Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Фундаментальные понятия онтологии 3 страница



1Гоббс, Т. Избранные произведения: в 2 т. / Т. Гоббс. М., 1964. Т. 2. С. 50.


знаниями, просматривает объект сквозь призму уже имеющихся представлений, пытается выявить че­ловеческое измерение вещей. Основная идея этой моде­ли - в познании человек не просто отражает объект изу­чения, но и активно влияет на него, добавляет в образ объекта те или иные субъективные моменты. Говоря словами Бердяева, познание «не может быть лишь по­слушным отражением действительности... - оно есть также активное преображение, осмысливание бытия»!. Начиная с середины XIX в. в марксизме и других фи­лософских школах развивается современная модель по­знавательного процесса - деятельностная. Ее сущность можно свести к следующим основным положениям.

1. Познание - это активная деятельность субъекта, направленная на объект познания с целью раскрытия его основных свойств и связей. Познаваемый объект «за­дан» человеку не в форме созерцания, а в формах дея­тельности. Иными словами, мы узнаем предметы таки­ми, какими их раскрывают наши действия с ними и осо­бенно - практика, задающая субъекту угол зрения на объект познания.

2. Субъект познания - всегда социальное явление. Любой человек, познающий мир, выступает частью ка­кой-то общности людей: коллектива, социальной груп­пы, всего общества. В познании реализуются не только субъект-объектные, но и субъект-субъектные отноше­ния. Субъект познания в своей познавательной деятель­ности связан - непосредственно или опосредованно -с другими людьми, использует не только свой личный, но и общечеловеческий опыт и разум. Конкретный чело­век является, таким образом, «полномочным представи­телем» человечества.

3. Процесс познания направляется и организуется той или иной социокультурной программой. Она форми­руется под влиянием личных и общественных потреб­ностей субъекта, его целей, знаний, мировоззрения и других компонентов культуры, в сфере которой он жи­вет и действует. Именно уровень и содержание индиви­дуальной культуры задают субъекту определенное видение

^Бердяев, Н.А. Философия свободы. Смысл творчества / Н. А. Бер­дяев. М., 1989. С. 351.






изучаемых объектов и интерпретацию полученных знаний.

4. Все компоненты познавательного отношения --субъект, его деятельность, объект познания - конкрет­но-историчны и динамичны, они изменяются по мере развития общества. Растет духовный багаж субъекта, качественно меняются способы познания мира, расши­ряется мир объектов, познаваемых человеком.

Итак, сущность процесса познания состоит в двусто­роннем взаимодействии, диалоге субъекта и объекта познания. С одной стороны, объект воздействует на че­ловека, сам кое-что говорит о себе, и это влияние есть не­обходимое (но не достаточное!) условие познания. Легко представить, что если бы наше познание сводилось толь­ко к этому воздействию, то знания о вещах и явлениях были бы весьма поверхностными и случайными. С дру­гой стороны, субъект активно воздействует на познавае­мый объект, спрашивает его о том, о чем сам объект умалчивает (например, о законах своего бытия), и за­ставляет так или иначе отвечать. Получить от объекта «ответы» на свои вопросы и есть важнейший смысл по­знания и его цель.

Еще одной важной проблемой

Проблема истины
1 теории познания выступает

вопрос о том, возможно ли до­стижение истины (достоверного знания) в результате познавательной деятельности. Понятно, что все наше познание мира имеет смысл лишь в том случае, если мы можем добывать верные знания о нем - иначе все наши познавательные усилия были бы бессмысленны.

Философские представления об истине прошли дол­гий путь и к настоящему времени существуют в виде нескольких основных концепций.

Классическая концепция истины. Она берет начало в эпохе античности. Уже древним мыслителям было яс­но, что многие вещи и их свойства скрыты от познания (Гераклит говорил, что природа любит прятаться). По­иск таких «спрятанных» явлений может вести человека как по пути мнения, так и по пути истины. Мнение озна­чает преимущественно мнимое знание, которое опирает­ся лишь на наши органы чувств. Истина же связана


лишь с достоверным знанием, которое добывается преж­де всего теоретическим мышлением - ему вещи откры­ваются (в Древней Греции и истина, и несокрытость обозначались одним словом - алетейя).

