылки для построения целостной программы исследования техни-


ки, не вступающей в противоречие с жизненными стра­тегиями и перспективами человечества (Рополь, Кар-пентер). Прогресс техники детерминируется и измеряет­ся не только техническими идеями и их реализациями, но и социально-политическими, экономическими, эко­логическими и нравственно-аксиологическими пара­метрами. Маркузе, Адорно, Хоркхаймер и другие обра­щают внимание на негативные последствия чрезмерно­го увлечения человека могуществом техники. Техника превращает средства в цель, стандартизирует поведе­ние, интересы, склонности людей, превращая человека в объект бездуховных манипуляций. Хайдеггер видел причину гибельных угроз, вытекающих из действия ма­шин и всевозможных устройств, в самой сущности чело­века, воспринимающего мир исключительно как мате­риал для удовлетворения своих потребностей, а технику как орудие, позволяющее снимать завесы природных тайн. Для спасения человека необходима переориента­ция мышления человека. Другие же исследователи счи­тают, что необходим дифференцированный анализ силь­ных и слабых сторон «технологического мировоззре­ния» (Рапп, Шельски), «гуманизация техники» (Уайнстейн), а также рациональные действия, а не толь­ко лишь усилия духа в силу необратимости и неизбеж­ности развития техники.

Обсуждение социальных последствий научно-техни­ческого прогресса в предметном поле философии техни­ки занимает одно из ведущих мест. Антитехнистская критика в романтико-философской форме зафиксиро­вала негативные последствия бездуховного техницизма, ограниченность измерений прогресса техники лишь тех­ническими идеями и необходимость его дополнения со­циальными, политическими, экономическими парамет­рами, комплексными гуманитарно-аксиологическими программами, без которых невозможно преодоление от­чуждения человека, превращения его в конструкт тех­нико-производственных систем. Такая критическая па­радигма по отношению к прогрессу техники выявила тревожные противоречия и опасные последствия техно­логического развития общества, грозящие необратимы­ми разрушениями социоприродной среды и вместе с тем





инициировала формирование аксиологически-гуманис-тических программ, нацеленных на переориентацию технологического мировоззрения и мышления, призна­ющих необходимость рациональных стратегий и действий в условиях необратимости и неизбежности тех­нического развития, возможности развития техники, не угрожающей жизненным перспективам человечества.

В соответствии с этим в разряде многоаспектных про­блем, связанных с социальными последствиями научно-технического развития, актуализируются проблемы глобальных результатов техногенного развития, за­трагивающих интересы всего человечества (в плане угрозы миру в связи с развитием военной техники; по­следствий экологического кризиса и т. п.); проблемы ра­ционального обуздания техники, ограничения ее коли­чественного роста разумными пределами; проблемы построения системы ценностей, адекватных техно­тронной эре и сочетающих интеллектуальные и нрав­ственно-этические начала в человеке, учитывающих не­обходимость диалога научно-технической и философско-гуманитарной культуры.

Контрольные вопросы и задания

1. Определите предмет, проблемное поле и функции социаль­ной философии.

2. Какова динамика представлений об обществе от мифологии к теоретически обоснованным системам философского знания?

3. Раскройте основные версии натуралистической програм­мы (редукционизм, этноцентризм в интерпретации общества).

4. В чем специфика культурно-исторической исследовательской программы?

5. Какова специфика выделения психологических факторов в объяснении социальной жизни?

6. Насколько актуально марксистское учение социального развития в современном мире?

7. Назовите основные черты общества как сложноорганизованной саморазвивающейся системы.

8. Какова природа и функции социальных противоречий и конфликтов? Что представляет собой концепция ненасилия в современной социальной философии?

9. В чем сущность линейных и нелинейных интерпретаций социальной истории?


10. Каковы уровни, типы, достижения и противоречия совре­менного этапа цивилизационного развития?





Дата публикования: 2014-11-19; Прочитано: 244 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.014 с)...