На основе такого подхода в античной философии, складывается понимание истины как соответствия на­ших знаний о вещи самой вещи, более или менее полно­го совпадения между ними. Эта ведущая идея была вы­сказана еще Платоном: «тот, кто говорит о вещах в соот­ветствии с тем, каковы они есть', говорит истину, тот же, кто говорит о них иначе, - лжет»1. Иными словами, на­ши представления о вещи могут быть полярными: они или верны - и тогда истинны, или же неверны - и тогда мы имеем дело с заблуждениями или ложью. Фома Ак-винский сказал, что заблуждения, эти «чудовища созна­ния», лишь принимаются за истину, но не являются ею; ложь же означает сознательное искажение истины. Со­ответствие или несоответствие нашего знания вещам устанавливается практикой, которая выступает глав­ным критерием истины. Так, в марксистской философии признается, что «точка зрения жизни, практики должна быть первой и основной точкой зрения теории познания»2 -и в этом смысле практика выступает абсолютным крите­рием истины. Вместе с тем она и относительна: наши практические средства всегда ограничены, и мы зачастую не можем подтвердить или опровергнуть наши знания.

Классическая концепция характеризует истину по следующим параметрам. С точки зрения:

• содержания - истина обладает объективностью. Со­держание любого истинного знания о предмете опреде­ляется самим предметом - например, истина Электро­ны в атоме движутся вокруг ядра обусловлена структу­рой атома;

• полноты знания - истина характеризуется относи­тельностью и абсолютностью. Ее относительность озна­чает незаконченность, неполноту нашего знания о вещи -например, современные знания об атоме достоверны, но далеко не исчерпывают его. Абсолютность истины тра-

1Платон. Сочинения: в 3 т. / Платон. М., 1968. Т. 1. С. 417. 2Ленин, В. И. Полное собрание сочинений / В. И. Ленин. М., 1965. Т. 18.





диционно понимается в двух смыслах: узком - когда абсолютным считается любое (чаще всего фактическое) знание, которое уже не может быть опровергнуто: В ато­ме есть ядро и электроны; широком - под абсолют­ной истиной понимается исчерпывающее, законченное знание о предмете. Реально таких знаний не существует, и в этом смысле абсолютная истина означает предел, к которому стремится наше постоянно растущее знание;

• условий познания - истина обладает конкрет­ностью. Истина является истиной, как правило, лишь для вполне конкретных условий. За их пределами она может превратиться в заблуждение - так, простейшая истина Вода кипит при 100 °С справедлива лишь в усло­виях нормального атмосферного давления.

Классическая концепция истины пережила века и до сих пор является наиболее распространенной. Она хоро­шо работает в повседневных житейских ситуациях: в них довольно легко сравнить наше знание с вещами, убе­диться в его истинности и действовать в согласии с ним (так, еще ребенком человек усваивает истину, что огонь обжигает, и она становится для него надежным регулятивом). Вместе с тем с развитием нашего знания о мире и форме человеческой практики становилось очевидным, что классическая концепция далеко не всегда и не во всем соответствует реальному процессу познания. Это в конечном итоге привело к появлению новых концепций истины.

Прагматическая концепция (от греч. pragma - дело, действие). Разработана философской школой прагматиз­ма (Пирс, Джемс, Дьюи). Она исходит из функциональ­ного понимания истины, ее эффективности и полезности для достижения целей субъекта. Джемс, например, пи­сал: «истиной прагматизм признает то... что лучше все­го работает на нас, ведет нас, что лучше всего подходит к каждой части жизни»! - т. е. речь идет здесь об инструментальном понимании истины. В такой логике заложена некоторая опасность субъективного произво­ла: каждый может считать истинным то, что привело его


к успеху, к достижению намеченной цели. Сам Джемс утверждал: «если окажется, что религиозные идеи име­ют ценность для действительной жизни, то, с точки зре­ния прагматизма, они будут истинны в силу своей при­годности для этого» 1. Вместе с тем у этой концепции есть и заметное достоинство - стремление придать проблеме ис­тины реалистический, житейский характер, наполнить ее содержанием, практически значимым для человека.

Когерентная концепция (от лат. cogerens - находя­щийся в связи). Используется преимущественно в науч­ном познании, особенно в тех сферах науки, где весьма трудно сравнивать научные идеи и понятия с реаль­ностью (высшая математика, теоретическая физика и т. п.). Знание здесь считается истинным в том случае, ес­ли оно внутренне непротиворечиво, самосогласованно. Главная проблема этой концепции заключается в том, что внутренняя непротиворечивость знания не всегда означает его «совпадение» с действительностью.

Плюралистическая концепция (от лат. Pluralis- множественный). Исходит из факта сложности познава­емых объектов и приходит поэтому к выводу о наличии не одной, а нескольких (или даже многих) истин об од­ном и том же явлении. В самом деле, знания о достаточ­но сложном явлении, полученные различными субъек­тами, могут по-разному, но в чем-то верно (хотя и час­тично) отражать его и быть, следовательно, истинными. Поэтому нельзя отдать предпочтение какой-то одной ис­тине - все они в определенной мере равноправны, и сре­ди них нет главной, царской истины. Значит, целостное знание о таком явлении должно строиться по принципу дополнительности, когда каждое из его истинных опре­делений следует компенсировать другими, часто даже противоположными утверждениями - так, истина, что человек является биологическим существом, должна быть дополнена положениями (тоже истинными!) о том, что он выступает в качестве космического, физического, социального, духовного явлений.

Заканчивая анализ проблемы истины, следует также отметить, что представления человека о мире далеко не



1 Джемс, У. Что такое прагматизм? / У. Джемс // Вестник Моско­вского университета. Серия 7. Философия. 1993. № 3. С. 91.


1 Джемс, У. Там же. С. 89.



всегда могут быть однозначно распределены по двум по­люсам - истина и заблуждение. Поэтому современная гносеология оперирует и такими понятиями, как «сте­пень истины», «частичная истина», «правдоподобное знание», «более и менее ложные суждения» и др. Эти ха­рактеристики знания отражают степень его приближе­ния к подлинной истине и имеют заметное практическое значение. Так, если высота какой-то горы равна 6 тыс. м, а мы ее оцениваем в 5,5 тыс. м, то это теоретически и практически лучше, чем если бы мы считали ее равной 4 тыс. м - хотя оба суждения являются заблуждениями. Кроме того, существуют такие проблемы (в первую оче­редь философские и религиозные), которые, скорее все­го, не имеют однозначно истинного решения: например, на вопрос о смысле жизни каждый человек отвечает по-своему, исходя из своих мировоззренческих, ценност­ных и других жизненных установок, и вряд ли в данном случае можно дать единственно верный ответ.

4.2. Структура и динамика познавательного

процесса

Отношение между субъектом и объектом познания составляет как бы каркас познавательного процесса. Ре­ализуется же познание с помощью целого набора других структурных компонентов, каждый из которых играет вполне определенную роль в получении человеком зна­ний о мире.

С чего начинается познание?

Отметим прежде всего, что по­знание явления или вещи, впервые встретившихся чело­веку в его житейской практике, начинается не с нуля, а опирается на некоторое исходное основание - личностное знание. Личностное знание представляет собой всю совокупность сведений субъекта о мире, которые человек уже приобрел как в своем лич­ном опыте, так и в результате обучения и воспитания. Эти знания не равноценны по своему статусу и значе­нию: они включают, с одной стороны, сведения общезначимого
характера (мировоззренческие ценности, законы науки и т. д.), а с другой - личные знания человека о се­бе самом, своих особенностях, об индивидуальном отно­шении к своему миру. Личностное знание содержит и различные заблуждения, предрассудки, мифологемы и другие «сведения», искажающие реальность. Однако каждый человек, как правило, считает свои представле­ния о мире справедливыми - он не только знает мир, но и верит в достоверность своего знания. («Я верю тому, что знаю». Л. Витгенштейн.) Более того, любая вера (в том числе и религиозная) не нуждается в каком-либо обосновании: человек просто принимает те или иные ус­тановки как само собой разумеющиеся, не подлежащие никакому сомнению. Поэтому личностное знание есть более или менее упорядоченный конгломерат верных и ошибочных представлений о мире, соединенных в еди­ное целое «скрепами» веры.

В процессе индивидуального познания личностное знание выполняет три основных функции. Избиратель­ная функция: человек на основе своего знания о мире и своих целей и интересов сам выбирает для себя предметы познания и их свойства, намечает пути их изучения. Оце­ночная функция состоит в том, что, знакомясь с предме­том познания, субъект сравнивает его с уже известными явлениями, старается найти что-то общее между ними, т. е. дает ему какую-то предварительную оценку. Интер­претационная функция имеет место тогда, когда чело­век, освоив так или иначе познаваемый предмет, дает ему свою интерпретацию (т. е. толкование и объяснение) -опять-таки с соответствии с собственным знанием-верой. Личностное знание, таким образом, пронизывает собой все стадии познавательной деятельности человека.

Чувства и разум в по­знании

Вместе с тем личностное зна­ние, во многом определяя про­цесс познания, само зависит от других структурных компонен­тов этого процесса. Важнейшими из них выступают две стороны познания - чувственная и рациональная.

Чувственное познание осуществляется человеком органами чувств, данными ему природой. С помощью






чувственного познания субъект может познать лишь те свойства и связи вещей, которые как бы лежат на по­верхности, доступны непосредственному созерцанию (зрению, слуху, обонянию, осязанию, вкусу). Говоря фи­лософским языком, чувственное познание ориентирова­но на явление (т. е. внешние характеристики вещей). Оно функционирует в трех основных формах - ощуще­ние, восприятие, представление. Ощущение фиксирует в нашем сознании лишь какое-то отдельное свойство вещи -ее цвет, вкус, форму и т. д. Восприятие отражает уже всю совокупность внешних признаков вещи, составляет ее целостный образ. И то и другое существует лишь при непосредственном чувственном контакте человека с вещью. Представление же, напротив, возникает в со­знании без такого контакта, оно есть как бы чувственное воспоминание вещи, восстановление в памяти ее образа -каждый из нас легко представит себе, например, яблоко, даже не имея его перед собой.

Названные формы чувственного познания есть отра­жение реального мира и поэтому они так или иначе сход­ны с ним. Но это сходство не абсолютное, а лишь относи­тельное, так как чувственное знание несет на себе и отпе­чаток особенностей личности, момент субъективности. Иными словами, каждый человек воспринимает мир ин­дивидуально, видит его иначе, чем другие. Поэтому нельзя упрекать кого-то в том, что он ощущает какую-то вещь не так, как ее воспринимают, скажем, его близкие {Всем вкусно, а ему, видите ли, не вкусно!). Можно ска­зать, что каждый из нас по-своему прав в своем личном отражении единого для нас мира.

Чувственное познание при всей его важности для че­ловека не дает возможности обнаружить сущность ве­щей, т. е. их внутреннюю основу, необходимые и устой­чивые свойства и связи. Сущности - в отличие от явле­ний - не лежат на поверхности, они скрыты от органов чувств, и открыть их можно только силой интеллекта, опирающегося на рациональное (от лат. ratio - разум), абстрактное мышление. Лишь оно может как бы увидеть (умом, а не чувствами) за явлениями - их сущность, за единичными вещами - их общие черты, за случайностя­ми - закономерность. Подобное умозрение носит уже не


чувственно-конкретный, а отвлеченный, абстрактный характер.

Рациональное познание функционирует с помощью трех основных логических форм - понятия, суждения, умозаключения. Понятие - это простейшая форма мыс­ли, которая отражает общие, существенные и необходи­мые свойства предметов определенного класса: так, по­нятие «металл» обозначает наличие специфических свойств всех элементов-металлов (например, их элект­ропроводности). Именно понятия выступают как бы ато­мами мышления, с их помощью выражается практиче­ски любая человеческая мысль. Связь понятий в процес­се мышления выражается в виде суждения - форме мыс­ли, утверждающей или отрицающей что-либо о предме­те (например, медь - металл). Суждения фиксируют от­ношения, существующие между различными предмета­ми, явлениями, их свойствами. И, наконец, с помощью умозаключения устанавливается связь между разными суждениями и делаются определенные выводы {Все ме­таллы проводят электрический ток. Медь - металл. Следовательно, медь является проводником электри­ческого тока).

Несмотря на кажущуюся простоту названных форм рационального познания они являются необходимыми и достаточными для самых разных мыслительных опера­ций. С их помощью добыто и добывается, а также может быть выражено все богатство человеческих знаний.

Статус и роль чувственной и рациональной сторон в познавательной деятельности человека получали раз­ную оценку в истории философии. Уже в античности за­родились два противоположных течения - сенсуализм и рационализм. Сенсуализм (от лат. sensus - чувство, восприятие) отводит ведущую роль в познании органам чувств и считает, что именно из чувственных данных выводится логическим путем все содержание наших знаний. Так, еще Эпикур говорил: «мы должны во всем держаться ощущений... ибо это вернейшая опора для суждений»!. Позже сенсуализм обрел многих сторонни­ков, так как стало очевидным, что чувства связывают

См.: Диоген Лаэртский. О жизни, учениях и изречениях знаме­нитых философов / Диоген Лаэртский. М., 1979. С. 407-408, 415.





человека с внешним миром, и без этой связи никакое познание невозможно. Это и дало сенсуализму основа­ния для вывода о том, что чувственное восприятие есть «первое начало всякого знания» и что «нет ни одного по­нятия в человеческом уме, которое не было бы порожде­но первоначально... в органах ощущения»!. Однако позднее (особенно в XX в.) оказалось, что реальный про­цесс познания намного сложнее этой схемы и многие по­нятия не могут быть выведены «чисто логическим» пу­тем из данных чувственного опыта. Поэтому в современ­ной гносеологии сенсуалистский подход к познанию в основном преодолен.

Рационализм же, напротив, полагает, что основой познания является разум, абстрактное мышление. Соот­ветственно недооценивается роль чувственного позна­ния как темного, недостоверного. Истоки этих взглядов также лежат в античной философии - в учениях Сокра­та, Платона, Аристотеля. Аристотель считал: «Чувст­венное восприятие общо всем... и мудрости в нем нет ни­какой»2, что общее в вещах может быть обнаружено лишь разумом. Поэтому в сознании человека должны су­ществовать некие абстрактные идеи и знания, которые не зависят от опыта и определяются только теоретиче­ским мышлением. Дальнейшее развитие познания (осо­бенно научного) подтвердило справедливость этого тези­са и привело, в свою очередь, к усилению позиций рацио­нализма в новой и новейшей философии. Историческая заслуга рационализма состояла в том, что он выявил ак­тивную творческую роль разума в познании мира.

Кто же прав в споре о роли чувств и разума в позна­нии? По-видимому, истина находится где-то между крайностями сенсуализма и рационализма. В самом де­ле, именно чувственное познание непосредственно свя­зывает нас с миром, дает его конкретно-образную карти­ну, обеспечивает нам первоначальную ориентацию и приспособление к его реалиям. Рациональное же позна­ние, хотя и опосредованно (через абстракции) связывает

*Гоббс, Т. Избранные произведения: в 2 т. / Т. Гоббс. М., 1964. Т. 1.С. 104; Т.2. С. 50.

^Аристотель. Метафизика / Аристотель. М.; Л., 1934. С. 21.


субъекта с объектами, дает нам теоретические образы вещей, обеспечивает знаниями законов их бытия. Кроме того, следует иметь в виду, что в реальном процессе по­знания его чувственная и рациональная стороны слиты воедино, взаимопроникают и дополняют друг друга: чувственные данные всегда в той или иной мере осмыс­лены и оценены человеком (т. е. рационализированы), а абстрактные знания «пропущены» через его чувства, эмоционально окрашены. Чувства и разум совместно ра­ботают над решением определенной познавательной за­дачи, выполняя свои функции и давая в результате чело­веку комплексное знание о предмете познания. Правда, их роль различна в разных типах познавательной дея­тельности: чем более она трафаретна, шаблонна, тем меньше в ней заслуг разума, и наоборот - чем больше в ней творчества, неординарности, тем выше роль рацио­нального мышления.

Вместе с тем при всех возможностях этих сторон по­знания далеко не всегда предмет изучения поддается им. В этих ситуациях в философии говорят еще об одной сто­роне познавательной деятельности - иррациональном познании (от лат. 1ггаИопаИз - неразумный, бессозна­тельный). Под ним понимаются обычно познавательные акты, которые не сводятся к нормам строгого логическо­го мышления и не имеют пока надежного научного объ­яснения. Сюда могут быть отнесены такие «нестандарт­ные» способы получения знаний, как интуиция, откро­вение (для религиозного человека) и др. Все они предпо­лагают некое внезапное озарение субъекта, творческую вспышку в его сознании, приводящую к постижению истины. Так, интуиция, по В. Соловьеву, означает не­посредственное (без анализа и обоснования) усмотрение чего-либо в качестве истинного, целесообразного, нрав­ственно доброго или прекрасного. Мы можем долгое вре­мя биться над решением какой-то житейской или позна­вательной проблемы и не находить его. И вдруг оно при­ходит как бы само собой, и мы понимаем, видим, что на­до поступить именно так, а не иначе, открываем ключ к разгадке мучившей нас задачи и т. п. При этом интуи­ция обычно не подводит нас, хотя мы получаем и прини­маем новое знание без логического вывода и обоснова­ния. Подобные интуитивные догадки и решения рас-




5 Зак. 3024



сматриваются чаще всего в качестве итоговой фазы ло­гического размышления, которое протекает в глубинах интеллекта и поэтому не осознается нами - и лишь его результат (решение задачи) поднимается к уровню осо­знанного знания.

И, наконец, итоговым компонентом процесса позна­ния выступает новое знание, полученное человеком в ре­зультате практического и теоретического освоения объ­екта познания. В большинстве случаев оно является но­вым только для данного индивида и может быть давно известным для других: так, кто-то, впервые приехав в Минск, открывает его для себя, хотя это «открытие» но­сит сугубо личный характер. Вместе с тем результаты познания могут стать и общезначимыми и принципи­ально новыми (обычно это имеет место в научном иссле­довании): скажем, при первом посещении и описании путешественником какой-нибудь 1егга ЬпсодпИа (неиз­вестной земли). Но в любом случае даже довольно триви­альное (но новое!) знание пополняет личностное знание человека, расширяет его познавательные горизонты.

Итак, процесс познания есть целостная система взаи­модействующих компонентов и отношений между ни­ми. Только задействовав все эти компоненты, активно включив их в конкретную деятельность по изучению предметов и явлений окружающего нас мира, можно рассчитывать на значимый познавательный успех.

4.3. Научное познание: специфика, структура,

динамика

Виды познания

Среди множества различных познавательных процессов можно выделить основные ви­ды познания. В их классификации нет единства мне­ний, но чаще всего говорят об обыденном (житейском), мифологическом, религиозном, художественном, фило­софском и научном познании. Рассмотрим здесь кратко лишь два вида познания - обыденное, которое служит фундаментом человеческой жизни и любого познава­тельного процесса, и научное, которое оказывает сегод-


ня решающее воздействие на все сферы деятельности че­ловечества.

Обыденное познание - это первичная, наиболее про­стая форма познавательной деятельности субъекта. Оно стихийно осуществляется каждым человеком на протя­жении всей его жизни, служит приспособлению к реаль­ным условиям житейского бытия и направлено на при­обретение тех знаний и навыков, которые необходимы ему каждый день и час. Такие знания обычно довольно поверхностны, далеко не всегда обоснованы и система­тизированы, достоверное в них тесно переплетено с заб­луждениями и предрассудками. Вместе с тем в них в форме так называемого здравого смысла воплощен ре­альный житейский опыт, своеобразная мудрость, позво­ляющая человеку вести себя рационально в самых раз­личных житейских ситуациях. Обыденное знание, кро­ме того, постоянно открыто для результатов других ви­дов познания - например, научного: здравый смысл спо­собен усваивать сравнительно простые истины науки и становиться все более теоретизированным. К сожале­нию, подобное влияние науки на обыденное сознание не столь велико, как хотелось бы, например, одно из иссле­дований показало, что половина опрошенного взрослого населения США не знает, что Земля обращается вокруг Солнца за 1 год. В целом же обыденное познание всегда ограничено определенными рамками — ему доступны лишь внешние свойства и связи предметов Повседневно­го опыта. Для получения же более глубоких и сущест­венных сведений о реальности необходимо обращение к научному познанию.

Научное познание принципиально отличается от обыденного. Во-первых, оно доступно не любому челове­ку, но лишь тому, кто прошел специализированную под­готовку (например, получил высшее образование), кото­рая дала ему знания и умения для научно-исследова­тельской деятельности. Во-вторых, научное познание специально ориентировано на изучение явлений (и зако­нов их бытия), неизвестных сегодняшней обычной прак­тике. В-третьих, наука пользуется специальными сред­ствами, методами и инструментами, которые не приме­няются в традиционном производстве и обыденном опы­те. В-четвертых, добытые в научном исследовании зна-





ния обладают принципиальной новизной, они обоснова­ны, системно организованы и выражаются с помощью особого, научного языка.

Для возникновения и развития научного познания нужны определенные социокультурные условия. Совре­менные исследования показали, что научное познание не могло возникнуть в так называемом традиционном обществе (такими были цивилизации Древнего Востока -Китая, Индии и т. д.), для которого характерны замед­ленные темпы социальных изменений, авторитарная власть, приоритет традиций в мышлении и деятельнос­ти и т. п. Знание здесь ценится не само по себе, а лишь в своем практическом приложении. Понятно, что в этих условиях человек склонен больше следовать устоявшим­ся образцам и нормам, чем искать нетрадиционные под­ходы и пути познания.

Научному познанию суждено было сложиться в тех­ногенном обществе, предполагающем высокие темпы изменений во всех сферах жизни, что невозможно без постоянного притока новых знаний. Предпосылки тако­го общества складываются в культуре Древней Греции. Вспомним, что демократическое устройство общества, свобода гражданина способствовали развитию активной деятельности индивидов, их умению логически обосно­вывать и отстаивать свою позицию, предлагать новые подходы к решению обсуждаемых проблем. Все это обу­словливало поиск новаций во всех видах деятельности -в том числе и в познании (не случайно поэтому именно в Греции зарождается первый образец теоретической нау­ки - геометрия Евклида). Культ человеческого разума, идея его всесилия находят затем свое развитие в культу­ре европейского Ренессанса, что и способствует станов­лению профессионального научного познания и возник­новению науки Нового времени.

Научное познание осуществляется обычно на двух уровнях - эмпирическом и теоретическом. Эмпириче­ское (от греч. етреЬНа - опыт) познание дает нам сведе­ния о внешних сторонах и связях исследуемых объек­тов, фиксирует и описывает их. Оно осуществляется главным образом с помощью методов наблюдения и экс­перимента. Наблюдение - это целенаправленное и пла-


номерное восприятие изучаемых явлений (например, изучение поведения человекообразных обезьян в естест­венных условиях их жизни). При наблюдении ученый старается не вмешиваться в естественный ход вещей, чтобы не исказить его.





Дата публикования: 2014-11-19; Прочитано: 411 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.013 с)...